Проект "Путешествие в страну красивой и грамотной речи"
проект по развитию речи (старшая группа)

Цель проекта: развитие речи и эмоциональности у детей старшего дошкольного возраста. Развивать интерес к художественной литературе, речевые умения. Способствовать развитию связной речи и памяти у детей через заучивание стихотворений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Октябрьский детский сад «Светлячок»

Групповой проект:

«Путешествие в страну

красивой и грамотной речи»

(старшая группа)

                                                         Подготовили: воспитатели гр. №4

                                                                             Скурихина И.Ю

                                                                     Безрук А.В

                                             2018 г.

Название проекта: «Путешествие в страну красивой и грамотной речи»

Вид проекта: Групповой, краткосрочный, игровой, информационный проект

Сроки реализации: с 12.10.18 по 30.10.18 (3 недели)

Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители.

Возраст детей: 5-6 лет.

Проблема:

Уровень развития связной речи детей старшей группы не соответствует возрасту. Оценка исходного состояния выявленной проблемной ситуации, определило необходимость поиска новых форм работы. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Также, многие дети испытывают проблемы в запоминании и воспроизведении текстов.

Актуальность проекта:

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Для достижения хороших результатов в работе по развитию речи мы решили использовать дидактические игры. Дидактические игры   развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Речевая деятельность, как совокупность речи процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств затруднено. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности. Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Мониторинг речи детей старшего дошкольного возраста показывает пробелы в развитии речи детей.

Речь — это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Цель проекта:

Развитие связной речи и эмоциональности у детей старшего дошкольного возраста. Развивать интерес к художественной литературе, речевые умения.  Способствовать развитию связной речи и памяти у детей через заучивание стихотворений.

Задачи проекта:

  • Провести мониторинг развития речи детей 5-6 лет;
  • Способствовать развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи детей, развитию звуковой и интонационной культуры речи;
  • Расширять словарный запас, формировать умение пересказывать произведения, побуждать детей к сочинительству мини – сказок, инсценировкам;
  • Способствовать развитию общения и взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками;
  • Воспитывать бережное отношение к книгам;
  • Обогатить словарный запас детей. Развивать образную и связную речь детей;
  • Способствовать у детей развитию объема памяти;
  • подобрать и изучить материал о связной речи воспитанников;
  • Воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события. Учить самостоятельно начинать и завершать рассказ. Учить детей составлять рассказ, сравнивая объекты, точно обозначая словом характерные черты. Учить ребёнка точно, лаконично и образно описывать предметы, явления. Учить составлять рассказ – описание с опорой на предмет и без;
  • Расширять представления родителей о детской литературе, приобщать родителей к семейному чтению произведений.;
  • Развивать любознательность, познавательную мотивацию, способствовать развитию воображения, творческой активности.
  • обогатить игровой опыт каждого ребёнка;
  • стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения;
  • сформировать навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика.
  • Вовлекать родителей в работу по развитию у детей связной речи.

Объект проекта– старшие дошкольники

Предмет проекта –связная речь и речевая активность старших дошкольников

Ожидаемые результаты:

Позитивное взаимодействие детей в коллективе; развитие коммуникативной функции речи; успешное овладение грамотной и связной речью; грамотное овладение лексико-грамматическими средствами языка; умение договариваться и работать слажено; умение обратиться к взрослому с вопросом; умение ребенка отвечать на вопросы полным предложением; умение осуществлять поиск информации, иллюстраций, материалов необходимых для исследований по определенной тематике; совершенствование звуковой стороны речи; правильная модель поведения в современном мире, повышение общей культуры ребенка; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, чувства, эмоции в процессе сочинения сказки; развитие логического и образное мышление, совершенствование связной речи; повышению компетентности родителей по работе с детьми в домашних условиях: использованию методов и приемов работы, выбору игр.

Методы и приемы: практические; игры; наглядные; словесные: беседы, художественное слово; проблемно-поисковые вопросы; сюрпризный момент; Консультации родителям; наблюдение; изучение психолого-педагогической и специальной методической литературы по проблеме исследования;

Реализация проекта:

1 этап – подготовительный

Цель: 

постановка мотивации, цели, задач по организации проекта «Путешествие в страну красивой и грамотной речи»

Содержание:

-Определение темы проекта, постановка цели и задач;

-Создать мотивацию для работы по проекту;

-Изучить насколько готовы родители к активному сотрудничеству;

-Создать условия для детей и родителей для реализации проекта.

- Изучение причин речевых нарушений.

-Накопление информации. Наблюдения за детьми. Анализ проблемы.

-оценить уровень словесно-логического мышления; исследовать связную речь детей

-подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса.

-НОД Задачи: Расширять знания детей о весне, учить детей составлять описательные рассказы о весне, используя при этом план – схему, продолжать учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания; развивать память, внимание, словесно-логическое мышление. Уточнить и обобщить представления о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне, обогатить и активизировать словарь детей по теме.  Учить составлять сказку на предложенную тему, используя пиктограммы. Упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений к заданным словам.  Закреплять уже известные способы словообразования;

- дидактические игры «Расшифруй пиктограмму», «Доскажи словечко», «Четвертый лишний», «Один и много», «Когда это бывает», «Составь рассказ», «Назови наоборот», «Чего не хватает?», «Найди по описанию»,

«Узнай и назови»; «Классификация», «Исключение лишнего», «Что в начале, что потом?», «Составь рассказ».

- Заучивание стихов о весне, Обсуждение и разучивание пословиц и поговорок  

-Беседа с родителями «Знакомство с проектом»

2 этап – основной

Цель: закрепление и расширение представлений, организация деятельности по речевому развитию. Поддержать заинтересованность детей и родителей темой проекта.

Содержание:

- Загадывание загадок, заучивание стихотворений;

-составление предложений

-Составление описательного рассказа

-Рассказывание по сюжетным картинкам.

-Пересказ рассказа

-Заучивание стихотворения «Весна – красна».

- Обсуждение с детьми «Что за прелесть эти сказки»

- Беседа с детьми на умение тихо или громко говорить «Много крику, мало толку»,

- Объяснение, «Будем талантливыми собеседниками», обыгрывание монолог, диалог.

- Составление сказки по серии сюжетных картин, составление рассказов, пересказывание сказки.

-Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе;

-Беседы с родителями: «Обогащение словаря ребенка в домашних условиях», «Роль семьи в развитии речевой активности дошкольников»;

- Оформление наглядной информации в родительском уголке.

- Повышение компетентности родителей, консультирование.

Консультации: «Речевое развитие детей 5-6 лет», «Речевые игры с детьми, развиваем речь играя», «Все о развитии детской речи», «Дидактические игры, как средство развития речи», памятка «Как учить стихи с детьми».

-Чтение художественной литературы (ведь это источник обогащения словаря детей)

3 этап - заключительный

Цель: обобщить и систематизировать знания детей, родителей. Формирование речевой и познавательной активности, подведение итогов проекта.

Содержание:

- Составление рассказов «Моя любимая игрушка», «Мой любимый герой из сказки», «Эту книгу я люблю и ею очень дорожу», с опорой на соответствующие иллюстрации;

-Беседа на тему: «Путешествие в страну красивой речи»

-Показ непосредственно образовательной деятельности

- оформление картотеки «Словесные игры по развитию связной речи»

- оформление консультации для родителей «Особенности речевого развития детей 5-6 лет»

- Участие в фестивале д/с «Конкурс чтецов»

- Оформление альбома стихов о весне.

- Обработка и оформление материалов проекта.

- Размещение наглядной информации в родительских уголках по теме проекта

Достигнутые результаты:

Дети успешно овладели грамотной и связной речью. Улучшилось звукопроизношение. Правильно употребляют лексико-грамматические категории. Появился интерес к занятиям, доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу. Родители вовлечены в единое пространство «семья - детский сад». Повысился культурный уровень дошкольников. Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие вывод, что подобранные и систематизированные игры могут быть использованы для развития речи детей, повысить их мотивацию в обучении и восприятии предложенного материала. У детей повысился интерес так же к устному народному творчеству; они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организуют игры-забавы с помощью считалок; в диалогической речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые, и развернутые ответы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в страну Красивой и Грамотной речи

Итоготовое занятие в подготовительной группе...

ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КРАСИВОЙ И ГРАМОТНОЙ РЕЧИ»

ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КРАСИВОЙИ ГРАМОТНОЙ РЕЧИ»...

Проект по формированию связной речи у детей дошкольного возраста «Путешествие в страну красивой и грамотной речи»

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общ...

Проект по формированию связной речи у детей дошкольного возраста "Путешествие в страну красивой и грамотной речи"

Педагогический творческий проект в ДОУ "Путешествие в страну красивой и грамотной речи" направлен на повышение профессиональной компетентности педагогов, формирование активной родительской п...

ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КРАСИВОЙ И ГРАМОТНОЙ РЕЧИ»

Актуальность проекта обусловлена слабо сформированной связной речью воспитанников, дети затрудняются рассказывать о содержании картины, описывать предмет, пересказывать короткие рассказы. Родител...

Проект по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну красивой и грамотной речи»

ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает ...