Мой папа -защитник Отечества
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Горбунова Наталья Николаевна

Проект определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста 5-6 лет и направлен на формирование мотивационного, целостного представления о защитниках Отечества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_23.docx720.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Киселёвского городского округа

 центр развития ребёнка -  детский сад №1« Лёвушка»

(детский сад 1)

 Проект

«Мой папа – защитник Отечества»

       Старшая  группа комбинированного вида для обучающихся  

                        ( воспитанников)  с ОВЗ «Листовичок»

https://cdn1.izvestia29.ru/5c6d382812f17b541160a712/5c6d39081d991.jpg

Составители:

учитель-логопед

Горбунова Н.Н.

Воспитатели:

Попова Е.А.

Чеплыгина М.С.

Киселевск 2021

Паспорт проекта

Наименование

проекта

Проект «Мой папа – защитник Отечества»

Назначение

проекта

Проект разработан на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы», Программа воспитания и обучения в детском саду/ под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Сроки реализации проекта

2 недели.  

Разработчик

проекта

Учитель-логопед Горбунова Н.Н.

Направление

проекта

Проект определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста 5-6 лет и направлен на формирование мотивационного, целостного представления о защитниках Отечества.

Вид проекта:   

Краткосрочный, групповой, творческий

Продолжительность проекта:

2 недели

Участники проекта:

дети старшей группы , родители воспитанников,  воспитатели ДОУ 

Возраст детей

5- 6 лет.

Образовательная область:

«Познание» «Речевое развитие» 

                                  Характеристика проекта:

По продолжительности:

краткосрочный

По содержанию

патриотический;

По доминиру-ющей деятельности:

смешанный , практико – ориентированный (присутствуют элементы информационного, творчески-игрового, познавательного проектов);

По характеру содержания:

ребенок  + семья;

По количеству участников:

коллективный , групповой (участвуют дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, воспитатели ДОУ, узкие специалисты).

По характеру участию ребенка в проекте:

участник от зарождения идеи до получения результата;

По характеру контактов:

внутри одной возрастной группы, в контакте с семьей;

Данный проект  разработан в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании
  • Закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 20 июля 2000 г.).
  • Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу, 1989 г. для СССР 15.09.1990).
  • Письмо Министерства образования РФ от 14.03.2000 №65/23 -16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения».
  • СанПиН 2.4.1.3049 -13 « «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» и зарегистрированном в Минюсте России от 29.05.2013 № 28564 утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г №26
  • Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы », Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Проблема: недостаточный уровень сформированности мотивационного, целостного представления о защитниках Отечества знаний о Российской армии .

Обоснование проблемы: - формирование гендерной принадлежности; отсутствие желания в будущем стать защитником Отечества.

Актуальность: Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера.  Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням. Взаимодействие с родителями способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения.

Формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, к её истории начинается с детства.

Цель: формирование мотивационного, целостного представления о защитниках Отечества знаний о Российской армии.

Задачи:

  • формирование социально значимых качеств на основе традиций патриотического воспитания;
  • стимулирование потребности дошкольников в постоянном поиске сведений о Российской армии;
  • приобщение детей, педагогов и родителей к изучению истории и современному состоянию Российской армии и флота;
  • развивать поисковую деятельность детей, расширять и систематизировать знания;
  • развивать у детей познавательную активность, творческие способности;
  • продолжать воспитывать у детей патриотические чувства к Родине, гордость за нашу историю;
  • формировать представления об особенностях воинской службы;
  • воспитывать эмоционально – положительное отношение к российскому воину, его силе и смелости.

Предполагаемый результат 

  • воспитать уважительное отношение к защитникам Отечества
  • повышение знаний у детей о Российской армии;
  • проявление у детей интереса к армии, уважения к защитникам Отечества;
  • стремление детей к совершенствованию физических качеств,к укреплению здоровья;
  • стремление детей отражать свои знания, впечатления, мысли и чувства в играх, в танце, в изодеятельности, в чтении стихов;
  • повышение заинтересованности родителей в формировании чувства патриотизма у детей.

Механизм реализации проекта:

I этап

Формулирование целей и задач проекта.

Изучение литературы по теме проекта.

Изучение интернет-ресурсов по теме проекта.

Анализ предметной среды группы. Подобрать методическую, художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме.

Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной деятельности.

Подобрать материал для продуктивной деятельности.

Составить перспективный план работы.

II этап

 Практическая деятельность по решению проблемы; планирование совместной деятельности, сбор и систематизация информации, поисковая деятельность детей и взрослых.

Проведение бесед, дидактических игр по расширению представлений о Российской армии, о родах войск. Консультации для педагогов и родителей.

Создание в группе условий для реализации проекта: выставка книг, альбом с фотографиями военных, иллюстрации военной техники, просмотр фильмов об армии, выставка игрушечной военной техники.

Создание презентации для детей «Маленький солдат»

III этап

Презентация проекта « 23 ФЕВРАЛЯ, ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА». Коллективная стенгазета, посвященная дню защитника Отечества.

Подготовка к празднику, посвященному дню защитника Отечества;

Проведение праздника

Приобщение родителей к участию в жизни детского сада.

Фотовыставка.

Индивидуальная работа (изготовление поделки ).

Создание видеороликов по проекту «Видеосемейка» тема «Мой папа-защитник Отечества».

Составление рассказов по схеме и рисунку.

Развивающая среда: оформление в группе уголка посвящённого «Дню защитника Отечества» с использованием детских рисунков и иллюстраций из журналов. Внесение костюмов военной формы в сюжетно- ролевые игры, совместное создание атрибутов к сюжетно- ролевым играм. СD диск с детскими песнями «Будущий солдат» в исполнении группы «Мультяшки».

Реализация проекта

Художественно эстетическое развитие.

  • лепка «Кораблик», аппликация «Корабли на рейде»;
  • оформление выставки «Военная техника»;
  • изготовление подарков папам и дедушкам;
  • слушание музыки (военные марши)
  • разучивание песен об армии: «Пограничники», «Будем    солдатами», муз З. Роот «Есть такая профессия Родину защищать» муз. З. Лукониной. «Наденем бескозырки» муз Струве.  
  • музыкально – спортивный праздник

 Познавательное развитие

  • беседы с детьми на тему «Солдаты Отечества», «Героизм солдат России», «Мой папа - защитник»;
  • тематические занятие «Защитники Родины»;
  • заучивание стихотворений «День Защитника Отечества», «Наша Армия родная», «Пограничники»;
  • чтение рассказов и стихотворений Л. Кассиля «Твои защитники», И. Ивановой «Моряк», Л.Алексеева «Первый ночной таран», А.Митяева «Почему армия родная?»;
  • знакомство со службой пограничников, саперов, моряков, десантников.
  • составление рассказов о военных профессиях;
  • рассматривание иллюстраций, фотографий;
  • разучивание пословиц, поговорок о Родине, об армии;
  • викторина «Наша армия родная» (что мы знаем о нашей армии);

  Социализация.

  • выставка детских работ;
  • выставка «Военная техника»;
  • выставка рисунков.
  • фотовыставка
  • коллективная стенгазета, посвящённая «Дню защитника Отечества».

Игровая деятельность:

сюжетно – ролевые игры «Моряки», «Солдаты».

эстафеты: «Построй корабль», «Уборка палубы», «Рифы», «Метание снарядов» и конкурсы: «Поднять якоря», «Самый сильный», «Спасение утопающего», «Рыбалка», «Уха».

Результат:

Дети в конце проекта стали чаще использовать для игр военную тематику, уважительно отзывались о защитниках Отечества, с гордостью делились знаниями со сверстниками и воспитателем, которые они получили от родителей о службе в армии.

С большим интересом стали играть в настольные, печатные и дидактические игры.

Родители были заинтересованы темой и получили новую и полезную информацию, успешно опробованную на своих детях, что понятно из бесед с родителями.

Развитие познавательных и творческих навыков, коммуникативных способностей.

                                                                                                   

                                                                                                              Приложение

Лексическая тема: «ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА»

Дать детям представление об армии как защитнице Отечества, способствовать формированию уважительного отношения ко всем, кто служил и служит в армии, воспитывать желание готовить себя к службе в армии.

Уточнить и расширить знания детей об армейских профессиях.

Активный словарь

Пассивный словарь

Имена существительные

Родина, армия, солдат, моряк, матрос, командир, капитан, мир, война, герой, орден, медаль, оружие, граница, танк, ракета, пушка, автомат, пулемёт, самолёт, корабль, часовой, форма, бескозырка, фуражка, пилотка, каска, шинель, парашют, броневик, гусеницы (у танка), лётчик – пилот, автоматчик, пограничник, танкист, парашютист, салют

Страна, Отечество, боец, воин, офицер, генерал, защита, защитник, награда, ветеран, пехотинец, артиллерия, артиллерист, тягач, всадник, конница, тельняшка, гимнастёрка, китель, подводная лодка, враг, неприятель, нарушитель, пост

Глаголы:

охранять, защищать, воевать, стрелять, побеждать, погибать, получать (награды), прыгать с парашютом, стоять на посту

оберегать, одержать (победу)

Имена прилагательные

военный, защитный (цвет), смелый, храбрый, сильный, закалённый, стойкий, умелый, мощные (орудия, танки), крепкая (броня)

Отважный, бесстрашный, доблестный, быстроходные (машины)

ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА

• Раскрась только пограничника.

• Выполни штриховку.

hello_html_f4e9d6a.jpg

hello_html_m7993d791.jpg

hello_html_62e21c96.jpg

hello_html_m5ea4c2fb.jpghello_html_m25f9a005.jpg

  • Дорисуй половинку;
  • Срисуй по клеточкам.
  • Выполни звуковой анализ слов.
  • hello_html_5c3cc238.jpgПродолжи ряд

НАША АРМИЯ

Координация речи с движением «Дозор»

Цели: учить координировать речь с движением, развивать творческое воображение.

Свой ремень мне подарил старший брат. Целый день Я мастерил Автомат. А потом — надел пилотку, Изменил слегка походку: — Левой! Левой! — Через двор.

(Сводят и разводят кулаки перед грудью.)

(Ритмично ударяют кулаками друг о друга.)

(Надевают пилотку.)

(Ставят руки на пояс.)

(Маршируют на месте, ритмично двигая руками.)

«Подскажи словечко»

Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы. Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, дети внимательно слушают и договаривают последнее слово.

Подрасту и вслед за братом Тоже буду я солдатом,

Буду помогать ему

Охранять свою... (страну).

Брат сказал: «Не торопись! Лучше в школе ты учись! Будешь ты отличником — Станешь... (пограничником)

Моряком ты можешь стать, Чтоб границу охранять

И служить не на земле,

А на военном... (корабле).

Можешь ты солдатом стать, Плавать, ездить и летать,

А в строю ходить охота —

Ждет тебя, солдат... (пехота).

Самолёт парит, как птица,

Там — воздушная граница.

На посту и днем, и ночью

Наш солдат — военный... (лётчик).

Снова в бой машина мчится,

Режут землю гусеницы,

Та машина в поле чистом

Управляется... (танкистом).

Любой профессии военной Учиться надо непременно, Чтоб быть опорой для страны, Чтоб в мире не было... (войны).

Н. Майданик

Игра «Подбери признак»

Цель: обогащать и уточнять словарь прилагательных. Например:

Защитник Отечества (какой?)— Храбрый, смелый, отважный... Служебная собака (какая?) — Верная, преданная, смелая, умная..

Игра «Какой праздник?» Цели: совершенствовать грамматический строй речи, словообразование, развивать связную речь, мышление.

Ход игры. Воспитатель читает детям рассказ-загадку. Дети дополняют его. Затем воспитатель читает дополненный рассказ ещё раз, задаёт вопросы и просит детей пересказать его.

Сегодня у нас в саду праздник. К нам в гости пришли только мужчины: папы, дедушки и братья. Они рассказывали нам о своей службе. Васин дедушка рассказал о том, что во время войны он пешком прошёл от Москвы до Берлина. Он служил в пехоте, был (кем?)... (пехотинцем). А Вовкин дед — старый такой, маленького роста — а управлял огромным танком. Он был (кем?) ... (танкистом). И ещё Мишкин дедушка приходил, он в разведку ходил, был (кем?)... (разведчиком). Это вообще очень опасно. А Мишкин старший брат служит сейчас в армии, в десантных войсках. Он (кто?) ...(десантник). А сам Миша, когда вырастет, тоже в армию пойдёт. Он хочет на подводной лодке служить, будет (кем?)... (подводником). И совсем мы не ожидали, что Юлькин папа на границе служит, охраняет нашу Родину, он (кто?)... (пограничник). Мы её даже больше уважать начали! Ну что, вы догадались, какой праздник был у нас в саду?

С. Чешева, И. Михеева

Игра «Военные профессии»

Цели: обогащать и активизировать словарь детей по теме, закреплять умение делить слова на слоги, развивать слуховое внимание.

Ход игры. Воспитатель читает детям стихотворения о военных профессиях. Предлагает назвать профессии, о которых говорится в стихотворениях, и вспомнить другие названия военных профессий.

ПОГРАНИЧНИК

Охранять границу — важно! Пограничников зовут. С верным псом они отважно Службу Родине несут.

С. Чертков

ЛЁТЧИК

Лётчик знает своё дело, В небе водит самолёт. Над землёй летит он смело, Совершая перелёт.

С. Чертков

МОРЯК

Плывёт моряк на корабле, Он не тоскует по земле. Он с ветром дружит и волной, Ведь море — дом его родной.

С. Чертков

Далее воспитатель предлагает детям разделить слова — названия профессий на слоги.

Например: лёт-чик, мо-ряк, тан-кист, по-гра-нич-ник, сол-дат, о-фи-цер.

Текст для пересказа

Маленький истребитель заваливался то на одно крыло, то на другое и всё ниже и ниже клонился к земле. Второй большими кругами летал над ним, как одна птица над другой, подбитой. Лётчику, наверно, стоило больших сил удержать самолёт от падения. Ему удалось наконец посадить машину на торфяном болоте за околицей. При посадке самолёт переломился, но пилот успел выпрыгнуть из кабины.

Второй самолёт приземлился рядом, на лугу. Лётчик не бросил друга в беде. Они переночевали, а утром оба улетели на исправной машине. «Сам погибай, а товарища выручай».

Из рассказа Ю. Гагарина

Вопросы:

Что случилось с истребителем?

Что делал второй истребитель?

Где лётчик посадил самолёт?

Что случилось при посадке?

Как поступил пилот второго самолёта?

Какую пословицу вы услышали в конце рассказа?

                                             Текст для пересказа

Сыновья

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:

  • Мой сынок ловок да силён, никто с ним не сладит.
  • А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, — говорит другая.

А третья молчит.

  • Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают её соседки.
  • Что же сказать, — говорит женщина. — Ничего в нём особенного нету.

Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок — за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Вдруг на встречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит, любуются им женщины. Другой песню поёт — соловьем заливается, заслушались женщины. А третий — к матери: взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

  • Ну, что? Каковы наши сыновья?
  • А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу.

В. Осеева

Вопросы:

Что делали женщины у колодца?

Что говорила каждая из женщин о своём сыне?

Что делали сыновья, когда встретили своих матерей?

Почему старик сказал, что видит только одного сына?

Задание: 23 февраля - День защитника Отечества

1. Дай полные ответы на вопросы:

  • Какой праздник отмечает наша страна 23 февраля?
  • Чей это праздник?
  • Кто такие защитники Отечества?
  • Как называется наше Отечество (страна)?
  • Каким должен быть защитник Отечества? Подбери как можно больше слов-признаков. (Смелым, храбрым, мужественным, доблестным, отважным, героическим.)
  • Что должны делать защитники Отечества? Подбери как можно больше слов-действий. (Защищать, оберегать, отстаивать, охранять, бороться, воевать, побеждать.)

2. Скажи, как называется человек, который:

летает на самолете - ...

летает на вертолете - (вертолетчик)

управляет танком - ...

служит в пехоте - ...

служит в артиллерии - ...

служит на море

служит в десантных войсках - ...

  • управляет ракетными установками - ..
  • прыгает с парашютом - ...
  • служит на подводной лодке - ...
  • налаживает связь в армии - ...
  • охраняет границу - ...
  • передает военные сообщения по радио
  1. Продолжи или исправь предложения и повтори:
  • В армии служит много ... (десантников, солдат, офицеров, бойцов).
  • Связисты стали восстанавливать связь, когда ...
  • Снаряды взрывались, потому что бойцы укрылись в окопе.
  • Солдат выполнил задание, поэтому офицер дал ему приказ.
  1. Рассмотри картинки и ответь, чем похожи и чем отличаются танк и трактор.

hello_html_3afb8492.png

  1. Отгадай загадку и объясни, что тебе помогло ее отгадать:

hello_html_m471b4c22.pngНе трактор, а с гусеницами,

Не крепость, а с башней,

Не ружье, а с дулом.

  1. Скажи, какое слово здесь лишнее и почему:
  • Танкист, радист, артиллерист, хоккеист.
  • Подводный, подводник, подводить, водолаз.

7. Посмотри и отгадай, на какой квадрат приземлится парашютист, отметь его крестиком.

Пальчиковая гимнастика. Защитники Отечества

Бойцы-молодцы

Педагог.

Пальцы эти — все бойцы, показать раскрытые ладони.

Удалые молодцы.

Два — больших и крепких малых

И солдат в боях удалых.

Два — гвардейца-храбреца, сжать пальцы в кулаки и поочередно разжимать

пальцы на обеих руках одновременно, начиная с больших.

Два — сметливых молодца.

Два — героя безымянных.

Но в работе очень рьяных!

Два — мизинца-коротышки —

Очень славные мальчишки!

(Е. Карельская)

Солдаты

 Мы солдаты, мы солдаты, бодрым шагом мы идем.

(Пальцы бодро «Маршируют» по столу.)

В нашу армию, ребята, просто так не попадешь.

(Пальцы сжаты в кулак, указательный вверх и покачивается влево-вправо.)

Нужно быть умелыми, сильными и смелыми.

(Ладонь вверх, пальцы растопырены, сжимаются и разжимаются.

Лабиринт/ зрительное внимание

hello_html_6e73d99b.jpghello_html_31451155.jpghello_html_2dbd76dd.jpg

Найди отличия/ зрительное восприятие, внимание

hello_html_71017270.jpghello_html_7b17b16a.jpg

Литература.

  1. Бардышева. Т.Ю. Тетрадь логопедических заданий. Подготовительная группа. М: «Издательство: Скрипторий» 2011. – 128 с.
  2. Сесковец Л.С. коррекция нарушений речи у дошкольников. Часть 1. АРКТИ, 2005.
  3. Крупенчук О.И. тренируем пальчики – развиваем речь. 6+. С._Пб. ЛИТЕРА 2009.
  4. Михеева И. А., Чешева С. В. Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда. С.-Пб. 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника «Папы – Защитники Отечества»

Сценарий мероприятия с родителями к 23 февраля «Папы – Защитники Отечества»...

Конспект оод по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»в подготовительной группе:«Мой папа — Защитник Отечества» Конспект разработала воспитатель Юдина А.Г.Тема ООД: «Портрет папы»

- развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности лица человека (папы) и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции) ;- побуждать детей соединять в одном рисунке разны...

Конспект НОД в старшей группе по художественно-эстетическому развитию «Мой папа - Защитник Отечества»

Конспект НОД в старшей группе по художественно-эстетическому развитию «Мой папа - Защитник Отечества»...

Конспект НОД в старшей группе по художественно-эстетическому развитию «Мой папа - Защитник Отечества»

Конспект НОД в старшей группе по художественно-эстетическому развитию «Мой папа - Защитник Отечества»...

Образовательный проект «Мой папа защитник Отечества»

Тип проекта: познавательно – игровой.По количеству участников : групповой....

Перспективное планирование. Старшая группа. "Наши папы. Защитники Отечества"

В данном материале представленно перспективное планирование занятий в старшей группе детского сада по теме недели "Наши папы. Защитники Отечества" по ФГОС...