"Что значат ваши имена"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Занятие «Что значат ваши имена»
Цель: дать детям знания о том, что у каждого человека есть свое имя, которое отличается от других; рассказать о том, как на Руси давали имена, и что они означали; обьяснить, что к человеку можно обращаться по имени, по имени и отчеству, по фамилии; вызвать интерес у детей к этой теме и желание правильно обращаться к людям.
Задачи:
- Знакомить детей с историей русских имен, со значением имени для человека, обсудить соответствие характера, поведения его имени;
- Познакомить детей с именами наших предков; вспомнить имена сказочных героев;
- Развивать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми, делать выводы; Активизировать в речи детей нежные и ласковые слова;
- Воспитывать доброе отношение к себе и окружающим, к своему имени;
Методы: рассказ воспитателя, чтение отрывка из книги Н.Носова «Приключение Незнайки», беседа, игра – упражнение «Обратись по имени».
Предварительная работа: в качестве домашнего задания предложить детям уточнить полное имя своих родителей, родных.
Ход занятия:
-Дети, садитесь , как вам удобно, кто с кем хочет. Посмотрите внимательно друг на друга и скажите чем мы похожи и чем отличаемся. (ответы детей).
- Не смотря на то, что у нас много общего, но есть то, что нельзя увидеть, и это есть одно из отличий. Что это? Как я могу позвать того или иного ребенка? (ответ детей). Я обращаюсь к вам по имени. Нет ни одного человека, у которого нет имени. Имя человек получает от родителей сразу же после его появления на свет. Имена это – это слова, но особые. Они значат многое. Я расскажу вам, как на Руси давали имена. Наши предки внимательно относились к выбору имён для своих детей. Им хотелось, чтобы дети росли сильными, крепкими, добрыми, милыми. Вот и имена давали такие, как Добрыня (делающий добро), Любомир (Любящий мир, людей), Людмила (милая людям), Надежда, Вера, Любовь – все эти древнерусские имена.
- По имени можно не мало можно узнать о человеке: мужчина это или женщина, девочка или мальчик, молодой человек или пожилой. У человека есть фамилия, есть отчество. ( воспитатель спрашивает, как зовут их родителей, бабушку дедушку, как их будут звать, когда они вырастут).
- К человеку можно обращаться по имени (к сверстнику, брату, сестре) или по имени и отчеству и на Вы (к старшим людям). Называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете тем самым уважение к нему. А вот не знать, как зовут твоих близких, друзей – невежливо. Именно по- этому всегда помнят имя, отчество и фамилию своих родных, знакомых, имена своих друзей и не ленятся приветливо называть их, здороваясь, прощаясь или обращаясь с просьбой.
- А вы хорошо знаете имена своих друзей? Как вы обращаетесь к ним? (Предлагаются разные варианты обращения по имени)
Оля-Олечка – Оленька;
-Таня –Танечка – Танюша;
-Саша – Сашенька – Санечка;
Аня – Анечка – Анюта;
Игра – упражнение «Обратись по имени»
- Оля у тебя «трудная» пуговица, ты не можешь ее застегнуть. Попроси Сашу помочь. Как ты это сделаешь? А как ответит Саша?
- Таня у тебя кубик, а Серёжи хочет поиграть с ним. Серёжа попроси у Тани кубик. Как ты попросишь, что ответит Таня.
- У Ани кукла, Света хочет её посмотреть. Света обратись к Свете, попроси куклу. Как ты обратишься? А как ответит Аня?
В конце игры воспитатель обобщает:
- Молодцы, вы ласково, вежливо, обращаетесь друг к другу.
- Я прочитаю вам отрывок из книги Николая Николаевича Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Вы внимательно послушайте, а потом скажите, хорошо ли поступил Незнайка. (Воспитатель читает отрывок, в котором говориться о том, как Незнайка стал поэтом. Затем задает вопросы детям)
-У героев книги Н.Н.Носова очень интересные имена: Знайка, Цветик, Авоська, Торопыжка, Пилюлькин….Как вы думаете, почему их так назвали?
-Вам понравились стихи, которые сочинил Незнайка?
Торопыжка был голодный,
Проглотил утюг холодный.
У авоськи под подушкой
Лежит сладкая ватрушка.
Знайка шёл гулять на речку,
Перепрыгнул через овечку.
- Если не понравились, то почему?
Воспитатель делает обобщение:
-Я думаю, что неприятно и обидно слушать дразнилки. Мы с вами никогда не будем придумывать такие дразнилки, чтобы никого не обидеть. Мы будем обращаться друг к другу по имени, ласково.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что значат наши имена.
У каждого человека есть имя, которое дается ему при рождении и на протяжении всей жизни остается его опознавательным знаком. А вот откуда пошла традиция нарекать человека именем, какие име...
Проект "Что значат наши имена"
"Имя - самый сладостный звук для человека на любом языке"- писал Дейл Карнеги. Личные имена имели все люди во всех цивилизациях. Каждый год мы отмечаем дни рождения, многие отмечают именины. Родители,...
Конспект педагогического мероприятия по правовому воспитанию в подготовительной группе на тему «Что значат наши имена?».
Познакомить детей с положением: каждый человек имеет право на имя, закрепленное документом “Свидетельство о рождении». Дать знания детям о происхождении имен, их смысловой значемости для челове...
Что значат наши имена
Конспект занятия по формированию основ правового сознания у детей старшей группы....
Конспект занятия по познавательному развитию "Что значат наши имена"
цели:Закрепить знания о том, что у каждого человека есть свое имя,которое отличает его от других....
Что значат наши имена
Дать детям знания о том, что у каждого человека есть имя, которое отличается от других;Объяснить ,что к человеку можно обращаться по имени, имени отчеству и фамилии;Воспитывать желание вежливо обращат...