Речевое развитие детей. Проект «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КРАСИВОЙ И ГРАМОТНОЙ РЕЧИ»
проект по обучению грамоте

Черникова Любовь Петровна

Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gramtnaya_rech_dshkolnika.docx29.42 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КРАСИВОЙ И ГРАМОТНОЙ РЕЧИ»

Подготовила: Черникова Любовь Петровна,

Воспитатель, МКДОУ ЦРР – детский сад № 10г. Россоши

Тема: «Речевое развитие детей».

Актуальность темы: Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

          Федеральный государственный образовательный стандарт к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования определил новые направления в организации речевого развития детей 3–7 лет. К 7 годам речевое развитие ребёнка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.

           ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Таким образом, по требованиям ФГОС речевое развитие детей, посещающих ДОУ образовательного вида, включает в себя:

1.                  владение речью как средством общения и культуры;

2.                  обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

3.                  развитие речевого творчества;

4.                  развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

5.                  формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

         Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:

·                     активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

·                     может фантазировать вслух, играть звуками и словами;

·                     проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

·                     обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.

          По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры. В связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная. Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. В связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонематической стороны. Поэтому развитие связной речи - одна из главных задач, которую ставит дошкольное образование.

Практика показывает, что в речи детей существуют множество проблем:

  1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  2. Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  3. Употребление нелитературных слов и выражений.
  4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  5. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  8. Плохая дикция.

Актуальность проекта обусловлена слабо сформированой  связной речью воспитанников, дети затрудняются рассказывать о содержании картины, описывать предмет, пересказывать короткие рассказы. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Для достижения хороших результатов в работе по развитию речи мы решили использовать дидактические игры. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

Проблема: Уровень развития связной речи не соответствует возрасту.

Цель проекта:

Повысить уровень развития речи детей через дидактические

игры.

Задачи:

  • формировать у детей стремление говорить грамматически правильно.
  • развивать и формировать необходимый уровень речевых умений и способностей.
  • формировать навыки связной речи.
  • развивать интерес к художественной литературе, как образцу речи.
  • обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами, декорациями.
  • осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения речевой активности ребенка.
  • развивать речь детей как средство общения. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

Ожидаемый результат:

Формирование коммуникативной компетенции: развитие связной речи, умения общаться с детьми, взрослыми. Развитие умения использовать в общении различные коммуникативные средства.




Сроки и этапы реализации проекта


1 Этап – подготовительный (август 2024г.)

Содержание работы

Сроки реализации

Ответственные

1.

Изучение методической литературы по теме «Речевое развитие детей». Работа с периодическими изданиями «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», «Дошкольник».

август

воспитатели

2.

Разработка мероприятий по теме проекта, составление конспектов образовательной деятельности.

август

воспитатели

3.

Подбор картотек скороговорок, потешек, чистоговорок. Изготовление мнемотаблиц, схем, дидактических игр, пособий , консультаций для родителей.

август

воспитатели



2 Этап – основной (сентябрь 2024 –май 2025гг.)

Содержание работы

Сроки реализации

Ответственные

1.

Анкетирование родителей «Речевое развитие ребенка».

сентябрь

воспитатели

2.

Артикуляционная гимнастика «Улыбка», «Домик открывается», «Хоботок», «Язык здоровается с верхней губой».

сентябрь

логопед

3.

Дидактические игры: «Доскажи словечко», «Четвертый лишний», «Занимательная ручка».

сентябрь

воспитатели

4.

Проговаривание чистоговорок на развитие дикции на звук «С».

сентябрь

воспитатели

5.

Сюжетно-ролевая игра «Детская студия», «Создаем репортаж».

сентябрь

воспитатели

6.

Буклет «История алфавита».

октябрь

воспитатели

7.

Пластические этюды «Кот крадётся», « Весёлая Лягушка», «Штангист», «Рыболов»

октябрь

воспитатели

8.

Артикуляционная гимнастика «Лошадка», «Самовар», «Паровозик», «Гармошечка».

октябрь

логопед

9.

Упражнения на имитацию движений «Бабушка хромает»», «Дровосеки рубят деревья»», «Мама   печёт пирожки для бабушки»

октябрь

воспитатели

10.

Проговаривание чистоговорок на развитие дикции на звук «З».

октябрь

воспитатели

11.

Тематическая выставка дидактических игр в помощь родителям.

октябрь

воспитатели

12.

Акция «Подари книжку малышам».

ноябрь

воспитатели

13.

Дидактические игры:

«Один и много», «Когда это бывает», «Составь рассказ», «Назови наоборот».

ноябрь

воспитатели

14.

Песочная игротерапия «Песочный дворик»

ноябрь

психолог

15.

Памятка для родителей

«Развитие речи вашего ребёнка».

ноябрь

воспитатели

16.

Чтение русской народной сказки «Хаврошечка».

ноябрь

воспитатели

17.

Проговаривание чистоговорок на развитие дикции на звук «Р».

ноябрь

воспитатели

18.

Конкурс рисунков «Мои любимые сказки»;

декабрь

Изо руководитель

19.

Разгадывание кроссвордов, ребусов, головоломок.

декабрь

воспитатели

20.

Консультация для родителей

«Речевые игры с дошкольниками».

декабрь

воспитатели

21.

Изготовление схем по сказкам, рисование пиктограмм.

декабрь

воспитатели

22.

Проговаривание чистоговорок на развитие дикции на звук «Ц».

декабрь

воспитатели

23.

Буклет для родителей "Последовательность работы по формированию правильного речевого дыхания".

январь

воспитатели

24.

Артикуляционная гимнастика «Накажем непослушный язычок», «Покусываем язычок», «Шлёпаем губами язычок», «Весёлый язычок».

январь

логопед

25.

Изготовление: письма – загадки;  письмо – приглашение.

январь

воспитатели

26.

Проговаривание чистоговорок на развитие дикции на звук «Щ».

январь

воспитатели

27.

Консультации: «Как учить стихи с детьми».

январь

воспитатели

28.

Буклет «Скороговорка

поможет правильно

и красиво говорить».

февраль

воспитатели

29.

Игры - драмматизации по знакомым сказкам.

февраль

воспитатели

30.

Акция «Подари книжку в группу».

февраль

воспитатели

31.

Упражнение на формирование разговорной (Диалогической) речи. Телефонный разговор: «Маша и бабушка», «Медведь и дедушка», «Маша и медведь».

февраль

воспитатели

32.

Словесные подвижные игры.

февраль

воспитатели

33.

Проговаривание чистоговорок на развитие дикции на звук «С».

февраль

воспитатели

34.

Фотовыставка «Я и моя любимая игра».

март

воспитатели

35.

Консультация : «Звуковая культура речи. Упражнения на развитие фонематического слуха».

март

воспитатели

36.

Сундучок загадок» (сочинение загадок, используя мнемотехнику).

март

воспитатели

37.

Проговаривание чистоговорок на развитие дикции на звук «Ж».

март

воспитатели

38.

Посещение библиотеки.

март

воспитатели

39.

Консультация для родителей

«Особенности развития речи детей дошкольного возраста».

апрель

воспитатели

40.

Рассказывание сказки по таблице, схеме.

апрель

воспитатели

41.

Разговор по телефону «Мама и Бабушка», «Красная Шапочка и волк», «Мама и Красная Шапочка».

апрель

воспитатели

42.

Проговаривание чистоговорок на развитие дикции на звук «Ч».

апрель

воспитатели

43.

Музыкально-речевая игра «Речевые и неречевые звуки».

апрель

Муз. руководитель

44.

Игра на воображение «Узнай из какой сказки и покажи сам»; «Расскажи без слов»

апрель

воспитатели

45.

Сочинение сказок на новый лад.

апрель

родители

46.

Буклет «Как хорошо уметь читать».

май

воспитатели

47.

Памятка «Телевизор – друг и враг».

май

воспитатели


3 Этап - Заключительный

Содержание работы

Сроки реализации

Ответственные

1.

Презентация о проекте для родителей.

май

воспитатели

2.

Конкурс чтецов.

май

воспитатели










По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Путешествие в страну красивой и грамотной речи"

Цель проекта: развитие речи и эмоциональности у детей старшего дошкольного возраста. Развивать интерес к художественной литературе, речевые умения. Способствовать развитию связной речи и памяти у дете...

Педагогический проект «Путешествие в страну красивой и грамотной речи» «Эффективность работы по речевому развитию детей в рамках реализации ФГОС»

Педагогический проект  «Путешествие в страну красивой и грамотной речи» Составили:  старший воспитатель И.Б. Симонова,   педагог-психолог Л.В. Савуляк,  ...

Групповой проект: «Путешествие в страну красивой и грамотной речи» (старшая группа)

МКДОУ БГО Детский сад № 12 общеразвивающего вида        Групповой проект:«Путешествие в странукрасивой и грамотной речи»(старшая группа)...

проект "Путешествие в страну красивой и грамотной речи"

игра имеет важное значение в жизни ребенка.Для достижения хороших результатов в работе по развитию речи мы решили использовать дидактические игры и чтение художественной литературы...

«Эффективность работы по речевому развитию детей в рамках реализации ФГОС» Педагогический проект «Путешествие в страну красивой и грамотной речи» (с детьми старшей группы)

laquo;Эффективность работы по речевому развитию детейв рамках реализации ФГОС»Педагогический проект «Путешествие в страну красивой и грамотной речи»(с детьми старшей группы)...

Проект «Путешествие в страну красивой и грамотной речи»

ПРОЕКТ в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР...