Логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста "Тайна имени"
план-конспект занятия по развитию речи

Ретивых Светлана Геннадьевна

В занятии содержится материал по обучению детей словообразованию уменьшительно-ласкательной формы существительных на материале слов со звукоч [Ч].

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста

           «Тайна имени»

Составила: учитель-логопед Ретивых Светлана Геннадьевна

Цель: учить детей словообразованию уменьшительно-ласкательной формы существительных на материале слов со звуком [Ч].

Задачи:

1. Учить словообразованию уменьшительно-ласкательных слов.

2. Закреплять навыки звукового анализа на материале слов со звуком [Ч].

3. Расширять знания детей об именах людей, их значении и употреблении.

4. Воспитывать доброжелательное отношение при обращении друг к другу.

Оборудование: мешочек, мяч, таблица, карточка,  парные картинки.

Предварительная работа: беседа о значении имен.

                                                     Ход занятия:

                                         Игра «Назови ласково»

Логопед: Дети, посмотрите, какой у меня красивый мешочек. Давайте поиграем. Каждый назовет свое имя ласково и положит его в мешочек. (Дети называют имена и «складывают» в мешочек). Ой, что это, мешочек оказался дырявым и все наши имена потерялись. Надо найти имена. Я нашла имя Танечка. Возьми свое имя, Танечка. А ты, Танечка, чье имя поймала? (Дети называют имена других детей). Дети, вам было приятно, когда называли ласково ваше имя? Почему?                                                                                            Дети: Имя звучало нежно, ласково, красиво и.т.д.

                                              Беседа об именах

Логопед: Дети, что такое имя? Может ли человек жить без имени? Почему?                                Дети: Люди живут и общаются друг с другом и им необходимо называть друг друга, обращаться друг к другу. Для этого придумали имена.                                                                                                Логопед: Когда человек получает имя?  Дети: Когда рождается ребенок, папа и мама придумывают своему малышу красивое имя.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Логопед: Каждому человеку дорого свое имя. Поэтому, чтобы ваше имя уважали и любили другие, надо самому уважать и любить других людей.                                       Логопед: Вспомните, о чем нам могут рассказать имена?                                                                                           Дети: Имя Ирина обозначает «мир», Александр – «защищающий людей» и.т.д.

                                       Игра «Назови отчество»

Логопед: В нашей стране кроме имени есть еще фамилия и отчество. Слово «отчество» произошло от слова «отец». Я буду каждому из вас бросать мяч и называть мужское имя, а вы назовите отчество его сына, образованное от этого имени.                                                                                                                                                                                                        Примерные ответы: У Ивана сын – Иванович. У Петра сын – Петрович и.т.д.

                                        Звуковой анализ звука [Ч]

Логопед: На какой звук оканчиваются все отчества сыновей?                                                                                                                   Дети: На звук [Ч].                                                                                                                                         Логопед: давайте все вместе произнесем этот звук (произносят). На что похоже его звучание?  Дети: кузнечик стрекочет, человек чихает, ножницы чикают и.т.д.                                                                     Логопед: А теперь звук [Ч] сам расскажет о себе (показ карточки). Ты гласный или согласный? Звонкий или глухой? Твердый или мягкий? Длинный или короткий? Как стоит язычок, когда произносят звук [Ч]? (Логопед от имени звука дает характеристику, отвечая на вопросы; просит повторить детей).

                                         Динамическая пауза

Чок-чок, каблучок! В танце кружится сверчок.                                                                                                            А кузнечик без ошибки исполняет вальс на скрипке.                                                                                                                              Крылья бабочки мелькают – с муравьем она порхает.                                                                                                Приседает в реверансе и опять кружится в танце.                                                                                                                Под веселый гопачок лихо пляшет паучок.                                                                                                                                                     Звонко хлопают ладошки! Все! Устали наши ножки!                                                                                                                           (Дети выполняют движения вместе со словами).

                                       Игра «Найди пару»

 Логопед: Как меняется слово, когда в нем появляется звук [Ч]?                                                                             Дети: Слово звучит ласково.                                                                                                                                                                                               Логопед: Давайте поиграем. Перед вами картинки. Нужно найти пару и назвать ласково.                                                                                                                                                                               Дети: Коробка-коробочка, река-речка, рука-ручка, лиса-лисичка и.т.д.

                                            Итог занятия

Логопед: Послушайте пословицы и поговорки про имя:

Лучше глаза лишиться, чем доброго имени.                                                                                                                               Доброе имя лучше богатства.                                                                                                                                                   Доброе имя лучше сокровищ.                                                                                                        Имя хорошего человека не забывается.

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи c использованием ИКТ

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи с использованием ИКТ....

«Веселое путешествие» Логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий  развлечения для старшего возраста 5-6 лет с детьми логопатами...

Индивидуальное логопедическое занятие для детей с ОНР по автоматизации звука [с] с использованием ИКТ МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» РМ Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с

Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Речевой материал - используемы...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "Зима. Обобщающее занятие"

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "Зима. Обобщающее занятие"...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "Осень. Обобщающее занятие"

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "Осень. Обобщающее занятие"...

Конспект подгруппового логопедического занятие для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.Тема занятия. Звук [ш]. «Путешествие мышонка Мышика в фиолетовом лесу».

Конспект подгруппового логопедического занятие для  детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. Тема занятия. Звук [ш]. «Путешествие мышонка Мышика в фиолетовом ле...