ООД по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зима».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood_po_razvitiyu_rechi_s_detmi_v_sredney_gruppe.docx | 23.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по развитию речи с детьми в средней группе
на тему: «Волшебница-зима»
Цель: Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зима».
Задачи: Закрепить полученные знания о зиме и зимних явлениях природы, обогащать словарь детей по теме.
Способствовать формированию умению правильно использовать в речи грамматические формы, умения согласовывать существительные с прилагательными, образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Воспитывать дружеские взаимоотношения, отзывчивость, взаимовыручку.
Методики и технологии: игровые технологии, здоровьесберегающие (дыхательная, пальчиковая гимнастики), ИКТ.
Интеграция видов деятельности: игровая, речевая, познавательная, двигательная.
Воспитатель.
I.Организационный момент (стоя в кругу, на ковре):
«На занятии будьте старательными,
Будьте спокойными и внимательными.
Делайте все, не отставая,
Слушайте, не перебивая».
II.Основная часть:
Ребята, слышите кто-то стучится к нам в дверь. Нам прислали письмо и какой-то сундучок. Интересно вам узнать, что это за письмо? Тогда давайте я вам прочитаю!
«Дорогие ребята! Пишет Вам Волшебница. Имя я свое вам не скажу, а отгадать его вам предложу. Если загадку отгадаете и ответите на вопросы, сундучок откроется и вы найдете мои подарки.
1.Загадка
Дел у меня немало – я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лед реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня ……. (зима)
Воспитатель: Ребята, а как вы догадались, что это зима? Что за белое одеяло укрыло землю? Из-за чего на реках лед?
Воспитатель: Наша русская зима похожа на снежное царство.
Воспитатель: Ребята! Наш сундучок открылся!
Воспитатель: Зима передала снежок, сейчас мы с вами поиграем, кому снежок я брошу, тот и отвечает.
2. Игра «Снежок» Упражнение: «Придумаем слова»
Воспитатель: Что можно сказать о зиме, какая она? (холодная, снежная, морозная, белоснежная, красивая, пушистая)
Воспитатель: А еще зиму называют лютой, суровой. А снег зимой, какой?
(белый, пушистый, серебристый, холодный, мокрый, глубокий, липкий, чистый, воздушный)
Воспитатель: Снег что делает? (лежит, падает, кружится, скрипит, тает, ложится)
А еще снег тает, когда теплая погода.
3.Ребята, а теперь давайте назовем пословицы о зиме, которые предупреждают нас, что зима – холодное, суровое время года.
Зима не лето, в шубу одета.
Мороз не велик, да стоять не велит.
Береги нос в большой мороз.
В зимний холод всякий молод.
А как ласково можно назвать: зиму, снег, снежинку, мороз, шапка, шарф.
Молодцы, хорошо описали зиму!
Шкатулка открывается
Что за волшебство?
И правда сколько здесь подарков от волшебницы зимы?! Посмотрите какая красивая снежинка.
Воспитатель: Ребята, скажите, снежинка какая бывает? (красивая, маленькая, ажурная, легкая)
4.Пальчиковая гимнастика «Снежинки».
Стою и снежинки в ладошку ловлю.
(имитировать движения)
Я зиму и снег, и снежинки люблю.
(ритмичные удары по ладони)
Но где же снежинки? (сжать кулаки)
В ладошке вода! (разжать кулаки)
Куда же исчезли снежинки? Куда?
(пожимать плечами)
Растаяли хрупкие льдинки – лучи.
Как видно ладошки мои горячи!
(потряхивание расслабленными ладонями)
Воспитатель: У меня для вас сюрприз: снежинки, которые не тают. Почему? Поиграем с ними.
5.Развитие дыхания и силы голоса.
Воспитатель: Ребята, я вас превращу в холодный ветерок, и вы подуете на снежинки, а они закружатся в танце (воспитатель раздает снежинки).
А вы умеете правильно дуть? Напомните, как это надо делать (вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем, щеки не надуваем, дети дуют на снежинку, держа ее за ниточку на уровне рта).
Воспитатель: Такой сильный ветер поднялся! Все закружилось в воздухе. Поднялась вьюга. Давайте попробуем изобразить вьюгу. Вытяните губы трубочкой и спойте протяжно: у-у-у. А теперь я буду показывать рукой, громче или тише завывает вьюга. Если рука поднимается вверх, то вьюга воет все громче. Если рука опускается, вьюга воет все тише.
Воспитатель. Ой, как холодно стало! Давайте погреем ручки. Подуем теплым воздухом (дети «греют» руки теплой воздушной струей х-х-х).
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, какой же еще сюрприз для нас приготовила зимушка-зима!
Воспитатель: В сундучке кто-то шевелится! Да это же Снеговик! Какой он веселый! Снеговик приглашает нас в зимний лес. Мы сегодня с вами отправимся в лес.
Воспитатель: Сначала вспомним, как нужно вести себя в лесу.
Ответы детей: Не кричать, чтобы не испугать животных, не ломать ветки деревьев.
6.Д/игра «Собираемся в лес».
Воспитатель: А какую одежду нам нужно одеть? Почему?
- Мы можем в туфельках пойти гулять? А в майке, шортиках? Почему?
- На чем можно добраться до леса?
Воспитатель: Сегодня такая замечательная погода, мы с вами отправимся в лес пешком. Давайте возьмёмся за руки и пойдём по тропинке. (Звучит музыка метели).
По тропинке мы идём
Через кустики и кочки
Через ветки и пенёчки
Очень долго мы шагали
Сейчас присядем, отдохнём.
1 слайд: на экране появляется снеговик, воспитатель читает слова снеговика «Здравствуйте, мои дорогие друзья! Меня зовут Снеговик и сегодня я хочу познакомить вас со своим домом. А живу я в лесу, но в лесу не простом, а волшебном, где случаются чудеса, а какие, я вам сейчас расскажу.
Воспитатель: ребята, мне так хочется увидеть волшебный лес, а вам
Ответы детей.
Тогда смотрим дальше.
2 слайд: появляется картинка зимнего леса, затем постепенно появляется снеговик, воспитатель читает его слова «Посмотрите, ребята, правда очень красивый лес! А как вы думаете какое время года сейчас в волшебном лесу? Почему вы так думаете?»
Ответы детей:
Воспитатель, услышав правильный ответ переключает следующий слайд
3 слайд: воспитатель читает слова снеговика «А вы знаете, мои друзья, кто живёт в лесу?» Поочерёдно появляются картинки диких животных, дети называют их названия.
4 слайд: на слайде картинка заяц летом. Воспитатель читает слова Снеговика «Некоторые животные с приходом зимы меняют свои шубки. Как вы думаете для чего они это делают?», плавно появляется картинка заяц зимой. Белая шубка спасает его от врагов, она такого же цвета как снег. Белого зайца трудно заметить на белом снегу. Воспитатель спрашивает от имени снеговика Ребята, Снеговик не знает где живёт заяц, давайте поможем ему? Ребята, а где живѐт заяц? Есть ли у него дом? Верно, заяц «не умеет строить дом, а живет он под кустом». Зароется в снег, как сейчас, и спит. Или просто сидит.
5 слайд: на слайде картинка белка летом. Воспитатель читает слова Снеговика «А как вы думаете, белка меняет свою шубку на зиму? А почему? Белка меняет цвет шубки, чтобы спасаться от врагов, (быть незаметной), плавно появляется картинка белка зимой. Воспитатель: А вы знаете как называется домик белки?
Ответы детей. Дупло - домик поможет белке пережить холодную зиму, спасѐт еѐ от морозов».
6 слайд: на слайде картинка берлога зимой. Воспитатель читает слова Снеговика «А посмотрите, что это за нора? Может там кто-то есть?» Появляется картинка медведь в берлоге. Воспитатель продолжает читать слова Снеговика «Ну конечно, это же берлога медведя. В ней медведь проспит всю зиму, до самой весны. Воспитатель задаёт закрепляющие вопросы: Почему медведь спит в берлоге зимой? Как вы думаете (зимой холодно, вокруг снег, нет еды)
Ответы детей.
7 слайд: Воспитатель читает слова Снеговика «Ах да, вы знаете, мои юные друзья, что деревья в лесу тоже спят, а почему они спят?». Деревья зимой спят. Они берегут свои силы. Проснутся они только весной, когда солнышко начнет пригревать нашу землю.
Ребяята, а почему на деревьях и кустах не видно птиц?
Холодно. Перелетные птицы улетели в теплые края, а зимующие прилетают ближе к жилищу человека. Люди подкармливают птиц хлебными крошками, семенами, семечками.
Д\И. «Покорми птиц»
8 слайд: Ребята, посмотрите, что происходит в лесу? Появляется снеговик. Воспитатель читает его слова «Правда снегопад – это очень красивое явление природы?».
Ответы детей
9 слайд: Воспитатель читает слова Снеговика «Какие вы молодцы, всё запомнили. Можете рассказать про мой лес своим друзьям, родителям, а если будет скучно, зовите в гости, я ещё что-нибудь расскажу. А теперь мне пора, у вас тут тепло и я начинаю таять. До новых встреч! Пока, пока!» Снеговик постепенно исчезает со слайда.
- Ребята, наша прогулка по лесу заканчивается и нам пора возвращаться в детский сад.
7.Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, где мы с вами были? Кого мы видели в зимнем лесу? Что вам понравилось?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы сегодня молодцы, вспомнили много красивых слов о зиме, выполнили все задания Зимы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»
Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...
Развитие речи как средством общения и культуры, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи
Теоретические аспекты формирования детского словотворчества...
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по мотивам сказки «Три медведя» Интегрированное занятие по развитию речи, познавательному развитию в средней группе.
Развитие речи детей по средствам игровой деятельности...
Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию
Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА РАЗВИТИЕ РЕЧИ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития). Подготовительная группа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 322 «Морозко» Принята решением...