Формирование речевой культуры у детей дошкольного возраста
консультация по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_rechevoy_kultury_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 18.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование речевой культуры у детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст сенситивен в отношении усвоения норм родного языка. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.
К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.
В овладении речью, считает Л.С.Выготский, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее - к простой фразе, еще позже - к сложным предложениям. Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений. Закономерности развития связной речи детей с момента ее возникновения раскрываются в исследованиях А.М.Леушиной. Она показала, что развитие связной речи идет от овладения ситуативной речью к овладению контекстной, затем процесс совершенствования этих форм протекает параллельно, формирование связной речи, изменение ее функций зависит от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими, определяется уровнем его интеллектуального развития.
В дошкольном возрасте-игра является ведущим видом деятельности ребенка, эффективным методом и одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей.
Игры со словом и звуком для детей является не только привлекательными, но и полезными. Речевые игры направлены на развитие речи у детей, уточнения и закрепления словарь, на формирование правильного звукопроизношения. Одновременно они являются основой для активизации познавательной деятельности, развития умственных способностей. У дошкольников формируется умение высказывать свое мнение, делать выводы, применять новые знания в различных жизненных ситуациях.
Речевые игры имеют большое значение для развития речи и мышления детей; они активизируют, обогащают их словарный запас, улучшают фонематический слух у детей, прививают интерес и любовь к языку.
ИГРЫ–ДРАМАТИЗАЦИ Вповседневной жизни развитию диалогической речи детей, способствуют ежедневные беседы на темы интересные детям. Также развитию диалогической речи способствуют игры-драматизации, в которых дети учатся говорить с разной силой голоса, использовать интонационную выразительность, стараются при помощи речи передать характер героя.
СЮЖЕТНО- РОЛЕВАЯ игра является одной из форм деятельности, наиболее адекватной детскому возрасту. В игре развиваются коммуникативные навыки ребенка, совершенствуется диалогическая речь. Ежедневно, согласно циклограмме совместной деятельности планируются сюжетно-ролевые игры. (« Школа», « Магазин игрушек», «Парикмахерская», « Больница», и другие.)
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: Формированию речевой культуры способствует художественное слово, а именно чтение художественной литературы, чтение сказок. В последнее время появилось много произведений, которые переделаны на новый лад, но правильнее придерживаться литературной дошкольной классики ( Л.Н. Толстой, К. Ушинский) , оригинальной народной сказки, которые не подвергались литературной обработке.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА.
Важную роль в развитии самостоятельной деятельности играет правильно организованная предметно-пространственная среда. Большое значение отводится дидактическому наглядному материалу. Картотеки речевых игр, уголок по ЗКР, настольно-печатные игры, наборы картинок для составления сюжетных рассказов, опорные схемы, предметные картинки.
На протяжении дошкольного возраста в речи нарастают черты контекстности. Контекстная речь сосуществует с ситуативной. Контекстную речь отличает связность, когда содержание высказывания раскрывается в самом его контексте.
К концу дошкольного возраста при определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой.
У детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня.
Накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений. У детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...
Педагогические условия формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста
В данной работе рассматриваются теоретические основы экологической культуры детей дошкльного возраста, а также пути и условия реализации экологического образования в дошкольных учреждении....
Наблюдение как метод формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста
Наблюдение как метод формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста...
Формирование речевой культуры у детей дошкольного возраста
К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим ...
«Формирование речевой культуры у детей дошкольного возраста»
Презентация по Формирование речевой культуры у детей дошкольного возраста. Из опыта работы....
«Использование малых форм фольклора в воспитании речевой культуры у детей дошкольного возраста.»
Фольклор – одно из действенных ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию речи, пополнению...
Формирование речевой культуры у детей дошкольного возраста
Культура речи – явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, соо...