Развитие речи в раннем возрасте.
статья по развитию речи
В исследованиях многих психологов - Ж.Пиаже, А.Валлона, П.П.Блонского и других - было открыто, что у маленьких детей еще нет желания запомнить, нет так называемого произвольного запоминания, то есть запоминания с раннее поставленной целью. Детская память непроизвольна, дети запоминают только яркие, эмоциональные для них случаи или детали. Создайте по возможности разноцветную развивающую среду. Цвет – это одна из первых характеристик, которую различают дети. Сначала дети начинают различать красный цвет, затем воспринимают и другие яркие цвета. Они учатся распознавать и отличать разные цвета задолго до того, как узнают их названия. Дети указывают на яркие предметы, еще не умея сказать “красный”, “желтый” или “зеленый”. Позднее ребенок научится отличать предметы по цвету, и задача взрослого помочь ему. Как отмечает психолог В.С.Мухина, ребенок третьего года жизни может усвоить до восьми цветов.
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Речь — инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Развивая речь ребенка, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта. Главным событием в развитии ребенка раннего возраста является овладение речью. Появление речи перестраивает все психические процессы ребенка и открывает новые, необыкновенно важные перспективы его развития. Однако овладение речью происходит не сразу, а проходит ряд этапов. На первом году жизни речи еще нет. Ее заменяют другие, невербальные средства общения — эмоциональные выражения, мимика, а затем жесты, позы, локомоции, вокализации. На третьем году жизни ребенок в основном усваивает человеческий язык и начинает общаться с помощью речи. Между этими двумя периодами существует удивительный этап, когда ребенок начинает говорить, но не на нашем, а на каком-то своем, детском языке. Этот этап в детской психологии называют этапом «автономной детской речи». «Детский язык» отличается от взрослого, во-первых, звучанием слов, а, во-вторых, их значением. Звуковой состав первых слов ребенка резко отличается от звукового состава наших слов. Иногда это совершенно не похожие на слова взрослых звукосочетания (например «адика», «капа», «гилига»), иногда обломки наших слов («па» — упала; «бо-бо» — больно; «ка» — каша и т. д.), иногда сильно искаженные слова взрослых, но сохраняющие их ритмический рисунок. Но во всех случаях это не воспроизведение слов взрослого, а изобретение своих собственных звукосочетаний. Другая особенность детских слов — своеобразие их значения. Ни одно из слов детской речи не может быть правильно переведено на наш язык, потому что дети видят и обозначают предметы совершенно по-другому. Например, ребенок может называть словом «кх» самые разные предметы — кошку, шубу, мамины волосы, одеяло — словом, всё мягкое и пушистое. Период автономной детской речи есть в развитии каждого ребенка. В этот период нельзя сказать, есть у ребенка речь или нет, потому что у него нет речи во «взрослом» смысле слова, и в то же время он уже говорит. Следующий этап развития речи ребенка знаменуется появлением его первых настоящих слов. Настоящие слова. Определить точную дату появления первых слов ребенка не так-то просто. Есть дети, которые уже в 11–12 месяцев говорят более 100 слов, а бывает когда до 3 лет ребенок упорно молчит, несмотря на нормальное в целом психическое развитие. Сроки и темпы овладения речью во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка и от того, по какому пути идет его речевое развитие. Развитие речи имеет два основных направления: пассивное владение словом (понимание речи) и активное (говорение). Обычно пассивная речь опережает активную. До определенного времени число понимаемых слов значительно превосходит количество активно произносимых. И у некоторых детей этот период сильно затягивается. Ребенок может вплоть до двух лет, хорошо понимая всё, что говорят ему взрослые, не произносить ни одного слова — либо вообще молчать, либо объясняться с помощью лепета. И все-таки, при этом, если ребенок живет в нормальных условиях, его речь развивается. Обычно у таких детей переход к активной речи происходит внезапно. Если ребенок понимает обращенную к нему речь, если вы создаете все необходимые условия для его нормального развития, значит, он рано или поздно заговорит. Почему ребенок начинает говорить? Слово — это, прежде всего, знак, т. е. заместитель другого предмета. Значит, за каждым словом должен стоять какой-то предмет, который оно обозначает, т. е. его значение. Если такого предмета нет, если мать и ребенок до полутора лет ограничиваются проявлениями взаимной любви, первые слова могут не появиться, как бы много мать ни разговаривала с ребенком и как бы хорошо он ни воспроизводил ее слова. Если же мама играет с ребенком в игрушки, его действия и эти самые игрушки становятся предметом (или содержанием) их общения. Однако в том случае, если ребенок увлеченно играет с предметами, но предпочитает это делать в одиночестве, активные слова ребенка также задерживаются: у него не возникает потребности назвать предмет, обратиться к кому-либо с просьбой или выразить свои впечатления. Потребность и необходимость говорить предполагает два главных условия: 1) потребность в общении со взрослым; 2) потребность в предмете, который нужно назвать. Ни то, ни другое в отдельности к слову еще не ведет. И только ситуация предметного сотрудничества ребенка с взрослым или содержательного, делового общения с ним создает необходимость назвать предмет и значит произнести свое слово. Значит, главное — это не просто говорить, но играть с ребенком и разговаривать по поводу совместной игры. Для этого подходят кубики, пирамидки, мячики, машинки, картинки и многие другие предметы, с которыми можно заниматься вместе. Первоначально у малыша нет никакой потребности называть предмет словом. Такая потребность должна возникнуть, и передать ее может только взрослый. В процессе овладения словом можно выделить три основных этапа, каждый из которых имеет свой смысловой центр для ребенка. На первом этапе таким центром является предмет. Ребенок тянется к нему, сопровождая свои попытки мимическими и интонационно-выразительными движениями. На втором этапе центром ситуации становится взрослый. Обращаясь к нему, ребенок пробует разнообразные речевые и неречевые средства. Вместо попыток достать предмет появляются указательные жесты, активное лепетное говорение (дай-дай-дай) и другие способы воздействия. Такое поведение направлено на то, чтобы вывести взрослого из состояния нейтралитета и обратить его внимание на свои попытки. Однако, если взрослый «не сдается» и ждет нужного слова, ребенок наконец пробует его произнести. На третьем этапе центром ситуации становилось именно слово. Ребенок начинает не просто смотреть на взрослого, но сосредотачивается на его губах, присматривается к артикуляции. Пристальное рассматривание «говорящих», шевелящихся губ явно свидетельствует о том, что ребенок не только слышит, но и видит нужное слово. Поэтому, разговаривая с маленькими детьми, важно отчетливо артикулировать каждый звук, чтобы было понятно, как этот звук производится. После этого обычно появляются первые попытки произнести слово. Без достаточно развитой потребности в общении с взрослым и совместной с ним игре первые слова появиться не могут. Дети начинают активно произносить слова только под влиянием настойчивых воздействий взрослого, который превращает слово в предмет внимания ребенка. Поэтому очень важно в этом возрасте больше разговаривать с малышом, обсуждать повседневные действия, рассказывать и читать детские стишки, потешки и т. д. Первые активные слова ребенка появляются во второй половине второго года жизни. В этом возрасте происходит «речевой взрыв», который проявляется в резком нарастании словаря и повышенном интересе ребенка к речи. Третий год жизни характеризуется резко возрастающей речевой активностью ребенка. Дети уже не только могут слушать и понимать обращенную к ним речь, но и прислушиваются к словам, которые к ним не обращены. Они уже понимают содержание простых сказок и стихов и любят слушать их в исполнении взрослых. Они легко запоминают небольшие стихотворения и сказки и воспроизводят их с большой точностью. Они уже пытаются рассказать взрослым о своих впечатлениях и о тех предметах, которые отсутствуют в непосредственной близости.Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Сафина, Л. А. Развитие речи детей раннего возраста / Л. А. Сафина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2016. — С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/186/9321/ (дата обращения: 20.02.2021).
В исследованиях многих психологов - Ж.Пиаже, А.Валлона, П.П.Блонского и других - было открыто, что у маленьких детей еще нет желания запомнить, нет так называемого произвольного запоминания, то есть запоминания с раннее поставленной целью. Детская память непроизвольна, дети запоминают только яркие, эмоциональные для них случаи или детали. Создайте по возможности разноцветную развивающую среду. Цвет – это одна из первых характеристик, которую различают дети. Сначала дети начинают различать красный цвет, затем воспринимают и другие яркие цвета. Они учатся распознавать и отличать разные цвета задолго до того, как узнают их названия. Дети указывают на яркие предметы, еще не умея сказать “красный”, “желтый” или “зеленый”. Позднее ребенок научится отличать предметы по цвету, и задача взрослого помочь ему. Как отмечает психолог В.С.Мухина, ребенок третьего года жизни может усвоить до восьми цветов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 12.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевое развитие детей раннего возраста
В исследованиях многих психологов - Ж.Пиаже, А.Валлона, П.П.Блонского и других - было открыто, что у маленьких детей еще нет желания запомнить, нет так называемого произвольного запоминания, то есть запоминания с раннее поставленной целью. Детская память непроизвольна, дети запоминают только яркие, эмоциональные для них случаи или детали. Создайте по возможности разноцветную развивающую среду. Цвет – это одна из первых характеристик, которую различают дети. Сначала дети начинают различать красный цвет, затем воспринимают и другие яркие цвета. Они учатся распознавать и отличать разные цвета задолго до того, как узнают их названия. Дети указывают на яркие предметы, еще не умея сказать “красный”, “желтый” или “зеленый”. Позднее ребенок научится отличать предметы по цвету, и задача взрослого помочь ему. Как отмечает психолог В.С.Мухина, ребенок третьего года жизни может усвоить до восьми цветов.
Желательно, чтобы ребенка окружали различные движущиеся игрушки; игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т.д.; игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука; конструкторы и мозаика; разнообразные изобразительные материалы: бумага разной фактуры, плотности и цвета, пластилин, воск, краски, карандаши, фломастеры, мелки и т.д.; игрушки контрастных размеров; игрушки различной формы (круглые, кубические); машинки крупные и средние, куклы разной величины, мебель; игрушечные животные; книги с реальными изображениями животных, окружающих предметов.
Подберите те предметы или картинки, которые действительно имеют определенные цвета, например:
∙ красный цвет - яблоко, помидор, цветок, машина, пирамидка, шарик;
∙ желтый цвет - банан, солнце, лимон, карандаш, цыпленок, зонтик;
∙ синий цвет - небо, бабочка, туфли, слива, кровать, мяч;
∙ зеленый цвет - лягушка, лист, елочка, кружка, арбуз, кузнечик;
∙ белый цвет - стол, снеговик, ваза, платье, мороженное, гусь;
∙ черный цвет - кот, стул, чемодан, ворона, чайник, сапоги.
Поиграйте с ребенком, и он выучит или закрепит цвет, название предметов, у него активизируется словарь прилагательных (например, Это желтый банан.), научится определять величину (большой – маленький, широкий – узкий, длинный – короткий, высокий – низкий), форму (кубик, шар, кирпичик), расположите игрушки и пусть ребенок найдет и проговорит предлоги (в, на, у, за, под).
Говорите с ребенком - сначала называя окружающие предметы, позже – действия, признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух, обосновывайте свои суждения. И обязательно играйте с ребенком, так как это соответствует законам психического развития детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей групп раннего возраста "Развитие речи детей раннего возраста через театральную деятельность"
В консультации помещён материал о развитии речи детей через театральную деятельность детей раннего возраста"....
Семинар – практикум для родителей группы раннего возраста «Инновационные технологии в развитии речи детей раннего возраста»
Данный методический материал предполагает повышение психолого – педагогической компетентности родителей и педагогов по вопросам речевого развития детей раннего возраста. Знакомит родителей с инн...
План работы по самообразованию на 2017-2018 уч. год Воспитателя группы раннего возраста (1-3 года) Крошкиной Л.В. Тема: «Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста»
Цель: Повышение профессионального уровня в вопросе развития речи детей раннего возраста посредством устного народного творчестваЗадачи:- Продолжать повышать собственный уровень знаний путём изуч...
План профессионального самообразования воспитателя второй группы раннего возраста. Тема: Развитие речи детей раннего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений
МАДОУ детский сад № 26 «Радуга» План профессионального самообразования воспитателя...
Игровая деятельность в группах раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО Использование игровых приёмов в работе с детьми . .Использование игровых приёмов в работе с детьми по развитию речи детей раннего возраста"
Представляю вашему вниманию развивающие игры на липучках, которые стали для меня очень актуальными.Цель данных пособий: способствовать созданию педагогических условий для ра...
Конспект родительского собрания «Развитие речи детей раннего возраста» Для родителей детей второго раннего возраста
Конспект родительского собрания«Развитие речи детей раннего возраста»Для родителей детей второго раннего возраста...
Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"
Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....