Эффективные приемы развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста (из опыта работы)
статья по развитию речи (средняя группа)
В статье описаны эффективные практические приемы для развития коммуникативных способностей дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dou43_hayrullina_n.d._gribovskie_chteniya.docx | 21.43 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 373.2
Н.Д.Хайруллина
(Россия, Лесосибирск)
ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Ключевые слова: коммуникативные способности, словотворчество, приемы, общение.
В статье рассматриваются эффективные приемы развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста из опыта работы педагогов ДОУ.
N.D.Hairullina
(Russia, Lesosibirsk)
EFFECTIVE RECEPTIONS OF DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE CAPABILITIES OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE (FROM EXPERIENCE)
Key words: communicative abilities, vocabulary, techniques, communication.
In the article the effective receptions of development of communicative capabilities of children of preschool age are examined from experience by DOW teachers.
В связи с вводом ФГОС изменились цели, содержание и приемы дошкольного образования. Воспитание и обучение в детском саду стали ориентированы, в первую очередь,на формирование самостоятельности, инициативности и коммуникабельности.
Коммуникабельность (новолат. «соединимый, сообщающийся»), или отзывчивость – способность к общению, к установке связей, контактов, общительность, совместимость. Для возникновения стремления к общению,
важно, чтобы ребенок проявлял интереск родному языку и полноценно владел его инструментарием,имел языковое чутье, способности и умения к словотворчеству, которые необходимо развивать с дошкольного возраста.
Эффективной и результативной можно считать систему работы педагога по развитию коммуникативных способностей в случае, если ребенок:
- владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками,
- адекватно использует вербальные средства общения
- владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми,
- изменяет стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.
Обеспечение положительной динамики развития коммуникативных способностей детей и стало целью нашей работы. Для ее достижениямы используем различные формы работы с детьми: беседы, работу в парах и группах, выразительное чтение, обыгрывание потешек, просмотр небольших спектаклей с последующим обсуждением, инсценировки, драматизации, театрализованные игры с элементами кукольного, пальчикового театра.
Помимо традиционных, мы выработали несколько приемов, которые оказались весьма эффективными при работе с детьми.
Большое внимание уделяем самостоятельной деятельности детей, предлагая на их обсуждение ту или иную тему, предоставляя время подумать, обсудить ее с товарищами.
Для активизации общения детей на заданную тему используем такой прием как«ввод сигнального предмета». Дети, увидев его, вспоминают о предшествующем разговоре, и с удовольствием развивают его, продолжая обсуждение уже знакомойпроблемы, причем каждый последующий раз,разговор приобретает новый угол рассмотрения, а в результате и системный характер. Например, при обсуждении темы «Хлеб» дети от внешнего вида при первом обсуждении (форма, размер, цвет), перешли к поиску ответов на вопросы: кто печет хлеб, из чего и где? Позже, открытием для детей стало наличие в нашем городе хлебозавода и одноименной автобусной остановки. Сигнальным предметом в этом случае послужил рисунок девочки, который она выполнила дома после непосредственно образовательной деятельности о хлебе.
Важнейшей задачей педагога считаем развитие общения детей. Чаще всего дети предпочитают взаимодействовать с одним-двумя детьми, поэтому стараемся в течение дня создать условия для организации разнообразных видов деятельности, и тем самым обеспечить подвижность детских микрогрупп, чтобы круг общения ребенка постоянно расширялся и менялся.
Особое внимание уделяем формированию уменияи стремлениядетей задавать вопросы. Для этого организуем дидактические игры, образовательные и проблемные ситуации. Во время непосредственно образовательной деятельностицеленаправленно делаем паузы, тем самым, предоставляя возможность детям договорить пропущенное слово (фразу), высказаться или сформулировать вопрос. Стремимся мотивировать детей, чтобы их вопросы были адресованы не только педагогу, но и друг другу.Формулируя выводы по итогу занятия, просим детей озвучить не только то, что они узнали, но и то, что при этом чувствовали. Такая работа способствует расширению словарного запаса и учит детей комментировать свои эмоции, называть их, давать им оценку: «мне было приятно», «интересно», «жалко, что…», посмотреть на ситуацию с различных ракурсов.
Для развития эмоционально насыщенной речи периодически используем прием «первичного эмоционального отклика». При выборе содержания занятия руководствуемся тем, что способно максимально удивить детей, привести их к некому эмоциональному потрясению. Ребенок, находящийся под впечатлением, воодушевленный, заинтересованный, с легкостью проявляет свое словотворчество. Речь его, в этот момент эмоционально наполнена, весьма красочна, нередко с междометиями. Например, при обсуждении темы «Поговорим о чистоте», первые фразы, которые дети произнесли при рассматривании фотографий микробов, звучали так: «какие они волосатенькие, противненькие», «я бы не хотел, чтобы он мне приснился» и т.д.
Для развития словесного творчества детей часто используем такой прием, как «веселая рифма». Открыв знакомую книгу со стихотворениями, вместе с детьми выбираем стихотворную строку, а затем, по заданной теме или ситуации, придумываем для нее продолжение. Например: «Зайка серенький бежал.., всех ребяток обогнал!»
Для расширения словарного запаса детей используем прием «опосредованного знакомства» со сложным, новым словом. В своей непроизвольной речи, во время свободной деятельности детей, повторяю его несколько раз. Возникшие вопросы ребят о значении данного термина служат для меня сигналом об их заинтересованности и поводом для развития темы. Таким образом, каждый день вводится новое слово, когда дети становятся старше – два похожих по звучанию с объяснением отличий по семантическому значению.
Одним из любимых занятий детей является «сравнение портретов слов», представляющее собой анализ сходств и различий близких по звучанию или смыслу слов. Не только самих слов, но и их сочетаний. Например, при сравнении слов «нравится» и «любить», ребята сказали, что любить можно Родину, Россию, людей, маму, попугайчика, а нравиться может новое платье, велосипед, город, цветочек, розовое постельное белье и т.д.
Используемые приемы способствуют сочинению детьми сказочных историй, героями которых являются их товарищи.
Развитию коммуникативных способностей детей уделяем внимание не только в непосредственно образовательной и свободной деятельности детей, но и в кружковой работе. Целькружка по развитию речи «Хочу говорить!»: способствовать формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического восприятия, выработке хорошей дикции, развитию коммуникативных способностей детей. В кружке с удовольствием занимаются 12 ребят группы, первые результаты отметили и родители детей, которые поддерживают наши начинания.
Как результат в разговорной речи детей нашей группы все чаще можно услышать фразы: «я считаю», «мне кажется», «я думаю», изменился и характер вопросов детей. Если в первое время они носили содержательный характер, то сейчас больше вопросов на отвлеченные темы, на чувственное восприятие.Дети стараются «направлять» свои ответы не только воспитателю, но и ребятам. Им стало интереснее слушать друг друга и получать оценку не со стороны педагога, а своих товарищей. Особенно успешно дошкольники устанавливают свои правила игры, а затем разъясняют их другим.
В результате нашей деятельности дети стали более общительными не только между собой, но и с родителями друг друга: стали обсуждать события, происходящие в группе; погоду; делиться собственными впечатлениями. Улучшилось и качество речи – она стала образной, выразительной, яркой; улучшилась память, развилось внимание, мышление, творческое воображение, зрительное и слуховое восприятие. Дети научились более ярко и четко выражать свои эмоции, настроение через рассказы, основанные на личном опыте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по музыкальному развитию "Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
Конспект НОД по музыкальному развитию"Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных...
ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Место игры в развитии ребенка. Развитие коммуникативных способностей ребенка дошкольного возраста через игру....
К конкурсу профессионального мастерства "Педагог года - 2017", конкурсное задание "Педагогическая находка": «СОЦИО-ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Педагогическая находка: «СОЦИО-ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РазвитиЯ коммуникативных способностей ДЕТЕЙ дошкольнОГО ВОЗРАСТА»...
Сообщение из опыта работы «Музыкальная деятельность, как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста"
Музыкальная деятельность дает возможность эффективно развивать коммуникативные способности на любом возрастном этапе дошкольного возраста....
Статья "Фоамиран, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста" (из опыта работы)
Фоамиран становится интересен не только для опытных мастериц, но и для новичков в мире рукоделия. Если вы хотите попробовать создавать из этого материала собственные шедевры, прислушайтесь к нашим рек...
Методическая разработка «Развитие танцевальных способностей детей дошкольного возраста». Из опыта педагогической работы.
Танцевальное искусство занимает одно из самых важных мест, является прекрасным средством гармоничного развития ребенка. Раскрывает творческий поте...
ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Для дошкольника игра – это самое серьезное дело. В игре раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития....