Доклад "Приемы обследования предметов детьми дошкольного возраста"
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)
Организация и методика проведения исследований с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_priemy_obsledovaniya.docx | 15.23 КБ |
priemy_obsledovaniya.pptx | 1.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Приемы обследования предметов детьми дошкольного возраста
В процессе наблюдения и рассматривание предметов, картин, иллюстраций, обследования дети знакомятся с предметами и явлениями окружающей действительности.
Обследование – это организованный педагогом процесс восприятия предмета.
Организация заключается в том, что педагог в строго определенной последовательности выделяет стороны и свойства предмета, которые должны усвоить дети, чтобы затем изобразить его.
I этап – воспитатель обращает внимание детей на объект в целом подчеркивая его достоинства и качества.
Затем воспитатель подводит к анализу предмета: форма, величина, цвет…
В заключении педагог снова обращает внимание на целостный облик предмета
II этап – обследование становится эффективным только во взаимосвязи со словом, указывающим детям на, что смотреть и, что воспринимать.
При рассматривании на помощь слову приходит жест: воспитатель обводит рукой форму предмета, как бы рисуя контур; обхватывает его руками, нажимая на места углублений.
III– обследование необходимо закончить так, чтоб было понятно, как оно действует и для чего нужно .
Организация и методика проведения исследований с детьми связана с целым рядом условий. Прежде всего должна быть учтена связь предстоящих восприятий с предшествующим опытом детей. Важно выяснить, было ли это явление (или предмет) в опыте детей ранее или наблюдение является первичным.
Ознакомление детей с формой предметов наилучшим образом происходит при сочетании различных методов и приемов обучения.
Используются наглядные методы и приемы: «Посмотри и найди такую же фигуру», «На что похожа фигура» и др. Широкое применение в обучении находят практические методы и приемы: «Найди, принеси, покажи... выложи, начерти, составь узор» и др. Наряду с наглядными и практическими используются словесные методы и приемы: «Как называется, чем отличаются, чем похожи; опиши, расскажи»... Для развития у детей навыков обследования формы предмета и накапливания соответствующих представлений организуются разные дидактические игры и упражнения.
Так, с целью усвоения названия и уточнения основных особенностей отдельных геометрических фигур воспитатель организует игры: «Назови геометрическую фигуру», «Волшебный мешочек», «Домино фигур» и др. В игре «Волшебный мешочек» воспитатель учит детей выбирать фигуры на ощупь, находить по образцу. На столе размещаются знакомые детям геометрические фигуры, а в мешочек складываются такие же. Сначала обращается внимание на геометрические фигуры, размещенные на столе. Дети называют их. Потом по указанию воспитателя ребенок находит в мешочке такую, которая стоит на столе, и показывает ее. Если ребенок не может выполнить задание, то воспитатель еще раз напоминает способы обследования фигуры: правой рукой медленно обводит по краю (контуру) (можно и левой рукой помогать). При повторном проведении игры увеличивается количество геометрических фигур. В играх «Найди предмет такой же формы», «Что лежит в мешочке?», «Геометрическое лото» дети упражняются в нахождении предметов по геометрическим образцам.
Такие задания являются трудными, но в целом доступными для детей. Они развивают у них способность анализировать окружающую обстановку, абстрагироваться при восприятии формы предметов. Ребенок, воспринимая эстамп, который висит на стене перед ним отвлекается от сюжета картины, а выделяет лишь форму рамки (квадрата).
Постоянно используют приемы осязательно-двигательного обследования предметов. Дети обводят контур предметов, ощупывают их. Можно задать, например, такие вопросы: «Как вы догадались, что косынка треугольная, а тарелка круглая? Чем похожи предметы?» Дети делают обобщение по признаку формы. В конце года им предлагают описать форму предметов, состоящих из 2-5 частей (неваляшка, машина и др.).
Основными приемами могут быть: практические действия с предметами (катают, ставят); накладывание и прикладывание; обведение по контуру, ощупывание; упражнения в группировке и упорядочивании - дидактические игры, упражнения на усвоение особенностей геометрических фигур; сопоставление форм предметов с геометрическими образцами; анализ сложной формы. От детей требуется развернутое словесное обозначение своих действий (описать форму предмета, состоящего из 2-4 частей: неваляшка, машина и т. д.).
Таким образом, на протяжении дошкольного возраста детей учат обследовать простую и сложную форму предметов, придерживаясь определенной последовательности: сначала выделяют общие контуры и основную часть, потом определяют форму, пространственное положение, относительный размер других частей
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Методы обследования – словесные, практические, наглядные.
Дети раннего и младшего возраста Эталлон совместный жест подведение детей к обобщению предметов по признаку формы
В средней группе Внешнее практическое действие и громкая речь необходимы больше возможностей к выявлению связей, зависимостей между внешним видом и назначением предмета, его частей и другими его признаками, к обобщению предметов по признаку формы.
В старшей группе обращать внимание на отношение частей в предмете по ширине, длине, высоте (пропорции) прием сравнения при рассматривании частей одного предмета и сравнение подобных предметов между собой с целью формирования обобщенных представлений
П одбор условных заместителей, а затем с их помощью разыграть сказку
При рассматривании объектов использовать сенсорно – графическую схему, которая помогает определять способы обследования предмета и закреплять результаты в наглядном виде.
С их помощью развивали у детей умение выделять и называть объект описания, составлять описание путем перечисления признаков , свойств и качеств объекта в определенной последовательности; формировали действия по использованию готовой модели .
Используют модели не только для составления описательного рассказа одного предмета, но и для параллельного сравнительного описания двух объектов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей На тему: «Особенности восприятия детьми дошкольного возраста пространственных отношений между предметами»
Усвоение детьми значения пространственных предлогов и наречий позволяет более точно осмысливать и оценивать расположение объектов и отношений между ними.Познание ребенком пространства и ориентировка в...
"Использование игр и игровых упражнений с целью выявления детьми дошкольного возраста свойств и отношений предметов"
Введение "Ребенок не созревает сначала и затем воспитываетсяи обучается, а развивается, воспитываясь и обучаясь, т.е. само созревание и развитие ребенка в ходе обученияи воспитания не только проя...
Методика освоения детьми дошкольного возраста форм предметов и геометрических фигур с учетом требования ФГОС ДО
Выпускная работа для курсов переквалификации по специальности дошкольная педагогика и психология...
Консультация для воспитателей "Особенности освоения детьми дошкольного возраста размеров предметов и величин".
Особенности освоения детьми дошкольного возраста размеров предметов и величин.Последовательность освоения величин в младшем и среднем дошкольном возрасте....
Календарный план образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по теме недели: "Предметы быта"
Вашему вниманию представляю календарное планирование образовательной деятельности в разновозрастной группе (возраст детей от 3 до 7 лет) на неделю по теме: "Предметы быта"...
Фитбол - необходимый предмет на занятиях по физической культуре с детьми дошкольного возраста
Новое нетрадиционное оборудование позволяет проводить профилактику и коррекцию отклонений в здоровье детей в игровой форме. Занимаясь фитбол-аэробикой, дети меньше болеют, у них улучшается осанка, вни...
Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)
Перед учителем-логопедом дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...