Эффективные игровые приёмы развития творческих речевых способностей детей в подготовительной к школе группе
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
В данной методической разработке перечислены наиболее эффективные игровые приёмы из опыта работы для развития речевых способностей детей подготовительной группы; подробно описаны речевые игры, которые проводятся на основе знакомых детям литературных произведениях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Эффективные игровые приёмы развития творческих речевых способностей детей в подготовительной к школе группе
«Кто ясно мыслит – ясно излагает!»
В настоящее время речь людей становится всё более лаконичной, сухой, лишённой образности и яркости. Хорошее владение словом – это искусство, которому нужно учить не один год. Развивать познавательно-речевые способности ребёнка необходимо с дошкольного возраста.
Хорошее развитие речи в дошкольном возрасте закладывает основы дальнейшего успешного обучения в школе.
Совершенствование речи детей – развитие речи, речевого творчества, выразительности речи – главные направления по развитию речи будущих первоклассников.
Одним из современных эффективных приёмов речевого развития ребёнка является синквейн.
Синквейн – это нерифмованное стихотворение из пяти строк, которое строится по определённым правилам.
Правила составления синквейна:
1-я строка: одно слово-существительное, отражающее главную идею.
2-я строка: два слова-прилагательные, описывающие основную мысль.
3-я строка: три слова-глаголы, описывающие действия в рамках темы.
4-я строка: фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.
5-я строка: слово, связанное с первым, отражающее суть темы (ассоциация).
Использовать этот игровой приём можно в любых ситуациях в повседневной жизни.
Эффективным является использование синквейна при чтении детям литературных произведений. Прочитав какую-либо сказку (рассказ, басню) предложите детям охарактеризовать литературных героев.
Вот примеры синквейнов по басне И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей», созданные детьми подготовительной к школе группы:
Муравей
умный, трудолюбивый
работает, запасается, трудится
готовится к встрече зимы
Насекомое.
Стрекоза
беспечная, ленивая
просит, умоляет, надеется
пропела всё лето красное
Попрыгунья.
Не менее эффективным является преобразование отдельных рифмованных стихотворных текстов в синквейн на примере известных литературных произведений. В своей работе с детьми я учу данному преобразованию, используя содержание сказок А.С.Пушкина.
Вот некоторые примеры таких преобразований:
Отрывок из сказки А.С.Пушкина:
…белка там живёт лесная, да затейница такая,
бека песенки поёт, да орешки всё грызёт,
а орешки не простые, в них скорлупки золотые,
ядра – чистый изумруд, слуги белку стерегут…
Преобразовываем в синквейн:
Белка
лесная, волшебная
сидит, поёт, ест
очень любит золотые орешки
Затейница
Отрывок из сказки А.С.Пушкина:
…ветер, ветер, ты –могуч, ты гоняешь стаи туч,
ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе…
Преобразовываем в синквейн:
Ветер
могучий, сильный
гонит, веет, шумит
всюду веет на просторе
Природа
Детям очень нравится составление сравнительных синквейнов, когда берутся два одинаковых героя из разных литературных произведений, например, золотой петушок из сказки А.С.Пушкина «Сказка о золотом петушке» и петух из басни И.А.Крылова «Кукушка и Петух»:
Золотой петушок
яркий, волшебный
сидит, смотрит, кукарекает
предупреждает о нападении врага
Сторож
Петух
обычный, крикливый
разговаривает, заискивает, поддакивает
Просто так хвалит кукушку
Льстец
По аналогии можно сравнивать и других литературных героев из сказок А.С.Пушкина и басен И.А.Крылова (Моська и Соколко), Царевна-Лебедь и Лебедь, Золотая рыбка и щука…)
На первый взгляд всё достаточно просто. Однако синквейн способствует освоению коммуникативных умений, развитию психических процессов, что является необходимым для дальнейшего обучения в новых школьных условиях.
В своей работе с детьми я использую различные речевые игры, способствующие развитию творческих речевых способностей детей.
Одной из таких игр является игра «Подскажи словечко», целью которой является с одной стороны, развитие грамматического строя речи, а, с другой стороны, развитие чувства рифмы. Детям очень нравится всё, что касается непосредственно их самих, поэтому я провожу эту игру, рифмуя изучаемый материал с их именами.
Например, при изучении продуктов питания получается, что Лера любит эклеры, Андрюша любит груши, Ника любит клубнику… А при изучении многообразия животного мира получается, что у Леры живёт чёрная пантера, у Андрейки – канарейка, а у Ники, у Никуси живут два весёлых гуся…
Игра в таком виде вызывает у детей огромный интерес, что способствует более быстрому достижению целей данной игры.
Ещё одна игра, вызывающая интерес у детей, это игра «Переставлялки», суть которой заключается в том, что в словах слоги меняются местами.
Например, даётся обобщающее слово, например, фрукты; далее я в словах меняю слоги, а задача детей – расшифровать слово: монли (лимон), шагру (груша), сикпер (персик) и.т.д.
Способствует развитию речевого творчества игра «Да-Нет-Ка»
Целью этой игры является самостоятельное структурирование информации, отбрасывание лишних параметров или сужение поля поиска.
В этой игре водящий загадывает какое-либо слово, а играющие должны его отгадать, задавая водящему вопросы. Водящий отвечает на вопросы только «да» или «нет».
Очень эффективным для развития речи является такой игровой приём как «Литературные перевёртыши». Сначала проводится много игр для закрепления понятия «Слово, противоположное по смыслу» (низкий –высокий, маленький - большой, глупый - умный, широкий - узкий…); далее можно загадывать названия знакомых детям сказок, переворачивая только одно слово: например, Синяя шапочка, Простой ключик, Пес в сапогах…
И, наконец , можно играть с детьми в литературные перевёртыши, зашифровывая все слова в названиях сказок, например, детям даётся задание - отгадать зашифрованные произведения А.С.Пушкина:
«Рассказ о простой курице» ( «Сказка о золотом петушке»)
«Рассказ о птицелове и птице» ( «Сказка о рыбаке и рыбке»)
«Рассказ о живой служанке и об одном слабаке» ( «Сказка о мёртвой
царевне и о семи богатырях»)
«Далеко от пустыни берёза белая…» ( «У Лукоморья дуб зелёный»)
Приведу ещё несколько примеров литературных перевёртышей:
«Собака в кедах», «Синяя бейсболка», «Коза и семеро волчат», «Лисья
нора», «Жаба-домоседка», «Бодрствующее чудовище», «Дворец»,
«Больной Ой здоров», «Быль об умной кошке», «Ручные утята»,
«Толстяк Уязвимый»…
Ещё один действенный игровой приём – это «Коллаж из сказок», целью которого является придумывание нового сюжета. Это способствует развитию
творческого речевого фантазирования. Герои сказок могут оказываться
в новых обстоятельствах, с новыми героями, обладать совершенно
новыми качествами.
В работе с детьми я использую этот приём совместно с приёмом литературных перевёртышей. Даётся начало сказки: «Однажды собака в кедах решила отправиться в путешествие …» Далее дети определяют направление путешествия, героев, которые могут ей повстречаться например, жаба-домоседка… и получается совершенно новая сказка, процесс создания которой вызывает у детей огромный интерес, так как даёт им почувствовать себя настоящими сочинителями.
В дальнейшем при составлении коллажа из сказок можно использовать все перечисленные выше игровые приёмы, включая их постепенно и поэтапно.
Развитие творческих речевых способностей детей – очень длительный и интересный процесс. Включение в работу с детьми интересных игровых приёмов способствует поднятию уровня их речевого развития, развитию необходимых коммуникативных навыков, развитию всех психических процессов, необходимых для обучения в новых школьных условиях.
Предварительный просмотр:
Эффективные игровые приёмы развития творческих речевых способностей детей в подготовительной к школе группе
«Кто ясно мыслит – ясно излагает!»
В настоящее время речь людей становится всё более лаконичной, сухой, лишённой образности и яркости. Хорошее владение словом – это искусство, которому нужно учить не один год. Развивать познавательно-речевые способности ребёнка необходимо с дошкольного возраста.
Хорошее развитие речи в дошкольном возрасте закладывает основы дальнейшего успешного обучения в школе.
Совершенствование речи детей – развитие речи, речевого творчества, выразительности речи – главные направления по развитию речи будущих первоклассников.
Одним из современных эффективных приёмов речевого развития ребёнка является синквейн.
Синквейн – это нерифмованное стихотворение из пяти строк, которое строится по определённым правилам.
Правила составления синквейна:
1-я строка: одно слово-существительное, отражающее главную идею.
2-я строка: два слова-прилагательные, описывающие основную мысль.
3-я строка: три слова-глаголы, описывающие действия в рамках темы.
4-я строка: фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.
5-я строка: слово, связанное с первым, отражающее суть темы (ассоциация).
Использовать этот игровой приём можно в любых ситуациях в повседневной жизни.
Эффективным является использование синквейна при чтении детям литературных произведений. Прочитав какую-либо сказку (рассказ, басню) предложите детям охарактеризовать литературных героев.
Вот примеры синквейнов по басне И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей», созданные детьми подготовительной к школе группы:
Муравей
умный, трудолюбивый
работает, запасается, трудится
готовится к встрече зимы
Насекомое.
Стрекоза
беспечная, ленивая
просит, умоляет, надеется
пропела всё лето красное
Попрыгунья.
Не менее эффективным является преобразование отдельных рифмованных стихотворных текстов в синквейн на примере известных литературных произведений. В своей работе с детьми я учу данному преобразованию, используя содержание сказок А.С.Пушкина.
Вот некоторые примеры таких преобразований:
Отрывок из сказки А.С.Пушкина:
…белка там живёт лесная, да затейница такая,
бека песенки поёт, да орешки всё грызёт,
а орешки не простые, в них скорлупки золотые,
ядра – чистый изумруд, слуги белку стерегут…
Преобразовываем в синквейн:
Белка
лесная, волшебная
сидит, поёт, ест
очень любит золотые орешки
Затейница
Отрывок из сказки А.С.Пушкина:
…ветер, ветер, ты –могуч, ты гоняешь стаи туч,
ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе…
Преобразовываем в синквейн:
Ветер
могучий, сильный
гонит, веет, шумит
всюду веет на просторе
Природа
Детям очень нравится составление сравнительных синквейнов, когда берутся два одинаковых героя из разных литературных произведений, например, золотой петушок из сказки А.С.Пушкина «Сказка о золотом петушке» и петух из басни И.А.Крылова «Кукушка и Петух»:
Золотой петушок
яркий, волшебный
сидит, смотрит, кукарекает
предупреждает о нападении врага
Сторож
Петух
обычный, крикливый
разговаривает, заискивает, поддакивает
Просто так хвалит кукушку
Льстец
По аналогии можно сравнивать и других литературных героев из сказок А.С.Пушкина и басен И.А.Крылова (Моська и Соколко), Царевна-Лебедь и Лебедь, Золотая рыбка и щука…)
На первый взгляд всё достаточно просто. Однако синквейн способствует освоению коммуникативных умений, развитию психических процессов, что является необходимым для дальнейшего обучения в новых школьных условиях.
В своей работе с детьми я использую различные речевые игры, способствующие развитию творческих речевых способностей детей.
Одной из таких игр является игра «Подскажи словечко», целью которой является с одной стороны, развитие грамматического строя речи, а, с другой стороны, развитие чувства рифмы. Детям очень нравится всё, что касается непосредственно их самих, поэтому я провожу эту игру, рифмуя изучаемый материал с их именами.
Например, при изучении продуктов питания получается, что Лера любит эклеры, Андрюша любит груши, Ника любит клубнику… А при изучении многообразия животного мира получается, что у Леры живёт чёрная пантера, у Андрейки – канарейка, а у Ники, у Никуси живут два весёлых гуся…
Игра в таком виде вызывает у детей огромный интерес, что способствует более быстрому достижению целей данной игры.
Ещё одна игра, вызывающая интерес у детей, это игра «Переставлялки», суть которой заключается в том, что в словах слоги меняются местами.
Например, даётся обобщающее слово, например, фрукты; далее я в словах меняю слоги, а задача детей – расшифровать слово: монли (лимон), шагру (груша), сикпер (персик) и.т.д.
Способствует развитию речевого творчества игра «Да-Нет-Ка»
Целью этой игры является самостоятельное структурирование информации, отбрасывание лишних параметров или сужение поля поиска.
В этой игре водящий загадывает какое-либо слово, а играющие должны его отгадать, задавая водящему вопросы. Водящий отвечает на вопросы только «да» или «нет».
Очень эффективным для развития речи является такой игровой приём как «Литературные перевёртыши». Сначала проводится много игр для закрепления понятия «Слово, противоположное по смыслу» (низкий –высокий, маленький - большой, глупый - умный, широкий - узкий…); далее можно загадывать названия знакомых детям сказок, переворачивая только одно слово: например, Синяя шапочка, Простой ключик, Пес в сапогах…
И, наконец , можно играть с детьми в литературные перевёртыши, зашифровывая все слова в названиях сказок, например, детям даётся задание - отгадать зашифрованные произведения А.С.Пушкина:
«Рассказ о простой курице» ( «Сказка о золотом петушке»)
«Рассказ о птицелове и птице» ( «Сказка о рыбаке и рыбке»)
«Рассказ о живой служанке и об одном слабаке» ( «Сказка о мёртвой
царевне и о семи богатырях»)
«Далеко от пустыни берёза белая…» ( «У Лукоморья дуб зелёный»)
Приведу ещё несколько примеров литературных перевёртышей:
«Собака в кедах», «Синяя бейсболка», «Коза и семеро волчат», «Лисья
нора», «Жаба-домоседка», «Бодрствующее чудовище», «Дворец»,
«Больной Ой здоров», «Быль об умной кошке», «Ручные утята»,
«Толстяк Уязвимый»…
Ещё один действенный игровой приём – это «Коллаж из сказок», целью которого является придумывание нового сюжета. Это способствует развитию
творческого речевого фантазирования. Герои сказок могут оказываться
в новых обстоятельствах, с новыми героями, обладать совершенно
новыми качествами.
В работе с детьми я использую этот приём совместно с приёмом литературных перевёртышей. Даётся начало сказки: «Однажды собака в кедах решила отправиться в путешествие …» Далее дети определяют направление путешествия, героев, которые могут ей повстречаться например, жаба-домоседка… и получается совершенно новая сказка, процесс создания которой вызывает у детей огромный интерес, так как даёт им почувствовать себя настоящими сочинителями.
В дальнейшем при составлении коллажа из сказок можно использовать все перечисленные выше игровые приёмы, включая их постепенно и поэтапно.
Развитие творческих речевых способностей детей – очень длительный и интересный процесс. Включение в работу с детьми интересных игровых приёмов способствует поднятию уровня их речевого развития, развитию необходимых коммуникативных навыков, развитию всех психических процессов, необходимых для обучения в новых школьных условиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих музыкальных способностей детей дошкольного возраста как основа успешного эстетического образования в начальной школе.
Выступление на региональной конференции по гуманной педагогике. Защита программы по творческому исполнительству....
Консультация для педагогов: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ, ПОВЫШЕНИЕ ИХ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ, ТЕХНОЛОГИЙ, ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ РАБОТЫ»
Консультация для педагогов: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ, ПОВЫШЕНИЕ ИХ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ, ТЕХНОЛОГИЙ, ИНТЕР...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ТВОРЧЕСКОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ «СКАЗКА ДЛЯ ДОМОВЁНКА» ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ТВОРЧЕСКОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ«СКАЗКА ДЛЯ ДОМОВЕНКА»ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛ...
Программа по самообразованию «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ».
Программа по самообразованию «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ»....
План работы по самообразованию «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ»
связная речь...
Коррекционно-развивающее занятие по развитию связной речи у детей логопедической подготовительной к школе группы по лексической теме «Игрушки» описательный рассказ.
Коррекционно-развивающее занятие по развитию связной речи у детей логопедической подготовительной к школе группы по лексической теме «Игрушки» описательный рассказ....
Педсовет «Развитие творческих, речевых способностей детей через театрально-игровую деятельность»
Педсовет поможет систематизировать знания педагогов по театрально-игровой деятельности детей дошкольного возраста и создание в ДОУ условий для их самореализации.Задачи: - систематизация зн...