Консультация "Развитие речевого дыхания у дошкольников"
консультация по развитию речи

Берендяева Екатерина Алиевна

Рекомендации логопеда по развитию речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechevogo_dyhaniya_u_doshkolnikov.docx139.52 КБ

Предварительный просмотр:

                                             

                                                     РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ 🎈💡🗣
           Дыхание – это энергетическая основа звучащей речи. От развития речевого дыхания во многом зависит то, как будет говорить ребенок: правильность его звукопроизношения, способность поддерживать плавность, нормальную громкость и интонационную выразительность речи.
          Умение контролировать процесс вдоха и выдоха во время проговаривания слов является очень важным навыком. Звуки – это не что иное, как результат движения струи воздуха, которую выдыхают наши легкие. И от того, насколько правильно производится вдох и выдох, зависит качество нашей речи.
          Уделяя должное внимание постановке правильного речевого дыхания в дошкольный период, можно избежать многих речевых нарушений. Если этого не делать, то это может привести к отсутствию плавности речи, неправильному произнесению фраз. Если ребенок делает паузы во время высказывания, у него нечеткая речь, то это является ярким признаком неразвитости дыхательной системы.
                             
🔷Особенности речевого дыхания у дошкольников

           У детей дошкольного возраста есть определенные особенности речевого дыхания, которые отличаются от дыхания взрослых:
✳Недостаточно развитый дыхательный аппарат. Часто речь детей звучит неразборчиво и тихо. Нехватка воздуха приводит к тому, что ребенок не может договорить начатую им фразу. Другой момент – он пытается успеть произнести всю фразу целиком на вдохе, в результате чего он говорит слишком быстро, при этом не делая пауз.
✳Выдыхаемый воздух распределяется нерационально. В таком случае запас воздуха кончается уже на первом слоге, т.е. конец слова либо произносится значительно тише, либо вовсе «проглатывается».
✳Проблемы с распределением дыхания по словам. Чтобы восполнить запас воздуха, ребенку приходится брать паузу во время произношения фразы, в результате чего он может забыть, о чем он хотел сказать.
✳Искажение звуков речи из-за неправильно выдыхаемой воздушной струи.

     Нормальное речевое дыхание выглядит следующим образом:
✳Небольшой вдох через нос. 
✳Выдох плавный, струя воздуха выходит через рот.
✳Выдох производится до конца.
✳После каждого выдоха берется паузы (2-3 секунды).
Это очень важный момент, ведь только научившись правильно дышать, можно в полной мере овладеть своим голосом.
                               
🔷Общие правила проведения дыхательных упражнений
                Нужно понимать, что дыхательные упражнения – это нагрузка для ребенка, поэтому важно учитывать ряд рекомендаций:
✳упражнения лучше всего проводить до приема пищи ( после еды нужно подождать 1,5-2 часа);
✳комната, где вы занимаетесь, должна хорошо проветриваться;
✳занятия не должны быть слишком долгими – для достижения результата хватает 3-5 минут (но упражнения нужно проводить каждый день);
✳важно контролировать правильность дыхания (в процессе не должны напрягаться мышцы лица, живота, подниматься плечи и т.д.).
✳вдох – через нос, выдох – длинный и плавный.
                 
🔷Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей
             На первом этапе важно научить ребенка правильному физиологическому дыханию. Важно, чтобы выдох был достаточно сильным и продолжительным.
            Эта цель достигается при помощи следующих игр:
✳«Нюхаем цветы». Воздух вдыхаем носом, задерживаем на несколько секунд дыхание, после чего полностью выдыхаем воздух через рот.
✳«Кораблики». В тазик с водой запускаются бумажные кораблики. Нужно продемонстрировать ребенку, что ими можно двигать выдыхаемой струей воздуха. Можно посоревноваться с ним, кто задует корабль дальше. Одно условие - «двигать» корабль нужно на одном выдохе.
✳«Карандаши-спортсмены». На столе чертим две линии – старт и финиш. На старте кладем 2 карандаша и начинаем дуть на них вместе с ребенком (каждый на свой). Такое импровизированное соревнование поможет увлечь ребенка к этому процессу.
✳«Буря в стакане». Готовим заранее мыльную воду. В стакан с ней опускаем соломинку и начинаем дуть в нее – чем сильнее и дольше малыш дует в нее, тем выше получается пенная шапка. Очень полезное упражнение, потому что соблюдаются два основных условия правильного дыхания, т.е. вдох через нос, а через рот долгий выдох.
✳«Лети, перышко!». Ребенок подбрасывает перышко вверх и дует снизу, не давая ему опускаться вниз.
           Хорошо помогают игры с музыкальными инструментами – губными гармошками, дудочками. Эти занятия помогают детям контролировать вдох и выдох. Из других подручных средств можно воспользоваться мыльными пузырями (можно купить или сделать самостоятельно) и воздушными шариками. Смысл этих игр, в целом, аналогичен, т.к. вы учите ребенка длительному и плавному выдоху (при этом происходит тренировка мышц губ).

C:\Users\User\Desktop\1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...

Консультация для родителей "Развитие речевого дыхания у дошкольников"

Плавный длительный выдох – это основа и важнейшее условие правильной речи. В норме у ребенка одновременно с развитием речи вырабатывается правильное речевое дыхание. Оно обеспечивает нормальное ...

Консультация для родителей и педагогов Развитие речевого дыхания у дошкольников.

Роль речевого дыхания в развитии связной речи и правильного звукопроизношения....

Консультация "Развитие речевого дыхания у дошкольников"

Применение данных упражнений способствует выработке правильного речевое дыхания, что обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюд...

Консультация для педагогов ДОУ "Развитие речевого дыхания у дошкольников"

Данная консультация посвящена актуальному вопросу – развитию речевого дыхания у детей дошкольного возраста. В консультации раскрываются следующие ключевые моменты: 1. Понятие речевого дыхания и ...

Материал к консультации для педагогов «Развитие речевого дыхание у дошкольников»

Формирование речевого дыхания - один из первых этапов коррекционной работы с ребенком, имеющим речевые нарушения. Если научить ребенка контролю за вдохом и выдохом, его будет намного проще понять, а м...