Рабочая тетрадь для самостоятельной работы студентов заочного обучения
рабочая программа по развитию речи
Предварительный просмотр:
БПОУ РА «Горно-Алтайский педагогический колледж»
Рабочая тетрадь
для самостоятельной работы студентов заочного обучения
по МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей
Тетрадь: Матрашевой А.С.
Студента(ки) 18-ДП группы
2020-2021 учебный год
Горно-Алтайск, 2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
При обучении по стандартам ФГОС предполагается выполнение обязательных самостоятельных работ обучающимися.
Материалы для организации практических занятий и самостоятельной работы по МДК 03.02 «Теория и методика развития речи у детей» разработаны для слушателей по специальности «Дошкольное образование».
Материалы практических занятий предусматривают работу обучающихся на уроке.
Задания для самостоятельной работы выполняются обучающимися в период между уроками.
Выполнение самостоятельной работы предусматривает оформление рабочей тетради: номер самостоятельной работы, тема задания, выполненное задание, список источников. Требования к оформлению рефератов, сообщений, конспектов: указывается тема, план, литература, раскрывается содержание, в соответствии с планом. Все задания оформляются в печатном (электронном варианте) варианте на формате А4 и вкладываются в папку.
Выполненные работы считаются допуском обучающегося к зачету.
РАЗДЕЛ 7. МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ.
Основные понятия: детская литература, рассказ, сказка, былина, стихотворение.
Роль детской художественной литературы в формировании личности ребенка и его речевом развитии. Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений разных жанров. Задачи и содержание литературного ознакомления детей с художественной литературой. Принцип отбора литературных произведений. Репертуар для чтения и рассказывания в современных образовательных программах. Формы работы с книгой.
Методика чтения и рассказывания художественного произведения детям разного возраста. Подготовка педагога к выразительному чтению и рассказыванию. Подготовка детей к восприятию литературного произведения. Пересказ литературного произведения как средство углубления понимания художественного произведения.
Заучивание стихотворений. Выбор поэтических произведений для детей дошкольного возраста. Методика обучения выразительному чтению наизусть в разных возрастных группах.
Инсценирование художественных произведений для детей. Виды инсценировок. Использование технических средств обучения при ознакомлении дошкольников с художественной литературой: мультимидийная установка, диафильмы, аудиофильмы, радио, аудиозаписи, телепередачи для детей на темы художественных произведений. Словесное творчество детей на литературном материале.
Уголок книги в детском саду, его значение, требования к оформлению. Отбор книг, иллюстративного материала для уголка в зависимости от возраста детей и задач воспитания. Содержание и формы работы в уголке книги.
Литературные праздники и вечера в детском саду, их тематика и методика организации.
РАЗДЕЛ 7. МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ.
Вопросы:
«Роль детской художественной литературы»
«Особенности восприятия детьми литературных произведений»
«Задачи и содержание ознакомление детей с художественной литературой»
«Методика художественного чтения и рассказывания, заучивание стихотворений»
«Использование художественной литературы вне организованной деятельности»
Студент при прохождении темы должен усвоить:
- Роль художественной литературы в воспитании детей и развитии их речи.
- Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений разных жанров.
- Принципы отбора литературных произведений для чтения и рассказывания детям.
- Задачи и содержание работы детского сада по ознакомлению с художественной литературой.
- Формы работы с книгой в детском саду.
- Методику художественного чтения и рассказывания в зависимости от содержания книг и возраста детей.
- Особенности восприятия содержания и формы поэтического произведения.
- Требования к отбору поэтических произведений, методику заучивания наизусть стихотворений, приемы обучения выразительному чтению стихов.
- Роль иллюстрации в понимании детьми литературных произведений, возрастные особенности восприятия книжной иллюстрации.
Литература основная:
В.И. Яшина, М.М. Алексеева. Теория и методика развития речи детей
«Роль детской художественной литературы».
- «Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка» - В.А. Сухомлинский. Как вы понимаете эту цитату?
Ответ: По прочитанным детям произведениям воспитатель может узнать, какой след остался в сознании, душе, сердце ребенка, нашла ли отклик прочитанная книга. Обсуждая прочитанное, воспитатель видит, как ребенок относится к героям произведений, к их поступкам, кому симпатизирует, а к кому равнодушен. Ребенок желает быть похожим на какого-то героя, значит, в его сердце сложился образ, который близок ребенку. Читая детям книги, раскрывая внутренний мир героев, взрослый формирует в них нравственные чувства и оценки, нормы поведения: сопереживание положительным героям и антипатию к отрицательным, заставляет детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.
- Раскройте значение художественной литературы.
Ответ: Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах — музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в скоках — меткость, выразительность.
Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности
При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.
- Заполните таблицу:
Возрастная группа | Возрастные особенности восприятия |
Младшая | Зависимость понимания текста от личного опыта ребенка; установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи. |
Средняя | Происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать. Начинается новая стадия литературного развития ребенка, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла. Начинает в полной мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста. |
Старшая | Начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма). В возрасте 6 — 7 лет механизм понимания содержательной стороны связного текста, отличающегося наглядностью, уже вполне сформирован. |
«Задачи и содержание ознакомление детей
с художественной литературой»
- Какую цель ставит перед собой художественная литература?
В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность.
Литература помогает детям излагать свое отношение к прочитанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
- Раскройте задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой.
Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой определены на основе знания особенностей восприятия и понимания произведений литературы и представлены в программах детского сада. Обобщенно эти задачи можно сформулировать следующим образом:
- воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;
- формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;
- воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.
- Перечислите критерии отбора литературы для чтения и рассказывания.
Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык;
- доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;
- сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;
- конкретные педагогические задачи.
- Какие существуют формы работы по ознакомлению детей с художественной литературой?
Методика проведения занятий по художественному чтению и рассказыванию и его построение зависят от типа занятия, содержания литературного материала и возраста детей. В структуре типичного занятия можно выделить три части. В первой части происходит знакомство с произведением, основная цель - обеспечить детям правильное и яркое восприятие путём художественного слова. Во второй части проводится беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности. В третьей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого. Основными методами являются следующие:
- Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.
- Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.
- Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
- Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.
Типы занятий по ознакомлению детей с художественной
литературой
1. Чтение или рассказывание одного произведения.
2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединять произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.
3. Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:
а) чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;
б) чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой.
На подобных занятиях учитывается сила воздействия произведений на эмоции ребенка. В подборе материала должна быть определенная логика — усиление эмоциональной насыщенности к концу занятия. В то же время учитываются особенности поведения детей, культура восприятия, эмоциональная отзывчивость.
4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:
а) чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними);
б) настольный театр (картонный или фанерный, например по сказке «Репка»);
в) кукольный и теневой театр, фланелеграф;
г) диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.
При ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные Приёмы формирования полноценного восприятия произведения детьми:
- выразительное чтение воспитателя;
- беседа о прочитанном;
- повторное чтение;
- рассматривание иллюстраций;
- объяснение незнакомых слов.
Проведение занятия требует создания спокойной обстановки, чёткой организации детей, соответствующей эмоциональной атмосферы. Иногда детям могут быть непонятны некоторые слова или выражения. Нужно дать им возможность понять новое слово, осмысливая ситуацию. Так мы вовлекаем их в активную работу над языком произведения. Само же худ. произведение никогда не должно превращаться в средство освоения новых слов. Не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов, особенно в стихах, так как это нарушает восприятие художественного образа и ритма.
В большинстве случаев иллюстрации показываются в той последовательности, в которой размещены художником, но после чтения текста.
В предварительную работу входит и подготовка детей. Прежде всего подготовка к восприятию литературного текста, к осмыслению его содержания и формы. С этой целью можно активизировать личный опыт детей, обогатить их представления путем организации наблюдений, экскурсий, рассматривания картин, иллюстраций.
Объяснение незнакомых слов — обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значения тех слов, без понимания которых становятся неясными основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны: подстановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов (избушка лубяная — деревяннная, горница — комната)-, употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с картинкой («течет молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» — при рассматривании козы на картинке); вопрос к детям о значении слова и другие.
- Составьте план-конспект образовательной деятельности по ознакомлению детей с русской народной сказкой. Возрастная группа на выбор студента.
План-конспект занятия по ознакомлению детей
второй младшей группы с художественной литературой
Тема: Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди»
Цель: Познакомить детей со сказкой «Гуси-лебеди» (обр. М. Булатова), способствовать формированию коммуникативных навыков через ознакомление с устным народным творчеством, вызвать желание послушать ее еще раз, поиграть в сказку.
Задачи: 1. Обучать умению слушать сказки и следить за развитием действия;
2. Воспитывать умение сопереживать героям произведения;
3. Развивать речевую активность, расширять пассивный и активный словарь ребенка за счет глаголов и имен прилагательных;
4. Развивать зрительную память, умение рассматривать; слуховое и зрительное восприятие.
Словарная работа: Гуси-лебеди, яблонька, печка, кисельные берега.
Оборудование: нет
Предварительная работа: Накануне воспитатель привлекает внимание детей к иллюстрированному изданию сказки (эту сказку иллюстрировали художники: В. Лосин, Е. Рачев, А. Савченко, В. Конашевич, А. Елисеев) и просит догадаться о чем это произведение, что случилось с мальчиком, которого родители оставили со старшей сестрой.
Ход:
Этапы занятия | Задачи | Деятельность воспитателя | Методы и приемы | Деятельность детей |
Вводно-организационный | Развивать зрительную память, умение рассматривать; слуховое и зрительное восприятие. | Воспитатель демонстрирует детям книгу, спрашивает, интересно ли было рассматривать рисунки. | Рассматривание иллюстраций | Занимают свои места, здороваются, рассматривают иллюстрации. |
Основной | Обучать умению слушать сказки и следить за развитием действия; Воспитывать умение сопереживать героям произведения; | Воспитатель читает сказку. Дает детям возможность обменяться впечатлениями. Спрашивает почему яблонька, печка и сказочная речка помогли Маше и Ванюше спрятаться от Гусей-лебедей. Зачитывает эпизод например, первую встречу девочки и яблоньки. | Чтение воспитателя; Рассказывание воспитателя; Инсценирование. | Слушают, отвечают на вопросы, делают предположения, проявляют интерес к сказке. |
Заключительный | Подведение итогов занятия, обобщение полученного детьми опыта | Подведение итогов: -Молодцы! Со всеми заданиями справились и братца из беды выручали. -Что больше всего вам понравилось, -Ну что, ребята, пришло время прощаться со сказкой. Все беремся за ковер-самолет, и полетели. Сказка в гости приходила, Волшебство нам приносила. Мы герои этой сказки, Все мы знаем без подсказки, Все заданья сделали, Мы умные и смелые. Братца из беды спасли, Нашей Аленке помогли. До свидание, СКАЗКА, не новая, всем давно знакомая! К нам, почаще приходи, С собой радость приводи! | Беседа, обсуждение | Высказываются по поводу новых умений, выполненной работы |
- Составьте план-конспект образовательной деятельности по ознакомлению с творчеством художника-иллюстратора детской книги. Возрастная группа на выбор студента.
План-конспект беседы
по ознакомлению с творчеством художника-иллюстратора детской книги во второй младшей группе
Тема: Рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси-лебеди» и сюжетных картин
Цель: Продолжать объяснять детям, как много интересного можно узнать, если внимательно рассматривать рисунки в книгах. Учить детей, рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы воспитателя, делать простейшие выводы, высказывать предположения.
Задачи: Воспитывать умение сопереживать героям произведения;
Развивать зрительную память, умение рассматривать; слуховое и зрительное восприятие.
Оборудование: Нет
Предварительная работа: Утром при появлении первых детей педагог просит их еще раз посмотреть рисунки к сказке «Гуси-лебеди» и выбрать понравившихся. «О них вы расскажете на занятии», - поясняет педагог и дает детям задание: сообщать сверстникам, пришедшим позже, о необходимости внимательно рассматривать рисунки.
Ход:
Часть I. Воспитатель усиживает детей за стоящие в ряд столы (перед столами стоит мольберт).
«Рассматривать картинки в книжках очень-очень интересно, - начинает занятие воспитатель. – Если рассматривать их внимательно, можно узнать много интересного. Скажите, какой рисунок к сказке «Гуси-лебеди» вам понравился больше всего?». Педагог выслушивает ответы детей. Затем предлагает послушать, что он увидел, рассматривая рисунок, который понравился многим детям. Далее ярко, образно описывает рисунок, на который малыши вообще не обратили внимания.
Часть II. Воспитатель просит детей быстро и тихо, не мешая друг другу, сесть лицом к мольберту. Проверяет, не закрыли ли они обзор друг другу.
Педагог предлагает вниманию малышей картину «Зимой на прогулке». Дает им возможность рассмотреть картину, высказать свои впечатления. Потом указывает на старшего мальчика, который везет малыша, и спрашивает: «Как вы думаете, малыш доволен? Почему?» Выслушивает ответы, уточняет их и задет новый вопрос: «А что делают девочки?». Выслушав ответы, обращает внимание детей на сидящего в санках медвежонка: «Не для него ли девочки что-то делают?». Уточняет ответы, предположения детей.
«Мишка не хочет сидеть в санках, капризничает, - поясняет педагог (Э-э-э – подражают дети хнычущему медвежонку). Девочки говорят ему… Как вы думаете, что они говорят?».
Воспитатель предлагает полюбоваться тем, как красиво вокруг. («Падают, кружатся снежинки», замечают малыши). Затем рассказывает: «Зима. Идет пушистый снег. Дети гуляют. Старший мальчик везет на санках малыша. Малыш доволен. Девочки взяли на прогулку медвожонка.
«Сейчас, мишенька, мы сделаем горку и покатаем тебя. А пока посиди в санках», говорят девочки».
Педагог повторяет рассказ. Дети помогают ему, договаривая выделенные слова.
«Использование художественной литературы вне организованной
деятельности»
- Какие задачи ставятся при использовании литературных произведений вне организованной деятельности?
При заучивании с детьми стихов перед воспитателем стоят две задачи:
1. Добиваться хорошего запоминания стихов, т. е. развивать способность к длительному удерживанию стихотворения в памяти.
2. Учить детей читать стихи выразительно. Выразительным называется такое чтение, которое ясно, отчетливо передает мысли и чувства, выраженные в произведении. Выразительное чтение требует дословного знания текста, потому что пропуск или изменение порядка слов нарушает художественную форму. Обе задачи решаются одновременно. Если вначале работать над запоминанием текста, а потом над выразительностью, ребенка придется переучивать, так как он приобретет привычку читать невыразительно. С другой стороны, текст держит ребенка в плену. Поэтому на первый план выходит задача запоминания стихотворения, затем — его выразительного чтения.
Методические требования к заучиванию стихов.
1. Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажается или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение; пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума.
2.Поскольку для запоминания рекомендуются короткие стихи (объем памяти у детей невелик), стихотворение заучивается целиком (не по строкам и строфам), именно обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.
3.Не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии. Психологи отмечают, что для этого необходимо от 8 до 10 повторений, которые следует разделить в течение какого-то отрезка времени. Для лучшего запоминания рекомендуют менять форму повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах.
4.В процессе заучивания стихов следует учитывать индивидуальные особенности детей, их склонности и вкусы, отсутствие у отдельных детей интереса к поэзии. Молчаливым детям предлагаются ритмичные стихи, потешки, песенки. Застенчивым — приятно услышать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица. Внимания требуют дети со слабой восприимчивостью к ритму и рифме стиха.
5. Необходимо создавать «атмосферу поэзии» в детском саду, когда поэтическое слово звучит на прогулке, в повседневном общении, на природе. Важно читать детям стихи, заучивать их не от случая к случаю, не только к праздникам, а систематически в течение года, развивать потребность слушать и запоминать.
- Использование художественной литературы вне занятий. Уголок книги в ДОУ
Подберите фотографии и проанализируйте уголки книги для всех возрастных групп
Фото с изображением уголка книги | Возрастная группа | Анализ уголка книги |
Вторая младшая | Формируя у детей интерес и любовь к художественной литературе мы создали в нашей группе книжный уголок, где поместила много разных книг учитывая интересы детей. Для оформления я использовала портреты известных детских авторов и иллюстрации к их произведениям. В уголке дети могут самостоятельно, по своему вкусу выбрать любую книгу и спокойно, сосредоточенно, внимательно рассмотреть её, вспомнить содержание любимых произведений. Ребята с удовольствием рассматривают книги с изображением природы, растений, животных. Очень любят рассматривать юмористические журналы с картинками, книги со сказками. Кроме того в уголке помещаются различные тематические иллюстрации, альбомы с фотографиями. Книжный уголок играет существенную роль в формировании у детей интереса к художественной литературе. | |
Старшая | Книжный уголок располагаться так, что ребята могут рукой дотянуться и взять понравившуюся им книгу без посторонней помощи именно тогда, когда им самим захочется это сделать. Уголок находится в дали от игровой зоны. Представлен в виде 3 полочек. Оснащен столом и 2 детскими мягкими креслами. К книжному уголку имеется перспективный план книжных выставок. Каждую неделю книги обновляются и меняются. Так же имеется книжная аптечка- для совместного ремонта книг. Дети с удовольствием проводят время в нашем «Книжном доме». |
Какое значение имеет «уголок книги» в разных возрастных группах?
Книжный уголок – необходимый элемент развивающей среды в детском саду. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание и размещение зависит от возраста и роста детей. Книжный уголок должен располагаться так, чтобы любой, даже самый маленький ребенок мог дотянуться и взять понравившуюся ему книгу без посторонней помощи именно тогда, когда ему захочется это сделать. В книжном уголке рекомендуется выставлять разные книги: и новые, красивые и зачитанные, но аккуратно подклеенные. Уголок книги должен быть рабочим, а не парадным. Его цель – не быть ярким, праздничным украшением группового помещения, а дать возможность детям общаться с книгой. Бывшие в употреблении книги порою привлекательнее для читателя уже потому,что ему кажется: часто читаемая книга должна быть интересной.
Во всех группах детского сада должен быть организован уголок книги. Основной принцип, которого должны придерживаться педагоги при его организации – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей.
В оформлении уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество. Однако существуют главные условия, которые должны быть соблюдены, - это удобство и целесообразность. Кроме того, уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребёнка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой. Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке книги, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.
- Подберите диагностические методики, направленные на выявление читательского интереса у дошкольников.
Методика 1. Дидактическая игра «Угадай, кто спрятался»
Цель: напомнить детям названия и содержание тех сказок, которые были прочитаны в течение года; развивать память детей, готовить к обучению пересказу; учить драматизировать простейшие произведения, развивать интонационную выразительность речи
Материал: 1. иллюстрации к сказкам: «кот, петух и лиса», «теремок», «три медведя» 2. фигурки для фланелеграфа: волк, коза, козлята, домик 3. игрушки: медведь и кукла «машенька» 4. шапочки к сказке «теремок».
Словарная работа: заботливая, доверчивый, храбрый, смелый, ловкая, короб.
Критерии оценки: Слушает новые сказки, рассказы, стихотворения, следит за развитием сюжета, сопереживает героям произведения, объясняет поступки персонажей и последствия этих поступков, повторяет наиболее интересные, выразительные слова из прочитанного произведения, договаривает слова и несложные для воспроизведения фразы.
Инструкция к проведению: Ребенку читают небольшое литературное произведение и задают примерно следующие вопросы: «Понравилось ли тебе это произведение? Кто из героев тебе понравился больше? Почему? Что случилось потом? Зачем герой так поступил? Вспомни, как герой говорил?». Воспитатель хвалит детей, привлекая гостей (Машу и Медведя). Затем Маша достает из короба печенье и угощает детей.
Методика 2. «Угадай сказочного героя»
Цель: Закрепить знания детей о героях любимых сказок.
Материал: Литературное произведение из списка, предложенного программой для чтения детям.
Задачи: Развивать речь, интонационную выразительность, воображение, способность анализировать поступки сказочных героев.
Критерии оценки: Перечисление названия любимых сказок
Инструкция к проведению: Ребенка просят перечислить названия любимых сказок, ребенка просят вспомнить и прочесть любимые стихотворения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Развитие произвольности и самостоятельности у детей дошкольного возраста посредством использования на занятиях рабочих тетрадей.
В данной статье о вопросе подготовленности детей к школе в качестве одного из методов развития произвольности у детей старшего дошкольного возраста рассматривается использование на различных зан...
Использование авторских рабочих тетрадей в коррекционной работе с детьми в условиях логопункта.
В организации коррекционной работы в логопункте важным средством взаимосвязи логопеда с родителями является индивидуальная тетрадь ребёнка. Выполняя вместе с ребёнком в тетради задания, предлага...
Конспекты занятий по обучению грамоте к рабочей тетради "От слова к букве" по программе "Преемственность" Н.А.Федосовой
Конспекты разработаны в помощь воспитателям и родителям к рабочей тетради "От слова к букве"...
Конспекты занятий по обучению грамоте к рабочей тетради "От слова к букве" Н.А.Федосовой
Конспекты занятий по обучению грамоте к рабочей тетради "От слова к букве" Н.А.Федосовой...
Комплект авторских рабочих тетрадей «Мой Красноярский край», «Мои первые прогулки по Зеленогорску» как инструмент для организации самостоятельной деятельности дошкольника.
Комплект авторских рабочих тетрадей разработан с учётом регионального компонента ООП ДО. Содержание рабочих тетрадей представляет собой практический материал для развития познавательных способностей д...
рабочие тетради для логопедической работы для детей 5-7 лет
рабочие тетради...
Логопедия.Учитель-логопед Жданова М.М.Рабочая тетрадь для домашних работ.Развитие речи детей с ОВЗ.
КРО.Логопедия.Учебно-методические материалы.Составитель:учитель-логопед Жданова М.М.Рабочая тетрадь для домашних работ.Развитие речи детей с ОВЗ....