Открытое занятие по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Гордеева Марина Витальевна

Пересказ сказки "Лиса и журавль"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_po_razvitiyu_rechi.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМИТЕТА ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЕГОРЬЕВСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 7 «КАЛИНКА»

Российская Федерация, Московская область, 140300, г. Егорьевск, ул. Мичурина, д.27,

ИНН – 5011032596/КПП – 501101001/ОГРН – 1115011001137, тел. 8 (496 40) 3-19-87

Конспект открытого занятия по развитию речи

в подготовительной к школе группе.

Пересказ сказки «Лиса и журавль»

Подготовил: воспитатель Гордеева М.В.

Егорьевск, 2017 г.


Конспект открытого занятия по развитию речи

в подготовительной к школе группе.

Пересказ сказки «Лиса и журавль»

Цель: обучать детей составлять пересказ близко к тексту и по ролям.

Задачи:

образовательные: формировать навык планировать высказывание, совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях, упражнять в употреблении простых и сложных предложений, активизировать словарь по теме.

развивающие: развивать у детей творческие способности и артистизм, интерес к театрализованной деятельности.

воспитательные: воспитывать у детей дружеские отношения друг другу, правила хорошего тона.

Ход ООД

Организационный этап.

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я приглашаю вас в сказочное путешествие. Хотите? (Дети закрывают глаза, звучит музыка или колокольчик)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, вот мы и оказались с вами в сказке. Давайте подойдем поближе. Как тихо кругом, никого не видно. Посмотрите, что это здесь? Чьи это следы? Правильно посмотрите, они ведут нас в разные стороны, каждый, к своему домику. А чтобы узнать, кто живёт в этих домиках, нужно отгадать загадки.

1 Загадка: Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, кур в деревне крадёт. Рыжая, с пушистым хвостом, живет в лесу в норе под кустом. (Лиса)

2 Загадка: Длинноногий, длинношеий, длинноклювый, телом серый, а затылок голый, красный, бродит по болотам грязным, ловит в них лягушек, бестолковых попрыгушек. Покрыт весь перьями, есть у него две длинные ноги и длинный клюв и крылья есть. (Журавль)

Основной этап.

Воспитатель: Как вы думаете, могут ли в природе лиса и журавль дружить и почему? Скажите, а где они могли бы подружиться?

Сейчас я  вам прочитаю русскую народную сказку о том, как лиса с журавлем дружили. Сказка называется «Лиса и журавль».

«Лиса и журавль».

Подружилась лиса с журавлём. Вот и вздумалось лисе угостить журавля, пошла она, звать его в гости.

- Приходи, дорогой куманек! Уж как я тебя угощу!

Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчует:

- Покушай, мой голубчик! Сама стряпала.

Журавль хлоп – хлоп носом, стучал, стучал, ничего не попадает!

А лиса в это время лижет себе да лижет кашу, так всю сама и скушала.

Каша съедена, лиса и говорит:

- Не обессудь, любезный друг! Больше потчевать не чем.

- Спасибо, лисонька, и на этом! Завтра приходи ты ко мне в гости.

На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, налил в кувшин с малым горлышком, поставил на стол и говорит:

- Кушай, лисонька-кумушка!

Лиса начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдёт и этак, и лизнёт его, и понюхает – то, всё ни чего не достанет! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюёт себе окрошку да клюёт, всё и поел.

- Ну, не обессудь, лиса! Больше потчевать нечем.

Взяла лису досада, думала, что наестся, на целую неделю, а домой пошла несолоно хлебавши. Как аукнулось, так и откликнулось!

С тех пор и дружба у лисы с журавлём врозь.

Воспитатель: Вам понравилась сказка. В сказке были необычные слова, как вы думаете, что обозначают эти слова? Лексическая работа.

Если вы ждете гостей, то, как готовитесь к их приходу? Когда люди знакомятся и начинают дружить, они зовут друг друга в гости. Такой праздник назывался пир. На него звали, поэтому говорили - званый пир. Для пира готовили - стряпали еду. Хозяева угощали - потчевали гостей. Близких, хороших знакомых, с которыми дружили семьями, крестили детей и называли «кум», «кума». 

не обессудь  - не вини, не осуждай, не обижайся.

досада - обида

окрошка – (крошить  мелко нареза́ть),  блюдо русской кухни, холодный суп. Окрошка представляет собой смесь мелко нарезанных овощей,  мяса,  пряных трав, заправленную квасом.

не солоно хлебавши - ничего не добившись, обманувшись в своих ожиданиях. В связи с дороговизной соли на Руси пищу, как правило, солили непосредственно перед едой. Нежеланный и незваный гость получал соли меньше других и уходил несолоно хлебавши. 

Дружба врозь – дружба закончилась.

«Как аукнется, так и откликнется» - как поступишь ты, так поступят и с тобой.

Как вы понимаете смысл пословицы «Что посеешь, то и пожнешь».

Беседа по сказке.

Воспитатель:  Скажите, почему лиса решила позвать журавля к себе в гости?

Каким голосом она позвала его? (зачитать из текста, попросить повторить несколько детей  нужной интонацией). Чем она его потчевала (угощала)? Как она его угощала? Зачем размазала кашу по тарелке? Съел ли журавль угощенье лисы?

Воспитатель: Каким тоном отблагодарил лису журавль? (зачитать из текста). А с какой интонацией в голосе, журавль пригласил лису? (зачитать из текста). Чем угостил лису журавль? Для чего Журавль налил окрошку в кувшин с узким горлышком? Почему Лиса не смогла есть окрошку? Как Журавль ел окрошку? Какая часть тела помогла ему в этом? Смогла ли лиса поесть вдоволь? Как пришла Лиса домой? Почему их дружба на этом закончилась?

Воспитатель: Подходит ли к нашей сказке поговорка: «Видит собака молоко, да в кувшине глубоко»?

Как вы понимаете пословицу: «Нет друга - ищи, а нашел – береги»?
«Друзья на дороге не валяются».

Упражнение «Наоборот» (дети подбирают прилагательные-антонимы, характеризующие персонажей сказки)

У лисы ноги короткие, а у журавля (длинные)

У журавля клюв длинный, а у лисы мордочка (короткая)

Кувшин глубокий, а тарелка (мелкая)

Журавль высокий, а лиса (низкая)

Физминутка. Ребята, давайте покажем лису и журавля

У лисицы острый нос   (показывают двумя руками нос, соединив пальцы                                                                                                                                                                                              

                                                                                                            ладоней)

У нее пушистый хвост       (волнообразные движения руками)

Шубка рыжая лисы

Удивительной красы          (поглаживание воображаемой шубки лисы)

          Жура-жура-журавель,         ( машут руками)

Облетел он сто земель.

На своих на длинных ножках    (шагают, подняв голову, руки назад, колени                            

                                                                                                  поднимаем высоко)

Он прошел по всем дорожкам, 

По болотцу он похаживает,        (показывают, какой короткий хвост у        

                                                                                                                    журавля).

Куцым хвостиком помахивает. 

Повторное чтение сказки с установкой на пересказ. Для пересказа используется настольный театр. После прочтения дети выбирают Лису и Журавля.

Игра-фантазия «Сочинялка». Дети рассказывают, что бы они сделали на месте журавля. Затем придумывают, как подружить лису и журавля.

Итог занятия.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы были как настоящие актёры, но наша сказка закончилась, и путешествие подошло к концу нам нужно возвращаться в детский сад. Давайте закроем глазки и вот мы снова в детском саду.

Ребята, скажите, а где мы сегодня с вами побывали? У кого в гостях мы были? Почему же они не подружились? Что бы вы сказали героям сказки? 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи .Открытое занятие по развитию речи "В гости к мишке" младшая группа

Дети входят в группу  обращают  внимание на  паравозик. Дети рассматривают  паравозик, воспитатель читает стихотворение про  паравозик. Воспитатель предлагает поехать   в...

Открытое занятие по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе №5 «Солнышко»

Открытое  занятие по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе №5 «Солнышко»...

Конспект открытого занятия по развитию речи «Воспитание звуковой культуры речи и грамматически правильной речи в сюжетно – ролевой игре» с детьми седьмого года жизни. Тема: «На приеме у логопеда»

Цель: Упражнять детей в различении на слух и дифференциации знакомых звуков С – З. Задачи: Развивать фонематический слух и восприятие; Учить дифференцировать звуки С-З и упражнять в от...

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе с презентацией (фотографии в альбоме "Открытое занятие с элементами ТРИЗ)

Конспект открытого занятия по развитию речиво второй младшей группепо сказке "Теремок"Цель: Активизация и обогащение  словаря прилагательными (серый, рыжая…) Развитие диалогическ...