Семинар- практикум для педагогов «Играя, развиваем речь»
материал по развитию речи (младшая группа)
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_dlya_pedagogov.docx | 23.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №30 «Дельфиненок г. Павлово
Семинар- практикум для педагогов
«Играя, развиваем речь»
(младший дошкольный возраст 3-4 года)
Воспитатель:
Ежова А.С.
2021 г.
Цель: Создать информационное пространство для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, педагогов ДОУ по развитию речи детей.
Задачи:
- совершенствовать работу педагогов по речевому развитию;
- повысить интерес педагогов к проблеме формирования речи дошкольников;
- способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.
Предварительная работа:
- анализ литературы по данной теме;
- подбор дидактического материала для игр с педагогами;
- консультация для педагогов «Игры для развития речи детей 3-4 лет».
Ход семинара
Речь — одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием ребенка, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира.
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь.
В возрасте 3-4-х лет дети очень любознательны, активно изучают все, что их окружает. К этому времени они накопили достаточно знаний о различных предметах и явлениях, могут высказывать простые суждения о них и делать собственные умозаключения. Идет активное развитие способности к обобщению – дети начинают объединять несколько предметов, похожих по какому-либо признаку или назначению в одну группу. Совершенствуются речевые навыки – речь усложняется, становится более понятной.
Задание 1. Попросить педагогов перечислить задачи речевого развития в младшем дошкольном возрасте 3-4 лет.
(Развитие свободного общения с взрослыми и детьми: Развивать речь, как средство общения. Выполнять детьми разнообразные поручения, дающие им возможность общаться со сверстниками и взрослыми. Поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение всеми доступными средствами. Поощрять интерес к делам сверстников, желание делиться с ними впечатлениями. Побуждать к внеситуативному общению на близкие ребёнку темы.
Развитие компонентов устной речи: Развивать понимание речи и активизацию словаря на основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении. Развивать умение по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру. Упражнять детей в отчётливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов, нескольких фраз. Развивать артикуляционный и голосовой аппарат, речевое дыхание, слуховое внимание. Формировать умение пользоваться высотой и силой голоса. Формировать умение отвечать на простейшие и более сложные вопросы. Поощрение попыток детей по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказать об изображённом на картине, о новой игрушке, о событии из личного опыта. Формировать умение повторять несложные фразы (во время игр-инсценировок). Формировать умение слушать небольшие рассказы.
Художественная литература: Читать и рассказывать художественные произведения, предусмотренные программой. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажами настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественное произведение без наглядного сопровождения. Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями. Приобщать к рассматриванию иллюстраций, побуждать называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя, приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?». Обращать внимание детей на ребёнка, рассматривающего книжку по собственной инициативе. Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых произведений. Читать знакомые, любимые детьми произведения. Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков. Регулярно рассматривать с детьми иллюстрации в знакомых книжках, ярко и выразительно рассказывать им о содержании иллюстраций, заслушивать высказывания детей.)
Полноценную помощь в развитии речи ребенка могут оказать только те лица которые постоянно взаимодействуют с ним, используя в игровой и в предметно- практической деятельности специальные методы и приемы для стимуляции речевой активности и речевого общения.
Задание 2. Какие основные виды дидактических игр вы знаете?
(Игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно- печатные игры, словесные игры.)
Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих.
Задание 3. Назовите словесные игры и на какие группы их можно разделить.
(Игры- предложения: «Что было бы, если…?», «Что бы я сделал, будь я ….?». Игры- потешки: «Ладушки», «Сорока- ворона». Звукоподражания: как поет петушок «ку-ка-ре-ку», как едет поезд «чух-чух» и др.)
Игра с педагогами «Словообразование».
Цель: расширять словарный запас, развивать логическое мышление.
Ход игры:
Нужно из двух слов составить новое слово.
Например: Музыка + шутка = частушка.
небо + разноцветные огни =(салют)
чай - заварка = (вода)
вода + мороз = (лед)
снег + ветер = (метель)
медведь + зима = (спячка)
вода+ мыло= (раствор для мыльных пузырей)
Игра с педагогами «Сложные слова».
Цель: формировать умение образовывать сложные слова при помощи слияния двух основ.
Ход игры:
Листья падают-листопад | Сам ходит - самоход |
Снег падает - снегопад | Звонит попусту - пустозвон |
Звезды падают - звездопад | Сено косит - сенокос |
Разводит сады - садовод | Везде ходит - вездеход |
Пыль сосет - пылесос | База для нефти - нефтебаза |
Перевозит лес - лесовоз | Ходит на атомной энергии - атомоход |
Воду возит - водовоз | Рыбу ловит - рыболов |
Задание 4. Назовите игры с предметами.
(Игры с природным материалом: «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?», «Собери букет из осенних листьев».
Игры с игрушками: «Найди пару по цвету, форме, материалу», «Собери бусы», «Собери целое из частей».)
Игра с педагогами «Выложи узор и составь синквейн».
Синквейн – это пятистишие, которое строится по следующим правилам: В первой строке называется тема стихотворения, чаще – существительное. Во второй – два прилагательных, раскрывающих тему синеквейна. Третья строка – три глагола описывающих действие, относящиеся к теме синквейна. Четвертая – фраза или предложение, выражающее отношение автора к данной теме. Пятая – слово- вывод которое позволяет выразить личное отношение к теме синквейна.
(Воспитатели выкладывают узор. Например, самолет, составляем синквейн: 1 строка- самолет; 2 строка- большой, красивый; 3 строка- взлетает, летит, шумит; 4 строка- Я боюсь летать на самолете; 5 строка- воздушный транспорт.)
Задание 5. Назовите настольно-печатные игры.
(Подбор картинок по парам: «Найди пару», «Подбери по цвету».
Подбор картинок по общему признаку (классификация): «Что растет в саду (в огороде, в лесу)?», «А что было потом?».
Запоминание состава, количества и расположения картинок: «Отгадай какую картинку спрятали».
Составление разрезных картинок и кубиков: «Собери картинку».
Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений: «Отгадай, кто это?», «Угадай, кто я?».)
Игра с педагогами. Предоставить готовые дидактические игры для детей 3-4 лет. Раздать педагогам для ознакомления. Попросить их продемонстрировать игры на коллегах.
Рефлексия. Попросить педагогов по очереди продолжить фразу «Развивая речь детей, я буду….». Провести опрос: «Понравился ли семинар- практикум?», «Какие есть вопросы, пожелания, рекомендации?», «Какую информацию вам хотелось бы получить в следующий раз в данном направлении?».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для родителей «Играя, развиваем речь детей»
Содержит игры по развитию речи детей в которые можно по играть дома с родителями....
Логопедический семинар-практикум для педагогов «Игры с водой для развития речи»
Игры с водой направлены на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений, на повышение концентрации внимания, развитие логики и речи. В своей системе эти упражнения стабилизи...
Семинар-практикум для родителей "Играя, развиваем речь детей
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Созвездие» города Чебоксары Чувашской Республики...
Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Развиваем речь, играя"
Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Развиваем речь, играя"...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Развиваем речь детей и взрослых. Требования к речи педагога"
Семинар-практикум для педагогов ДОУ...
Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Развиваем речь детей и взрослых".
Здесь представлен материал семинара-практикума, который я провела в своем ДОУ по развитию речи детей и педагогов....
Семинар практикум для педагогов "играем,речь развиваем"
Рчь -великий дар природы,благодаря которому люди могут общаться....