Логопедический семинар-практикум для педагогов «Игры с водой для развития речи»
материал по логопедии на тему

Жигарева Алена Сергеевна

Игры с водой направлены на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений, на повышение концентрации внимания, развитие логики и речи. В своей системе эти упражнения стабилизируют эмоциональное состояние детей, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что важно для развития речи, произвольного внимания и памяти. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskie_igry_s_vodoy.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедический семинар-практикум для педагогов

«Игры с водой для развития речи»

Игры с водой направлены на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений, на повышение концентрации внимания, развитие логики и речи. В своей системе эти упражнения стабилизируют эмоциональное состояние детей, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что важно для развития речи, произвольного внимания и памяти. Ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации. Важно, что эти игры открывают потенциальные возможности ребенка, развивая его творческий потенциал и фантазию.

Данный материал может быть использован при развитии звуковой стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи у детей с различными речевыми нарушениями.

Развитие диафрагмального дыхания.

Перед началом работы по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:

· Набирай воздух через нос, не поднимая плечи.

· Надувай живот «шариком».

· Выдыхай медленно и плавно.

· Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой.

«Буря»

Ребенок длительной сильной воздушной струей вызывает «бурю» на воде.

«Морская прогулка»

Воздушной струей ребенок передвигает кораблик, лодочку, легкую черепашку, рыбку по поверхности воды.

Регуляция мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук, совершенствование мелкой моторики:

- положить ладони на воду, почувствовать полное расслабление пальцев.

- погрузить пальцы в воду, сжимать и разжимать кулачки.

- погрузить пальцы в воду, сжимать и разжимать поочередно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно.

- погрузить пальцы в воду, и легкими движениями создавать «волны».

-при выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно погружена в теплую воду.

Развитие фонематического слуха.

«Спрячь ручки»

Прятать руки в воду, услышав заданный звук.

 «Водолаз»

Со дна таза ребенок достает, называет и откладывает разные игрушки, предметы или специальные картинки для игр в воде с дифференцируемыми звуками.

«Два моря»

Ребенок опускает предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками в разные моря (например, в « море С» и «море Ш»).

«Шторм»

На поверхности воды плавают предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками. Воздушной струей ребенок перемешивает их, а затем распределяет по «морям».

Формирование слоговой структуры слова.

«Камешки»

Ребенок бросает в воду заданное количество камешков, а затем по их количеству придумывает слово.

«Исправь ошибку»

Логопед бросает в воду ошибочное количество камешков. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишний камешек.

Словарная работа.

 «Родные слова»

В играх с водой и при демонстрации отдельных действий образуются родственные слова: вода, водичка, наводнение, водяная (мельница), приводнился (гидросамолет).

«Я делал - я сделал»

глаголы первого лица единственного числа настоящего и прошедшего времени: наливаю в чашку – наливал, лью – лил, поливаю – поливал т.д.

Совершенствование грамматического строя речи.

«Кораблик»

В этом игровом упражнении с водой можно учить правильно употреблять в речи грамматические категории:

- предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;

- приставочные глаголы: ПРИПЛЫЛ, ОТПЛЫЛ, ПЕРЕПЛЫЛ,

- наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.

«Подбери слово»

Ребенок обнаруживает плавающие по воде различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – полосатая, кораблик – легкий, блюдце – пластмассовое).

Связная речь.

«Что случилось?»

в играх с водой ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Кораблик перевернулся, потому что была сильная буря»).

«Расскажи сказку»

используя плавающие изображения героев сказок, ребенок пересказывает знакомые сказки.

«Придумай историю»

используя игрушки по выбору, ребенок рассказывает реальный случай или придумывает историю.

«Рыбка»

выполняя действия с игрушкой в воде, ребенок составляет рассказ-описание. Описывая внешний вид рыбки, он проводит в воде пальцем по частям ее тела.

«Мне нравится эта рыбка. У нее хвостик ярко- красный, головка желтая, а спинка зеленая. У этой рыбки круглые черные глазки. Она любит плавать в теплой водичке. Рыбка умеет даже выпрыгивать из воды и нырять глубоко-глубоко. Иногда она достает до самого дна и ищет там корм».

Литература:

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. — М.: Речь, 2003.

Игры в логопедической работе с детьми: Кн. для логопеда. Ред.- сост. В.И. Селиверстов.-.Просвещение, 1987.

Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005

 Практическое развитие речи через игры с водой

Памятка для педагогов и родителей 

Игры с водой помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев рук, повысить их работоспособность, увеличить объём активных движений, что создаёт основу для новых возможностей в формировании необходимых умений и навыков (умения пользоваться ножницами, карандашом, делать поделки и др.)

Игры с водой надо проводить в тёплом помещении, со здоровым ребёнком не более 7-10 минут, после игры насухо вытереть полотенцем и предложить другие игры (пальчиковые, нанизывание и др.) Для обогащения словаря ребёнка сопровождать эти игры песенками, потешками, игрушками, ознакомлением со свойствами предметов.

Практические упражнения с водой:

1. Игра «Водичка» (хлопают руками по воде, таз с тёплой водой)

Хлюп-хлюп ручками,

Тут водичка булькает,

Тут водичка пенится.

Расскажите детям о свойствах воды: какая она, что делает. Выучите потешку «Водичка-водичка».

2. Игра «Семья» (делают пальчиковую гимнастику в тазу с холодной водой)

Тарарам-тарарам!

Кто явился в гости к нам?

Посмотри-ка поскорей

На любимых на гостей:

Дедушка, бабушка, папа, мама, я -

Вот и вся моя семья.

(опускают руки в тёплую воду, вытирают, проводят пальчиковую игру ещё раз, рассказывают какие кто по характеру, кто, что делает)

3. Игра «Моем посуду» (в тазу с холодной водой, затем с тёплой)

Чашка – раз, чашка – два,

Ложка – раз, ложка – два,

Очень медленно сперва,

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом.

4. Игра «Дождик» (пальчиками стучим по поверхности воды)

Дождик, дождик подожди,

Надоели нам дожди!

Ты по крышам зачастил,

Ребятишек разбудил.

5. Игра «Рыбки» (выполнять движения руками в тазу с водой)

Рыбки весело плескались

В чистой светленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То закружатся в воде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для воспитателей: «Артикуляционная гимнастика – как эффективное средство развития речи и исправления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста»

Что такое артикуляционная гимнастика, для чего необходимо ее выполнять, правила выполнения гимнастики, как помогает артикуляционная гимнастика детям разного возраста....

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Физкультминутки – как средство развития речи детей дошкольного возраста».

laquo;Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. »В....

Семинар-практикум для родителей на тему «Значение фольклора в развитии речи детей»

Цель: вовлечение родителей в образовательное пространство дошкольного учреждения, способствующее полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых....

Семинар - практикум для родителей детей группы компенсирующей направленности Тема «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру».

Знакомство родителей с дидактическими играми, направленными на формирование связной речи, мышления, зрительного и слухового внимания, памяти.Донести до родителей о значении дидактических игр в развити...

Семинар-практикум Метод моделирования в эколог. воспитании как средство развития речи дош-ов

Семинар-практикум Метод моделирования в эколог. воспитании как средство развития речи дош-ов...

Логопедический семинар-практикум для родителей: "Учимся, играя".

Цель: оказание практической помощи родителям в подборе речевого материала и игровых приемов при проведении домашних занятий по автоматизации звуков...