Конспект занятия
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе "Пересказ сказки А.Н Толстого "Еж" "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_razvitie_rechi_ezh_1.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Огонёк» с.Кызыл-Озек»
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе
«Пересказ сказки А.Н.Толстого «Ёж»»
Выполнила: воспитатель
группы «Сказка»
Куськина Марина Эдуардовна
с.Кызыл-Озёк, 2020
Цель: обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде схем
Задачи:
1. Образовательные:
- познакомить со сказкой А. Н. Толстого «Еж»;
- учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты;
- учить составлять простые предложения, самостоятельно опираясь на картинки-схемы;
- закреплять представления детей о жанровых особенностях сказки, ее отличиях от рассказа;
2. Развивающие:
- расширять кругозор детей;
- развивать умение отгадывать загадки;
- продолжать формировать умение внимательно слушать художественное произведение, понимать его смысл, умение отвечать на поставленные воспитателем вопросы;
- совершенствовать связную речь;
-расширять словарный запас;
- развивать творчество, фантазию, воображение;
-развивать зрительную память, мышление, координацию движений;
-совершенствовать интонационную выразительность речи;
3. Воспитательные:
- воспитывать культуру речевого общения; воспитывать любовь к животным.
- формировать интерес у детей к ООД;
- формировать интерес к речевой деятельности; самостоятельность, инициативу в решении речевых задач;
- воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.
Предварительная работа: чтение рассказов и сказок А.Н. Толстого, рассматривание иллюстраций к сказкам.
Словарная работа: клубком свернуться, задрав хвост, боднуть норовить, растопырить.
Методы и приемы:
1) игровые: игровая мотивация, физкультминутка, дидактическая игра
2) словесные: беседы, чтение художественной литературы, объяснения, индивидуальные и хоровые повторения
3) наглядные: рассматривание книг, иллюстраций, картинок, графических схем
4) практические: работа с опорными схемами
Оборудование: портрет писателя А. Н. Толстого, книга со сказкой А. Н. Толстого «Еж», иллюстрации к сказке А. Н. Толстого «Еж», графические схемы к сказке А. Н. Толстого «Еж», доска.
Ход ООД
1. Организационный момент.
Воспитатель. Посмотрите ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Какое у вас сегодня настроение? (ответы детей)
У меня тоже сегодня хорошее, радостное настроение. Давайте мы улыбнёмся, и подарим своё настроение всем, кто нас окружает.
2. Основная часть.
Воспитатель. Сегодня мы прочитаем сказку замечательного автора, русского писателя А. Н. Толстого, чей портрет сейчас висит перед вами. (Выносит коробку с секретом). Вы сейчас услышите загадки, а если вы правильно отгадаете, то мы с вами достанем фигуры главных героев нашей сказки из этой волшебной коробки. Внимание! Готовы? Узнаем, кто спрятался в волшебной коробке? Поехали!
Это кто в траве шуршит
И забавно так фырчит?
Весь в иголках, не возьмешь
Кто же это, дети?
Дети. Еж (индивидуальные ответы детей)
Воспитатель. Отгадали первого героя! (достает из коробки игрушечного ежа). А давайте попробуем произнести чистоговорку, повторяйте за мной:
Ежик ежится у елки –
Укололся об иголки,
Елка ежится, дрожа –
Укололась об ежа.
(Повторяется 3 раза – все вместе и фронтально).
Воспитатель. Вторая загадка:
Ходит по лесу портной –
Сто иголок за спиной
Дети. Тоже еж (индивидуальные ответы детей)
Воспитатель. Абсолютно верно – тоже еж. Вернее, ежиха. Видите, она в платочке? (достает игрушку). А теперь попробуем проговорить скороговорку:
У ежа – ежата, у ужа –ужата.
Дети. (Повторяется 3 раза с ускоряющимся темпом – все вместе и фронтально).
Воспитатель. Молодцы! Далее:
Сама пестрая,
Ест зеленое,
Дает белое
Дети. Корова (индивидуальные ответы детей)
Воспитатель. Правильно! Корова! (Достает игрушку) И последний герой нашей сказки остался – слушаем загадку:
У коровы есть ребенок –
Славный, маленький…
Дети. Теленок (индивидуальные ответы детей).
Воспитатель. Ну вот и последнего героя отгадали – умнички!
А теперь представьте: встретились однажды еж и теленок. Никогда раньше не видевшие друг друга ……
Ребята! Давайте немного пофантазируем. Выскажите свои предположения:
-Как произошла их встреча? Как вы представляете?
Помогаю вопросами:
- Интересно, что подумал еж?
-С кем сравнил незнакомого ему зверя?
-А что подумал теленок, увидев ежика?
Ребята как вы думаете, чем закончилась эта встреча?
(выслушиваю 1-2 предположения)
Воспитатель.: А теперь ребята послушайте сказку внимательно и вы узнаете как же все таки встретились еж и теленок? Слушаем.
Воспитатель.: (называю автора и название сказки) А.Н.Толстой. Сказка «Еж». Чтение сказки (показ презентации к сказке).
Теленок увидел ежа и говорит:
– Я тебя съем!
Еж не знал, что теленок ежей не ест, испугался, клубком свернулся и фыркнул:
– Попробуй.
Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.
– Ой, ой, ой, ой, ой! – заревел теленок и побежал к корове-матери, жалуется.
– Еж меня за язык укусил.
Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.
А еж покатился в темную нору под рябиновый корень и сказал ежихе:
– Я огромного зверя победил, должно быть, льва!
И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес.
– У нас еж – богатырь, – шепотом со страху говорили звери.
Беседа по содержанию. Словарная работа.
-Ребята, вы внимательно слушали сказку? (Ответы детей).
- Давайте с вами побеседуем по содержанию этой сказки. Только отвечать нужно полным предложением
- Скажите, какое название у этой сказки? (Ответы детей)
- Скажите, про кого эта сказка? (Ответы детей)
- Кто кого увидел в сказке? (Теленок увидел ежа). (Показ картинки с изображением теленка и ежа).
- Как телёнок готовился лизнуть ежа? (задрав хвост, запрыгал глупый телёнок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа)
- Что телёнок сообщил корове? (ёж меня за язык укусил) (хоровой ответ и 1-2 индивидуально)
- А куда ёж-победитель покатился? (покатился ёж в тёмную нору под рябиновый корень).
- Что ёж сказал ежихе? (что он победил огромного зверя должно быть льва)
- Давайте повторим конец сказки: И пошла слава про храбрость ежову за синее море, за тёмный лес. (Повторяют девочки, потом мальчики)
- А давайте произнесём последнюю строчку шёпотом.
У нас ёж-богатырь!
(сложим ладошки рупором и произнесём ещё раз)
- А сейчас давайте с вами превратимся в ежей и поиграем.
Физкультминутка «Ёжик».
Еж спешил к себе домой,
Нес запасы за спиной.
Через кочки он скакал,
Быстро по лесу бежал…
Вдруг он сел и изменился –
В шарик круглый превратился,
А потом опять вскочил
И к детишкам поспешил (имитируют движения в соответствии со словами)
Воспитатель.: Давайте, дальше продолжать наше занятие. Я прочту сказку еще раз, а вы ребята, слушайте ее внимательно и постарайтесь запомнить, потому что потом вы будете ее сами пересказывать эту сказку. Чтобы вам было легче пересказывать, я приготовила для вас схему-подсказку. Я буду рассказывать, а вы внимательно слушайте и смотрите на схему (показываю модели сказки и начинаю рассказывать сказку).
Воспитатель.: Ребята, пересказывать такую большую сказку одному сложно. А если разбить текст на части, сказку можно пересказать втроем, даже вчетвером. Сначала надо рассказать о встрече теленка и ежа, потом как теленок лизнул ежа.
А потом? (Как теленок убежал рассказывать корове – матери жаловаться.)
- Потом? (Как еж рассказал ежихе, что он победил огромного зверя, возможно даже льва.)
- И чем завершить пересказ? (Что пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес. И все звери со страху шепотом говорили: «У нас еж – богатырь».)
Пересказ сказки с опорой на графические схемы (по цепочке по частям).
- Ребята, пожалуйста, кто желает рассказать по схемам? А как вы назовёте свой рассказ? (вызывает 4 детей к доске, потом еще 4 детей)
- А как бы ты озаглавил эту сказку?
Итог ООД.
Воспитатель: С какой сказкой вы сегодня познакомились? («Еж»)
Воспитатель: Кто написал эту сказку? (Алексей Николаевич Толстой)
Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось из сказки?
Воспитатель: Какие новые слова и выражения вы сегодня узнали? (клубком свернулся, задрав хвост, боднуть норовит и т. д.)
- Что вы там узнали нового?
- В следующий раз мы с вами познакомимся еще с одной сказкой.
Хвалю детей, отмечаю успехи в овладении трудным умением пересказа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""
Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука . Задачи образовательные: 1. Познакомить детей со звуком ...
Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про
Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...
Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....
Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.
В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...