Программа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста по средствам игровой деятельности.
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа)
Программа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста по средствам игровой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitie_svyaznoy_rechi_u_detey_6-go_goda_zhizni.docx | 13.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста по средствам игровой деятельности.
Воспитатель: Шарафидинова О.В.
Требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования выделяют коммуникативную направленность воспитательного процесса как ведущую. Поскольку овладение коммуникативными навыками позволит ребенку решать коммуникативные задачи, выстраивать межличностное общение и более успешно адаптироваться в современном социокультурном пространстве. Поскольку основная коммуникативная функция языка и речи реализуется в связной речи, ее развитие становится необходимым и неотъемлемым условием овладения коммуникативными компетенциями.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Связная речь представляет собой развёрнутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Изучением процесса формирования коммуникативных компетенций занимались такие современные отечественные и зарубежные ученые как:
М. И. Лисина, В. А Кан-Калик Н. Д Никандров, А. Б Добрович, Т. А. Репина, Е. О Смирнова,. и др.
Год от года растет число старших дошкольников имеющих дефекты произношения звуков речи и других ее качеств: темпа, силы голоса, речевого общения, слабо развитую связную речь. Далеко не каждый ребенок может построить развернутый рассказ, придумать собственную сказку. Не каждый даже может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного текста, и тем более задать вопрос.
Наблюдения за современными детьми старшего дошкольного возраста показывают, что дети не всегда адекватно могут выразить свои чувства, мысли и ощущения, что становится барьером в их взаимодействии с ровесниками и взрослыми. В то время как в данном возрасте они очень чувствительны к языковым явлениям и проявляют большой интерес к решению коммуникативных задач и осмыслению своего речевого опыта (Е.О. Смирнова, А. Шахнорович, К. Менг, Е. И. Негневицкая, З. Н. Никитенко, Е. А. Ленская, В. И. Верещагина и др.).
Таким образом, наиболее сензитивным периодом для развития связной речи становится старший дошкольный возраст. Потребность в овладении коммуникативными компетенциями, способами межличностного общения усиливается в данном возрасте в силу психологических особенностей развития детей 6 года жизни.
Существующая проблема применения подходов и механизмов развития связной речи как условия формирования коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста, недостаточная разработанность и изученность данного вопроса определяет актуальность и выбор темы исследования.
Сегодня процесс формирования коммуникативных компетенций полагается на возможности запоминания ребенком изучаемого материала, когда основной задачей данного процесса является научить ребенка самостоятельно размышлять и адекватно и связно высказывать свои мысли и чувства.
Это противоречие ставит перед современным воспитателем задачу совершенствовать традиционные и находить новые технологические подходы к организации воспитательного образовательного процесса так, чтобы помочь ребенку овладеть основами коммуникативной компетентности, способствующей его успешной социализации, развитию связной речи и культуры общения.
Цель: формирование связной речи детей-дошкольников, через использование игровой деятельности.
Задачи:
Обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами, декорациями, способствующей развитию связной речи дошкольников.
Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка.
Развивать речь детей как средство общения. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
В основу программы положены следующие принципы:
Систематичности и последовательности – материал к занятиям подобран в определенном порядке, системе.
Доступности – характер и объем знаний соответствует уровню развития и подготовленности детей.
Наглядности – большинство заданий предполагает опору на чувственный опыт ребенка, его непосредственные наблюдения
Комплексности работы – игровая деятельность включена в общую систему воспитательно-образовательного процесса.
Обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей.
Уважение к личности каждого ребенка.
На занятиях педагог своей главной задачей должен ставить не обучение актерскому ремеслу, а развитие у ребенка его творческих способностей (творческого мышления). Необходимо рассматривать каждого учащегося как личность неповторимую и особенную с учетом его психофизических и возрастных возможностей.
Создание ситуаций успеха на занятиях по программе является одним из основных методов эмоционального стимулирования учащегося и представляет собой специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых ребёнок добивается хороших результатов, что ведёт к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и «лёгкости» процесса обучения.
Особенности возрастной психологии состоят в том, что ребенок 6-7 лет легче фантазирует не на бытовые темы, а на более абстрактные и далекие от реалий темы. Поэтому для пробуждения первых навыков фантазирования необходимо давать темы, далекие от бытовых условностей: «африканский» язык, первобытные танцы, инопланетные цветы и существа. То, что пробуждают перво-чувства, перво-ощущения, перво-эмоцию, перво-взгляд.
Педагогу не стоит «жонглировать» теоретическими выкладками и изысками, анализировать с учащимися сам процесс игры и игровых технологий. Учащегося необходимо вовлечь в процесс поиска новых «форм жизни», элементарного способа существования и общения.
Путь открытий интереснее утилитарной необходимости самих результатов поиска. Они скажутся значительно позже. Сам процесс игры должен доставлять радость. И в то же время ребенок должен осознавать важность и значимость творческого процесса, не превращая его в баловство или «длинную переменку».
После реализации программы необходимо повторно провести диагностику связной речи детей для того чтобы оценить эффективность предложенной программы.
Тематический план
№ п/п | Тема | Программные задачи | Рекомендуемые игры |
Вводный урок: Театр – игра! Добро пожаловать в игру «Сказка странствий»! | Ознакомление детей с правилами поведения на занятиях. | Разыграть стихотворение А.Барто «В театре»; Игра «Снежный ком». | |
1 | Игра 1 «Азбука тела» | Знакомство с возможностями своего тела через игры. | Игры «Я – буква», «Я – цифра». |
2 | Игра 2 «Беби-степ» | Знакомство с такими понятиями выразительности как «жест», «мимика», «слово». | Игра «Угадай», Игра «Приветствие», Игра «Театральная разминка», Игра «Походка». |
3 | Игра 3 «Внимание, внимание, дорога - на внимание!» | Развитие сценического внимания (произвольное, непроизвольное внимание, слуховое, зрительное внимание). Развитие быстроты реакции, памяти, образного мышления. | Игра «Эстафета», Игра «Что ты слышишь?», Игра «Что поменялось?», Игра «Руки – ноги», Игра «Есть или нет?», Игра «Дружные зверята», Игра «След в след», Игра «Весёлые обезьянки», Игра «Внимательные звери», Игра «Да и нет не говорить», Игра «Эй, узнай по голосу…» |
4 | Игра 4 «Вообразилия» | Развивать творческое воображение. Обогащение игрового опыта, формирование ролевых высказываний. Формировать доброжелательные отношения между детьми Обучение элементам развития сюжета. | «Перво-звук, перво-взгляд, перво-чувство», Игра «Клякса», Игра «Точка-точка, запятая». Этюды на развитие творческого воображения. Игра «Кругосветное путешествие». |
5 | Игра 5 «Герой» | Расширять знания детей о сюжете. Помогать детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты) Формировать доброжелательные отношения между детьми. Обогащение игрового опыта, формирование ролевых высказываний. | Путешествие в сюжет сказки. |
6 | Игра 6 «Домашний театрик» | Учить строить план игры, определять способы осуществления плана, организовывать сценическое пространство. Формирование трудовых умений, развитие творческого воображения детей. Формирование представлений дошкольников о том, что такое «театр на столе». | Понятие – «театр на столе». Организация сценического пространства или воображаемое пространство и предметы. Подготовительная работа должна пройти по следующим этапам: сочинение – рисунок - сказка. |
7 | Игра 7 «Жизнь сказки» | Знакомство с Хэнд-артом. Учить детей развивать и обогащать сюжет игры, подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов; учить выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом; учить подбирать атрибуты для игры самостоятельно; с помощью подручных средств, предметов и при помощи рук; развивать умение детей взаимодействовать и ладить друг с другом в совместной игре. | Сочиняем микро-сказки с помощью подручных средств, предметов и при помощи рук. Это настоящий Хэнд-арт. |
8 | Игра 8 «Загадки превращений» | развитие творческого воображения детей. Обогащение игрового опыта, формирование ролевых высказываний. Развитие чувства веры и правды, смелости, сообразительности, | Игра «Превращение предмета». Игра «Превращение комнаты». Игра «Превращение детей». |
9 | Игра 9 «Заключительная» | Подготовка к итоговому показу. | Репетиции. |
10 | Игра 10 «Итоговый показ» | Научить детей исполнять роли Формировать навыки связной речи детей. | Театр на столе. Выступление перед родителями. |
Методика «Наблюдение за проявлениями коммуникативных качеств детей дошкольного возраста в межличностном общении» (О. Е. Смирнова, В. М. Холмогорова)
Метод: наблюдение.
Цель: определение в естественных условиях для ребенка его психологических особенностей и состояний в межличностном взаимодействии.
Инструкция к проведению методики: педагогом-психологом осуществляется наблюдение за проявлениями коммуникативных качеств и особенностями межличностного взаимодействия группы детей. Результаты отмечаются в специальном бланке, представленном в Таблице 1.
Важные показатели, на которые необходимо обратить внимание при наблюдении за деятельностью детей:
1. Инициативность – важный показатель, который передает желание ребенка привлечь к себе внимание сверстника и побудить к любой совместной деятельности.
2. Чувствительность к воздействиям сверстника – показатель, отражающий готовность и желание ребенка воспринимать и откликаться на предложения и действия другого ребенка. Может проявляться: в ответных действиях и реакциях на обращения сверстника, в согласованности этих действий, в умении замечать и подстраиваться под изменения пожеланий и настроений.
3. Преобладающий эмоциональный фон – эмоциональное окрашивание взаимодействия ребенка с другими детьми, может быть позитивной, нейтрально-деловой, ситуативной или негативной.
Чтобы интерпретировать результаты по данной методике, необходимо вычислить сумму баллов за описанные выше показатели, которая будет соответствовать одному из трех уровней развития коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста:
1. Низкий уровень (от 0 до 4 баллов): дети характеризуются отсутствием или слабой выраженностью инициативности, недостаточно развитой чувствительности к воздействиям сверстника и преобладанием негативного эмоционального фона. Все это может говорить об отсутствии у таких детей потребности в общении со сверстниками, неумении налаживания контакта, неспособности понять другого (своеобразная «коммуникативная глухота») и наличии негативных поведенческих реакций, таких как: крик, слезы, драки, оскорбления и раздражения. В этом случае, следует обратить особое внимание на них педагогам и психологам.
2. Средний уровень (от 5 до 7 баллов): показатели развития коммуникативных качеств у детей говорят о нормальном уровне потребности в общении, но, несмотря на это, возможно наличие некоторых комплексов, страхов или стеснения вступать в контакт со сверстниками. Здесь специалистам стоит обратить внимание на эмоциональную и личностную сферу детей.
3. Высокий уровень (от 8 до 9 баллов): дети, имеющие этот уровень, испытывают высокую потребность в общении со сверстниками, их коммуникативные качества хорошо развиты, эмоциональный фон – положительный, редко ситуативный. Легко вступают в контакт и умеют поддерживать любую деятельность на достаточно высоком уровне.
Таблица 1
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПАРАМЕТРОВ | ВЫРАЖЕННОСТЬ В БАЛЛАХ |
Инициативность: - отсутствует: ребенок не проявляет никакой активности, играет в одиночестве или пассивно следует за другими; - слабая: ребенок крайне редко проявляет активность и предпочитает следовать за другими детьми; - средняя: ребенок проявляет инициативу, однако он не бывает настойчивым; - высокая: ребенок активно привлекает окружающих детей к своим действиям и предлагает различные варианты взаимодействия | 0 1 2 3 |
Чувствительность к воздействиям сверстника: - отсутствует: ребенок вообще не отвечает на предложения сверстников; - слабая: ребенок лишь в редких случаях реагирует на инициативу сверстников, предпочитая индивидуальную игру; - средняя: ребенок не всегда отвечает на предложения сверстников; - высокая: ребенок с удовольствием откликается на инициативу сверстников, активно подхватывает их идеи и действия. | 0 1 2 3 |
Преобладающий эмоциональный фон: - негативный; - нейтрально – деловой; - ситуативный; - позитивный. | 0 1 2 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста.Учебно-методическое пособие.
Будущий первоклассник должен уметь связно, логично, грамматически правильно излагать свои мысли, передавать последовательно содержание небольших литературных текстов. Связная речь – это не просто пос...
Коррекционная работа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Аннотация: В настоящее время уже накоплен определенный опыт работы по организации коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с задержкой психического развития в условиях специального детско...
Основные направления коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии - изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имее...
Программа по самообразованию на тему " Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста методом сказкотерапии"
Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром....
Технология. Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Одной из острых и актуальных проблем, на сегодняшний, день является организация речевого развития детей дошкольного возраста. В чем заключается её актуальность: - в том, что практическая деятельност...
Проект по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну красивой и грамотной речи»
ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает ...
Применение технологии «Фишбоун» для формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Применение технологии «Фишбоун» для формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи...