«Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч.»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель:
Учить детей дифференцировать звуки ц – ч.
Задачи:
Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию звуки ц-ч. Учить определять место звука в слове.
Продолжать развивать фонематический слух.
Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 17.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе
ОО «Речевое развитие»
по теме: «Звуковая культура речи:
дифференциация звуков ц – ч.
Цель:
Учить детей дифференцировать звуки ц – ч.
Задачи:
Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию звуки ц-ч. Учить определять место звука в слове.
Продолжать развивать фонематический слух.
Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора.
Формы организации: групповая
Оборудование: карточки с фишкой для определения места звука в слове (начало, середина, конец слова), конверт с картинками.
Предварительная работа: дифференциация звуков: з-с, с-ц, ж-ш, с-ш, з-ж, ч-щ, речевые игры на определение места заданного звука в слове.
Ход Нод:
IВводная часть:
Воспитатель: «Какое время года? Как мы рады весне?
- Представьте себе, что вы красивые весенние цветы. Давайте подставим головки солнышку, потянемся к нему. А теперь – спрячемся от солнышка. А сейчас подул ветер и закачал наши головки влево и вправо.
- Ветерок весенний дует, веет, к нам в окно влетел конвертик. Дети подходят к воспитателю и становятся полукругом.
- Ну-ка посмотрим, что там ? О, да здесь картинки!(достает ) дети отвечают,что на картинках (цыпленок и чашка.)
-Какие первые звуки в этих словах. Правильно Ярослав.(Ч и Ц)
Артикуляционная гимнастика:
1) Упражнение «Улыбка».
Тянем губы прямо к ушкам,
Улыбаемся друг дружке.
2) Упражнение «Трубочка»
Подражаю я слону –
Губки хоботом тяну.
Чередование упражнений «улыбочка» и «трубочка» 5 раз.
- Давайте произнесём звук Ч.
- А теперь произнесем звук Ц.
Воспитатель: звуки ц и ч легко перепутать, поэтому нужно научиться различать их.
Дает детям задание: услышав звук ц, надо кистью правой руки сделать отмашку вправо (мелькнул беличий хвост, а услышав звук ч– легонько подвигать головой вправо-влево (ч-ч-ч тикает будильник). Для того чтобы выяснить, поняли ли дети задание, называет вперемешку 5–6 звуков.
Предупреждает детей о необходимости работать самостоятельно и называет вперемешку 8 - 9 звуков: чашка, цапля, очки, огурец, циновка, поцелуй, скрипач, одуванчик.
II Основная часть
Дошкольники определяют позицию звуков в словах: чудаки, мудрецы, огуречный, симпатичная, клещ, ночь, кирпичный, борщ. Дети сидят на стульчиках за столами.
(рисуют решетки и ставят фишки в нужные окошки).
- Воспитатель читает отрывок из стихотворения Н. Крандиевской «Колыбельная»:
Уж ты, ельничек,
Можжевельничек,
Весь в иголочках,
Остроколочках.
.- Читает четверостишие еще раз и прошу назвать слова со звуком ч.
Воспитатель произносит скороговорку:
Горлица, горлица,
Где твоя горница?
Воспитатель объясняет детям незнакомые слова. Затем проговаривают скороговорку сначала медленно, четко выговаривая слова, потом быстрее и, наконец, очень быстро (хоровое и 2–3 индивидуальных повторения).
Ответы детей.
Дети проговаривают скороговорку.
III. Заключительная часть
С какими звуками мы сегодня работали?
Какую скороговорку выучили?
Ответы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие в старшей группе по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»
Конспект НОД по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»...
Презентация к занятию Звуковая культура речи. Дифференциация звуков Р_Л. "Путешествие по сказочной стране звуков"
Занятие по развитию речи для детей старшего возраста...
Конспект занятия по развитию речи в разновозрастной группе 4-7 лет на тему «Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р.»
Кноспект занятия в разновозрастной группе 4-7 лет...
Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-с
Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-сЦель: упражнять детей в отчетливом произношении звуков з-с; учить дифференцировать эти звуки, называть слова, в которых они слышатся, вычле...
Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ (старшая группа) Цель: Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.
Программное содержание.Образовательные задачи: - Учить различать на слух звуков близких по звучанию и произношению;-Формировать умение дифференцировать звуки ч-щ, слышать и различать в словах, выделят...
Конспект занятия НОД по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи. Дифференциация звуков (с, (ш) различие на слух и отчётливое произношение сходных по артикуляции и звучанию согласных звуков"
Закреплять правильное произношение звуков (с, (ш); учить дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, определять место звука в слове; упражнять в прои...