Медиакомпетентность педагога, как фактор формирования медиакультуры дошкольников
статья

Федорова Екатерина Витальевна

Задача педагога информационной эпохи – развивать критическое мышление ребенка, умение анализировать и отбирать личностно значимую информацию, структурировать, обобщать, использовать и осмысленно создавать для информационной среды собственные медиатексты, формируя при этом медиакультуру ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mediakompetentnost.docx17.4 КБ

Предварительный просмотр:

Медиакомпетентность педагога, как фактор формирования 
медиакультуры дошкольников

          Современные дети более свободно, нежели их педагоги и родители ориентируются в информационном пространстве – от электронных энциклопедий до сети Интернет. Это рассматривается педагогами как верная тенденция в развитии информационного общества. Задача педагога информационной эпохи – развивать критическое мышление ребенка, умение анализировать и отбирать личностно значимую информацию, структурировать, обобщать, использовать и осмысленно создавать для информационной среды собственные медиатексты, формируя при этом медиакультуру ребенка. Медиакультура, с одной стороны, в социальном плане – это часть общей культуры, связанная со средствами массовой коммуникации, а с другой, в личностном, является частью общей культуры человека, по мнению А.В.Шарикова. Деятельность каждого педагога, направленная на формирование медиакультуры современного ребенка, должна начинаться с формирования его собственной медиакомпетентности.

           Медиа: спутниковое и цифровое ТV, видео, кино, компьютерная и сотовая связь, Интернет, графика, музыка, радио и др., трансформируют медиасреду, оказывают существенное влияние на традиционные виды культуры, на функционирование библиотек, киностудий, музеев, театров. Медиакультура, являясь феноменом эпохи глобализации, воздействует на ценности общества, на мировоззрение разных социокультурных групп, в особенности подростков.

          Процесс формирования медиакультуры детей складывается из многих составляющих: изучения информационных технологий и знакомства с шедеврами мировой культуры, изучения цветовой и звуковой гармонии, законов зрительного восприятия, технологии создания «экранного образа» и других.

                «Образование через всю жизнь» – один из основных принципов, без которого современный педагог не может следовать в ногу с развитием мирового информационного сообщества. Развитие медиакомпетентности педагога, формирование его медиакультуры – неотъемлемый фактор, оказывающий влияние на формирование медиакультуры учащегося.

Развитие медиакомпетентности основано на ряде компонентов. Первый – опыт использования медиаматериалов. Второй - активное приложение умений в сфере медиа. Третий –- готовность к самообразованию. Известный американский медиапедагогог С.Дж.Бэрэн приводит следующую классификацию умений, необходимых для медиакомпетентности личности:

  • «способность и готовность сделать усилие, чтобы воспринимать, понять содержание медиатекста и отфильтровывать «шум»;
  • понимание и уважение силы влияния медиатекстов;
  • способность различать эмоциональную и аргументированную реакцию при восприятии, чтобы действовать соответственно;
  • развитие компетентного предположения о содержании медиатекста;
  • знание условностей жанров и способность определять их синтез;
  • способность размышлять о медиатекстах критически, независимо от того, насколько влиятельны их источники;
  • знание специфики языка различных медиа и способность понимать их воздействия, независимо от сложности медиатекстов».

Структуру медиакомпетентности, состоящую из пяти блоков обязательных умений, разработал немецкий педагог В.Вебер:

 «Во-первых, это обе формы деятельностно- ориентированного анализа медиа:

  • отбор и использование того, что могут предложить медиа;
  • разработка своего собственного медиапродукта.

Во-вторых, в терминах содержания, обе формы включают знания и аналитические способности, связанные с:

  • креативными возможностями, на которых основаны различные виды медиа;
  • предусловиями для эффективного использования медиа;
  • экономическими, социальными, техническими, политическими условиями, которые связаны с производством и распространением медиапродуктов».

Им составлена классификация показателей медиакомпетентности личности (медиаграмотности личности, развития личности в области медиакультуры) с учетом подходов Р.Кьюби, Дж.Поттера и В.Вебера а также с опорой на шесть основных понятий медиаобразования, выделенных в качестве базовых ведущими британскими медиапедагогами: «агентства медиа» (изучение работы, функций и целей создателей медиатекстов), «категории медиа» (изучение типологии - видов и жанров медиа/медиатекстов), «технологии медиа» (изучение способов/технологий создания медиатекстов), «языки медиа» (изучение медийных языков, то есть вербального, аудиовизуального, монтажного ряда медиатекстов), «репрезентации медиа» (изучение способов представления, переосмысления действительности в медиатекстах, авторских концепций и т.д.), «аудитории медиа» (изучение типологии аудитории, типологии медиавосприятия).

Эта типология достаточно условна, несомненно одно: без развитого медиавосприятия и способности к анализу и оценке медиатекста невозможно говорить о высоком уровне медиакомпетентности человека. Ни знания фактов истории медиакультуры, ни частота общения с медиа, ни практические умения создавать медиатексты не могут сами по себе сделать индивида медиакомпетентным. А.В.Федоров в ряде своих статей приводит подробную классификацию показателей медиакомпетентности.

Медиакомпетентность педагога многомерна и требует широкой перспективы, основанной на развитой структуре знания. Это не застывшая категория, теоретически увеличивать степень медиакомпетентности можно в течение всей человеческой жизни, воспринимая, интерпретируя и анализируя познавательную, эмоциональную, эстетическую и этическую медиаинформацию. «Аудитория, находящаяся на более высоком уровне медиаграмотности обладает более высоким уровнем понимания, управления, и оценки медийного мира».

Медиакомпетентность дает педагогам понимание того, как медиатексты, которые являются частью каждодневной жизни, помогают познанию окружающего мира, информационно насыщенной окружающей среды, в различных социальных вариациях, экономической и политической позиции, как они могут воздействовать на уровень медиакультуры детей.

Педагог, погруженный в среду, повышающую его уровень медиакомпетентности, изучает, анализирует, творит самостоятельно медиатексты. Только таким образом, приобщившись к миру медиа, он может способствовать формированию медиакультуры своего воспитанника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Медиакомпетентность педагога ДОУ при создании электронных презентаций

Это тема раскрывает,что же такое медиакомпетентность и дает понятие, что же такое электронные презентации и как их создавать....

ДОКЛАД ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ТЕМА: «КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ»

В последнее время беспокоят следующие факторы:- многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками;- дети все меньше пользуются словом, как средством о...

Речь педагога как фактор развития речи дошкольника

Русский язык - один из самых богатых языков мира....

Статья "Современные модели повышения медиакомпетентности педагогов в современном ДОУ."

Современный мир постоянно меняется, развивается. В жизнь общества входят новые технологии, инновационные проекты. В связи с этим к обществу предъявляются новые требования к воспитанию самостоятельной,...

Мастер-класс "Речь педагога как фактор развития речи дошкольников"

Дети каждой возрастной группы общаются со своим воспитателем в различных видах деятельности. Воспитатель организует игры с детьми, говорит с ними на всех занятиях, знакомит детей с речью авторов худож...

Семинар – практикум «Речь педагога как фактор развития речи дошкольников»

Кто из нас не хочет научиться говорить красноречиво и убедительно!Ведь слово сопровождает нас повсюду, а наш язык – признак ума или глупости.Всякая интеллектуальная профессия – речевая, по...

«Речь педагога как фактор развития речи дошкольника»

Всем нам известна поговорка "Слово - визитная карточка человека". От того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной ...