Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Развиваем речь, играя"
план-конспект занятия
Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Развиваем речь, играя"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_viktorina_dlya_pedagogov.docx | 21.22 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа № 1161, корпус № 6, группа « Ладушки»
Семинар — практикум для педагогов ДОУ
«Развиваем речь, играя»
Выполнила:
Воспитатель Сычева Юлия Анатольевна
Октябрь 2017г.
г. Москва
Семинар — практикум для педагогов ДОУ «Развиваем речь, играя»
Цель: Повысить компетентность педагогов в области речевого развития дошкольников через игровую деятельность.
Задачи:
- совершенствовать работу педагогов по речевому развитию;
- развивать у педагогов умения применять игровые методы и приёмы;
- повысить интерес педагогов к проблеме формирования речи дошкольников;
- способствовать внедрению речевых технологии в образовательный процесс ДОУ;
- пополнение предметно-пространственной развивающей среды комплектами игр и игровых пособий по данному направлению;
- включение педагогов ДОУ в инновационный процесс дошкольного учреждения в различных видах образовательной деятельности.
Предварительная работа:
- анализ литературы по данной теме;
- подбор дидактического материала для игр с педагогами.
Ход семинара
1. Теоретическая часть.
Консультация для педагогов «Применение современных игровых методов и приемов для речевого развития дошкольников»
Правильная речь – это звуковой портрет человека. С помощью речи выражают мысли, желания, передают свой опыт. Речь – основное средство общения людей. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Правильная речь — это залог продуктивного общения
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы».
Выбор игры обусловлен возрастом детей, целями и задачами, которые педагог ставит перед собой и детьми. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Рассмотрим основные современные технологии речевого развития:
- Игровые технологии;
- Конструкторы ЛЕГО;
- Моделирование.
Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четкого обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для применения игровых технологий в обучении, некоторые из них: театрализованная игра, синквейн, лего – технология и мнемотехника.
Практически все задачи речевого развития детей-дошкольников можно реализовать на основе театрализованной игры.
- игры – имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
- ролевые диалоги на основе текста;
- инсценировки произведений;
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна;
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль;
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы;
4 строка – фраза, несущая определенный смысл;
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа
над созданием синквейна развивает образное мышление, речь.
Сказкатерапия. (Сочинение детьми сказок)
ЛЕГО –технология в педагогике интересна тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе воспитания и образования дошкольников.
В силу своей универсальности ЛЕГО -конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников.
ЛЕГО - технология объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников. Игра – важнейший спутник детства, ЛЕГО позволяет всем развиваться и обучаться играя.
Использование ЛЕГО -технологии в образовательной деятельности дошкольного учреждения является актуальным в свете новых преобразований в дошкольном образовании, а именно, внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Конструктор ЛЕГО используется в совместной деятельности взрослого и детей, а также и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Более подробно рассмотрим технологию наглядного моделирования.
Мнемотехника - это «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
К. Д. Ушинский писал:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Рассказывание по картине состоит из 3-х этапов:
• выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;
• определение взаимосвязи между ними;
• объединение фрагментов в единый сюжет.
Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку.
В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. Работа по таким картинам строится в несколько этапов:
• выделение значимых объектов картины;
• рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;
• определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;
• объединение мини-рассказов в единый сюжет.
Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим. Но использование мнемотехники не заменяет самый известный и широко популярный метод в развитии и укреплении памяти - традиционное заучивание текстов наизусть.
Результаты использования мнемотаблицы:
- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
2. Практическая часть
Цель: повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение приёмов мнемотехники в работе с детьми.
Уважаемые коллеги! Приглашаю Вас принять участие в викторине
- Задание 1. Составьте синквейн, стихотворение из 5 строк, по ранее описанным правилам;
- Задание 2. Угадайте название сказки по предложенным мнемотаблицам.
3. Рефлексия
Что запомнилось особенно? Какие игры были наиболее интересны? Что планируете взять на заметку в своей работе? Ваши вопросы, пожелания и рекомендации по теме семинара?
Играйте и фантазируйте вместе с детьми! Совместные занятия принесут Вам не только пользу, но и удовольствие! Ваши дети будут говорить красиво, правильно и вырастут успешными!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов "Выразительность речи педагогов"
Теоретический и практический материал для проведения семинара-практикума с педагогами "Выразительность речи педагогов....
Семинар - практикум для педагогов: «Правильная речь воспитателя - залог грамотной речи воспитанников»
Семинар практикум для педагогов ДОУ "Правильная речь воспитателя - залог грамотной речи воспитанников"...
Семинар - практикум для педагогов "Культура речи педагога"
Семинар - практикум для педагогов "Культура речи педагога"...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Дидактические игры в развитии речи детей»
Цель данного мастер - класса - систематизирование и углубление знаний педагогов по теме «Дидактические игры для детей дошкольного возраста»....
Семинар-практикум для педагогов "C пальчиками играем - речь развиваем"
Игры с пальчиками на развитие мелкой моторики...
Семинар-практикум для педагогов «Культура речи педагогов»
Культура речи – это владение языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики), а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных усло...
Семинар –практикум для педагогов «Грамотная речь педагога – важное условие формирования речи дошкольников»
Повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ....