Речевое развитие детей. Проект «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КРАСИВОЙ И ГРАМОТНОЙ РЕЧИ»
проект по обучению грамоте
Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gramtnaya_rech_dshkolnika.docx | 29.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КРАСИВОЙ И ГРАМОТНОЙ РЕЧИ»
Подготовила: Черникова Любовь Петровна,
Воспитатель, МКДОУ ЦРР – детский сад № 10г. Россоши
Тема: «Речевое развитие детей».
Актуальность темы: Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Федеральный государственный образовательный стандарт к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования определил новые направления в организации речевого развития детей 3–7 лет. К 7 годам речевое развитие ребёнка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.
ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
Таким образом, по требованиям ФГОС речевое развитие детей, посещающих ДОУ образовательного вида, включает в себя:
1. владение речью как средством общения и культуры;
2. обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
3. развитие речевого творчества;
4. развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
5. формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:
· активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
· может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
· проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
· обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.
По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры. В связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная. Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. В связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонематической стороны. Поэтому развитие связной речи - одна из главных задач, которую ставит дошкольное образование.
Практика показывает, что в речи детей существуют множество проблем:
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
- Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
- Употребление нелитературных слов и выражений.
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
- Плохая дикция.
Актуальность проекта обусловлена слабо сформированой связной речью воспитанников, дети затрудняются рассказывать о содержании картины, описывать предмет, пересказывать короткие рассказы. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Для достижения хороших результатов в работе по развитию речи мы решили использовать дидактические игры. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.
Проблема: Уровень развития связной речи не соответствует возрасту.
Цель проекта:
Повысить уровень развития речи детей через дидактические
игры.
Задачи:
- формировать у детей стремление говорить грамматически правильно.
- развивать и формировать необходимый уровень речевых умений и способностей.
- формировать навыки связной речи.
- развивать интерес к художественной литературе, как образцу речи.
- обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами, декорациями.
- осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения речевой активности ребенка.
- развивать речь детей как средство общения. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
Ожидаемый результат:
Формирование коммуникативной компетенции: развитие связной речи, умения общаться с детьми, взрослыми. Развитие умения использовать в общении различные коммуникативные средства.
Сроки и этапы реализации проекта
1 Этап – подготовительный (август 2024г.)
№ | Содержание работы | Сроки реализации | Ответственные |
1. | Изучение методической литературы по теме «Речевое развитие детей». Работа с периодическими изданиями «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», «Дошкольник». | август | воспитатели |
2. | Разработка мероприятий по теме проекта, составление конспектов образовательной деятельности. | август | воспитатели |
3. | Подбор картотек скороговорок, потешек, чистоговорок. Изготовление мнемотаблиц, схем, дидактических игр, пособий , консультаций для родителей. | август | воспитатели |
2 Этап – основной (сентябрь 2024 –май 2025гг.)
№ | Содержание работы | Сроки реализации | Ответственные | |
1. | Анкетирование родителей «Речевое развитие ребенка». | сентябрь | воспитатели | |
2. | Артикуляционная гимнастика «Улыбка», «Домик открывается», «Хоботок», «Язык здоровается с верхней губой». | сентябрь | логопед | |
3. | Дидактические игры: «Доскажи словечко», «Четвертый лишний», «Занимательная ручка». | сентябрь | воспитатели | |
4. | Проговаривание чистоговорок на развитие дикции на звук «С». | сентябрь | воспитатели | |
5. | Сюжетно-ролевая игра «Детская студия», «Создаем репортаж». | сентябрь | воспитатели | |
6. | Буклет «История алфавита». | октябрь | воспитатели | |
7. | Пластические этюды «Кот крадётся», « Весёлая Лягушка», «Штангист», «Рыболов» | октябрь | воспитатели | |
8. | Артикуляционная гимнастика «Лошадка», «Самовар», «Паровозик», «Гармошечка». | октябрь | логопед | |
9. | Упражнения на имитацию движений «Бабушка хромает»», «Дровосеки рубят деревья»», «Мама печёт пирожки для бабушки» | октябрь | воспитатели | |
10. | Проговаривание чистоговорок на развитие дикции на звук «З». | октябрь | воспитатели | |
11. | Тематическая выставка дидактических игр в помощь родителям. | октябрь | воспитатели | |
12. | Акция «Подари книжку малышам». | ноябрь | воспитатели | |
13. | Дидактические игры: «Один и много», «Когда это бывает», «Составь рассказ», «Назови наоборот». | ноябрь | воспитатели | |
14. | Песочная игротерапия «Песочный дворик» | ноябрь | психолог | |
15. | Памятка для родителей «Развитие речи вашего ребёнка». | ноябрь | воспитатели | |
16. | Чтение русской народной сказки «Хаврошечка». | ноябрь | воспитатели | |
17. | Проговаривание чистоговорок на развитие дикции на звук «Р». | ноябрь | воспитатели | |
18. | Конкурс рисунков «Мои любимые сказки»; | декабрь | Изо руководитель | |
19. | Разгадывание кроссвордов, ребусов, головоломок. | декабрь | воспитатели | |
20. | Консультация для родителей «Речевые игры с дошкольниками». | декабрь | воспитатели | |
21. | Изготовление схем по сказкам, рисование пиктограмм. | декабрь | воспитатели | |
22. | Проговаривание чистоговорок на развитие дикции на звук «Ц». | декабрь | воспитатели | |
23. | Буклет для родителей "Последовательность работы по формированию правильного речевого дыхания". | январь | воспитатели | |
24. | Артикуляционная гимнастика «Накажем непослушный язычок», «Покусываем язычок», «Шлёпаем губами язычок», «Весёлый язычок». | январь | логопед | |
25. | Изготовление: письма – загадки; письмо – приглашение. | январь | воспитатели | |
26. | Проговаривание чистоговорок на развитие дикции на звук «Щ». | январь | воспитатели | |
27. | Консультации: «Как учить стихи с детьми». | январь | воспитатели | |
28. | Буклет «Скороговорка поможет правильно и красиво говорить». | февраль | воспитатели | |
29. | Игры - драмматизации по знакомым сказкам. | февраль | воспитатели | |
30. | Акция «Подари книжку в группу». | февраль | воспитатели | |
31. | Упражнение на формирование разговорной (Диалогической) речи. Телефонный разговор: «Маша и бабушка», «Медведь и дедушка», «Маша и медведь». | февраль | воспитатели | |
32. | Словесные подвижные игры. | февраль | воспитатели | |
33. | Проговаривание чистоговорок на развитие дикции на звук «С». | февраль | воспитатели | |
34. | Фотовыставка «Я и моя любимая игра». | март | воспитатели | |
35. | Консультация : «Звуковая культура речи. Упражнения на развитие фонематического слуха». | март | воспитатели | |
36. | Сундучок загадок» (сочинение загадок, используя мнемотехнику). | март | воспитатели | |
37. | Проговаривание чистоговорок на развитие дикции на звук «Ж». | март | воспитатели | |
38. | Посещение библиотеки. | март | воспитатели | |
39. | Консультация для родителей «Особенности развития речи детей дошкольного возраста». | апрель | воспитатели | |
40. | Рассказывание сказки по таблице, схеме. | апрель | воспитатели | |
41. | Разговор по телефону «Мама и Бабушка», «Красная Шапочка и волк», «Мама и Красная Шапочка». | апрель | воспитатели | |
42. | Проговаривание чистоговорок на развитие дикции на звук «Ч». | апрель | воспитатели | |
43. | Музыкально-речевая игра «Речевые и неречевые звуки». | апрель | Муз. руководитель | |
44. | Игра на воображение «Узнай из какой сказки и покажи сам»; «Расскажи без слов» | апрель | воспитатели | |
45. | Сочинение сказок на новый лад. | апрель | родители | |
46. | Буклет «Как хорошо уметь читать». | май | воспитатели | |
47. | Памятка «Телевизор – друг и враг». | май | воспитатели |
3 Этап - Заключительный
№ | Содержание работы | Сроки реализации | Ответственные |
1. | Презентация о проекте для родителей. | май | воспитатели |
2. | Конкурс чтецов. | май | воспитатели |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Путешествие в страну красивой и грамотной речи"
Цель проекта: развитие речи и эмоциональности у детей старшего дошкольного возраста. Развивать интерес к художественной литературе, речевые умения. Способствовать развитию связной речи и памяти у дете...
Проект "Путешествие в страну красивой и грамотной речи"
для подготовительной группы ДОУ...
Педагогический проект «Путешествие в страну красивой и грамотной речи» «Эффективность работы по речевому развитию детей в рамках реализации ФГОС»
Педагогический проект «Путешествие в страну красивой и грамотной речи» Составили: старший воспитатель И.Б. Симонова, педагог-психолог Л.В. Савуляк, ...
Групповой проект: «Путешествие в страну красивой и грамотной речи» (старшая группа)
МКДОУ БГО Детский сад № 12 общеразвивающего вида Групповой проект:«Путешествие в странукрасивой и грамотной речи»(старшая группа)...
проект "Путешествие в страну красивой и грамотной речи"
игра имеет важное значение в жизни ребенка.Для достижения хороших результатов в работе по развитию речи мы решили использовать дидактические игры и чтение художественной литературы...
«Эффективность работы по речевому развитию детей в рамках реализации ФГОС» Педагогический проект «Путешествие в страну красивой и грамотной речи» (с детьми старшей группы)
laquo;Эффективность работы по речевому развитию детейв рамках реализации ФГОС»Педагогический проект «Путешествие в страну красивой и грамотной речи»(с детьми старшей группы)...
Проект «Путешествие в страну красивой и грамотной речи»
ПРОЕКТ в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР...