Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
методическая разработка
Хочу представить вашему вниманию семинар: "Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста". Семинар был проведен 20.03.2019 года с педагогами МБОУ "Гимназия "Планета Детства"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_po_frebelyu.docx | 27.07 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ «ПЛАНЕТА ДЕТСТВА»
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ПЛАНЕТА ДЕТСТВА»
г. Рубцовск Алтайского края
Семинар для педагогов
Тема: «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля»
в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Выполнили:
Воспитатели,
Гилева А.Ю.,
Циммерман А.А.,
Полякова А.А.
Рубцовск, 2018
Цель: Повышение компетентности педагогов в применении игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с теоретическими основами педагогики Фридриха Фрёбеля;
2. Сформировать представление о возможностях применения игрового набора «Дары Фребеля» при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО;
3. Вызвать у педагогов интерес к игровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал;
4. Развивать творческую активность педагогов;
5. Показать практическое применение игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Оборудование: игровые наборы Фрёбеля, мультимедийное оборудование, шаблоны (лица и мордочки).
Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады встрече с вами. Сегодня мы с вами поговорим о детских играх. В соответствии с требованиями ФГОС ДО в процессе получения ребенком дошкольного образования должно быть обеспечено развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
Наше дошкольное учреждение оборудовано разнообразными дидактическими, игровыми материалами, среди которого особо хотелось бы выделить набор «Дары Фребеля». Комплект методических пособий с игровым набором «Дары Фребеля» полностью соответствует с ФГОС ДО. Эстетичен, безопасен в использовании, предназначен для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской. В нашем детском саду набор «Дары Фрёбеля» применяется с детьми, начиная с раннего дошкольного возраста на групповых занятиях, индивидуальных занятиях с психологом, а так же в режимных моментах. В программе «Тропинки» адаптированы педагогические идеи Фрёбеля.
Ядром педагогики детского сада Фребель считал игру. Ф. Фребель был самым первым в истории экспертом в области образования, кто признал ценность детской игры и первым человеком, который создал образовательные материалы для детей – так называемые «дары Фребеля». Он создал свой собственный набор учебных материалов, адаптированных к особенностям восприятия детей. Этот набор учебных материалов он назвал «дарами». Его «дары» являются символическими элементами Вселенной, составленные из основных геометрических форм: шара, куба, цилиндра. Первоначально было всего шесть видов образовательных материалов. В настоящее время на рынке обычно встречается 14 модулей образовательных материалов Фребеля (СЛАЙД 3-14):
- Текстильные мячики;
- Основные тела;
- Куб из кубиков;
- Куб из брусков;
- Кубики и призмы;
- Кубики, столбики, кирпичики;
- Цветные фигуры;
- Палочки;
- Кольца и полукольца;
- Фишки;
- Цветные тела;
- Мозаика. Шнуровка;
- Башенки;
- Арки и цифры.
Пособия изготовлены из качественного натурального материала - дерева, каждый образовательный комплект упакован в отдельную деревянную коробку с номером.
Педагог может работать не только по методике, предложенной Фребелем, но и вправе проявить свое творчество и фантазию, продумать их интеграцию, дополнить их собственными заданиями.
Развивающие материалы Фребеля способствуют развитию следующих функций:
- Развитие творчества детей (дети понимают главное значение процесса работы с материалами и учатся комбинировать их)
- Развитие концепции чисел (дети понимают значение математических действий)
- Развитие концепции эквивалентности (понимание характеристик предмета)
- Развитие логических способностей (дети учатся рассуждать, делать выводы и умозаключения)
- Развитие концепции правил и порядка (дети учатся убирать материалы на свое место)
- Понимание концепции форм (дети учатся преобразовывать разные формы)
- Развитие социальных и коммуникативных умений детей (дети понимают значение части и целого).
Материалы Фребеля помогают детям воспринять абстрактные математические концепции, манипулируя с конкретными геометрическими фигурами. Материалы способствуют развитию умений: классифицировать, сортировать, сравнивать, выполнять по образцу, составлять логические цепочки, прикидывать, выполнять простейшие математические действия (сложение и вычитание).
Работая с материалами Фребеля педагог направляет, облегчает и стимулирует процесс познания, планирует и создает безопасную обстановку в группе. Играть можно сразу с несколькими комплектами или их частями. Дары Фрёбеля можно использовать по областям. Комплекты методических пособий имеются в нашем детском саду. Дары Фрёбеля нужно используется на каждой тематической неделе, так как это прописано в методическом пособии к программе «Тропинки».
А сейчас приступаем к практической части нашего семинара. Дидактические игры с педагогами.
1. Дидактическая игра «Золушка» с использованием модуля №10 «Фишки»
Задачи: Учить детей сравнивать предметы по основным и оттеночным цветам. Закреплять умение группировать однородные объекты, ориентируясь на слова такой, не такой. Пополнить словарь детей за счёт слов: много, одна, полный, пустой, больше, меньше и т. д. Выполнять простые действия с фишками. Развитие мелкой моторики и массаж рук.
Подготовка к игре: Рассматривание набора; получая удовольствие, перемешать вместе с детьми фишки.
Ход игры: Дети по одной фишке выбирают и складывают в отдельную ёмкость, называя, классифицируя по цвету.
2. «Создай лицо, мордочку» с использованием модуля №9 «Кольца и полукольца»
Задачи:
Детишкам предлагается наборов карточек для одного из вариантов использования данного пособия - дидактической игры «Эмоции». Они могут быть использованы для различных занятий, самостоятельных упражнений детей, совместных игр, а также индивидуальной работы с ребенком на развитие эмоциональной сферы. Ведь очень важно знакомить детей со своим эмоциональным состоянием и эмоциями других людей. Поиграть с эмоциональным состоянием можно как на карточках с изображениями людей, так и животных. Для организации данной дидактической игры можно использовать все имеющиеся модули технологии «Дары Фрёбеля».
3. «Составь из фигур»
Цель игры: в игровой форме научить детей различать геометрические фигуры, цвета, пользуясь образцом, составлять фигуры предметов и животных, ориентироваться в пространстве.
Ход игры: Начинать лучше с одного образца. Пусть ребёнок из имеющихся геометрических фигур подберёт к ней подходящие по цвету и размеру, попытается сложить самостоятельно.Игра содержит как простые, так и более сложные образцы, закрепить знание геометрических фигур, дать представление о том, что фигуры могут быть разных цветов и размеров, развить у него образное и логическое мышление, воспитать усидчивость и внимательность.
Пример работы с образцами.
1.Совместно с педагогом ребёнок рассматривает образец и определяет что на ней изображено.
2.Ребёнок называет геометрические фигуры, имеющиеся на образце, их цвет и размер.
3.Подбор необходимых геометрических фигур и составление представленного образца.
4.Игра имеет развитие: ребёнок может придумать изображение самостоятельно или воспроизвести по памяти.
4. Конструирование мебели с использованием модуля №6
Таким образом, мы, педагоги ДОУ, уверены, что эти дидактические материалы, или «дары», как поэтически назвал их Фридрих Фребель, способствующие развитию детской любознательности, креативности и умению решать проблемы, будут полезны детям и их родителям, а также интересны воспитателям.
Система воспитания по Ф. Фребелю, известна уже более двухсот пятидесяти лет, однако не перестала быть актуальной, и по сей день является инновационной технологией, потому что уникальна.
Используя «Дары Фребеля» в работе с детьми дошкольного возраста, мы учитываем не только особенности возраста, но и возможности каждого ребёнка в частности, а так же их желания, интересы. Дары Фребеля – это мобильный методический комплекс, который позволяет корректировать ход игры под желания и возможности ребёнка. Не зря говорят, всё новое – хорошо забытое старое!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование проектного метода в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Одним из эффективных средств решения данных задач педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает метод педагогического проектирования как одну из форм планирован...
«Использование проектного метода в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Одним из эффективных средств решения данных задач педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает метод педагогического проектирования как одну из форм планирован...
Использование игровых технологий в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Использование игровых технологий в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста...
"Использование манной крупы в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста"
laquo;Использование манной крупы в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста» «Использование манной крупы в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраст...
Использование ИКТ в непосредственной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
Актуальность выбранной темы связана с тем,что приближается Новый год-самый волшебный ,самый удивительный праздник,любимый и взрослыми и детьми.Новый год дарит ожидание чуда,удивительных сюрпризов и по...
«Использование квест – технологии в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста».
Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего развития детей дошкольного возраста, является потребность в новых впечатлениях, новых знаниях. Чем разнообразн...
«Использование камешков Марблс в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
laquo;Использование камешков Марблс в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»...