"Что значат ваши имена"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Занятие "Что значат ваши имена"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Занятие "Что значат ваши имена"17.93 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие «Что значат ваши имена»

         Цель: дать детям знания о том, что у каждого человека есть свое имя,  которое отличается от других; рассказать о том, как на Руси давали имена, и что они означали; обьяснить, что к человеку можно обращаться по имени, по имени и отчеству, по фамилии; вызвать интерес у детей к этой теме и желание правильно обращаться к людям.

Задачи:

- Знакомить детей с историей русских имен, со значением имени для человека, обсудить соответствие характера, поведения его имени;

- Познакомить детей с именами наших предков; вспомнить имена сказочных героев;

- Развивать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми, делать выводы; Активизировать в речи детей нежные и ласковые слова;

- Воспитывать доброе отношение к себе и окружающим, к своему имени;

        Методы: рассказ воспитателя, чтение отрывка из книги Н.Носова «Приключение Незнайки», беседа, игра – упражнение «Обратись по имени».

Предварительная работа: в качестве домашнего задания предложить детям уточнить полное имя своих родителей, родных.

Ход занятия:

        -Дети, садитесь , как вам удобно, кто с кем хочет. Посмотрите внимательно друг на друга и скажите  чем мы похожи и чем отличаемся. (ответы детей).

        - Не смотря на то, что у нас много общего, но есть то, что нельзя увидеть, и это есть одно из отличий. Что это? Как  я могу позвать того или иного ребенка? (ответ детей). Я обращаюсь к вам по имени. Нет ни одного человека, у которого нет имени.  Имя человек получает от родителей сразу же после его появления на свет. Имена это – это слова, но особые. Они  значат многое.  Я расскажу вам, как на Руси давали имена. Наши предки внимательно относились к выбору имён для своих детей.  Им хотелось, чтобы дети росли сильными, крепкими, добрыми, милыми. Вот и имена давали такие, как Добрыня (делающий добро), Любомир (Любящий мир, людей), Людмила (милая людям), Надежда, Вера, Любовь – все эти древнерусские имена.

        - По имени можно не мало можно узнать о человеке: мужчина это или женщина, девочка или мальчик, молодой человек или пожилой. У человека есть фамилия, есть отчество. ( воспитатель спрашивает, как зовут их родителей, бабушку дедушку, как их будут звать, когда они вырастут).

       - К человеку можно обращаться по имени (к сверстнику, брату, сестре) или по имени и отчеству и на Вы (к старшим людям). Называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете тем самым уважение к нему.  А вот не знать, как зовут  твоих близких, друзей – невежливо.  Именно по- этому всегда   помнят имя, отчество и фамилию своих родных, знакомых, имена своих друзей и не ленятся приветливо называть их, здороваясь, прощаясь или обращаясь с просьбой.

        - А вы хорошо знаете имена своих друзей? Как вы обращаетесь к ним? (Предлагаются разные варианты обращения по имени)

Оля-Олечка – Оленька;

-Таня –Танечка – Танюша;

-Саша – Сашенька – Санечка;

Аня – Анечка – Анюта;

Игра – упражнение «Обратись по имени»

  1. Оля у тебя «трудная» пуговица, ты не можешь ее застегнуть. Попроси Сашу помочь. Как ты это сделаешь? А как ответит Саша?
  2. Таня у тебя кубик, а  Серёжи хочет поиграть с ним. Серёжа попроси у Тани кубик. Как ты попросишь, что ответит Таня.
  3. У Ани  кукла, Света хочет её посмотреть. Света обратись к Свете, попроси куклу. Как ты обратишься? А как ответит Аня?

        В конце игры воспитатель обобщает:

- Молодцы, вы ласково, вежливо, обращаетесь друг к другу.

- Я прочитаю вам отрывок из книги Николая Николаевича Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Вы внимательно послушайте, а потом скажите, хорошо ли поступил Незнайка. (Воспитатель читает отрывок, в котором говориться о том, как Незнайка стал поэтом. Затем задает вопросы детям)

-У героев  книги Н.Н.Носова очень интересные имена: Знайка, Цветик, Авоська, Торопыжка, Пилюлькин….Как вы думаете, почему их так назвали?

-Вам понравились стихи, которые сочинил Незнайка?

Торопыжка был голодный,

Проглотил утюг холодный.

У авоськи под подушкой

Лежит сладкая ватрушка.

Знайка шёл гулять на речку,

Перепрыгнул через овечку.

-  Если не понравились, то почему?

       Воспитатель делает обобщение:

        -Я думаю, что неприятно и обидно слушать дразнилки. Мы с вами никогда не будем придумывать такие дразнилки, чтобы никого не обидеть. Мы будем обращаться друг к другу по имени, ласково.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что значат наши имена.

У каждого человека есть имя, которое дается ему при рождении и на  протяжении всей жизни  остается его опознавательным знаком. А вот откуда пошла традиция нарекать человека именем, какие име...

Проект "Что значат наши имена"

"Имя - самый сладостный звук для человека на любом языке"- писал Дейл Карнеги. Личные имена имели все люди во всех цивилизациях. Каждый год мы отмечаем дни рождения, многие отмечают именины. Родители,...

Конспект педагогического мероприятия по правовому воспитанию в подготовительной группе на тему «Что значат наши имена?».

Познакомить детей с положением: каждый человек имеет право на имя, закрепленное документом “Свидетельство о рождении».   Дать знания детям о происхождении имен, их смысловой значемости для челове...

Что значат наши имена

Конспект занятия по формированию основ правового сознания у детей старшей группы....

Конспект занятия по познавательному развитию "Что значат наши имена"

цели:Закрепить знания о том, что у каждого человека есть свое имя,которое отличает его от других....

Что значат наши имена

Дать детям знания о том, что у каждого человека есть имя, которое отличается от других;Объяснить ,что к человеку можно обращаться по имени, имени отчеству и фамилии;Воспитывать желание вежливо обращат...