Консультации для педагогов
консультация по развитию речи

Хомушку Ирина Байыровна

Доклад для педагогов "Звуковая культура речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_zvukovaya_kultura_rechi.docx14.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Чечек» комбинированного вида

с.Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва

Консультация для педагогов:

«РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ»

 

Учитель русского языка Хомушку И.Б

2019 – 2020 учебный год.

Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для развития звуковой культуры речи. Однако, несмотря на огромное значение этой работы для формирования гармоничной личности, установления детьми социальных контактов, для подготовки к школе, детские сады не используют все возможности с тем, чтобы каждый ребенок уходил в школу с чистой речью. По материалам обследований 15-20% детей поступают в школу из детских садов с несовершенным звукопроизношением, в пятилетнем возрасте таких детей около 50%. Несовершенство звукопроизношения младших дошкольников принято рассматривать как естественную закономерность, которая изживается сама собой. Поэтому в практике работы не уделяется должного внимания развитию звуковой стороны речи в младшей и средней группах детского сада.

Правильное звукопроизношение является ведущей линией развития речи детей младшего дошкольного возраста. Содержание работы включает воспитание правильного произношения гласных (как подготовка к артикуляции более сложных звуков), произношение твердых и мягких согласных звуков: м, б, п, т, д, н, к, г, х, ф, в, л, с, ц (подготовка к произношению шипящих и сонорных звуков), развитие речевого дыхания, слухового внимания и фонематического слуха, моторики речевого аппарата. 

Ведущей формой обучения в младшем дошкольном возрасте

являются коллективные (а не индивидуальные) занятия с детьми. Исследователями доказано, что в коллективных занятиях по звуковой культуре речи продуктивность работы повышается, а утомляемость уменьшается. Огромное значение имеет и время начала обучения. Наибольший эффект дает обучение, которое начинается на более ранних этапах дошкольного детства.

Со средней группы необходимо осуществлять индивидуальную работу с детьми, имеющими дефекты в произношении звуков. В этой работе важны планомерность, систематичность, соответствие этапам обучения звукопроизношению (1 -подготовительный, 2 - постановка звука, 3 - закрепление и автоматизация звука, 4 - дифференциация смешиваемых звуков), учет индивидуальных особенностей детей.

В старшем дошкольном возрасте основной задачей является совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, выразительной речи.

Необходимо учить детей дифференцировать пары звуков, упражнять в различении свистящих, шипящих и сонорных звуков, а также твердых и мягких звуков изолированных в словах, во фразовой речи. Такие упражнения целесообразно сочетать с подготовкой к звуковому анализу речи.

Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи хорошо использовать чистоговорки, загадки, стихи, скороговорки. Произносить их, например, шепотом, вполголоса, громко или медленно, умеренно быстро. Через специальные упражнения побуждать дошкольников пользоваться вопросительной, восклицательной и повествовательной интонацией.

Взаимосвязь между обучением на занятиях и упражнениями вне их должна определяться этапом работы над звуком. Так постановку звука целесообразнее давать на специальных занятиях; упражнения на закрепление и на занятиях и вне их; подготовительную работу по постановке звука удобнее проводить не на занятиях. В утренние и вечерние часы, на прогулках хорошо организовать разнообразные игры и упражнения для развития речевого слуха и слухового внимания, дыхания и моторики артикуляционного аппарата.

Литература

1.  Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников - М.: Изд. Академия, 1997.

2.  Сохин Ф.А. Основные задачи развития речи /Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Ф.А. Сохина - М. 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....