Консультация для педагогов (практическая): «Социо-игровая технология в коррекционной работе по развитию речи».
консультация по развитию речи
В последние годы в системе образования России происходят существенные изменения, определившие новые приоритеты развития дошкольного образования. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами к основной общеобразовательной программе дошкольного образования построение образовательного процесса должно строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Способствуют этому развивающие педагогические технологии, в том числе социо-игровая, которая развивает ребёнка в игровом общении со сверстниками, подразумевая свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка.
Социо-игровая технология ориентирует педагога на поиск способов такого общения с детьми, при котором принудиловка уступает место увлечённости. «Надо не учить, а налаживать ситуацию, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения» (В. М. Букатов).
Включение современных технологий в коррекционно – логопедическую работу с детьми помогает более эффективно исправлять их речевые нарушения. Можно провести прямую зависимость между социо-игровой технологией и коррекционной задачей на занятиях с использованием приемов работы в малых группах: дети и слушают, и делают, и говорят.
Взаимодействие и общение со взрослыми и сверстниками является важнейшим фактором, во многом определяющим развитие ребенка как человека общественного. Это взаимодействие является исходным моментом формирования социальных связей и определяется как способ осуществления социальных отношений в системе.
Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также подготовки его к успешному обучению в школе и к дальнейшей жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 59.14 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сделать серьёзное занятие
для ребенка занимательным
- первоначальная задача обучения»
К.Д.Ушинский
В последние годы в системе образования России происходят существенные изменения, определившие новые приоритеты развития дошкольного образования. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами к основной общеобразовательной программе дошкольного образования построение образовательного процесса должно строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Способствуют этому развивающие педагогические технологии, в том числе социо-игровая, которая развивает ребёнка в игровом общении со сверстниками, подразумевая свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка.
Социо-игровая технология ориентирует педагога на поиск способов такого общения с детьми, при котором принудиловка уступает место увлечённости. «Надо не учить, а налаживать ситуацию, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения» (В. М. Букатов).
Включение современных технологий в коррекционно – логопедическую работу с детьми помогает более эффективно исправлять их речевые нарушения. Можно провести прямую зависимость между социо-игровой технологией и коррекционной задачей на занятиях с использованием приемов работы в малых группах: дети и слушают, и делают, и говорят.
Взаимодействие и общение со взрослыми и сверстниками является важнейшим фактором, во многом определяющим развитие ребенка как человека общественного. Это взаимодействие является исходным моментом формирования социальных связей и определяется как способ осуществления социальных отношений в системе.
Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также подготовки его к успешному обучению в школе и к дальнейшей жизни.
Особые “живые” занятия (непосредственную образовательную деятельность) организуются, как игра между микрогруппами детей и одновременно в каждой из них, где дети имеют возможность “проживать” и интеллектуально, эмоционально реагировать на происходящие события.
Социо-игровую технологию системно можно использовать как в специально-организованной деятельности, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.
Особая психологическая атмосфера: практический путь коррекции и развития детей с нарушениями речи лежит в выражении личности в образе самостоятельно избранного действующего лица.
Особая позиция логопеда при преподнесении коррекционно-развивающих заданий такова: если бы логопед давал задание детям не как лёгкое, а именно как трудное, то трудность пугала бы детей, у которых навык выполнения задания слабо сформирован. Когда трудность открывается детьми самостоятельно, то у них возникает ценное желание справиться с ней. Задача логопеда – следить за качеством выполнения заданий, не допускать переутомления, вовремя предлагать детям другой вид деятельности.
Основные правила и условия:
1 правило: используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников» Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами в пары и тройки, или по 5-6 детей.
3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен (обстановки, что способствует снятию эмоционального напряжения.
4 правило: смена темпа и ритма. Проведение занятий разного рода должно подчеркивать ритмичность работы детей, их слаженность во время занятий.
5 правило: социо-игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно.
6 правило: в своей работе нужно ориентироваться на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток».
Классификация игр социо-игровой направленности, предложенная Е. Е. Шулешко, А. П. Ершовой и В. М. Букатовым, которую можно использовать в коррекционной работе учителя-логопеда:
Игры для рабочего настроя – главные задача игр пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела(«Эхо», «Слушай за окном, за дверью», «Буквы загадки» )
- Игры-разминки (разрядки) – принцип всеобщей доступности, элемент соревнования смешного, несерьезного выигрыша; дадут детям возможность размяться. ( «Руки – ноги» «Слова на одну букву» «Шум дождя»)
- Игры социо-игрового приобщения к делу, могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала; если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т.п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий («Составь слово», «Слово из предложения», «Рассказ – рисунок о том что вижу»)
- Игры творческого самоутверждения – при их выполнении учитывается художественно-исполнительский результат действия (« Фраза с заданными словами», «Собрать диалог»)
- Игры вольные (на воле) – игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения, т.е. их не всегда можно выполнять в комнате. («День наступает – всё оживает, ночь наступает – всё замирает», «Что изменилось?», «Зеваки»)
Таким образом, применение и использование приемов социо-игровых технологий позволяет развивать память, внимание, силу воли и речь детей с нарушениями речи, способствует реализации идей проблемного и развивающего обучения. Важно, что при этом каждый ребенок получает возможность почувствовать себя в ситуации успеха!
Приложение к консультации: буклет: «Социо – игровая технология как средство развития речи дошкольника».
Список литературы.
- Букатов В.М. О бабочке социо-игрового стиля /Сетевые исследовательские лаборатории “Школа для всех”, http://setilab.ru, 2012
- Букатов В.М. Работа учеников малыми группами (о третьем “золотом правиле” социо-игровой интерактивности), http://www.openlesson.ru, 2012
- Шулешко Е.Е., Ершова А.П., Букатов В.М. Социо – игровые подходы к педагогике/ Красноярский краевой институт усовершенствования учителей. – Красноярск, 1990. -116с.
- Шулешко, Е.Е. Понимание грамотности: Обучение дошкольников 5-7 лет чтению, письму и счету / Е.Е. Шулешко. – М.: Мозаика Синтез, 2003. – 384с.
- http://www.obol-sch.edusite.ru/p32aa1.html «Технология успеха»
- http://www.openlesson.ru/?p=691 «Парадоксы плодородия или о «трёх китах» социо-игровых технологий».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/26/picture-553177-1556286393.jpg)
Применение новых логопедических технологий в коррекционной работе по развитию речи детей с ОНР(синквейн)
Опыт работы со старшими дошкольниками с ОНР, анализ литературы показывают, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи детям с хорошими диагностическими показателями требуется бол...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/22/picture-819508-1474569806.jpg)
Консультация для родителей по теме: «Использование мнемотехники в коррекционной работе по развитию речи детей дошкольного возраста».
Данная консультация предназначена для родителей дошкольников. Из консультации можно узнать об основных понятиях, этапах и результатах работы по развитию речи с использованием мнемотехники....
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/22/picture-21484-1611294311.jpg)
Семинар - практикум: «Социо-игровая технология в коррекционной работе по развитию речи».
В последние годы в системе образования России происходят существенные изменения, определившие новые приоритеты развития дошкольного образования. В соответствии с фед...
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/04/picture-1414015-1656949924.jpg)
Консультация для педагогов. Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников
Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников...
Консультация для педагогов «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»
Как говорил Л. С. Выготский «Без речи нет ни сознания, ни самосознания». На сегодняшний день образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей — явление очень редкое. В чем же п...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/09/picture-1172850-1575869564.jpg)
Консультация для педагогов «Использование технологии «СИНКВЕЙН» в работе по развитию речи дошкольников»
СИНКВЕЙН – это один из методов новой образовательной технологии«РКМЧП» (развитие критического мышления через чтение и письмо). Использование технологии...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/16/picture-1049626-1534425297.jpg)
Консультация для педагогов на тему: « Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников»
Консультация для педагогов на тему : Использование технологии " Синквейн"...