Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в работе учителя-логопеда в дошкольном образовании
статья по развитию речи (подготовительная группа)
Игровой набор "Дары Фрёбеля"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в работе учителя-логопеда в дошкольном образовании | 377.13 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 3»
Использование игрового набора «Дары Фрёбеля»
в работе учителя-логопеда в дошкольном образовании
Кобзева М.А.,
учитель-логопед
Фридрих Фрёбель писал: «Игра ребенка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение; заботься о ней, развивай ее, мать! Береги и охраняй её, отец! Игра есть высшая ступень детского развития, развития человека этого периода… Игра – самое чистое и самое духовное проявление человека на этой ступени… Игра является прообразом всей человеческой жизни.
И действительно, игра – это прообраз жизни человека. И мы знаем, что «Как ребенок играет – так и будет жить! Умеет ли он договариваться в игре? Умеет ли достигать целей? Может обсудить и изложить свое мнение. Может ли уступать? Выигрывать и проигрывать! Насколько может в игре творчески мыслить, воображать? Наблюдая за игрой, можно много узнать о ребенке и вовремя ему помочь!
Самый первый детский сад появился в Германии в первой половине XIX веке. Именно тогда немецкий педагог Фридрих Фрёбель сформировал принципы дошкольного учреждения, которое должно помогать родителям, воспитывать и обучать детей – через игру и без всякого принуждения. И многими его методиками пользуются до сих пор.
Одно из его пособий, которое попало мне в руки, называется – «Дарами Фрёбеля». «Дары Фрёбеля» являются уникальным авторским пособием, играя с которым ребенок в доступной и интересной форме знакомится со свойствами предметов, сенсорными эталонами, совершает разнообразные действия, конструирует разные по сложности постройки и обыгрывает их, проговаривает названия предметов и совершаемые с ними действия, тем самым осуществляя активную речевую деятельность. Также данное пособие в настоящее время используется как развивающий материал для детей с ограниченными возможностями здоровья, включая тяжёлые нарушения речи.
Именно поэтому я пришла к тому, чтобы данное пособие использовать в своей работе, как на индивидуальных, так и подгрупповых занятиях.(Рис.1,2)
1 дар «Шерстяные мячики».
Цель: знакомить с цветами, первичным пониманием формы, развивать мелкую моторику рук.
2 дар «Основные тела».
Цель: знакомить с формами и свойствами предметов; развитать исследовательские навыки.
3 дар «Куб из кубиков».
Цель: учить выделять целое и часть; строить из частей различные формы.
4 дар «Куб из брусков».
Цель: развивать усидчивость, терпеливость, понимание симметрии.
5 дар «Кубики и призмы».
Цель: изучить понятие часть и целое, развивать конструкторские способности, расширять восприятие мира.
6 дар «Кубики, столбики, кирпичики».
Цель: знакомить с геометрическими фигурами, развивать зрительно моторную координацию.
7 дар «Цветные фигуры».
Цель: познакомить и изучить плоскостные геометрические фигуры.
8 дар «Палочки».
Цель: развивать мелкую моторику рук, зрительно-моторную координацию.
9 дар «Кольца и полукольца».
Цель: развивать логическое мышление, речевые способности.
10 дар «Фишки».
Цель: учить составу числа, уметь выкладывать по образцу и самостоятельно.
11 дар «Цветные тела».
Цель: развивать мелкую моторику рук (шнуровка), сенсомоторные навыки (с закрытыми глазами угадывать – какая фигура), умение сортировать, сравнивать.
12 дар «Мозаика. Шнуровка».
Цель: изучать комбинации форм и цветов, умение действовать самостоятельно.
13 дар «Башенки».
Цель: закрепить названия геометрических фигур, учить словесно обозначать месторасположение предмета слева, справа, сбоку, между.
14 дар «Арки и цифры».
Цель: учить и закреплять образ цифры, конструировать.
К «Дарам» в своей работе добавляю логоритмические упражнения, которые являются эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием этих знаний у детей быстрее происходят изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.
Логоритмические игры могут быть построены с использованием какого-то одного дара, или можно в течение логоритмического занятия использовать разные «дары», чередуя их в разных упражнениях. Использование «Даров» в моей практике помогает развивать творческое воображение детей не только в образовательных ситуациях, но и в режимных моментах, и при индивидуальной работе. (Рис.3)
Логоритмические игры и упражнения с использованием «даров» позволяет решить много задач по звукопроизношению, по развитию мелкой моторики рук, координацию движений, игрового и познавательного опыта детей, а занятия станут интересными и запоминающимися.
(Рис.1) (Рис.2)
(Рис. 3)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
Хочу представить вашему вниманию семинар: "Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста". Семинар был проведен 20.03.20...
Семинар для педагогов Тема: «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Добрый день! Предлагаю вам методическую разработку по "Дарам Фребеля"....
Использование игрового набора «Дары Фрёбеля», как средство развития речи детей дошкольного возраста.
В данной статье описаны возможности использования игрового набора "Дары Фребеля" в работе воспитателя дошкольного учреждения для развития речи детей дошкольного возраста....
Мастер-класс «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста»
Мастер - класс для педагогов с использованием Даров Фрёбеля...
Использование логопедической мозаики на базе игрового пособия «Дары Фрёбеля» в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи
В презентации приведены примеры использования логопедической мозаики в работе учителя-логопеда....
Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в работе с детьми с ОВЗ
Фридрих Фрёбель известен как создатель первого детского сада. Ядром педагогики детского сада Фрёбеля была игра. И посей день его набор не утратил своей актуальности и помогает педагогам в их деятельно...
Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в работе с детьми дошкольного возраста
Важная составная часть педагогической системы Ф. Фребеля - методика воспитания ребенка в семье и детском саду. Для образовательновоспитательных занятий с детьми Фребель придумал шесть «даров&ra...