Использование игрового набора «Дары Фрёбеля», как средство развития речи детей дошкольного возраста.
статья по развитию речи

В данной статье описаны возможности использования игрового набора "Дары Фребеля" в работе воспитателя дошкольного учреждения для развития речи детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игрового набора «Дары Фрёбеля», как средство развития речи детей дошкольного возраста.

Автор статьи: Щемелинина Галина Викторовна

Воспитатель ГБДОУ №4

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

Наборы «Дары Фрёбеля» можно определённо назвать тем самым хорошим и полезным средством, благодаря которому можно разнообразить не только непрерывную образовательную деятельность, но и любой режимный момент с детьми. Их вполне можно использовать как в совместной деятельности с детьми, так и в индивидуальной работе.

Давайте вспомним, кто такой Фридрих Вильгельм Август Фребель – это немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, ученик Песталоцци, он считал, что дети - цветы и воспитывать их должны "добрые садовницы".

Этот немецкий педагог 19 века не только придумал сам термин «детский сад», но и привлек внимание общественности к необходимости заниматься с детьми дошкольного возраста. Фридрих Фребель изобрел систему раннего развития, основанную на так называемых «шести дарах», которые впоследствии получили его имя.

На сегодня в состав «Даров Фребеля» входит 14 модулей, изготовленных из экологически чистого материала – дерева, упакованных в деревянные ящики и комплект методических пособий по работе с игровым набором, всего 6 книг (вводная методическая брошюра и 5 книг с комплектами карточек – игр, всего 80 карточек).

  1. «Текстильные мячики». Набор состоит из 6 пар мягких мячиков одинаковых по цвету – синих, фиолетовых, желтых, красных, оранжевых и зеленых. На 6 мячах есть специальная петелька для подвеса.
  2. «Основные тела». В наборе шар, куб и цилиндр, 3 фигуры имеют металлические крепления для подвеса, специальная рамка для этого в комплекте. Общее количество фигур – 6 штук.
  3. «Куб из кубиков». В комплекте 8 деревянных кубиков одинакового размера.
  4. «Куб из брусков». Набор из 8 деревянных плашек одного размера.
  5. «Кубики и призмы». В наборе кубики (21 шт.), большие (6 шт.) и малые (12 шт.) треугольные призмы.
  6. «Кубики, столбики, кирпичики». Этот модуль состоит из 33 деревянных плиток разного размера.
  7. «Цветные фигуры». В наборе находятся плоские деревянные фигуры – равносторонние, равнобедренные и прямоугольные треугольники, круги, полукруги, ромбы и квадраты.
  8. «Палочки». Это 6 комплектов разноцветных палочек разной длины – 25, 50, 80, 100, 120 и 150 мм.
  9. «Кольца и полукольца». Деревянные детали имеют разный диаметр – 25, 40 и 50 мм.
  10. «Фишки». Это комплект мелких деталей 6 цветов, диаметром 10 мм.
  11. «Цветные тела». В составе модуля шнурки для нанизывания и цветные бусины 3 разных форм – шарообразной, кубической и цилиндрической.
  12. «Мозаика. Шнуровка». В ящике закреплено перфорированное поле, а продолговатые фишки на ножке отсортированы по цветам.
  13. «Башенки». Комплект состоит из 44 элементов: кубики – 12 шт., треугольные призмы – 12 шт., полуцилиндры – 12 шт., кубы с вырезом под цилиндр – 8 шт.
  14. «Арки и цифры». Модуль включает 9 кубиков с цифрами на гранях и дуги разного диаметра – 23, 50 и 75 мм.

Фридрих Фрёбель заметил: «В воспитании детей с самого малого возраста важно общение со взрослыми: никогда не проносите молча ребенка мимо предметов, постоянно сопровождайте словами действия по отношению к нему, называйте действия, производимые предметами, побуждайте в ребенке стремление общаться с вами, вначале звуками, жестами, а затем и словами. Используйте каждую минуту своего общения с ребенком для расширения его представлений, кругозора, объяснения явлений окружающего мира»

В формировании речевого развития детей возможности «Даров Фребеля» очень разнообразны.

Можно использовать игровой набор для формирования грамматического строя речи, её связанности при построении развернутого высказывания. Например, используя модуль №7, можно предложить детям поиграть в игру «Волшебные превращения».

Ребёнок берёт воображаемую волшебную палочку и «заколдовывает» фигуру, превращая её в предмет или вещь. Например, желтый треугольник – в юбку для куклы, синий квадрат – в платок и т.д.

Применяя метод моделирования с использованием модуля № 7, можно пересказать или составлять рассказы, используя в качестве заместителей различные геометрические фигуры, например, сказка «Колобок» (Колобок — желтый круг, заяц — белый круг, волк — черный, лиса — оранжевый круг).

Набор «Дары Фребеля» также используется для формирования словаря, его обогащения и активизации. Старшие дошкольники располагают большим словарем, чем дети четырехлетнего возраста. После пяти лет словарный запас растет стремительно. Поэтому на развитие словарного запаса, необходимо обратить внимание на смысловую сторону слов. Например, игры из программы ДФ: «Для чего еще»; «Я – змея»; «Фанты»; «Волшебники»; «Экскурсия в музей»

В играх, основным содержанием которых является воспитание звуковой культуры речи, необходимо больше уделять внимания работе над интонационной выразительностью, темпом, дикцией и плавностью изложения высказывания.

Например, для выполнения звукового анализа слов, с использованием модулей №7 и №10, можно выложить звуковую схему слова.

Для формирования фонематического восприятия можно использовать модуль №8, например, для отработки навыков деления слов на слоги: дидактические игры «Дорожки», «Хлопни столько раз, сколько палочек» и.т.д.

Этот игровой набор можно использовать также для формирования навыков чтения и письма. С помощью модулей №8 и №12 можно выкладывать буквы и слова.

Еще один прием, который нравится детям - «составление сказки». Во время занятия по развитию речи, мы не просто читаем сказку, а выкладываем ее сюжет из различных фигур, заранее договариваясь, какие символы будут соответствовать героям и предметам сказки. Например: «Красная шапочка»; «Грензель и Гретель», «Колобок», «Кот Котофеич», «Теремок», «Заюшкина избушка».

В дальнейшем это перешло в использование технологии мнемотаблиц.

Используя «Дары Фребеля» в работе с детьми, необходимо учитывать не только возрастные особенности, но и возможности каждого ребёнка, их индивидуальные особенности в частности, а также их желания и интересы. Необходимо содействовать речевому развитию ребенка в повседневной жизни: в режимных моментах, совместной деятельности воспитателя с детьми, в их самостоятельной деятельности.

Подводя итог, можно сказать, что применение наборов повышает познавательную активность дошкольников с речевыми нарушениями, развивает зрительное и слуховое восприятие, развивает творческие способности, смекалку, положительно влияет на личностное развитие каждого ребёнка, а главное, повышает речевую активность.

Используемые источники:

https://www.vospitatelds.ru/categories/7/articles/1863

https://bistrova-dmdou9.edumsko.ru/articles/post/1854613

https://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-igrovogo-nabora-dary-frebelja-v-rechevom-razviti-doshkolnikov.html

https://multiurok.ru/files/razvitiie-riechi-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста

Хочу представить вашему вниманию семинар: "Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста". Семинар был проведен 20.03.20...

Формирование представлений с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля». первые дидактические материалы для детей дошкольного возраста

ull;Цель воспитания состоит не в том, чтобы с ранних лет готовить детей к•определенному месту в обществе или обучать их профессии, а в том,•чтобы дать возможность каждому ребенку стать раз...

Консультация для воспитателей Использование элементов устного народного творчества как средство развития речи детей дошкольного возраста

Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучилисьс ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редкоиспользуют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается сутьразрешение ...

Формирование представлений с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля». первые дидактические материалы для детей дошкольного возраста

ull;Цель воспитания состоит не в том, чтобы с ранних лет готовить детей к•определенному месту в обществе или обучать их профессии, а в том,•чтобы дать возможность каждому ребенку стать раз...

Консультация для воспитателей «Использование элементов устного народного творчества как средство развития речи детей дошкольного возраста»

    Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Замечательно если мама с детства ребенку напевает колыбельные, проговаривает поте...