Речь педагога как фактор развития речи дошкольника
консультация по логопедии
От того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_pedagoga_kak_faktor_razvitiya_doshkolnika.docx | 447.26 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №4 «ТЕРЕМОК» ГОРОДА НОВОПАВЛОВСКА
РЕЧЬ ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА.
Подготовила: учитель-логопед Матвеева Светлана Владимировна
Всем нам известна поговорка "Слово - визитная карточка человека".
От того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.
Дети каждой возрастной группы общаются со своим воспитателем в различных видах деятельности: хозяйственно-бытовой и трудовой, учебной. Воспитатель организует игры с детьми, говорит с ними на всех занятиях, знакомит детей с речью авторов художественных произведений во время чтения и т.д., следовательно, развивающий потенциал речевой среды целиком зависит от качества речи воспитателя. Для воспитателя детского сада владение образцовой речью - это показатель его профессиональной подготовленности. Он обязан развить в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаст детям. Поэтому забота о совершенствовании коммуникативно-речевых умениях воспитателя имеет важнейшее значение в педагогическом процессе дошкольного учреждения и является нравственным и общественным долгом каждого педагога.
Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства, и ошибки, которые встречаются в их речи".
Требования к речи педагога:
Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Воспитатель должен обращать особое внимание на семантическую (смысловую) сторону речи, т.к. это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Воспитатель в общении с детьми учитывает, что в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутри текстовой связи.
Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), воспитатель заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
Выразительность - особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи воспитателя является мощным орудием воздействия на ребенка. Владеющий различными средствами выразительности речи воспитатель (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.), способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатый лексикон воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка.
Уместность - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи воспитателя предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
Правильность - соответствие речи языковым нормам. В общении с детьми воспитатель использует основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.
Сегодня и на следующих консультациях мы будем уделять особое внимание орфоэпической грамотности нашей речи, а именно словам с проблемным ударением. На доске представлены 30 слов, ваша задача расставить ударение верно(5-10 мин. , проверка результатов, раздать каждому вариант с правильно расставленными ударениями для заучивания)
Так же на протяжении всего учебного года будет проводиться углубленная оценка форм речи воспитателей, путем посещения занятий, где будет рассматриваться следующее:
Словарь - богатство и точность. Частота употребления слов, которые медленно усваиваются детьми, точность обозначения оттенков цвета, материал, форму, величину предметов и др. Использование художественного слова, фразеологических оборотов.
Грамматическое оформление - содержание разнообразных синтаксических конструкций.
Звуковая сторона речи - чистое звукопроизношение, четкая дикция, орфоэпическая правильность. Речь воспитателя должна быть яркой, выразительной: необходимы богатая мимика, приветливый, доброжелательный тон по отношению ко всем окружающим.
Связная речь - умение вести диалог, рассказывать, слушать рассказы и ответы других. Речь воспитателя должна быть немногословной, но очень понятной и логичной.
Навыки публичной речи - умение рассказывать и свободно держаться в детской аудитории, а также выступить с сообщением перед товарищами, организовать коллективную беседу с родителями воспитанников и т. п. 0бразцом для окружающих должна быть вся манера поведения воспитателя в процессе речевого общения (поза, жест, отношение к собеседникам).
Возрастная направленность - доступность содержания, использование соответствующего возрасту детей словаря и синтаксиса. Особенно это важно при работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. В этом случае для педагога характерны некоторое замедление темпа, особо подчеркнутые артикуляция и дикция, эмоциональность речи.
В конце учебного года будут подведены итоги
Список слов с проблемным ударением для заучивания.
Армянин Вогнутый
Водопровод Воткнутый
Добела Договор
Изогнутый Исковой
Каталог Километр
Начался Макушка
Вручат Эксперт
Черпать (черпаю, черпает) Цемент
Цепочка (цепочек Р.п., мн.ч.) Трубопровод
Туфля (туфли, туфель) Тотчас
Вероисповедание Свёкла
Проткнутый
Балованный ( баловать(ся), балую(ся), балует(ся)).
Банты (мн.ч) (банта(р.п.), бантов; о банте, о бантах).
Включат (включить, включит, включённый, включён, включена, включено, включены).
Осведомиться (осведомит(ся), осведомят(ся), осведомил(ся), осведомила(ся), осведомило(сь), осведомись и осведомься, осведомивший, осведомив, осведомлённый, осведомлён, осведомлена, осведомлено.
Углубить (углубят, углублённый, углублён, углублена, углублено, углублены).
Собрала (собрать, собрало, собрали, собранный).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ: Речь педагога – основной источник развития речи детей. Требования к культуре речи педагога.
Речь воспитателя как образец для подражания дошкольников....
Речь педагога как фактор развития речи дошкольника
Русский язык - один из самых богатых языков мира....
Консультация для педагогов на тему «Речь педагога как фактор развития речи детей дошкольного возраста»
Все мы знаем, как важно для любого человека иметь правильную, красивую, образную речь, тем более для педагога, который является образцом для подражания у своих воспитанников. При этом следуе...
Мастер-класс "Речь педагога как фактор развития речи дошкольников"
Дети каждой возрастной группы общаются со своим воспитателем в различных видах деятельности. Воспитатель организует игры с детьми, говорит с ними на всех занятиях, знакомит детей с речью авторов худож...
Семинар – практикум «Речь педагога как фактор развития речи дошкольников»
Кто из нас не хочет научиться говорить красноречиво и убедительно!Ведь слово сопровождает нас повсюду, а наш язык – признак ума или глупости.Всякая интеллектуальная профессия – речевая, по...
«Речь педагога как фактор развития речи дошкольника»
Всем нам известна поговорка "Слово - визитная карточка человека". От того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной ...
Презентация к семинару для педагогов ДОУ на тему: "Речь педагога как фактор развития речи детей дошкольного возраста"
Презентация для выступления на семинаре о речевой культуре педагога...