Конспект занятия
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Куськина Марина Эдуардовна

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе "Пересказ сказки А.Н Толстого "Еж" "

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_razvitie_rechi_ezh_1.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Огонёк» с.Кызыл-Озек»

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе

«Пересказ сказки А.Н.Толстого «Ёж»»

Выполнила: воспитатель

группы «Сказка»

Куськина Марина Эдуардовна

с.Кызыл-Озёк, 2020

Цель: обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде схем

Задачи:

1. Образовательные:

- познакомить со сказкой А. Н. Толстого «Еж»;

- учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты;

- учить составлять простые предложения, самостоятельно опираясь на картинки-схемы;

- закреплять представления детей о жанровых особенностях сказки, ее отличиях от рассказа;

2. Развивающие:

- расширять кругозор детей;

- развивать умение отгадывать загадки;

- продолжать формировать умение внимательно слушать художественное произведение, понимать его смысл, умение отвечать на поставленные воспитателем вопросы;

- совершенствовать связную речь;

-расширять словарный запас;

- развивать творчество, фантазию, воображение;

-развивать зрительную память, мышление, координацию движений;

-совершенствовать интонационную выразительность речи;

3. Воспитательные:

- воспитывать культуру речевого общения; воспитывать любовь к животным.

- формировать интерес у детей к ООД;

- формировать интерес к речевой деятельности; самостоятельность, инициативу в решении речевых задач;

- воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Предварительная работа: чтение рассказов и сказок А.Н. Толстого, рассматривание иллюстраций к сказкам.

Словарная работа: клубком свернуться, задрав хвост, боднуть норовить, растопырить.

Методы и приемы:

1) игровые: игровая мотивация, физкультминутка, дидактическая игра

2) словесные: беседы, чтение художественной литературы, объяснения, индивидуальные и хоровые повторения

3) наглядные: рассматривание книг, иллюстраций, картинок, графических схем

4) практические: работа с опорными схемами

Оборудование: портрет писателя А. Н. Толстого, книга со сказкой А. Н. Толстого «Еж», иллюстрации к сказке А. Н. Толстого «Еж», графические схемы к сказке А. Н. Толстого «Еж», доска.

Ход ООД

1. Организационный момент.

Воспитатель. Посмотрите ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Какое у вас сегодня настроение? (ответы детей)

У меня тоже сегодня хорошее, радостное настроение. Давайте мы улыбнёмся, и подарим своё настроение всем, кто нас окружает.

2. Основная часть.

Воспитатель. Сегодня мы прочитаем сказку замечательного автора, русского писателя А. Н. Толстого, чей портрет сейчас висит перед вами. (Выносит коробку с секретом). Вы сейчас услышите загадки, а если вы правильно отгадаете, то мы с вами достанем фигуры главных героев нашей сказки из этой волшебной коробки. Внимание! Готовы? Узнаем, кто спрятался в волшебной коробке? Поехали!

Это кто в траве шуршит

И забавно так фырчит?

Весь в иголках, не возьмешь

Кто же это, дети?

Дети. Еж (индивидуальные ответы детей)

Воспитатель. Отгадали первого героя! (достает из коробки игрушечного ежа). А давайте попробуем произнести чистоговорку, повторяйте за мной:

Ежик ежится у елки –

Укололся об иголки,

Елка ежится, дрожа –

Укололась об ежа.

(Повторяется 3 раза – все вместе и фронтально).

Воспитатель. Вторая загадка:

Ходит по лесу портной –

Сто иголок за спиной

Дети. Тоже еж (индивидуальные ответы детей)

Воспитатель. Абсолютно верно – тоже еж. Вернее, ежиха. Видите, она в платочке? (достает игрушку). А теперь попробуем проговорить скороговорку:

У ежа – ежата, у ужа –ужата.

Дети. (Повторяется 3 раза с ускоряющимся темпом – все вместе и фронтально).

Воспитатель. Молодцы! Далее:

Сама пестрая,

Ест зеленое,

Дает белое

Дети. Корова (индивидуальные ответы детей)

Воспитатель. Правильно! Корова! (Достает игрушку) И последний герой нашей сказки остался – слушаем загадку:

У коровы есть ребенок –

Славный, маленький…

Дети. Теленок (индивидуальные ответы детей).

Воспитатель.  Ну вот и последнего героя отгадали – умнички!

А теперь представьте: встретились однажды еж и теленок. Никогда раньше не видевшие друг друга ……

Ребята! Давайте немного пофантазируем. Выскажите свои предположения:

-Как произошла их встреча? Как вы представляете?

Помогаю вопросами:

- Интересно, что подумал еж?  

-С кем сравнил незнакомого ему зверя?

-А что подумал теленок, увидев ежика?

Ребята как вы думаете, чем закончилась эта встреча?

(выслушиваю 1-2 предположения)

Воспитатель.: А теперь ребята послушайте сказку внимательно и вы узнаете как же все таки встретились еж и теленок? Слушаем.

Воспитатель.: (называю автора и название сказки) А.Н.Толстой. Сказка «Еж». Чтение сказки (показ презентации к сказке).

 Теленок увидел ежа и говорит:

– Я тебя съем!

Еж не знал, что теленок ежей не ест, испугался, клубком свернулся и фыркнул:

– Попробуй.

Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.

– Ой, ой, ой, ой, ой! – заревел теленок и побежал к корове-матери, жалуется.

– Еж меня за язык укусил.

Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.

А еж покатился в темную нору под рябиновый корень и сказал ежихе:

– Я огромного зверя победил, должно быть, льва!

И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес.

– У нас еж – богатырь, – шепотом со страху говорили звери.

Беседа по содержанию. Словарная работа.

-Ребята, вы внимательно слушали сказку? (Ответы детей).

- Давайте с вами побеседуем по содержанию этой сказки. Только отвечать нужно полным предложением

- Скажите, какое название у этой сказки? (Ответы детей)

- Скажите, про кого эта сказка? (Ответы детей)

- Кто кого увидел в сказке? (Теленок увидел ежа). (Показ картинки с изображением теленка и ежа).

- Как телёнок готовился лизнуть ежа? (задрав хвост, запрыгал глупый телёнок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа)

- Что телёнок сообщил корове? (ёж меня за язык укусил) (хоровой ответ и 1-2 индивидуально)

- А куда ёж-победитель покатился? (покатился ёж в тёмную нору под рябиновый корень).

- Что ёж сказал ежихе? (что он победил огромного зверя должно быть льва)

- Давайте повторим конец сказки: И пошла слава про храбрость ежову за синее море, за тёмный лес. (Повторяют девочки, потом мальчики)

- А давайте произнесём последнюю строчку шёпотом.

У нас ёж-богатырь!

(сложим ладошки рупором и произнесём ещё раз)

- А сейчас давайте с вами превратимся в ежей и поиграем.

Физкультминутка «Ёжик».

Еж спешил к себе домой,

Нес запасы за спиной.

Через кочки он скакал,

Быстро по лесу бежал…

Вдруг он сел и изменился –

В шарик круглый превратился,

А потом опять вскочил

И к детишкам поспешил (имитируют движения в соответствии со словами)

Воспитатель.: Давайте, дальше продолжать наше занятие. Я прочту сказку еще раз, а вы ребята, слушайте ее внимательно и постарайтесь запомнить, потому что потом вы будете ее сами пересказывать эту сказку. Чтобы вам было легче пересказывать, я приготовила для вас схему-подсказку. Я буду рассказывать, а вы внимательно слушайте и смотрите на схему (показываю модели сказки и начинаю рассказывать сказку).

Воспитатель.: Ребята, пересказывать такую большую сказку одному сложно. А если разбить текст на части, сказку можно пересказать втроем, даже вчетвером. Сначала надо рассказать о встрече теленка и ежа, потом как теленок лизнул ежа.

А потом? (Как теленок убежал рассказывать корове – матери жаловаться.)

- Потом? (Как еж рассказал ежихе, что он победил огромного зверя, возможно даже льва.)

- И чем завершить пересказ? (Что пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес. И все звери со страху шепотом говорили: «У нас еж – богатырь».)

Пересказ сказки с опорой на графические схемы (по цепочке по частям).

- Ребята, пожалуйста, кто желает рассказать по схемам? А как вы назовёте свой рассказ? (вызывает 4 детей к доске, потом еще 4 детей)

- А как бы ты озаглавил эту сказку?

Итог ООД.

Воспитатель: С какой сказкой вы сегодня познакомились? («Еж»)

Воспитатель: Кто написал эту сказку? (Алексей Николаевич Толстой)

Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось из сказки?

Воспитатель: Какие новые слова и выражения вы сегодня узнали? (клубком свернулся, задрав хвост, боднуть норовит и т. д.)

- Что вы там узнали нового?

- В следующий раз мы с вами познакомимся еще с одной сказкой.

Хвалю детей, отмечаю успехи в овладении трудным умением пересказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...