НОД по развитию речь
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Березенко Алёна Александровна

На тему "Петушок и бобовое зернышко", "Волк и козлята", "Гуси-лебеди".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_petushok_i_bobovoe_zyornyshko.docx28.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Петушок и бобовое зернышко»- русская народная сказка».

Цель: закрепить знания о русских народных сказках, развивать речь, память, воображение в процессе знакомства со сказкой «Петушок и бобовое зернышко».

Задачи:

Образовательные:

-формировать умения у детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, повторять отдельные слова и фразы из текста;

- познакомить с зерновой культурой – бобами,ввести в активный словарь детей слова: боб, бобы, бобовое зернышко;

-добиваться четкого произношения звуков в слогах и фразах;

Развивающие:

-развивать связную речь, интонационную выразительность речи, мелкую моторику кистей рук; развивать внимание, наблюдательность, умение делать выводы, устанавливать причинно - следственные связи.

Воспитывающие:

-воспитывать взаимопомощь, любовь к русским народным сказкам, доброжелательное взаимодействие со сверстниками.

Форма: игровая (подгрупповая)

Планируемые целевые ориентиры образования: ребёнок проявляет любознательность к русским народным сказкам, склонен наблюдать, владеет достаточно хорошо активной речью, включённой в общение, проявляет интерес к рассматриванию картинки. У детей развита мелкая моторика. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Ребёнок обладает развитым воображением.

Материалы и оборудование: телевизор, ноутбук, магнитная доска, дидактический. материал к игре «Четвертый лишний, игрушки-атрибуты (петушок и курочка, материал для сенсорики (тарелочки с зернами гороха и бобов.)карандаши, раскраски.

СОДЕРЖАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Мотивация:

В. - Ребята, к нам сегодня в гости пришли герои из сказки.

В. Хотите узнать кто?

(ПЕТУШОК И КУРОЧКА, НАХОДЯТСЯ ЗА МАЛЕНЬКОЙ ШИРМОЙ)

В. -Для этого нам нужно разгадать загадки. Вы готовы?

Разгадывание загадок:

В. - Птица ходит по двору,

Будет деток поутру,

На макушке гребешок,

Кто же это?

(петушок) – появляется из за ширмы петушок

В. - Вроде птица - не летает,

Ходит, зерна собирает.

И цыпляток подзывает

(Курица) - появляется курочка

В. - А петушок и курочка – это кто? (одним словом)

-птицы

В. А какие это птицы домашние или дикие?

В. - А какие птицы называются домашними?

Ответы детей.

В. Они принесли нам подарки.

В.Вот первый подарок:

Вы любите сказки? А знаете ли вы, почему сказки называются русскими народными? Я вам сейчас расскажу. Русский народ сочинял сказки, чтобы рассказывать своим детям, учить в жизни различать добро и зло. Когда дети вырастали, они рассказывали своим детям эти же сказки. И так сказки переходили от взрослых к детям.

- Я ВАМ СЕЙЧАС ПРОЧИТАЮ СКАЗКУ «Петушок и бобовое зернышко», а вы будите слушать и рассматривать картинки к сказке.

Чтение сказки с опорой на электронную презентацию.

Бобовые зернышки очень любят клевать курочки и петушки. Люди тоже едят бобы, но только специально приготовленные, сваренные.А вот вам и второй подарок от наших гостей:

(открываю поднос на подносе тарелочки с горохом и бобами)

В. … что лежит? Вы верно назвали горох. Он хорошо вам знаком. А вот эти зернышки называются «бобы». Много бобов. (ПОВТОР СЛОВА ХОРОМ, И ПО ОДНОМУ) А один – боб. Или можно сказать – бобовое зернышко – проговаривание.

В. ДАВАЙТЕ МЫ СЕЙЧАС СМЕШАЕМ ЗЕРНЫШКИ И С НИМИ ПОИГРАЕМ В ИГРУ «Разложи по тарелочкам. (определение цвета тарелок)

Игра – классификация «Разложи по тарелочкам»

В. Вам нужно в белую тарелочку выбрать и положить только горох, а в красную только -бобовые зернышки.

В. Молодцы, ребята. Вы справились с этим заданием.

В. А теперь, чтобы наши бобы проросли надо, чтобы их погрело и подарило свою улыбку кто?

- Солнышко!

В. Давайте с вами сделаем солнышко сами!

Пальчиковая гимнастика-«Солнышко»

В. Молодцы. (дети присаживаются)

Беседа:

В: А вы внимательно слушали сказку?

1. Какие слова говорила курочка петушку, когда просила его не торопиться?

(Петя, не торопись. Петя, не торопись.) - Нескольким детям предлагается взять в руки игрушку «Курочка» и произнести эту фразу. Затем ее произносят все дети хором.

2. К кому курочка обращалась за помощью?

(К хозяйке, коровушке, хозяину, кузнецу.)

3. О чем курочка просила коровушку? (хозяйку, хозяина, кузнеца)

Как она просила? (Коровушка, голубушка, дай скорее молока.) Скажите так же. Нескольким детям предлагается взять в руки игрушку «Курочка» и произнести эту фразу. Затем ее произносят все дети хором.

В. Ребята, а как мы можем ласково назвать корову?. Коровушка, а как хозяйку? – Хозяюшка (уменьшительно - ласкательно)

4. Кто-нибудь отказал курочке в ее просьбе? (Все, как могли, помогали курочке достать маслица.)

5. Смогла ли курочка вылечить петушка? (Да.)

А почему смогла? (Потому что ей помогали и курочка знала чем помочь петушку.)

6. Понравилась вам сказка «Петушок и бобовое зернышко»? Чем?

Эта сказка учит всех не торопиться во время еды и помогать другу, если он попал в беду

Игра «4 лишний» по сказке

В. Вы внимательно слушали и смотрели сказку. А теперь внимательно посмотрите на доску, здесь герои из сказки, но один герой из другой сказки, лишний. Определите какой герой, из какой сказки.

В. Молодцы, ребята. За ваше правильное поведение, внимательность, активность петушок и курочка дарят вам подарки - фотографию петушка, но он не раскрашен, давайте мы его вместе с вами раскрасим.

Задание «Раскрась петушка»

Итог.

Ребята, с какой сказкой мы с вами сегодня познакомились?

Что вы узнали из этой сказки?

А почему петушок подавился?

Помогла курочка петушку?

А почему она смогла ему помочь?

Вам понравилась эта сказка?

Оценка деятельности детей.

Беседа по сказке «Волк и козлята»

Цель: Знакомство с новой сказкой, продолжать знакомить с домашними животными.

Задачи:

  • Образовательная: Продолжать совершенствовать диалогическую речь, учить устанавливать причинно-следственные связи.
  • Развивающая: Развивать познавательные способности, закрепить знания детей о том, что едят козы, какую пользу людям приносят.
  • Воспитательная: Воспитывать умение сопереживать героям, разделять их чувства.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Этапы занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1. Орг. момент
Сюрпризный момент.

2. Рассказывание сказки.

 

 

 

3. Физ. минутка
П/и «Козочка».

 

 

 

4. Беседа по сказке.

 

 

 

 

 

 

 

5. Мозговой штурм.

 

 

 

 

6. Беседа.

 

 

 

7. Знакомство с новым материалом

8. Итог занятия

Раздаётся стук.
– Кто это к нам в гости пожаловал?
(Из-за ширмы появляется коза – кукла Би-ба-бо.)
Козочка рогатая,
Козочка бодатая,
Козочка – брыкалочка,
По горочкам – скакалочка.
– Я пришла рассказать вам сказку про моих козлят и серого волка. А сказка называется «Волк и козлята».
Рассказывается сказка с частичной инсценировкой.

Козочка, козочка.
По двору гуляет,
Песни распевает:
– Ме-ме-ме!

Козочка, козочка,
Нас поймай,
Если сможешь,
За-бо-дай!

 – Кто жил в лесу?
– Куда уходила коза?

 – Какую песенку пела коза, когда возвращалась из леса?

 

 

 

 

 


– Кто подслушал, как поёт коза?
– Каким голосом пела коза песенку?
– Каким голосом пел песенку волк  в первый раз?
– Кто помог волку изменить голос?
– Каким голосом пел песенку волк во второй раз?
– Почему козлята впустили волка?
 – Сколько козлят осталось после того, как волк побывал в избушке козы?
– Как козлята спаслись от гибели?

 – Ребята, в каждой семье есть папа, мама и дети.
– В нашей сказке мама кто?
– Папа?
– Дети?
– Подумайте и скажите, какую пользу приносит коза?
– Что можно сделать из пуха?

 – Ребята, я хочу вам рассказать о волке. Садитесь поудобнее и слушайте.

 

 

 

 

Дети слушают сказку.

Одна из девочек – козочка. Дети, взявшись за руки,  идут по кругу, распевая песенку и постепенно сужая круг. «Козочка» внутри круга. На последнее слово – разжимают руки и убегают.

 

 

 

 

– Коза с козлятами.
– Коза уходила есть траву шелковую, пить воду студёную.

 – Козлятушки,
Вы ребятушки,
Отопритеся,
Отворитеся!
Ваша мать пришла –
Молока принесла.
Бежит молоко по
Вымечку,
Из вымечка по 
Копытечку,
Из копытечка – во сыру землю.

– Волк.
– Тоненьким голосом.
– Толстым голосом.
 – Кузнец.
– Тонким, как у козы.
 – Подумали, что коза вернулась.
– Один козлёнок.

 – Коза и волк прыгали через костёр, который горел в яме. Коза перепрыгнула, а волк упал, и брюхо от жары лопнуло. Козлята и выскочили.

– Коза.
– Козёл.
– Козлята.
– Коза даёт жирное молоко, пух, мясо.
– Их него вяжут красивые платки, можно связать носки, варежки, кофты

Конспект занятия по чтению художественной литературы сказки «Гуси-лебеди»

Программное содержание:

1. Познакомить детей со сказкой; закреплять умение детей правильно отвечать на вопросы воспитателя, выразительно пересказывать сказку, используя слова и выражения из текста; углублять интерес детей к литературе.

Цель - прочитать детям русскую народную сказку " Гуси-лебеди " и провести вместе с детьми анализ произведения.

Задачи:

1. Формировать эмоционально-образное восприятие произведения.

2. Развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи.

3. Развивать творческое воображение, речь детей.

Словарная работа

Кисельные берега, молочная река, печка, чистое поле.

Предварительная работа

Рассматривание иллюстраций с изображением печки.

Материал

Листы бумаги, призентация с иллюстрациями на тему сказки «Гуси-лебеди», цветные карандаши.

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, вы любите сказки (ответы детей)

Какие сказки вы знаете (ответы детей)

Ребята, посмотрите, на столе стоит корзина, как вы думаете что в этой корзине давайте посмотрим. (Достаем из карзины Машеньку, братца Иванушку, гусей лебедей.)

Это герои одной сказки которую я вам сейчас почитаю.

Воспитатель: - Понравилась вам сказка? (ответы детей)

Физкультминутка:

Давайте с вами представим, что мы яблонька, которая своими веточками укрывает девочку от гусей-лебедей. Наши руки-ветки. (Поднимаем руки в верх и встаём на цыпочки, затем опускаем руки вниз и садимся на корточки.

Повторяем несколько раз).

• О ком рассказывается в этой сказке? (ответы детей)

• Скажите, а почему сказка называется «Гуси-лебеди»? (ответы детей)

• Кому помогали гуси-лебеди в сказке? (ответы детей)

• Вспомните, кого первого девочка попросила о помощи? (ответы детей)

• Кого второго девочка попросила о помощи? (ответы детей)

• Кого третьего? (ответы детей)

• Как вы думаете, почему ни песка, ни яблонька, ни речка не помогли девочке

• в начале? (предположения детей)

• Расскажите, как окончилась сказка? (рассказ детей)

• Кто в сказке главный герой девочка или гуси-лебеди? (ответы детей)

• Кого бы вы назвали хорошими героями сказки? Почему? (ответы детей)

• Кто в сказке злые герои? (ответы детей)

• Ребята, а вы обратили внимание, как красиво в сказке описывается поле (Выбежала она в ЧИСТОЕ поле., а речку (Молочная речка кисельные берега. ?

Ребята, а вы хотели бы нарисовать эту сказку? (ответы детей)

Давайте вместе попробуем.

А перед тем как мы приступим рисоать давайте разомнем наши пальчики.

Гуси

Гуси песню распевали — гагага, гагага.

(смыкаем большой с остальными пальцами на руке — изображаем клюв гуся)

Посидели

(кулачки сжали и положили на коленки)

Поклевали

(пальцы собираем в щепотку и стучим (тыкаем) ими по коленкам)

Маму с Димой пощипали — гагага, гагага

(щипаем ножки)

Но от них мы убежали.

(пальчики бегут по ножкам)

(Дети рисуют, если кто-то из детей затрудняется и не знает, что ему нарисовать, помогаю выбрать сюжет наводящими вопросами: кого девочка встретила в начале, (ответ, правильно, печку. Чего печка предложила девочке (ответ, правильно, пирожков. Кто-то из вас может нарисовать печку и пирожки. Кого ещё встречала на пути девочка? (ответ, правильно, яблоньку, можно нарисовать яблоню. Кого третьего встретила девочка (ответ) правильно, можно и речку нарисовать.)

Ребята, перед вами книга с иллюстрациями к сказке «Гуси-лебеди». Можете ещё раз рассмотреть картинки и, может быть, кто-то из вас нарисует что-то другое. (Дети изображают цветными карандашами иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди».)

В завершении деятельности организуем выставку детских работ и просим ребят по рисункам самостоятельно рассказать сказку.

Этапы

(последовательность)

деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей,

Выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

  1. Организационный этап (3 - 5 мин)

Введение в ситуацию.

Задача: мотивировать детей на включение в деятельность

Ребята, как вы думаете, что такое дюйм? И сколько это, в сантиметрах? (2,5 см). А вы хотя бы раз видели человека с таким ростом? А в сказке бывают такие люди?

Внимательно слушают воспитателя. Рассуждают.

Создание проблемной ситуации (постановка цели)

Я хочу сегодня вам прочитать сказку, как вы думаете, о ком она будет?

Правильно  о маленькой девочке. Хотите послушать?

Слушают воспитателя, отвечают на поставленные вопросы.

  1. Основной этап (10 – 15 мин)*

Мотивирование к деятельности

- вы хотите узнать, о какой маленькой девочке я буду вам читать? (Да)

Что нам для этого надо?

Рассуждают, отвечают на вопросы. Высказывают предположения.

Проектирование решения проблемной ситуации

Ребята! А давайте вспомним, какие сказки Г. Х. Андерсена вы знаете. Я сейчас вам буду показывать картинки, а вы назовете сказки, к которым они относятся (показывает картинки) 
«Русалочка», «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик» 
Молодцы, вы хорошо знаете сказки Г. Х. Андерсена. 
А сейчас ребята мы с вами познакомимся с еще одной сказкой Г. Х. Андерсена, которая называется «Дюймовочка».
Чтение сказки «Дюймовочка».
Давайте немного отдохнём.

Слушают сказку, отвечают на поставленные вопросы.

Выполняют физминутку.

Выполнение действия

Вопросы к беседе
по сказке Г. Х. Андерсена « Дюймовочка»
Вопросы по содержанию сказки:
1. Из какого зернышка появилась на свет Дюймовочка? (из ячменного) 
2. Что служило Дюймовочке кроваткой? (скорлупа ореха) 
3. Кто похитил Дюймовочку из дома? (жаба) 
4. Какое было время года, когда Дюймовочка пришла к полевой 
мыши? (осень) 
5. Какую птицу нашла Дюймовочка в подземном 
коридоре? (ласточку) 
6. Где Дюймовочка встретилась с королем эльфов? (на большом цветке) 

Дети отвечают на поставленные вопросы.

  1. Заключительный этап      (3 - 5 мин)

Рефлексия, анализ результатов деятельности

- Ребята, вам понравилась сказка? 
- Назовите, пожалуйста, автора этой замечательной сказки. 

Индивидуальные высказывания детей.

Ожидаемые результаты

Владеть устной речью, умение выражать свои мысли.  Знакомство  с понятием музей и его назначением

Посмотрите, какие рисунки у нас получились.

Цель: Создание условий по развитию интереса к художественной литературе.

Задачи:

1. Знакомить детей с умением пересказывать текст, определять характер персонажей, передавать при пересказе отдельные эпизоды в лицах. Помочь понять поступки героев.

 2. Организация деятельности  по развитию детской инициативы, формирование знаний о произведениях Г.-Х. Андерсена. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...