Мастер-класс "Речь педагога как фактор развития речи дошкольников"
материал по развитию речи

Магусева Майя Евстафьевна

Дети каждой возрастной группы общаются со своим воспитателем в различных видах деятельности. Воспитатель организует игры с детьми, говорит с ними на всех занятиях, знакомит детей с речью авторов художественных произведений во время чтения и т.д. Следовательно, развивающий потенциал речевой среды целиком зависит от качества речи воспитателя. Для педагога детского сада владение образцовой речью - это показатель его профессиональной подготовленности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rech_pedagoga_kak_faktor_razvitiya_rechi_doshkolnikov.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Речь педагога как фактор развития  речи дошкольников»

     Цель: обогатить знания педагогов о значении их речи как фактора развития речи дошкольников; раскрыть требования к коммуникативным качествам и особенностям речи педагога; обратить внимание на типичные ошибки употребления русского языка в устной и письменной речи.

     Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация «Речь педагога как фактор развития речи дошкольников».

Ход мастер-класса:

     Всем нам известна поговорка «Слово - визитная карточка человека». От того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

     Дети каждой возрастной группы общаются со своим воспитателем в различных видах деятельности. Воспитатель организует игры с детьми, говорит с ними на всех занятиях, знакомит детей с речью авторов художественных произведений во время чтения и т.д. Следовательно, развивающий потенциал речевой среды целиком зависит от качества речи воспитателя. Для педагога детского сада владение образцовой речью - это показатель его профессиональной подготовленности. Он обязан развить в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаст детям. Поэтому забота о совершенствовании коммуникативно-речевых умений педагога имеет важнейшее значение в педагогическом процессе дошкольного учреждения и является нравственным и общественным долгом каждого педагога.

Слайд 2.  Одна из основных функций речи педагога – обеспечение полноценной передачи знаний.

     Коммуникативные особенности речи педагога могут сделать  восприятие знаний детьми доступным, интересным, а могут, наоборот,  затруднить его. О значимости этой функции педагога говорит тот факт, что знания в памяти детей часто закрепляются надолго благодаря особенностям педагогической речи, таким, как эмоциональная окраска  голоса,  его интонации, ритмичность и грамотность речи, правильное звукопроизношение.

Слайд 3. Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. Подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи".

     Речь педагога является образцом для подражания дошкольников.  Поэтому она должна быть безупречна.

Слайд 4. Какие основные требования можно предъявить к речи педагога?

1.    Смысловая сторона речи педагога должна соответствовать возрасту дошкольника, его развитию и опыту.

Например, дети трех лет понимают в речи только факты, без каких-либо отступлений. Эти отступления только мешают им для нормального восприятия смысла  («Витя, не рисуй на стене»). Детям постарше в содержание речи можно добавлять обороты, которые могут самого дошкольника привести к самостоятельному выводу («Лена, если будешь пачкать пол, его придется снова мыть», «Ксюша, если ты бросишь стакан, он может разбиться на осколки, которые могут поранить»).

2.    Педагог должен лексически и грамматически правильно оформлять свою речь.

Например, фразы типа «не ложи сюда книгу» вместо «не клади сюда книгу» или «Лена, ты обратно стала капризничать» построены не по правилам русского языка. Дошкольники очень чутко реагируют на все речевые обороты, которые они слышат из уст воспитателя, и впитывают их, словно губка.

     Кроме того, необходимо с самого детства приучать к правильному произношению и постановке ударения в слове. Быть может, тогда пресловутое «звОнит» исчезнет из лексикона наших людей. В подготовительных группах возможны даже занятия, на которых дети будут обсуждать наиболее часто употребляемые выражения, в которых многие люди совершают ошибки. Все это поможет формированию культуры речи маленького человека.

3.    Педагогу желательно использовать средства для усиления выразительности речи.

     Речь воспитателя может быть монотонной, и в этом случае, она плохо будет восприниматься дошкольником. Например, при вялом аппетите детей, слова: «Таня, жуй быстрее, что ты так возишься» только усилят невосприимчивость ребенка к смыслу фразы. И наоборот, добавив эмоциональной окраски в речь, можно достичь потрясающих результатов: «Дети, а вы заметили, какая сегодня вкусная каша? Лена, ты сегодня такая умница, очень аккуратно кушаешь». В таких случаях обычно похвала действует ободряюще на того человека, кому она предназначена, а также стимулирующим образом на всех остальных детей. Дошкольники начинают показывать воспитателю, что они тоже умеют быстро и аккуратно кушать.

      Выразительная речь служит для уточнения мысли, а также для живописной обрисовки образа, которое должно вызвать у маленького дошкольника живое представление и оказать сильное эмоциональное воздействие. Эмоциональная сторона речи воспитателя повышает культуру слушания, а также воспитывает у дошкольников желание самим что-нибудь рассказать или вступить в диалог.

4.    Педагог должен  поправить дошкольника в случае неправильного употребления им слов или предложений.

     «Вчера будет пятница», — говорит ребенок. Воспитатель поправляет его, и обязательно произносит правильный вариант вслух. Ребенок вслушивается в речь воспитателя. Именно так формируются правильные навыки употребления слов и предложений.

     В зависимости от того, насколько развиты дошкольники, воспитателю следует периодически добавлять новые для детей слова, при этом объясняя их смысл. Например, рассматривая с детьми картину, где изображена кормушка с птицами, воспитатель сначала должен задавать более легкие вопросы: «Кого вы видите на картине? Что делают птицы?» И только потом можно узнать, знают ли дети, что такое кормушка. «Кормушка так названа, потому что птицы в ней кормятся. Кормушки изготавливают для тех птиц, которые остаются зимовать. А каких птиц вы видели зимой?». Таким образом, нужно не просто научить ребенка заучивать слова, а подробно объяснять ему их смысл.

Практическая часть

Слайд 5-14. Найдите  ошибки в предложениях:

1. Наш коллега вторую неделю находится на бюллетне (бюллетене). (Бюллетень, буква «е» в последнем слоге этого слова не исчезает при склонении);

2. Анна Павловна, мы cердечно поздравляем Вас с день рождением! (C днем рождения).

3. Танечка, я за тобой (по тебе) так  скучала!

4. Петя, залазь (забирайся) на горку, прокатись!

5. Обоих (обеих) сестер сегодня из детского сада заберет  бабушка.  

Слайд 15-17. Как правильно говорить и писать?

«Есть ли в русском языке слово «ложить»?»

Нет такого слова «ложить» в русском языке.
Если так нравится корень, употреблять можно только с приставками в таком виде:
положить, заложить, переложить, выложить.

Окончание глаголов:  «тся» или «ться»?

Некоторые продвинутые первоклассники уже знают, в каких случаях употребляется «тся», а в каких – «ться». Проверяется элементарно – задайте вопрос: «Что (с)делает?» или «Что (с)делать?». Если в вопросе есть мягкий знак (Ь), то и в глаголе он должен быть, если нет, то и в глаголе его не должно быть.
«ПриЙТи» или «приДТи»?

Это надо просто запомнить. Единственное верное слово – это «приЙТи». Однако, если употребляете будущее время, то правильно: 
-«приду»
-«придёшь»
-«придут».

Слайд 18. «Предлоги на «е»

Предлоги вследствие, во избежание, в отличие, наподобие, в течение, в заключение – имеют на конце букву «е». Если говорят о течении реки, или об узнике в заключении, то на конце пишут «и».

Слайд 19-21. «Когда говорим Оплата, а когда – Плата?»

Нужно использовать либо выражение «плата за что-либо», либо «оплата чего-либо». Эти сочетания просто надо запомнить.

«Плату за проезд в метро опять подняли», «Оплата проезда в метро опять поднялась».

«Договора или договоры?»

Договоры.

«Когда точки в текстах не ставятся?»

Запомните,  в заголовках и подзаголовках статей и любого текста точка не ставится. И даже не спорьте, это правило русского языка соблюдается во всех книгах и газетах. Если начнете спорить, сразу будет видно, что вы книжек и газет не читаете (М. Задорнов).

Слайд 22-35. Поставьте правильно ударения:

тОрты, ходАтайство, СлИвовый, каталОг, баловАть, красИвее, облегчИть.

Слайд 36. Пожелание коллегам в стихах:

Пусть будет широким словарный запас,
Пусть речь ваша песнею льется,
Пусть сказано слово будет с душой
И сердца скорее коснется!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ТЕМА: «КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ»

В последнее время беспокоят следующие факторы:- многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками;- дети все меньше пользуются словом, как средством о...

Речь педагога как фактор развития речи дошкольника

Русский язык - один из самых богатых языков мира....

Медиакомпетентность педагога, как фактор формирования медиакультуры дошкольников

Задача педагога информационной эпохи – развивать критическое мышление ребенка, умение анализировать и отбирать личностно значимую информацию, структурировать, обобщать, использовать и осмысленно...

Семинар – практикум «Речь педагога как фактор развития речи дошкольников»

Кто из нас не хочет научиться говорить красноречиво и убедительно!Ведь слово сопровождает нас повсюду, а наш язык – признак ума или глупости.Всякая интеллектуальная профессия – речевая, по...

«Речь педагога как фактор развития речи дошкольника»

Всем нам известна поговорка "Слово - визитная карточка человека". От того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной ...

Речь педагога как фактор развития речи дошкольника

От того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к реч...

Статья." Личность педагога ,как фактор формирования личности дошкольника"

Педагогическая деятельность — это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокул...