Педагогический проект «Путешествие в страну красивой и грамотной речи» «Эффективность работы по речевому развитию детей в рамках реализации ФГОС»
проект по развитию речи (старшая группа)
Педагогический проект «Путешествие в страну красивой и грамотной речи» Составили: старший воспитатель И.Б. Симонова, педагог-психолог Л.В. Савуляк,
воспитатели старшей группы А.Х. Козлова, С.С. Крупка, инструктор по физическому развитию Л.З. Гилазова,музыкальный руководитель Т.А. Стрельникова. Организованы мероприятия, праздник осени "Пугало и Осень", занятия, консультативный материал для родителей и т.д. Проведено анкетирование для родителей. На эффективность работы по речевому развитию детей в рамках реализации ФГОС имеет всестороннее влияние: музыкальные игры и упражнения; физические упражнения, игры; различные виды игр со словесным сопровождением; игры для развития речи детей на занятиях педагога-психолога
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 15 «Росинка»
«Эффективность работы по речевому развитию детей
в рамках реализации ФГОС»
Педагогический проект
«Путешествие в страну красивой и грамотной речи»
(с детьми старшей группы № 8)
Составили: старший воспитатель И.Б. Симонова,
педагог-психолог Л.В. Савуляк,
воспитатели старшей группы А.Х. Козлова, С.С. Крупка,
инструктор по физическому развитию Л.З. Гилазова,
музыкальный руководитель Т.А. Стрельникова.
г.Радужный, 2018
Введение
«Родное слово - основа всякого умственного
развития и сокровищница всех знаний»
К.Д. Ушинский
(русский педагог, писатель,
основоположник научной педагогики в России)
Вопросы развития речи детей дошкольного возраста рассматриваются нашими учёными с различных точек зрения. Так, известный российский и советский педагог, крупнейший специалист по дошкольному воспитанию детей в области детской речи Е.И. Тихеева раскрывает в своих работах основные направления руководства развитием речи детей. Особое внимание уделяет тесной связи речевого развития ребёнка с сенсорным: «…Развитие ощущений и восприятий находится в непосредственной связи с развитием мышления и речи…» (Основные положения методики развития речи детей).
Исследования А.Г. Арушановой, О.С. Ушаковой, В.В. Гербовой, Е.М. Струнина, В.И. Яшина показывают, что целенаправленное обучение родному языку необходимо начинать в младших группах, включая специальные речевые занятия по развитию звукопроизношения, освоение словаря, составлению рассказов из опыта ребёнка и творческих рассказов.
Важной основой обучения дошкольников родному языку является обогащение их речевой деятельности. Этот путь повышения качества речевого поведения детей отмечают Л.В. Ворошнина, А.С. Колосовская. Наличие мотивации речи означает, что у ребёнка есть внутреннее побуждение к тому, чтобы высказывать свои мысли.
Уникальна по своему содержанию книга «Развитие речи и творчества дошкольников» под редакцией О.С. Ушаковой (2001г.), которая посвящена развитию речи и обогащению эмоционального словаря. Традиционные методики развития речи дошкольников представлены А.М. Бородич, Ф.А. Сохиным, основополагающие идеи которых заложены в программах и методических пособиях сегодня (развитие диалогического общения). Разработкой проблемы диалога в современной науке занимается М.М. Бахрин. Учёный раскрывает все формы проявления речевой коммуникации («речевые жанры»).
Проблемам развития речи детей дошкольного возраста уделяется значительное внимание в работах А.А. Леоньтьева (советский и российский лингвист, психолог, доктор психологических наук и доктор филологических наук). Алексей Алексеевич Леонтьев изложил психологическую теорию общения и ввел понятие трех видов общения: личностно-ориентированного, предметно-ориентированного и социально-ориентированного. Решение речевых задач должно происходить комплексно, но иметь игровую форму.
Результаты исследований данных учёных изменили подходы к содержанию и формам обучения родному языку в дошкольных учреждениях. Предпочтение отдаётся образовательной деятельности объединяющей разные виды деятельности:
- речевую;
- музыкальную;
- двигательную;
- изобразительное творчество;
- самостоятельной художественно-речевой деятельности детей.
На эффективность работы по речевому развитию детей в рамках реализации ФГОС имеют влияние музыкальные игры. Известно, что наша речь и музыкальный язык схожи по своему строению и многим другим параметрам. Так, например, слову в музыке соответствует мотив (выразительная частица мелодии), фразам - мелодии или музыкальные фразы, предложения и т.д. Как в речи, так и в музыке присутствуют такие элементы, как ритм, темп, динамика, интонация, фразировка. В каждой речевой и музыкальной фразе есть высшая точка развития - кульминация. Паузы в музыке выполняют функции знаков препинания. Именно поэтому музыка является одним из эффективных выразительных средств развития всех компонентов устной речи детей. Под влиянием музыкальных игр, при условии использования правильно подобранных методов и приемов, положительно развиваются психические процессы и свойства личности, формируется эмоциональная сфера.
Для проведения эффективной работы по развитию речи детей в рамках реализации ФГОС музыкальные игры могут использоваться, как в непосредственной образовательной деятельности (вне зависимости от образовательной области), так и в игровой и самостоятельной деятельности детей. Любые ритмические движения, активизируют деятельность мозга человека. Все, окружающее нас живет по законам ритма. Поэтому с самого раннего возраста рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме - ритмических упражнений и играх (приложение 1).
«Развитие речи на занятиях физкультуры в ДОО». Главная цель физического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность дошкольников в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития детей. Следовательно, помимо развития физических качеств, целесообразно, на мой взгляд, уделять внимание и такой важной образовательной области, как речевое развитие. С каждым годом число поздно говорящих детей возрастает, активный словарь детей крайне низок. Они стараются обходиться мимикой, жестами, но, никак не словесным выражением потребностей и просто общением. На занятиях физкультурой мы стараемся помочь детям овладеть развитием не только крупной моторики, но и мелкой, отвечающей за умственное развитие и развитие речи.
Формы и методы, способствующие развитию речевой активности дошкольников на занятиях физической культуры (приложение 2).
- Речь инструктора (воспитателя)
- Пальчиковые игры
- Считалочки, зазывалки, речёвки, девизы
- Объяснение правила игры
- Различные виды игр с речевым сопровождением: игры с мячом, скакалкой, подвижные коллективные игры, народные игры, игры с цветом, интерактивные игры.
Интеграция физического и речевого развития детей дошкольного возраста играет колоссальную роль в становлении личности ребёнка, в гармоничном развитии как физических, так и психических качеств детей, делает занятия физкультуры полезными и увлекательными.
Изученные научные исследования в области речевого развития дошкольников позволили определить требования к реализации проекта, его эффективность в образовательной деятельности педагогов. Эти требования предусматривают необходимость использования наиболее эффективных путей формирования связной речи детей, комплексного подхода, принципа единого содержания образовательной деятельности для детей дошкольного возраста.
Актуальность
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Федеральный государственный образовательный стандарт к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования определил новые направления в организации речевого развития детей 3-7 лет. К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.
ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры - социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
Таким образом, по требованиям ФГОС речевое развитие детей, посещающих ДОО образовательного вида, включает в себя:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
- может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
- проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.
По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть, достигнут без освоения речевой культуры. В связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная. Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. В связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонематической стороны. Поэтому развитие связной речи - одна из главных задач, которую ставит дошкольное образование.
Практика показывает, что в речи детей существуют множество проблем:
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
- Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
- Употребление нелитературных слов и выражений.
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
- Плохая дикция.
Актуальность проекта обусловлена слабо сформированной связной речью воспитанников, дети затрудняются рассказывать о содержании картины, описывать предмет, пересказывать короткие рассказы. Родители мало уделяют внимания на эту проблему.
Цель проекта: создание необходимых условий для развития мотивов и потребностей речевой деятельности дошкольников всеми участниками педагогического процесса.
Задачи проекта:
1. Осуществлять решение речевых задач в образовательном процессе дошкольного учреждения посредством использования разных форм организации детей, интеграции содержания и задач образования дошкольника.
2. Обогатить речевую развивающую среду дидактическим и игровым материалом.
3. Повысить профессиональную компетентность педагогов.
4. Сформировать активную родительскую позицию на основе тесного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по вопросам становления связной речи детей.
5. Организовать психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в процессе реализации проекта, его продвижение и успешность.
Принципы:
Программа проекта построена в соответствии с возрастными и психологическими особенностями развития детей дошкольного возраста, с опорой на следующие принципы:
- научности (учёт современных достижений науки и практики);
- целостности (гармоничное взаимодействие всех участников);
- целенаправленности (цель и результат являются регуляторами направлений проекта, творческого роста педагогов);
- интегративности и комплексного подхода к решению речевых задач;
- динамичности (изменения и развитие педагогической деятельности);
- преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях детского сада и семьи.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный
Участники: педагоги, специалисты ДОО, дети дошкольного возраста, родители воспитанников.
Длительность: долгосрочный (01.09-01.06.2018)
Ожидаемый (предполагаемый) результат:
- В дошкольном учреждении созданы условия для формирования профессионального грамотного педагога, наблюдается рост методического мастерства воспитателя, умеющего вырабатывать собственную стратегию профессиональной деятельности. Проект способствовал сотрудничеству педагогов, развитию их личностных качеств, самосовершенствованию.
- Использование активных форм работы по речевому развитию детей способствовало активизации и обогащению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры речи. Речь детей стала более внятной и выразительной. Наши наблюдения сегодня за общением детей, их контактами со сверстниками показывают, что дошкольники по собственной инициативе комментируют свои действия, говорят, что они делают, отмечают трудности, огорчаются неудачами, радуются достижениям. Уровень речевого развития повысился значительно. Дети стали относится друг к другу внимательнее и доброжелательнее.
- Участие родителей в проекте помогло им осознать свою роль в речевом развитии ребёнка, изменить отношение к личности ребёнка, характер общения с ним, повысило их педагогические знания. Родители чаще общаются с педагогами и друг другом.
Практическая значимость:
- Использование проектного метода обеспечивает стабильность, устойчивость, целостность образовательного процесса.
- Вариативность, гибкий подход к каждому ребёнку, применение адекватных форм, методов работы.
- Проект направлен в первую очередь на создание условий для развития мотивов и потребностей речевой деятельности. Реализуется через серию комплексно - тематических и интегрированных занятий с детьми, практикумов с педагогами и родителями, обучение на семинарах, представления педагогического опыта на педсоветах, обмен опытом за «круглым столом», творческие медиапрезентации.
- Выполнение проекта позволяет успешно решать основные задачи на учебный год, повысить профессиональную культуру педагогов, их педагогическое мастерство, организовать тесное сотрудничество между всеми участниками образовательного пространства: воспитателями, воспитанниками и их родителями.
- Идёт поиск новых идей, приобретаются знания, развиваются новые формы работы, новый взгляд и своевременная позиция на решение проблемы.
- Данный проект адресован в первую очередь воспитателям дошкольных учреждений, специалистам ДОО, родителям. Безусловно ориентирован на детей.
Трансляция проекта: Презентация проекта для педагогов ДОО на педагогическом совете.
Этапы реализации проекта:
1. Организационно-подготовительный (сентябрь)
2. Основной (октябрь-май)
3. Заключительный (май)
Содержание и этапы реализации проекта
Организационно-подготовительный этап
1. Мониторинг речевого развития старших дошкольников, обработка данных
2. Изучение методической литературы по теме «Речевое развитие детей». Работа с периодическими изданиями «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», «Дошкольник».
3. Разработка мероприятий по теме проекта, составление конспектов образовательной деятельности
4. Анкетирование родителей.
5.Самооценка профессионализма педагогов по разделу речевое развитие дошкольников.
Основной этап.
1. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими пособиями, играми, схематичным материалом, мнемотаблицами, алгоритмами, демонстрационным материалом
2. Проведение разнообразных форм образовательной деятельности по формированию связной речи дошкольников.
4. Подбор для библиотеки книг, сказок, стихов, загадок, привлечение детей к участию в придумывании сказок, загадок и т. п.
5. Повышение компетентности педагогов по развитию речевого поведения детей, формированию умений практического владения выразительной речью в условиях детского сада и семьи.
6. Вовлечение родителей в совместную творческо-речевую деятельность.
Заключительный (май)
Ожидаемые результаты проекта.
Реализация основного этапа
- Работа с воспитанниками
Мероприятия | Время проведения | Ответственные |
Экскурсия в городскую детскую библиотеку; Экскурсия в городской эколого-этнографический музей; Экскурсия - прогулка к светофору, с сотрудниками ОГИБДД; Экскурсия по улицам города (опасные места, остановка транспорта, дорога, тротуар); Посещение библиотеки ДОО; Литературная - викторина «Какие мы знаем сказки»; Посещение мини - музея ДОО; «По речевой дорожке» - развитие речи детей средствами мнемотехник; Использование наглядных форм символизации при пересказе, заучивании; Словесные подвижные игры; Отгадывание и составление загадок; Настольно печатные и дидактические игры; Театрализация сказок; пальчиковый театр; театр «Би-ба- бо»; НОД по обучению детей рассказыванию; Беседа - диалог по теме недели; Литературные вечера «Расскажи любимую сказку!»; Слушание аудиосказок; Просмотры мультфильмов (русские народные сказки); «Сундучок загадок» (отгадывание загадок) Обучение приёму рассказывания сказки по таблице, схеме; (мнемотаблицы); Дидактическая игра «Назови и опиши героя сказки» Использование приема изменения сюжета сказки: «Что будет если…» Рисование по сказке: «Моя любимая сказка» (выставка детских рисунков) Изготовление буклета «Мы любим сказки» (Любимый герой из сказки); Акция «Подари книжку малышам»; Речевые игры с движением (буклет); Музыкально-ритмические игры: 1.«Игры с палочками» по программе И.Г.Орфей 2.Коммуникативные игры: Логопедическая ритмика» М.Ю.Картушина (развитие коммуникативных качеств, доверие детей друг другу, сочетание речи, движения, музыки влияют на чувство ритма и речевое развитие); 3.Логопедические распевки Т.С. Овчинникова (учить детей передавать эмоции настроения для выразительной речи, с использованием карт эмоций); Организация с детьми игр с речевым сопровождением: игры с мячом, скакалкой, подвижные коллективные игры, народные игры, игры с цветом, интерактивные игры. Психолого-педагогическое сопровождение детей. 1. Диагностика (первичная, итоговая) 2. Коррекционно-развивающие занятия 3. Индивидуально-коррекционные занятия Способы реализации педагогом-психологом задачи развития речи в работе с детьми: 1. Психокоррекционные приемы и методы:сказкотерапия, песочная терапия, кинезиологические упражнения, мнемотехника. 2. Элементы арт - терапии, рисование и конструирование 3. Чтение сказок и рассказов + беседа по прочитанному, ответы на вопросы. 4. Этические беседы. 5. Театрализация сказок и рассказов. 6. Пальчиковые игры (развитие мелкой моторики) 7. Игры движение и речь (развитие крупной моторики) 8. Предметные и дидактические игры. 9. Игры-потешки. 10. Игры для язычка и др. | В течение проекта | Старший воспитатель педагог-психолог воспитатели группы музыкальный руководитель инструктор по физической культуре педагог-психолог |
2.Работа с педагогами
Мероприятия | Время проведения | Ответственные |
Консультации на сайте ДОО по речевому развитию детей для педагогов | сентябрь октябрь ноябрь | Старший воспитатель, педагог-психолог, педагоги |
Консультации на сайте ДОО по речевому развитию детей для родителей | Сентябрь октябрь ноябрь | Старший воспитатель, педагог-психолог, педагоги |
Информационный стенд ы: - «Логоритмика» - «Возрастные и психологические особенности развития речи детей раннего и дошкольного возраста» | сентябрь | Музыкальный руководитель Педагог-психолог |
Презентация для родителей «Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста» | сентябрь | Музыкальный руководитель |
Семинар-практикум «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста» | сентябрь | Старший воспитатель, педагог-психолог |
Старший воспитатель | ||
Праздники Осени «Пугало и Осень» | октябрь | Старший воспитатель, педагоги педагог-психолог музыкальный руководитель |
Самообразование педагогов Неделя взаимопосещения. Взаимодействие деятельности педагогов с детьми | ноябрь | Старший воспитатель педагоги |
Оформление информационного стенда в ДОО для родителей воспитанников «Школа профессиональных родителей» по вопросам предшкольной подготовки детей: «Играем пальчиками – развиваем речь» | ноябрь | Старший воспитатель |
Неделя сказки «Добро живет не только в сказке…» Игра с элементами театрализации (драматизация народных сказок о добре), совместно с родителями | ноябрь | Старший воспитатель педагоги |
Консультация для педагогов «Психологическая готовность детей к школе» | ноябрь | Педагог-психолог |
Открытые просмотры образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие» | октябрь ноябрь | Старший воспитатель педагог-психолог педагоги |
Смотр конкурс «Создание развивающей предметно-пространственной среды по речевому развитию» | ноябрь | Старший воспитатель экспертная группа, педагоги |
Презентация для родителей «Создание проектов по теме «Эффективность работы по речевому развитию детей в рамках реализации ФГОС ДО» | ноябрь | Старший воспитатель педагоги |
- Взаимодействие с родителями
Мероприятия | Время проведения | Ответственные |
Анкетирование родителей «Речевое развитие ребенка» | сентябрь 2018 | Старший воспитатель педагог-психолог музыкальный руководитель инструктор по физической культуре воспитатели группы дети, родители |
Групповое родительское собрание по теме проекта «Путешествие в страну красивой и грамотной речи» | В течение проекта | |
Размещение наглядной информации в родительских уголках по теме проекта | В течение проекта | |
Осенний праздник «Пугало и Осень» | Октябрь 2018 | |
Размещение материала на сайте ДОУ | В течение проекта | |
Сочинение сказок «Веселые сочинялки» (совместно с родителями)
| В течение проекта | |
Создание «Книга - сказка», книжки - малышки, «Шкатулки сказок» (совместное творчество детей и родителей) | В течение проекта | воспитатели группы, дети, родители |
Акция «Подари книжку малышам» (изготовление совместно с родителями) | В течение проекта | воспитатели группы |
Папки-передвижки: «Развитие речи» «Игры по речевому развитию детей» | В течение проекта | воспитатели группы |
Памятки для родителей: «Учимся слышать звуки и правильно их произносить» «Развитие речи детей» Буклеты-памятки: «Играем - речь развиваем» «Словесные игры по развитию речи дошкольников Шпаргалка для родителей: «Как развиваем речь ребенка дома» «Буклет речевого развития дошкольников» | В течение проекта | воспитатели группы |
Консультации для родителей: «Для чего надо красиво и правильно говорить» «Учимся говорить правильно» «Что нужно знать о речи детей 5-7 лет» | Сентябрь 2018 | воспитатели группы |
Консультации для родителей: «Развитие связной речи у детей» «Развиваем речь играя» «Игры для родителей с детьми по развитию речи дома» | Октябрь 2018 | воспитатели группы |
Консультации для родителей: «Развитие речи детей» «Игры для развития речи детей по дороге в детский сад» «Читаем сказки» | Ноябрь 2018 | воспитатели группы |
Игровое развлечение ко Дню матери «Моя мама лучшая на свете!» | Ноябрь 2018 | Старший воспитатель педагог-психолог воспитатели группы дети, родители |
Заключительный этап
1. Итоговый мониторинг речевого развития дошкольников.
2. Анализ и оценка результатов проекта.
3. Публикация отчетов по работе на сайте ДОО.
4.Определение новых перспектив.
Методическое обеспечение реализации проекта
- Алексеева М.М., Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников- М.: изд. Академия, 1997.
- Башкирова Е.А., Книга для чтения малышам- М.: ТОО «Школа», 1996.
- Большева Т.В., Учимся по сказке - СПБ.: «Детство-Пресс», 2001.
- Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду- М.: Мозаика – Синтез, 2005.
- Гербова В.В., Приобщение детей к художественной литературе-М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Гербова В.В., Развитие речи в детском саду с детьми 5-6 лет, Мозаика-Синтез, 2005.
- Гриценко З.А., Ты детям сказку расскажи- М.: Линка- Пресс, 2003.
- Гурович Л.М., Ребёнок и книга- СПб.: «Детство- Пресс», 2000.
- Князева О.Л., Приобщение детей к истокам русской народной культуры- СПб.: «Детство- Пресс», 1998.
- Козак О.Н., Считалки, дразнилки, мирилки- СПб.: «Изд Союз», 2000.
- Короткова Э.П., Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию - М.: Просвещение, 1982.
- Сухин И.Г., Литературные викторины для дошкольников-М.: Новая школа, 1996.
- Ушакова О.С., Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду- М.: ТЦ «Сфера», 2004.
- Ушакова О.С., Гавриш Н.В., Знакомим дошкольников с литературой- М.: ТЦ Сфера, 1999.
- Федоренко Л.П., Методика развития речи детей дошкольного возраста-М.: Просвещение, 1984.
- Хрестоматии для всех возрастов.
- Русские народные сказки.
- Произведения отечественных и зарубежных авторов.
Приложение 1
Музыкально-ритмические игры предлагается использовать как наиболее адекватную форму коррекции двигательной недостаточности, которая выражается в бедности вспомогательных, мимических и пластических движений у детей. Игры направлены на формирование у детей умения владеть своим телом, соотносить темп и ритм движений с темпом и ритмом музыки, выразительность движений - с характером музыкального сопровождения. Освоение музыкально-ритмической деятельности способствует развитию чувства ритма, навыков выполнения музыкально-ритмических движений, развитию и коррекции мелкой моторики рук.
Медвежата в чаще жили, (Дети изображают медведя: широко расставляют ноги, Головой они крутили. сгибают в локтях руки, отводя локти от туловища. Вот так, вот так-так, Выполняют повороты головой вправо-влево. Головой они крутили. Медвежата мед искали, (Выставив одну ногу вперед, вытягивают вперед и руки, Дружно дерево качали. выполняют наклоны туловища). Вот так, вот так-так, Дружно дерево качали… Игры с использованием детских музыкальных инструментов предлагается применять в целях развития и коррекции тембрового слуха, метроритмического чувства, мелкой моторики рук в условиях специально организованного исполнения адаптированных для восприятия простых мелодий и ритмических аккомпанементов. Данный вид музыкальной деятельности несет в себе значительную коррекционную нагрузку комплексного характера (развитие мыслительной сферы, сенсомоторных способностей ребенка, зрительно-двигательной координации). | |
1.Пойдем по дорожке прямой. (стучат деревянными палочками) Вы, дети, идите за мной. Слышите, дятел стучит о сучок: Тук-тук, тук-тук, И мы повторим этот звук. 2.Сейчас по тропинке (играют на ложках) свернули направо, Увидели зайца - он прыгнул в канаву. А ножки стучат: Туки-туки-туки-тук. Повторим, дети, этот звук. | |
Логоритмическая ритмика - это система музыкально-двигательных, музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции, двигательной активности. Необходимо особо отметить значение музыки при использовании логоритмики. Музыка не просто сопровождает движение и речь, а является их организующим началом. При организации НОД в группе хорошо подходит логопедическая ритмика Е.Железновой «Музыка с мамой».
У жирафа пятна, пятна
Пятна, пятнышки везде.
У жирафа пятна, пятна
Пятна, пятнышки везде.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животе, коленях и носках…
В Интернет-ресурсах можно найти много музыкальных игр разных авторов, называются они «песни с движениями», но имеют непосредственное отношение к логоритмике. В игре «Мы пойдем сначало вправо…» дети запоминают такие понятия: вправо, влево, в круг, из круга, присядем, опустимся, поднимемся и т.д., что расширяет устную речь ребенка и учит его ориентироваться в пространстве.
Мы пойдем сначала вправо, раз-два-три.
А потом пойдем налево, раз-два-три.
В круг скорее соберемся, раз-два-три.
И из круга разойдемся, раз-два-три.
Игры с палочками-клавесами по методике К. Орфа формируют чувства ритма, которое в своей основе имеет моторную природу, используются для развития общей и мелкой моторики.
Пылесос, пылесос, («шагают» палочками по очереди)
Ты куда суешь свой нос? (стучат палочками друг об друга)
Я жужжу, жужжу, (стучат концами палочек)
Я порядок навожу! («прыгают» палочками одновременно)
Игры-инсценировки помогают развивать творческие способности детей, выступать перед другими детьми, не стесняясь проговарить текст знакомого стихотворения (пропевать песню), отстукивая ритм палочками-клавесами, или озвучивая свое выступление музыкальными инструментами.
1 вариант:
Мишка косолапый по лесу идет. (палочками «шагают» по очереди)
Шишки собирает, их в карман кладет. (палочками «прыгаю» одновременно)
Ой, упала шишка прямо мишке в лоб. (кладут палочки на стол, на пол и т.д.)
Мишка рассердился, и ногою топ! (стучат палочками и «прыгают» одной из них)
2 вариант:
Мишка косолапый по лесу идет. (стучат ложками)
Шишки собирает, их в карман кладет.
Ой, упала шишка прямо мишке в лоб. (ударяют по барабану одни раз)
Мишка рассердился, и ногою топ! (быстрые удары по барабану)
Таким образом, развитие речи детей дошкольного возраста, тесно связано с развитием мелкой моторики и ритмизацией всего организма. Правильная и красивая связная речь не всегда, к сожалению, дана от рождения. Зачастую приходится прикладывать много усилий для ее формирования.
Приложение 2
Формы и методы, способствующие развитию речевой активности дошкольников на занятиях физической культуры:
1. Речь инструктора (воспитателя). Как известно, дети младшего возраста стараются подражать поведению взрослых. Речь детей формируется под влиянием их речи. Следовательно, если родители или воспитатель четко, логично и правильно излают свои мысли, ребёнок будет неосознанно стремиться делать также. Особое внимание следует уделить правильности произношения слово, например: звонИт, но не звОнит, вОду, но не водУ, клади, а не «ложи» и др.
2. Пальчиковые игры. Пальчиковые игры - это мощная целенаправленная тренировка для мозга ребёнка, стимулирующая его развитие. Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего школьного возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функций. Доказано наличие связи между совершенствованием тонких движений пальцев рук и активной речи ребёнка.
Примеры пальчиковых игр:
«Муха»
На паркете восемь мух
Польку танцевали, (дети сгибают руки в локтях и быстро шевелят пальчиками)
Увидали паука - в обморок упали! (роняют руки на колени ладошками вверх).
«Лепёшки»
Тошки-тошки-тошки!
Испечём лепёшки! (дети хлопают ладошками, то одна рука сверху, то другая)
Дрожжи, сахар, сол, яйцо (загибают пальцы одной руки)
И парное молоко,
Муку положили, тесто замесили («посыпают», мелко перебирают пальцами, сжимают и
разжимают кулачки)
Тошки-тошки-тошки! Напекли лепёшки! («пекут» лепёшки, протягивают руки вперёд).
3. Считалочки, зазывалки, речёвки, девизы.
Считалки и зазывалки - это вид детского творчества, небольшие стихотворения с четкой рифмой и структурой с шутливым характером, предназначенные для случайного выбора участника игры из множества или для привлечения к игре. Считалки и зазывалки способствуют развитию чёткой артикуляции и дикции у детей дошкольного возраста.
Примеры считалок:
Раз, два, три, четыре, пять - вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает, прямо в зайчика стреляет.
Пиф-паф, ой-ой-ой, умирает зайчик мой.
Привезли его в больницу, он украл там рукавицу.
Привезли его в буфет, он украл там сто конфет.
Привезли его домой, оказался он живой.
Шёл утёнок по дорожке,
Видит он - лежат сапожки.
Стал сапожки он носить,
Выходи, тебе водить.
Ёжик нёс на именины
Полтора куля рябины
И корзиночку опят.
А тебе водить опять!
Примеры зазывалок:
Таю, таю, налетаю
Вас в игру всех приглашаю!
А в какую, не скажу!
Зазывалку расскажу.
Кто опоздает, в небо улетает.
Тай, тай, налетай
Порезвись и поиграй!
Всех в игру мы принимаем
Никого не обижаем.
Приглашаю детвору
На веселую игру!
А кого не примем-
За уши поднимем!
Речёвка-небольшой ритмически организованный текст различного содержания, исполняемый
группой детей.
Девиз - короткая и ёмкая фраза, заменяющая приветствие и характеризующая ту или иную
деятельность участников.
4. Объяснение правила игры. У любой игры есть определённые правила, которые водящий или организатор должны объяснить играющим. Сначала целесообразно о правилах рассказать взрослому (инструктору, воспитателю, а за тем, в последствии, предложить это делать и самим детям). Объяснение правил игры способствует развитию логичности, чёткости речи, повышению самооценки. В процессе объяснения правил ребёнок учиться строить сложноподчинённые и сложносочинённые предложения в соответствие с нормами и правилами русского языка.
5. Различные виды игр с речевым сопровождением: игры с мячом, скакалкой, подвижные коллективные игры, народные игры, игры с цветом, интерактивные игры.
Игры с мячом. Логопеды в своей практике часто используют игры с мячом, так как мяч отвлекает ребёнка от дефекта речи, расслабляет его и превращает полезное занятие в развлечение. Дети дошкольного возраста очень любят игры с мячом, но помимо просто игр с ним, целесообразно использовать следующие приемы: отхлопывание ритмического рисунка, отхлопывание и отстукивание количества слогов в слове, наращивание слогов, например:
Игра «Брось-добавь!» Цель: формирование умения ловить мяч и складывать слоги в слова.
Например: жа-ра, зи-ма, мо-ре, гру-ша и др.
Пояснение: первый слог называет инструктор и бросает мяч, ребёнок «складывает» слово и
возвращает мяч обратно.
Игра «Мячик мы ладошкой "стук", повторяем дружно звук». Цель: закрепление навыков ловли и бросания мяча, развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.
Игра «Скачет мячик» Цель: формировать умение отбивать мяч об пол с проговариванием ритмического рисунка.
Скачет мячик, как живой. Мячик, мячик, что с тобой?
Ничего он не сказал, лишь быстрее ускакал.
Игра «Мяч в обруч». Цель: тренировать умение попадать в вертикальную цель с проговариванием ритмического рисунка.
Игра «Играем в звуки» (подготовительная к школе группа). Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления.
Пояснение: при ловле мяча красного цвета ребёнок называет гласный звук, синего-согласный.
Игра «Брось-назови!» Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов. Умение различать родовые и видовые понятия.
Пояснение:
Фрукты: апельсин, киви, манго….
Имена мальчиков: Женя, Максим, Игорь….
Города: Таллин, Москва, Рига…
Звуки животных: кошка - «мяу», ёжик - «фыр-фыр», воробей - «чик-чирик» и др.
Скакалка, также может послужить хорошим помощником в развитии речи на занятиях физкультуры в дошкольном учреждении. Прыгая и проговаривая ритмический рисунок, ребёнок также будет совершенствовать свой речевой аппарат в игровой форме.
На скакалке я скакала и ни капли не устала,
Раз, два, три, четыре, пять, буду дальше я скакать!
Таким образом, интеграция физического и речевого развития детей дошкольного возраста играет колоссальную роль в становлении личности ребёнка, в гармоничном развитии как физических, так и психических качеств детей, делает занятия физкультуры полезными и увлекательными.
Приложение 3
Игры для развития речи детей на занятиях педагога-психолога
1.Сказкотерапия
«Рисунок любимой сказки».
Необходимо нарисовать свою любимую сказку и рассказать о своем рисунке.
Ведущий подводит итог:
« Предположим, у ребенка есть любимая сказка, которую он просит почитать вновь и вновь? Значит, эта сказка затрагивает очень важные для него вопросы. Исследования психологов показывают, что в любимых сказках запрограммирована жизнь ребенка. "Скажи мне, какая твоя любимая сказка, и я скажу, кто ты" - так перефразировали известную пословицу психоаналитики».
«Сочинение сказки».
Придумать сказку про страх. Каждый по кругу придумывает по строчке сказки.
Ведущий делает вывод о том, что придумывание сказок, историй развивает не только связную речь, но и творческие способности ребенка, помогает найти выход из критической ситуации и др.
2.Мнемотехника
С помощью мнемотехники можно решить следующие задачи:
– развитие связной и диалогической речи у детей;
– развитие у детей умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице;
– обучение детей правильному звукопроизношению;
– развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки;
– развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти.
Педагог-психолог показывает мнемотехнические таблицы и пример разучивания стихотворения.
3.Кинезиология наука о развитии головного мозга через движение, направлена (развитие мелкой моторики; развитие способностей; развитие памяти, внимания, речи; развитие мышления.
Речь - это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга.
Упражнение «Ухо – нос – хлопок».
Цель: улучшение мыслительной деятельности, развитие речи, самоконтроля, произвольности деятельности, повышение стрессоустойчивости.
Ход упражнения: левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с точностью до наоборот.
Упражнение «Кулак – ребро – ладонь».
На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.
Упражнение «Молодец!»
Цель: оптимизация самооценки воспитателей, снятие эмоционального напряжения.
Инструкция. Разделиться на два круга — внутренний и внешний, встать лицом друг к другу. Участники, стоящие во внутреннем кругу, должны говорить о своих достижениях, а во внешнем круге — хвалить своего партнера, произнося следующую фразу: «А это ты молодец — раз! А это ты молодец — два!» и т.д., при этом загибая пальцы. Участники внешнего круга
по команде (хлопку) передвигаются в сторону на один шаг, и все повторяется Затем внутренний и внешний круг меняются местами, и игра повторяется до тех пор, пока каждый участник не побудет на месте хвалящего и хвастуна.
Ожидаемый результат: эмоциональная разрядка педагогов, повышение их самооценки.
Упражнение «Нити дружбы»
Участники наматывают нить на палец, после чего говорят, что они бы пожелали коллеге, затем бросают клубок другому человеку. В результате в центре образуется «паутина», «сеть», «связующая нить», которая объединяет всех участников.
Следующий этап – участники сматывают нить в обратном порядке и задают любой вопрос человеку на другом ее конце.
4.Психогимнастика
Игра «Веселая пчелка». Вдох свободный. На выдохе произнести звук «з-з-з-з». Представляем, что пчелка села на нос, руку, ногу. Упражнение учит направлять дыхание и внимание на определенный участок тела.
«Остров плакс». Путешественник попал на волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но дети-плаксы отталкивают его и продолжают реветь. При этом головы должны быть подняты, брови сведены, уголки губ опущены, всхлипывание — вдох без выдоха (3—5 минут). Благодаря этому упражнению происходит насыщение крови кислородом.
«Холодно — жарко». Подул холодный северный ветер, дети съежились в комочки. Выглянуло летнее солнышко, можно загорать. Дети расслабились, обмахиваются платочками или веерами (2—3 раза). Происходит расслабление и напряжение мышц туловища.
5.Дыхательная гимнастика
- Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице — вдох. Вдох левой ноздрей, правая ноздря закрыта, выдох правой (при этом закрыта левая). На выдохе постучать по ноздрям 5 раз.
- Сделать 8—10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздри, по очереди закрывая отдыхающую ноздрю указательным пальцем.
- Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м — м — м —м», одновременно постукивая пальцем по крыльям носа.
- Закрыть правую ноздрю и протяжно тянуть «г — м — м — м», на выдохе то же самое, закрыть левую ноздрю.
- Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно-легочный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.
- «Полет самолета». Дети-самолеты «летают» со звуком «у». При выполнении пилотажа взлет — звук направляется к голове, при посадке — звук направляется к туловищу. Упражнение регулирует кровяное давление ребенка, учит дыханию в заданном темпе по представлению.
6.Мимические упражнения.
- Сморщить лоб, поднять брови (удивиться), расслабить его. Совсем расслабить. Постараться сохранить лоб абсолютно гладким хотя бы в течение одной минуты.
- Нахмуриться (сердитесь) — расслабить брови.
- Расширить глаза (страх, ужас) — расслабить веки (лень, хочется подремать).
- Расширить ноздри (вдыхаем — запах; выдыхаем страстно) — расслабление.
- Зажмуриться (ужас, конец света) — расслабить веки (ложная тревога).
- Сузить глаза (китаец задумался) — расслабиться.
- Поднять верхнюю губу, сморщить нос (презрение) — расслабиться
- Оскалить зубы — расслабить щеки и рот.
- Оттянуть вниз нижнюю губу (отвращение) — расслабление.
7.Ролевая гимнастика В. Леви, например:
Посидеть как: пчела на цветке, побитая собака, невеста на свадьбе, наездник на лошади, преступник на скамье подсудимых и т.д.
Походить как: младенец, глубокий старик, лев, горилла, медведь, артист на сцене и т.д.
Улыбнуться как: кот на солнышке, собака своему хозяину, само солнышко и т.д.
Попрыгать как: кузнечик, козел, кенгуру и т.д.
8. Игры для развития речи
1. «Что бывает….? Какое бывает?»
Начните игру словами:
"Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…" и подождите, пока ребенок придумает свой вариант (хотя бы один). Если малыш не продолжает вашу фразу, закончите ее сами и предложите аналогичную - с еще одним признаком: любым другим или противоположным по значению, если это возможно (в данном случае: твердым бывает).
Или наоборот:
"Мячик может быть большим или маленьким, красным, зеленым или желтым, резиновым или пластмассовым. А еще… " и так далее о других предметах или живых существах.
"А может мячик быть одновременно мягким и жестким? Или одновременно большим и маленьким?"
Или так:
Что бывает круглое? Что бывает острое?
Что бывает жидкое? Что бывает длинное?
Что бывает пушистое? Что бывает твердое?
Что бывает квадратное? Что бывает ароматное?
Что бывает синее? И так далее…
Играть в подобные словесные игры можно по дороге в детский сад или на площадку, сидя в машине или в очереди к врачу.
Предложите ребенку задавать вам подобные задания. А вы время от времени допускайте ошибки, чтобы понять, насколько внимателен малыш или насколько хорошо он понимает суть игры и свойства предметов.
2. «Что сначала, что потом»
Познакомьте ребенка с понятиями "сначала" и "потом" на наглядных жизненных примерах, с помощью детских книг, игр с карточками.
Когда ребенок будет осознавать смысл этих слов, предложите ему продолжить фразы типа:
-сначала чай наливают, потом пьют
-сначала человек ложится спать, потом встает
-сначала самолет взлетает, потом…
-сначала птичка откладывает яичко, потом…
Естественно, чем младше ребенок, тем смысл фраз должен быть проще, понятнее ему.
3. «Что будет, если…»
Еще одна устная игра.
Вы задаете вопрос - ребенок отвечает.
"Что будет, если я встану ногами в лужу?"
"Что будет, если в ванну с водой упадет мячик? Палка? Полотенце? Котенок? Камень?" и так далее. Затем меняйтесь ролями.
4.«Что можно делать с? С чем можно делать… ?»
Вы начинаете:
"Мячик можно кидать, катать, ронять, отбивать его ногой, ракеткой, а еще…", "Воду можно пить, ею можно умываться, в ней можно плавать, а еще. " - ребенок продолжает.
Или:
"Залезать можно на шкаф, на кровать, на лестницу…
"Пить можно воду, молоко, сок, а еще…".
Или:
Чай пьют, а печенье едят.
На кровати лежат, а на стуле сидят.
Рубашку шьют, а шарф …
Котлеты жарят, а суп…и так далее.
Когда суть игры станет понятной, пробуйте меняться ролями - ребенок начинает, вы продолжаете.
5.«Кто что делает?».
Начало может быть таким:
"Солнышко - светит, сияет, греет, а еще…."
"Машина - едет, гудит, светит…"
"Кошка - бегает, ходит, пьет, спит…"
Или называете два предмета или живых существа. Ребенок должен назвать общее для них действие:
И лягушка, и зайчик - прыгают.
И птица, и муха летают.
И снег, и лед - тают.
Или много предметов на одно действие:
"Светит - солнышко, лампа, фонарь, фара, а еще …"
"Едет - машина, поезд, велосипед, …"
"Тает - мороженое, лед, …"
9.Чистоговорки
"да-да-да - в огороде лебеда",
"ду-ду-ду - растут яблоки в саду",
"ша-ша-ша - принесли домой ерша"
"ту-ту-ту - мы поедем в Воркуту"
"жа-жа-жа - есть иголки у ежа"
"чи-чи-чи - прилетели к нам грачи"
"жу-жу-жу - я на солнышке лежу".
10.Скороговорки
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
- Ехал Грека через реку,
видит Грека - в реке рак,
сунул Грека руку в реку,
рак за руку греку - цап.
- Карл украл у Клары кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.
- На дворе трава,
на траве дрова.
На дворе трава,
на траве дрова.
- Кукушка кукушонку купила капюшон,
надел кукушонок капюшон,
как в капюшоне он смешон.
11.Пальчиковые игры
Срока белобока - эта старинная игра, однако, до сих пор популярна и любима малышами. (Водя пальцем по ладошке малыша)
Сорока-белобока, кашку варила
детей кормила (трогая каждый пальчик в отдельности)
Этому дала, этому дала.
А мальчику-спальчику (мизинцу) ничего не досталось
Пальчики-мальчики (поочередно загибая каждый пальчик, начиная с мизинца)
Этот пальчик - в лес пошел
Этот пальчик - гриб нашел
Этот пальчик - леденец
Этот пальчик - огурец
Этот пальчик - много ест, оттого и молодец.
Прогулка (начинаем большим и указательным по столу "шагая")
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы пошли во двор гулять
Тут увидели собаку,
там увидели кота,
А потом пришла корова - разбежались кто-куда.
(Используйте известные стишки, собирая по одному пальчику в кулачок)
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один,
Эта долька - для ежа,
Эта долька - для чижа,
Эта долька - для крота,
Эта долька - для бобра,
А для волка - кожура!
Он сердит на нас - беда!
Разбегайтесь, кто - куда!
И т. д. Или, наоборот, "запутывайтесь", произносите "неправильные" фразы, в которых нарушена последовательность действий или нарушен смысл:
сначала картошку надо бросить в суп, а потом помыть и почистить. И т. д.
12. Игры для язычка.
Вместе с ребенком нужно произносить только выделенные слова.
На лугу паслась корова – «Му-у-у, му-у-у». Полосатый шмель летел – «З-з-з, з-з-з». Летний ветерок подул – «Ф-ф-ф, ф-ф-ф». Колокольчик зазвенел – «Динь, динь, динь». Стрекотал в траве кузнечик – «Тр-р-р, тц-с-с». Еж колючий пробегал – «Пх-пх-пх». Птичка маленькая пела - «Тиль-ль, тиль-ль». И сердитый жук жужжал – «Ж-ж-ж, ж-ж-ж» и т.д.
Анкета для родителей «Речевое развитие ребенка»
Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.
1. Фамилия, имя ребенка_________________________________________________________________
2. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад.) _______________________________________________________________________________________
3. Кто из членов семьи больше уделяет внимания ребенку и как занимается с ним?___________________________________________________________________________________
4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) _______________________________________________________________________________________
5. Что беспокоит вас в речевом развитии ребенка?____________________________________________
_______________________________________________________________________________________
6.Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка? (Да, нет.) ___________________
7. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.) _____________________________________
8. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) ____________________________________
9. Вы хотите научиться исправлять дефекты речи? (Да, нет.) ___________________________________
10. Знаете ли Вы, какие знания получает Ваш ребенок на занятиях по развитию речи в детском саду? _______________________________________________________________________________________
11. Присутствуете ли на детских праздниках?________________________________________________
12.Как оцениваете речь вашего ребенка в целом? (неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошая). ______________________________________________________________________________
13.Правильно использует в разговоре местоимения «я», «ты», «он», «она»?
_______________________________________________________________________________________
14.В речи допускает грамматические ошибки (Например: длинные уХи, много стулОВ, моЯ яблоко).________________________________________________________________________________
15. Задает ли ребенок вопросы, начинающиеся словами «кто», «как», «сколько»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс «Эффективное использование математики для развития детей в рамках реализации ФГОС ДО»
Цель моего мастер - класса: познакомить с системой работы по раннему математическому развитию дошкольников в нашем детском саду....
Проект "Путешествие в страну красивой и грамотной речи"
Цель проекта: развитие речи и эмоциональности у детей старшего дошкольного возраста. Развивать интерес к художественной литературе, речевые умения. Способствовать развитию связной речи и памяти у дете...
Проект "Путешествие в страну красивой и грамотной речи"
для подготовительной группы ДОУ...
Групповой проект: «Путешествие в страну красивой и грамотной речи» (старшая группа)
МКДОУ БГО Детский сад № 12 общеразвивающего вида Групповой проект:«Путешествие в странукрасивой и грамотной речи»(старшая группа)...
проект "Путешествие в страну красивой и грамотной речи"
игра имеет важное значение в жизни ребенка.Для достижения хороших результатов в работе по развитию речи мы решили использовать дидактические игры и чтение художественной литературы...
«Эффективность работы по речевому развитию детей в рамках реализации ФГОС» Педагогический проект «Путешествие в страну красивой и грамотной речи» (с детьми старшей группы)
laquo;Эффективность работы по речевому развитию детейв рамках реализации ФГОС»Педагогический проект «Путешествие в страну красивой и грамотной речи»(с детьми старшей группы)...
Проект «Путешествие в страну красивой и грамотной речи»
ПРОЕКТ в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР...