Статья "Развитие произвольности и самостоятельности у детей дошкольного возраста посредством использования на занятиях рабочих тетрадей.
статья по теме
В данной статье о вопросе подготовленности детей к школе в качестве одного из методов развития произвольности у детей старшего дошкольного возраста рассматривается использование на различных занятиях рабочих тетрадей. Рабочие тетради используются не только с целью развития каких-то специальных способностей, а именно с целью развития произвольности поведения и самостоятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие произвольности и самостоятельности у детей дошкольного возраста посредством использования на занятиях рабочих тетрадей.
В старшем дошкольном возрасте перед педагогами и родителями встает вопрос о подготовке ребенка к школьному обучению, о преемственности детского сада и школы. Готовность к школе включает целый комплекс качеств, которые рассматриваются многими авторами (Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, Н.Г.Салмина, Е.Е.Кравцова, Н.И.Гуткина и др.). Почти все авторы, исследующие готовность к школе, уделяют произвольности особое место. Дошкольник, не владеющий своим поведением, часто показывает низкий уровень готовности к систематическому школьному обучению, неумение адаптироваться к новым условиям, трудности в общении со сверстниками и взрослыми.[5]
У ребенка по мере развития его личности повышаются способности к произвольной психической саморегуляции и самоконтролю. В младшем школьном возрасте формирование произвольности становится центром психического развития: развиваются произвольная память, внимание, мышление, произвольной становится организация деятельности, дети учатся управлять своим поведением. Процесс этот довольно сложный и длительный, но он не должен осуществляться стихийно, что может привести к трудновоспитуемости и труднообучаемости. [4] Если начать развивать и тренировать способность к произвольности и самостоятельности в детстве, то в зрелом возрасте можно достичь большего согласия и совершенства в управлении самим собой. В связи с этим большую значимость приобретает поиск новых эффективных средств развития произвольности в дошкольном возрасте.
Параметры развития произвольности, выделенные Д.Б.Элькониным [6]:
- умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
- умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предполагаемые в устной форме;
- умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
Как показывает практика, очень немногие дети к моменту поступления в школу обладают достаточно высоким уровнем произвольной саморегуляции. Поэтому необходимо проводить специальные занятия по развитию произвольности с детьми старшего дошкольного возраста.
Существуют разнообразные приемы развития основ произвольности психической регуляции, среди которых можно предложить использование на разных занятиях детей старшего дошкольного возраста рабочих тетрадей.
Многие педагоги используют в своей работе различные рабочие тетради, с помощью которых развиваются какие-то определенные способности, такие как логика, счет, ознакомление со временем, информатикой, развитие мелкой моторики руки. Но материал этих тетрадей позволяет развивать одновременно и произвольность у детей. Рабочие тетради позволяют развить произвольность в работе над заданиями, позволяют работать самостоятельно, соблюдая свой темп в работе, оценивать свои результаты. Дети во время работы в тетрадях знакомятся с основами деятельности: планирование, организация и последовательное осуществление задуманного, получение нужного результата. В процессе выполнения заданий формируются настойчивость, старательность, целеустремленность. Детям становится понятна связь между действиями и получением хорошего результата – выполненного правильно задания.
Поэтому педагог в ходе проведения занятий с дошкольниками должен использовать рабочие тетради не только с целью развития каких-то способностей, но и с определенной целью развития произвольного поведения и самостоятельности, при этом пристальное внимание нужно обратить на предлагаемый разнообразный материал таких тетрадей.
Для того, чтобы материал в рабочих тетрадях служил и для развития произвольности у детей старшего дошкольного возраста, педагог при выборе рабочих тетрадей должен обратить внимание на содержание заданий в тетрадях: задания для развития самостоятельности должны носить постепенно усложняющийся характер, должны быть аналогичные задания на всем протяжении работы с тетрадями, должны использоваться различные по характеру задания с устным объяснением и выполнение по образцу, задания должны повышать интерес к работе, иметь игровой характер.
Используется работа в тетрадях на занятии с детьми как одна из частей этого занятия, при этом для развития произвольности и самостоятельности педагогу на занятии необходимо обращать внимание:
- на анализ результатов выполнения заданий – для развития произвольности задания должны быть выполнены не только правильно, но должны быть завершены, без общей небрежности, торопливости;
- на оценку выполненной работы – для развития адекватной самооценки и развития произвольности поведения ребенок должен оценить результат своей работы;
- на темп работы над заданиями – работа в тетрадях позволяет работать каждому ребенку, соблюдая свой темп работы.
Для примера можно порекомендовать рабочую тетрадь для развития познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста «Веселые задачки для маленьких умников» С.Е. Гавриной и Н.Л. Кутявиной [3].
Для определения уровня развития произвольности детей старшего дошкольного возраста используются тест «Домик» Н.И.Гуткиной [2] и «Лабиринты» Д.Векслера [1].
Литература:
1. Филоненко Ю., Тимофеев В. Методика исследования интеллекта у детей Векслера Д., С-Птб, 1994.
2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 2000.
3. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Веселые задачки для маленьких умников, Ярославль,2005.
4. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., 1996.
5. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы (под ред. И.В. Дубровиной). М., 1995.
6. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей (под ред. Д.Б.Эльконина и А.Л.Венгера). М.,1981.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие количественных представлений у детей дошкольного возраста посредством использования малых фольклорных жанров
Процесс формирования количественных представлений предполагает планомерное усвоение и постепенное расширение словаря (один, два...; первый, второй... и др.), а также совершенствование грам...
Методическая разработка «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством использования музейной коллекции «Куклы народов мира» – как часть поликультурного воспитания».
В данной работе обобщен опыт педагогической деятельности над проблемой поликультурного воспитания дошкольников, представлены методические материалы и рекомендации педагогам по ознакомлению детей...
Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста посредством изготовления атрибутов к театральной деятельности.
Театральная деятельность одна из возможностей приобщить ребенка к ценностям культуры, развить в нем эстетические качества и художественный вкус. Широкие возможности в развитии театральной деятельности...
проект "Развитие музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях"
Проект предусматривает использование здоровьесберегающих технологий. Главная тема проекта-музыкально-ритмические жвижения,которые всгда используются на музыкальных занятиях.Оздоровление происходит мет...
Рабочая программа «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством использования различных техник» (возрастная группа 5-6 лет)
Рабочая программа «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством использования различных техник» (возрастная группа 5-6 лет)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством использования различных техник» (возрастная группа 6-7 лет)
Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально нормативные возрастные х...
АПО РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ Л.В.СВИРСКОЙ «ПЛАН-ДЕЛО-АНАЛИЗ»
РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ Л.В.СВИРСКОЙ «ПЛАН-ДЕЛО-АНАЛИЗ»...