Методическая разработка «Развитие танцевальных способностей детей дошкольного возраста». Из опыта педагогической работы.
методическая разработка по музыке
Танцевальное искусство занимает одно из самых важных мест, является прекрасным средством гармоничного развития ребенка. Раскрывает творческий потенциал, умение красиво и пластично двигаться под различные танцевальные ритмы и темпы музыки, сопутствует физическому развитию и повышению уровня общего образования и культуры детей.Танец, как никакое другое искусство обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Используемые в хореографии, ритмике движения, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_razvitie_tantsevalnyh_sposobnostey_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 35.81 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «МБДОУ детский сад №67 «Виктория» г. Смоленска
2023 г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «РАЗВИТИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
Из педагогического опыта работы.
Баландина Н.М.
Танцевальное искусство занимает одно из самых важных мест, является прекрасным средством гармоничного развития ребенка. Раскрывает творческий потенциал, умение красиво и пластично двигаться под различные танцевальные ритмы и темпы музыки, сопутствует физическому развитию и повышению уровня общего образования и культуры детей.
Танец, как никакое другое искусство обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Используемые в хореографии, ритмике движения, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей.
Актуальность
Учитывая, что здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается, музыкально-ритмический и танцевальные движения выполняют функцию психической и соматической релаксации, восстанавливают жизненную энергию человека и его самоощущение как индивидуальности.
Детские танцы - это изучение основных средств выразительности движения и позы, пластика и мимика, ритм, которые связаны с эмоциональными впечатлениями маленького человека от окружающего мира. Детский танец начинается с ритмики, где изучение танца начинается с простых движений, зачастую, занятия больше похожи на игру, но в этой игре ребёнок научится тем вещам, которые очень пригодятся ему в жизни. Актуальность заключается в том, что на сегодняшний день родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, был здоровым, счастливым, умным, добрым и успешным.
Гипотеза исследования заключается в том что, проблемой развития творческих способностей ребенка занимаются многие известные ученые и педагоги, и видят необходимость развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные навыки, заложенные природой.
мною была в дополнение выбрана парциальная программа по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика», А.И.Буренина.
Музыкально - ритмически движения обеспечивают разностороннее музыкальное развитие детей: во время движения под музыку развивается музыкальность, координация, умение ориентироваться в пространстве, творческие способности, формируются навыки коллективных действий.
Основные виды движений
Виды движений | движения |
Основные виды движений | а) ходьба бодрая, спокойная, на полу - пальцах на носках топающим шагом вперед и назад (спиной) с высоким подниманием колена (высокий шаг) в разном темпе и ритме ходьба гусиным шагом, ходьба широким шагом ходьба с остановками б) бег на носочках легкий ритмичный, передающий разные образы широкий (“волк”) острый бег(бежим по горячему песку) бег с захлестом ног назад бег с выбрасыванием ног вперед («петрушки»). |
Общеразвивающие | Упражнения на различные группы мышц рук, ног, плеч, шеи, головы, туловища. Упражнения развивающие гибкость пластичность координацию ритмичность ловкость |
Прыжковые движения | на двух ногах на месте, с продвижением вперед с продвижением назад прямой галоп – «лошадки», легкие поскоки, прыжки из стороны в сторону (вправо, влево), прыжки вокруг себя. |
Плясовые движения | Элементы народных плясок, доступных по координации: поочередное выставление ноги на пятку, притопывание одной ногой, выбрасывание ног вперед, кружение «метелочка», «ковырялочка», «распашенка», «козлик», полуприседание для девочек, полуприсядка для мальчиков и др. танцевальные упражнения: шаг польки, приставной шаг, шаг с притопом, дробный шаг, хороводный шаг, разучивание музыкально-ритмических композиций. |
Для того, чтобы занятия были эффективны и для удобства детей, обязательной обувью для занятий используются чешки.
Музыкально-ритмические занятия проводятся мною с применением различных структур:
а) тематическое занятие
б) сюжетное занятие
в) игровое занятие
г) импровизационное
Решаются следующие задачи:
Развитие двигательных качеств и умений, развитие координации движений, формирование правильной осанки, красивой походки.
Обогащение двигательного опыта детей разнообразными видами движений.
Развитие творческих способностей, потребности в самовыражении в движении под музыку.
Задачи:
1.Развитие музыкальности:
-развитие способности воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, характер, понимать содержание;
-развитие музыкального слуха, чувства ритма;
-развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству;
-развитие музыкальной памяти.
2.Развитие умения работать в коллективе и знакомство с азами танцевального искусства.
3.Развитие творческого потенциала ребенка и самовыражения через танец.
4.Развитие двигательных качеств и умений координировать движения.
5.Развитие гибкости, ловкости, точности и пластичности.
-воспитание выносливости, силы;
-формирование правильности осанки, красивой походки;
-развитие умения ориентироваться в пространстве;
-обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений;
6.Развитие способностей фантазии и импровизации.
7.Развитие и тренировка психических процессов (эмоциональной сферы) умения выражать свои эмоции в мимике и пантомиме.
8.Всестороннее развитие и раскрытие творческого начала в каждом ребенке.
Для развития музыкально - ритмической деятельности детей в своей работе выбрала основные 4 направления:
первое – обеспечение музыкального развития и развития музыкального слуха, формирование умений подчинять движения музыке, усвоение музыкальных знаний;
второе – развитие двигательных качеств и умений координировать движения, формирование правильных двигательных навыков, простейших танцевальных движений;
третье – обеспечить формирование умения управлять движениями тела: быстро и точно останавливаться, менять движение и т.д.;
четвертое – развивать танцевальное творчество детей, навык передавать выразительно музыкальные образы самостоятельно.
В процессе разучивания музыкально-ритмических движений использую следующие методические приемы: выразительное исполнение музыки, игра, упражнения, пояснения, художественное слово, показ.
Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально - ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект.
Используя свой опыт работы по развитию музыкально - ритмических движений у детей дошкольного возраста, на основе особенностей детей разработала программу «Развитие танцевального творчества старших
дошкольников средствами ритмопластики».
Музыкально-ритмические занятия проводятся мною с применением различных структур:
а) Тематическое занятие
Отличительной чертой структуры тематического занятия является то, что в них музыкальный материал по всем видам музыкальной деятельности объединён единой темой. Такой тип даёт возможность сконцентрировать внимание детей на одной теме в процессе всего занятия. Основная задача - воспитание интереса, потребности в движениях под музыку, развитие гибкости, пластичности, развитие способности к выразительному исполнению движений, вызвать эмоциональный отклик на музыку.
Все двигательные упражнения, пляски, танцы, перестроения используются мною в соответствии с возрастными особенностями детей. Основная цель на занятиях ритмики с дошкольниками – всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма на занятиях, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движений.
Тематика занятий может быть различной: например
«В гости к солнышку», «Наступили холода», «В цирке», «Бродит осень у ворот», «Сюрприз для мамы», «В гостях у Капитошки» и.т.д.
б) Сюжетное занятие
Сюжетные занятия стараюсь выстраивать в соответствии с содержанием знакомых детям русских и зарубежных сказок.
В сюжетном занятии преобладают имитационные движения – разнообразные, образно-игровые движения, жесты, раскрывающие понятный детям образ, динамику его настроений или состояний (в природе, в настроениях человека и животных, в вымышленных игровых ситуациях)
Цель занятия: Развивать у детей умение сочувствовать, сопереживать другим людям и животным – персонажем сказок. Развивать художественно -творческие способности по средством ритмической пластики. Провожу сюжетные занятия по заданному сценарию сказки, или произведения.
Занятие состоит из основных трех частей.
В подготовительную часть включаю разминку и общеразвивающие упражнения, в которых отражен сюжет занятия, т.е. “сказочная зарядка.”
Основная часть: это кульминация – наивысшая точка развития сюжета. В основную часть входят музыкально-ритмические композиции, соответствующие сценарию.
Заключительная часть – развязка на достижение целей, которые были поставлены в начале занятия перед детьми.
Мною используются следующие сюжетные темы:
“Три поросенка”, “Путешествие колобка”, «Поможем Красной шапочке», «Кто вытащил репку?», «Теремок», «Осень в гости к нам пришла», «Весенняя карусель», «Спасем Зайку от мороза», «Замела метелица город мой» и др.
в) Игровое занятие
Игровое занятие по структуре напоминает сюжетное занятие.
Цель занятия способствует развитию у детей творческих и физических способностей. Содействуют развитию прыгучести, ловкости, координации движений, ориентировании в пространстве. Занятие состоит из трех частей: подготовительная, основная, заключительная.
В подготовительной части проводится разминка и общеразвивающие упражнения. Характер упражнений соответствует предлагаемой теме.
Основная часть занятия включает в себя подвижные игры, отражающие тему занятия.
В заключительной части используется музыкально-ритмические композиции, соответствующие данной теме занятия.
В своей практике использую следующие темы игровых занятий:
«На зеленом, на лугу», «В гости к Гномику», «Поход в зоопарк», «На арене цирка», «Зимние забавы», «В бабушкиной горнице» и др.
г) Импровизационное
Импровизационные занятия, как правило, я провожу в конце учебного года. У детей развиты двигательные навыки, накоплен разнообразный музыкально - ритмический репертуар, что способствует творческому мышлению, воображению и фантазии, они проходит в свободной импровизированной форме.
Цель занятия: повторить хорошо выученные за учебный год ритмические упражнения, пляски, танцы, хороводы, танцевальные композиции с предметами, музыкальные игры. Побуждать детей импровизировать под музыку. Способствовать развитию импровизации, творческих способностей детей.
Импровизационное занятие состоит из разных видов занятий:
сюжетное, занятие - импровизация, игровое.
Решаются следующие задачи:
Развитие двигательных качеств и умений, развитие координации движений, формирование правильной осанки, красивой походки.
Обогащение двигательного опыта детей разнообразными видами движений.
Развитие творческих способностей, потребности в самовыражении в движении под музыку.
Музыку для занятий стараюсь подобрать так, чтобы она была доступна восприятию ребенка. Используются детские песни, песни из мультфильмов, эстрадные и классические произведения, много современных детских песен из интернета, которые очень нравятся ребятам. Все занятия проходят в занимательной сказочно-игровой форме, с использованием декораций, атрибутов, богатого музыкального оформления.Применение средств ИКТ позволяет постоянно обновлять и пополнять музыкальный репертуар, что интересно не только для детей, но и для взрослых.
Использование на музыкально - ритмических занятиях различных методов и приемов, таких как: наглядный, метод организации, метод стимулирования, метода поощрения , здоровьесберегающих технологий (пальчиковые игры, физкультминутки, дыхательную гимнастику, элементы психогимнастики), фольклорного материала (потешки, хороводы, музыкальные игры), делают занятия для детей интересными, занимательными и, что немаловажно, понятным и доступными. Стараюсь каждое занятие выстроить так, чтобы у ребят по его окончании было приподнятое, хорошее настроение, чтобы оно доставляло детям удовольствие. В ходе занятий использую игровые приемы.
С помощью хлопков и притопов удобно передавать ритмический рисунок музыки. В этом можно убедиться на примере движений под мелодию песни « Все захлопали в ладоши». Дети стоят в кругу, лицом к центру. На слова:
1. Все захлопали в ладоши дружно веселее
(хлопки в ладоши в нужном ритме)
Ножки, ножки застучали громче и сильнее
(притопы в нужном ритме)
2. По коленочкам ударим тише, тише, тише.
(хлопки по коленям затихая)
Ручки, ручки поднимаем выше, выше, выше.
3. Покружились, покружились,
И на землю опустились.
Покружились, покружились
И остановились».
На примере этой песни вводятся динамические понятия (пиано, форте). Дальше, разучивая второй и третий куплет, ввожу понятия темпа (быстрый и медленный).
Обучение движениям должно начинаться с восприятия музыки к игре (танцу, пляске), чтобы сформировать общее представление о ней. Разучивание игр и плясок начинается с показа, и, только увидев, что дети хорошо двигаются под музыку, педагог может ограничиваться указаниями по ходу исполнения танца, пляски или игры. При этом следует добиваться не просто правильного и выразительного выполнения движения. Для этого использую образные сравнения (идем как солдаты, прыгаем как зайчики, летаем как птички), помогающие детям передавать характер движения.
Придаю большое значение освоению ритмического рисунка в движениях. Для этого обращаю внимание воспитанников на остановки, изменения в равномерном движении, пунктирный ритм маршевой музыки. Это делается с помощью игр, например « Охотники и зайцы» Здесь каждая группа движется под свою музыку: первая – под музыку «охотников», которые идут в ритме маршевой музыки; вторая - под музыку «зайцев». Участие в таких играх способствует активизации ритмического чувства, умения вслушиваться в звучание музыки.
С помощью движений формирую ряд музыкальных представлений, например о двух-, трехдольном метре. Так, стоя, ребята поднимаются на носках и опускаются под звуки музыки в размере две четверти, а в размере три четверти на «раз» опускаются, на «три» поднимаются. Дети исполняют эти движения под хорошо знакомую им музыку (польку и вальс). Они могут быть использованы для «музыкальной зарядки» или в игре «Узнай свой танец». Каждая группа исполняет движения в ритме своего танца. Учитель отмечает ту группу, которая наиболее ритмично и в характере выполняла движения.
Практика показала, что детям очень нравятся игры с наглядными пособиями, например, «Передай настроение» или « Передай движение», нравятся игры на координацию движения «Тень», «Зеркало».
Для музыкально - пластической деятельности провожу игры: “Угадай, кто появился?”. По знакомой мелодии или песне дети движениями передают музыкальный образ: кошечка, петушок, лягушка (для младшего возраста), и пьесы “Карнавала животных” К.Сен-Санса: «Черепахи», «Слон», «Кенгуру», «Лебедь» для детей старшего возраста.
И пластические импровизации «Заяц», «Волк», «Медведь», «Лиса» под музыку из музыкальной сказки «Колобок» В.Герчик.
Большое место в развитии творческой инициативы детей занимает выполнение несложных музыкальных этюдов. Этюд – это набросок, импровизация. Знакомя детей с новой сюжетной игрой, этюдом предварительно стараюсь заинтересовать детей: рассказываю содержание, даю характеристики образов. Предлагаю детям этюды разного настроения и характера: « Осенний лист», «Просыпаются цветы», «Пчелка собирает нектар», «Киска умывается» и др. Роль слова при выполнении музыкально-ритмических и творческих заданий огромна. Нередко прибегаю к художественному слову: стихотворению, потешке, загадке. Все время направляю внимание детей на восприятие музыкального произведения в целом. Во время исполнения детьми этюда слежу за качеством исполнения движений. Своевременные уточнения позволяют ребятам более четко согласовывать свои движения с музыкой. В процессе построения этюда можно наблюдать, как совершенствуется выразительность детского исполнения.
как совершенствуется выразительность детского исполнения.
Арт-терапевтическая деятельность. Слушание шума морских волн. Упражнения: «Шум моря», «Звуковые волны», «Игра с волной», «Ветер по морю гуляет», «Буря», «Качка», «Лодочки в океане» и др.
Для арт-терапевтической деятельности использую упражнения, потешки и стихи с движениями: «Гармошка», «Черепаха», «Слон», «Кенгуру», «Павлин», «Белка», «Смешная обезьянка».
В основе сюжетных игр лежит определенная тематика, раскрывающая музыкальные образы, начало, развитие и окончание игры. Например, «Зайцы и лиса», «Летчики», «Звероловы и звери», «Поездка за город», и др.
Несюжетные игры определенной тематики не имеют. В таких играх встречаются элементы пляски, ловли, бега, соревнования, различные построения, перестроения. Например, «Будь ловким», «Кто скорей ударит в бубен», «Бери флажок», «Ловушка», «Ищи» и др.
Формируя выразительность эмоций, предлагаю детям разнообразные этюды: «Лимон, «Ласковая бабушка», «Сердитый дедушка», «Хочу спать», «Обида», «Жалость».
Характерный танец, в котором «свободные» плясовые движения исполняет какой-либо персонаж в свойственной ему манере (танец Петрушки, танец снежинок, мишек, зайчиков и т.д.). Перечисленные разновидности плясок, танцев, хороводов в основном исполняются детьми младшего дошкольного возраста. Эти пляски дети выполняют по показу взрослого (персонажа). С детьми среднего и старшего возраста разучиваются танцы персонажей, которые потом включаются в праздничные мероприятия. Например: «Танец солнечных лучиков», «Танец капелек», «Танец елочек», «Танец Белоснежки и гномов», «Танец поварят», «Танец паучков», «Танец цветов», «Танец разбойников». Так же в индивидуальной работе я разучиваю с детьми индивидуальные танцы: «Танец Снегурочки», «Танец Буратино и Мальвины», «Танец березки», «Пляска скомороха», «Выход Солнышка» и т.д. Чаше эти танцы дети исполняют с атрибутами, характерными для персонажа. Снеговики танцуют с метелками, или фонариками, снежинки с шифоновыми шарфами, а березка с платочком, паучки – с обручами, которые переплетаются нитями, создавая вид паутины и т. д. Характерные танцы занимают особое место в утренниках и развлечениях.
Инсценировки музыкальных пьес, песен с помощью выразительных движений не только развивают музыкально-слуховые представления. Они способствуют активизации творческих способностей, формированию художественного вкуса, если учащимся предлагается самим найти движения, соответствующие характеру музыки, и выразительно их исполнить. Обычно для инсценировок используются песни, прoграммная музыка, подсказывающие содержание и последовательность движений. Совместно с детьми находим характерные движения. Во время инсценирования помогаю детям достичь выразительности, или прибегаю к помощи воспитателя.
С целью развития танцевальных навыков у детей использую различные переплясы, при звучании которых дети с большой охотой ищут новые сочетания знакомых элементов. Конечно, такие попытки у детей еще не совсем уверенны, но в любой группе среди детей есть активисты, которые не боятся трудностей, идут вперед и ведут за собой остальных. Эти дети показывают порой даже такие элементы, которые взяты ими не из занятий в детском саду. Достижения каждого ребенка, сформированные в ходе музыкальных занятий, должны найти достойное представительство на праздничных утренниках, развлекательных и открытых занятиях, в детской досуговой деятельности.
Занятия, предшествующие утреннику, должны быть правильно спланированы. Допустим, я решила выучить новую пляску, элементы которой еще не усвоены детьми. Естественно, такое разучивание требует значительного времени, проявления некоторых усилий в запоминании движений, и на утреннике дети будут исполнять эту пляску с напряжением. Если же пляска составлена из элементов усвоенных движений, то исполнение ее всегда будет радостным и желанным для ребенка. Следовательно, надо так организовать подготовку к праздникам, чтобы она не разрушала планомерности музыкального развития, не перегружала детей, не нарушала общий распорядок работы. Чтобы решить эту проблему я:
а) более сложные и малознакомые движения и перестроения разучиваю на музыкальных занятиях в разделе музыкально – ритмические движения и упражнения;
б) применяю форму групповых занятий ;
в) применяю форму индивидуальный занятий.
Конечно, в работе над развитием музыкально – ритмических способностей детей есть и трудности. Очень много труда, сил и времени приходиться тратить на движения, требующие длительного разучивания. К ним относятся такие танцевальные упражнения, как боковой галоп, пружинящий шаг, шаг польки, переменный шаг, элементы национальных народных плясок, перестроений из одного круга в два или четыре, движения с пением (хороводы, в том числе и новогодние). Труднее, чем под аккомпанемент фортепиано или аккордеона, даются упражнения и танцевальные композиции под аудиозапись. В движениях всегда слабее мальчики: хуже, чем у девочек координация, движения не выразительны, трудно дается техника движений и перестроений. Все эти вопросы решаются в индивидуальной работе с детьми и на фронтальных занятиях. Подход к каждому ребенку состоит в том, чтобы помочь раскрыть его творческие таланты, научить общаться, выражать себя, чувствовать себя уверенно в жизни, повысить способность адаптации к различным жизненным изменениям. Я пришла к выводу, что музыкально – ритмические движения и музыкальная ритмика способствуют более быстрому развитию творческой активности детей дошкольного возраста, чувства ритма, координации, музыкального восприятия и понимания изучаемого материала/ По проведенному мониторингу в старшей и подготовительной группах, сделала вывод:
- дети любят музыку;
- занятия доставляют им радость;
- легко усваивают теоретический материал;
- развивается творческий потенциал ребёнка;
- развиваются музыкально-слуховые представления;
- ребёнок свободен, раскован, имеет свою точку зрения;
- наглядные пособия создают ощущение праздника на занятии.
После проделанной работы можно с уверенностью сказать, что основная масса детей в группе может четко, легко выполнять музыкально-ритмические движения. Большая часть детей при первом же напоминании начинают правильно выполнять задания. У них хорошо развито чувство ритма, внимание. Если даже что-то не получается, то для них достаточно какого-то очень короткого, незначительного замечания или помощи, подсказки. Они не требуют индивидуальной работы. Во всех плясках хороводах, упражнениях эти дети являются “костяком”, поэтому очень часто даем им задание научить кого-то из неуспевающих детей какому-то движению, и это им удается.
Дети самостоятельно водят хороводы, выполняя перестроения, свободно ориентируются в пространстве.
Называют и выполняют программные танцевальные движения,
русские народные танцы, различные переплясы и современные композиции,
Легко, свободно и выразительно двигаются с предметом.
У детей развито чувство коллективизма. В играх – чувство сопереживания друг за друга, чувство справедливости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: " Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста".
Данная методическая разработка раскрывает тему влияние мелкой моторики, координации рук на развитие ребёнка . Описаны методыработы, приёмы и опыт работы с детьми дошкольного возраста....
Методическая разработка "Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста"
Приобщение детей к вокальному искусству всегда актуально. Работа с детским ансамблем имеет свою специфику и ряд особенностей. Пение – основной вид музыкальной деятельности ребёнка. Моя музыкальн...
Методическая разработка "«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью пальчиковых игр»
Методическая разработка «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью пальчиковых игр» ...
Методическая разработка "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функциониро...
Методическая разработка: "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья".
Игры на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста....
Методическая разработка " Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мы...
Методическая разработка «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста»
Методические рекомендации разработаны для детей всех возрастных групп. Для каждой возрастной группы составлены индивидуальные игры и упражнения, направленные на развитие фонематического слуха....