Материал к консультации для педагогов «Развитие речевого дыхание у дошкольников»
консультация по логопедии

Леонтьева Ирина Александровна

Формирование речевого дыхания - один из первых этапов коррекционной работы с ребенком, имеющим речевые нарушения. Если научить ребенка контролю за вдохом и выдохом, его будет намного проще понять, а многие проблемы исчезнут.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материал к консультации для педагогов

«Развитие речевого дыхание у дошкольников»

Особенности речевого дыхания у дошкольников

Развитие речевого дыхания у детей, равно как и развитие самой речи происходит постепенно. В дошкольном возрасте чередование вдоха и выдоха во время разговора имеет свои особенности:

  • относительная слабость вдоха и выдоха за счет незрелости дыхательного аппарата; в результате нередко ребенок не может закончить длинную фразу, не вдохнув; ситуация усугубляется при частых респираторных заболеваниях;
  • неумение распределить выдыхаемый воздух; эта особенность хорошо заметна у малышей, которые только недавно начали говорить: громко и четко начав свою фразу, они заканчивают ее очень тихо или не заканчивают вовсе;
  • выраженные паузы в речи из-за необходимости сделать вдох; искажение отдельных звуков за счет неправильного выдоха или произнесения их на вдохе.

Как нужно правильно дышать

Формирование речевого дыхания - один из первых этапов коррекционной работы с ребенком, имеющим речевые нарушения. Если научить ребенка контролю за вдохом и выдохом, его будет намного проще понять, а многие дефекты исчезнут.

Критерии качества речевого дыхания определяются количеством слов, который может сказать дошкольник  на одном выдохе. В среднем, оно должно соответствовать количеству прожитых лет, т.е. для трехлетки нормально успеть произнести фразу из 2-3 слов, а к 7 годам норма составляет 6-7 слов.

Кроме того, учитываются следующие критерии:

короткий вдох осуществляется через нос, а плавный выдох – через рот;

воздух полностью выдыхается, после чего следует пауза в 2-3 секунды;

процесс является контролируемым.

Занятия, направленные на развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста, помогают сформировать умение плавно выдыхать воздух и таким образом устранить различные речевые нарушения.

Общие рекомендации по выполнению дыхательных упражнений:

Дыхательные упражнения можно разделить на 2 группы:

Формирование правильного выдоха. 

Тренировка дыхания с использованием различного речевого материала.

Рекомендации касаются как домашних занятий по формированию речевого дыхания у детей, так и работы с логопедами. Важно соблюдать следующие правила:

упражнения проводятся в теплой, но проветренной комнате;

должно пройти не менее 1,5-2 часов после приема пищи;

требуется удобная одежда, которая не мешает ребенку свободно двигаться;

позитивный настрой малыша поможет добиться успеха намного быстрее.

Если речь идет о домашних тренировках, то важно следить, чтобы вдох был коротким, а выдох – плавным, щеки не надувались. Продолжительность занятий не должна превышать 5 минут, а каждое упражнение повторяется не более 2-5 раз, чтобы не допустить гипервентиляции легких.

Упражнения для формирования правильного выдоха

Плавный и размеренный выдох – это основа плавной речи. Чтобы обучить ребенка контролировать и растягивать этот процесс, используются следующие упражнения:

  • нюхать цветы (настоящие или воображаемые): вдох носом, пауза, полный выдох;
  • задувать свечи: глубокий вдох, сильный направленный выдох ртом; для детей постарше можно использовать несколько свечей;
  • сдувать пушинки с одуванчиком (аналогично свечам);
  • пускать кораблики в тазу с водой, дуя на них и т.п.;
  • самым простым способом тренировки дыхания являются мыльные пузыри.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Развитие речевого дыхания»

Консультация для педагогов«Развитие речевого дыхания»           Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционно...

Консультация для педагогов "Развитие речевого дыхание"

Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только прави...

Консультация для родителей "Развитие речевого дыхания у дошкольников"

Плавный длительный выдох – это основа и важнейшее условие правильной речи. В норме у ребенка одновременно с развитием речи вырабатывается правильное речевое дыхание. Оно обеспечивает нормальное ...

Консультация для педагогов: " Развитие речевого дыхания"

Консультация для педагогов: " Развитие речевого дыхания"...

Консультация для родителей и педагогов Развитие речевого дыхания у дошкольников.

Роль речевого дыхания в развитии связной речи и правильного звукопроизношения....

Мастер -класс для педагогов "Развитие речевого дыхания у дошкольников."С презентацией

Когда малыш появляется на свет, он практически беспомощен. Но его окружают любимые люди, которые с первых дней его жизни учат малыша говорить. Да я не ошиблась. Вспомните, как мы улыбаемся деткам ,пок...

Консультация для педагогов ДОУ "Развитие речевого дыхания у дошкольников"

Данная консультация посвящена актуальному вопросу – развитию речевого дыхания у детей дошкольного возраста. В консультации раскрываются следующие ключевые моменты: 1. Понятие речевого дыхания и ...