Дидактическая игра по ОО «Развитие речи»
учебно-методический материал по развитию речи

Наталья Петровна Решнова

Дидактическая  игра «Мир вещей вокруг тебя». Цель: формирование умения  классифицировать предметы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактическая  игра по ОО «Развитие речи»

«Мир вещей вокруг тебя»

Цель: формирование умения  классифицировать предметы

Задачи:

1.Развивать диалогическую  и монологическую речь.

2. Способствовать формированию грамматического строя речи.

3.Развивать речевое творчество.

4.Развивать звуковую культуру речи, фонематический слух.

5.Знакомить с книжной культурой.

6.Закрепить содержание детской литературы.

7.Формировать представление о символическом изображении предметов.

                                                                                                                                                                                         Возраст: 2-7 лет.

Материал: 10 кругов со схематическим изображением предметов по разным лексическим темам, 4 круга – основные цвета, 3 круга - сказки, … - «Буквы и звуки», 3 круга - количество слогов от 1 до3; предметные карточки; прищепки, скрепки.

Способы применения:

1.Индивидуальные и групповые занятия.

2.НОД и самостоятельная деятельность.

3.Работа с родителями (мастер – класс, видео работы с детьми).

Ход игры:

Дети выбирают карты-схемы. Называют, что изображено на них, делают вывод о теме своего задания. Из определённого количества карточек находят и прикрепляют прищепками подходящие изображения.                                                                                                                                                         Выигрывает тот, кто выполнил задание быстрее других и без ошибок.

Варианты игр:
1.Обобщение понятий по лексическим темам: домашние и дикие животные, одежда, игрушки и другое.
2. Подбери картинки по цвету.
3.Назови сказку и подбери героев.
4. Найди лишний предмет (предметы); неправильное (-ые) действие (-я).

5. Подбери картинки на заданную букву (звук, звуки).

6.Один, два, три.

Ход игры «Найди лишний предмет» (действие):

Дети выбирают карты с картинками. Соотносят изображение в центре круга с картинками на прикреплённых карточках. Называют несоответствие (-я) и дают объяснение.                                                                Выигрывает тот, кто выполнил задание быстрее других и без ошибок.

Ход игры «Любимая буква» (творческая игра)

Дети выбирают карточку с буквой. Теперь это его «любимая» буква и с нее должны начинаться все подобранные ими картинки.

Пример на букву «А»: Как тебя зовут? – Аня (устно). Твоя любимая еда? – Апельсин. Твоя любимая игрушка? – Автобус. Твой любимый цветок? – Астра.

«Шкатулка со сказками» (для детей от четырёх лет)

Цель: Развитие связной речи, фантазии, творческого мышления.

Оборудование: 8 – 10 различных фигурок, коробочка.

 Содержание: Ведущий предлагает вынимать произвольно фигурки из коробки. Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2 – 3 предложения, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончилась, предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях придумал разные варианты действий с одним и тем же предметом.

«Помоги Колобку» (2 вариант)  (для детей от пяти лет)

Цель: Воспитание добрых чувств; развитие воображение, творческого мышления, связной речи.

Оборудование: Сказка «Колобок», карточки, изготовленные из двух книжек-малышек, разноцветные кружки: желтый (Колобок), серый (волк), белый (заяц), коричневый (медведь), оранжевый (лиса).

Содержание: Ведущий просит детей напомнить ему сказку о Колобке, используя картинки или разноцветные кружочки. Попросите малышей придумать, как можно спасти Колобка. Пусть дети придумают, что будет с Колобком, если он спасется от лисы, с кем он будет дружить, где будет его дом. Эти и другие наводящие вопросы помогут малышу придумать интересную историю.

«Старая сказка на новый лад» (для детей от четырёх лет)

Цель: Развитие связной речи, воображения, творческого мышления.

Оборудование: сказка «Три медведя», кружочки, обозначающие медведей (коричневые разных размеров), красный кружок (девочка).

Содержание: Ведущий вспоминает с ребенком сказку, используя картинки.

Попросите ребенка придумать «сказку наоборот»:

а) медведи заблудились и попали к девочке. Что они стали бы делать?

б) медведи добрые оказались, а девочка – злая. Как повели бы они себя?

Ведущий предлагает с помощью кружочков разыграть новую сказку.

Можно использовать и другие сказки.

«Волшебное дерево» (для детей от трёх лет)

Цель:  Расширение  объёма словаря и кругозора; развитие творческих речевых умений, умения отгадывать загадки.

Оборудование:  Дерево, изготовленное из картона,  с кармашками для картинок; комплект изображений предметов по изучаемой лексической теме.

Содержание: Перед игрой дети знакомятся с произведением К. Чуковского «Чудо-дерево». Взрослый объясняет детям, что на нашем «волшебном дереве» будет расти не только обувь, но и многие другие «волшебные предметы».

Перед детьми раскладываются картинки. Взрослый загадывает загадку об одном из предметов, изображенных на картинке. Ребёнок, правильно отгадавший загадку, ищет соответствующее изображение и «вешает» эту картинку на «Чудо-дерево».

Усложнение (для детей от пяти лет).   Предложить детям придумать новые свойства  размещённых на «волшебном дереве» предметов: «Попробуйте придумать, каким волшебным свойством будет обладать предмет на нашем волшебном дереве».

«Кто пришёл на карнавал?» (для детей от четырёх лет)

Цель:  Расширение  объёма словаря и кругозора; развитие   образной памяти, словесного творчества.

Оборудование: Изображение новогодней ёлки  с кармашками вокруг ёлки для «сказочных персонажей»; комплект сказочных персонажей из изучаемой сказки.

Содержание:  На столе лежит комплект картинок, перевёрнутых изнаночной стороной. Игроки по очереди берут картинки, называют изображённых     персонажей  и вставляют в кармашки вокруг ёлки.

Усложнение.  После того как все герои «займут» свои места, детям предлагается придумать содержание разговора сказочных героев. «Попробуйте придумать, о чём будут разговаривать на новогоднем карнавале сказочные герои».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...

Дидактическаяигра как средство развития диалогической речи детей с ОНР.

Дидактическаяигра как средство развития диалогической речи детей с ОНР....