Формирование речевой культуры у детей дошкольного возраста
материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему

   К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование речевой культуры у детей дошкольного возраста

 

Введение

    Культура речи – явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, соответствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считается основными ступенями овладения литературным языком. 

В педагогической практике высокий уровень речевой культуры обозначается с помощью термина «хорошая речь». В это понятие включаются три признака: богатство, точность, выразительность.

Богатство речи предполагает большой объем словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразие используемых в речи языковых средств. 

Выразительность речи предполагает отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения. Это качество обязательно должно соотноситься с функциональным стилем, пониманием ситуации, чтобы при выборе слов и выражений учитывать специфику речи.

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания ритм, паузы, тембр, логическое ударение. Нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды- неотъемлемые условия своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи.

Формируя речевую культуру дошкольника очень важно научить его выражать свои мысли, грамотно, последовательно, точно, выделяя главное в своем рассказе, т.е. говорить связно.

Связная речь является основным показателем умственного развития дошкольника, средством общения со сверстниками и взрослыми, необходимым условием успешного обучения в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок сможет давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно, полно и аргументировано излагать свои мысли, воспроизводить содержание текстов из учебников, писать сочинения.

Теоретическое обоснование опыта.

Дошкольный возраст сенситивен в отношении усвоения норм родного языка. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

   К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.

 В овладении речью, считает Л.С.Выготский, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее - к простой фразе, еще позже - к сложным предложениям. Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений. Закономерности развития связной речи детей с момента ее возникновения раскрываются в исследованиях А.М.Леушиной. Она показала, что развитие связной речи идет от овладения ситуативной речью к овладению контекстной, затем процесс совершенствования этих форм протекает параллельно, формирование связной речи, изменение ее функций зависит от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими, определяется уровнем его интеллектуального развития.

В развитии звуковой стороны речи выделяют формирование фонематического слуха и правильность произношения. (Равным является различение ребенком звука заданного от звука, им самим произносимого. В дошкольном возрасте завершается процесс фонематического развития. Ребенок правильно слышит звуки и говорит. Он уже не узнает неправильно произнесенные слова. У дошкольника складываются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.

В развитии словаря дошкольника наблюдаются значительные качественные и количественные изменения. В речи дошкольника преобладают слова, обозначающие конкретные объекты, максимально приближенные к самому ребенку, объекты, с которыми он постоянно действует. Такую особенность словаря дошкольника описал Е.А.Аркин. Услышав новое слово, ребенок стремится понять его, найти ему аналогию в собственном опыте, имеющихся знаниях. Для дошкольника важна не отнесенность слова к определенной категории, а его применение в конкретной жизненной ситуации.

В дошкольном возрасте наступает новый этап и в развитии грамматического строя речи. Это период усвоения морфологической системы языка, склонений и спряжений. В самостоятельном словообразовании (словотворчестве), по словам Д.Б. Эльконина, проявляется проводимая ребенком работа по овладению языком как реальной, предметной действительностью. Это реальная практика, в ходе которой происходит освоение речи. Словотворчество выступает как симптом овладения языком. Попытки словотворчества стремительно нарастают с 2 до 4,5-5 лет. Оно подчиняется строгим законам языка, основу которых составляют грамматические стереотипы, в частности значения суффиксов и приставок. Новые слова, придуманные малышом, не противоречат правилам грамматики, хотя и не учитывают исключения из этих правил.

На 5-м году жизни ребенка обычно происходит уточнение лексики и способов ее употребления.

Звуковая сторона слова также привлекает дошкольника. Вместе с ориентировкой на значение слова возрастает интерес к его звучанию независимо от содержания. Появляется игра словами. Ребенок намеренно изменяет звучание слова, придумывает слова, не имеющие предметной отнесенности. Так непроизвольно он проделывает важную я серьезную работу по освоению языка.

Следующим важным направлением в развитии речи дошкольника является появление ее новых форм -контекстной и объяснительной. Исследование А.М. Леушиной отразило специфику разных форм речи у дошкольника. Ситуативная речь, появившаяся еще в раннем возрасте, не отражает полностью содержание в речевых формах. Она понятна при учете ситуации, с опорой на невербальные средства. Эта речь выступает в форме диалога и связана с чувственным опытом.

На протяжении дошкольного возраста в речи нарастают черты контекстности. Контекстная речь сосуществует с ситуативной. Контекстную речь отличает связность, когда содержание высказывания раскрывается в самом его контексте.

К концу дошкольного возраста при определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой.

У детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня.

 Накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений. У детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

Словарный состав представляет лишь строительный материал, который только при сочетании слов в предложении по законам грамматики родного языка может служить целям общения и познания действительности.

На основании тщательно проведенного изучения формирования грамматического строя русского языка А.Н. Гвоздев характеризует дошкольный период (от трех до семи лет) как период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений.

В этот период происходит разграничение ранее смешавшихся однозначных морфологических элементов по отдельным типам склонений и спряжений. В то же время в большей мере усваиваются все единичные, стоящие особняком формы.

А.Н. Гвоздев также отмечает особую языковую одаренность детей дошкольного возраста.

Актуальность

     Изучив теоретические основы вопроса становится совершенно очевидно, что своевременное и качественное развитие речевой культуры ребёнка оказывает большое влияние на все стороны развития личности дошкольника. Придя работать в детский сад, я столкнулась с проблемой низкого уровня развития большинства компонентов речи воспитанников:

  1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  2. Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  3. Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений.
  4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.
  5. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.
  8. Плохая дикция. 

В сентябре 2011года я провела диагностику по развитию речи, которая показала следующие результаты: у 3% детей был выявлен высокий уровень речевого развития, у 38% средний, у 59% низкий. Таким образом мною был сделан вывод о необходимости проведения с детьми эффективной работы для повышения речевой компетентности детей.

Моя  дальнейшая работа по развитию  речи детей предусматривала следующие направления: воспитание культуры речевого общения, обогащение, активизация и уточнение  словаря,  развитие диалогической и монологической речи, подготовка к обучению грамоте.

Был разработан перспективный план работы с детьми , конспекты занятий, картотека речевых игр и упражнений, наглядно-методические пособия.

Технологическое описание опыта:

Работая над  темой, я  поставила для себя цель и задачи:

Цель:способствовать формированию речевой культуры детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1.     Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и

           монологическую речь.

2.        Обогащать и активизировать словарь.

      3. Развивать звуковую и интонационную выразительность речи, фонематический слух.            

 4. Развивать речевое творчество.

   5. Воспитывать интерес к художественной литературе.  

    6. Развивать умение владеть речью как средством общения и культуры.

      7. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность как         предпосылку к обучению грамоте.

Свою работу я проводила в трёх направлениях: с детьми, с родителями, с педагогами.

С ДЕТЬМИ:

    С детьми использовала следующие формы работы: НОД, КВН, литературные викторины, проекты, встречи с интересными людьми, игры-драматизации, словесные игры, сюжетно-ролевые игры, индивидуальную работу и чтение художественной литературы, целевые прогулки, например, в библиотеку, школу; самостоятельную деятельность детей.

       Учебным планом предусмотрена следующая образовательная деятельность, в ходе которой проводится целенаправленная работа по  развитию речи дошкольников:

- НОД «Развитие речи»;

- НОД «Литература»;

- НОД  «Подготовка к обучению грамоте».

Во время НОД использовала следующие методические приёмы:

- проблемные ситуации:

     например, из нашей речи исчезли все гласные звуки… Что произойдёт в этом случае? Такой подход не только вызывает интерес, но и заставляет детей задуматься над поставленной проблемой. В итоге дети делают вывод о важности употребления всех звуков языка, в том числе, гласных.  Интересны детям занятия в форме увлекательных путешествий в страну Русского языка, где мы знакомимся с основными законами этой страны. В подготовительной группе успехом пользуются занятия в виде викторин и КВН, так как дети уже умеют работать в команде,  контролировать свои эмоции, стремятся к достижению общего успеха в коллективной деятельности.  КВН - это одна из самых интересных форм работы с детьми. В подготовительной группе я провела КВН « Сказка - доброго дня закваска».  «Раз – словечко, два словечко…» В основном

форме КВН проводится  итоговое занятие по теме.

     Учитывая, что   игра является видом деятельности, наиболее адекватным детскому возрасту, во время НОД применяла задания в виде дидактических игр и упражнений. Например, при формировании связной речи я использовала игру «Магазин игрушек», в которой ребенок должен описать ту или иную игрушку. Аналогично проводится игра «Овощной магазин». Также дети выполняли индивидуальные задания по составлению творческих рассказов с фабульным развитием сюжета по картине и серии картин, описательный рассказ. При составлении творческих рассказов, коллективных рассказов, сказок использовались опорные схемы и картинки. Для развития словаря я также использовала различные дидактические игры и упражнения, например, «Дополни предложение», «Доскажи словечко», «Найди рифму», «Скажи, что нарисовано», «Назови 1 словом», «Назови по-другому», « Расскажи стихотворение».

В своей работе использовала следующие современные образовательные технологии:

-ИКТ; Информационно-коммуникативные средства: компьютер, интернет, магнитофон, фотоаппарат. Использовала ИКТ в режимных моментах ( показ мультфильмов, прослушивание музыкальных произведений).

- Здоровьесберегающие технологии ( физминутки, пальчиковая гимнастика, зрительная гимнастика, дыхательная гимнастика). В конце каждого занятия всегда проводила рефлексию.

Помимо НОД проводились следующие  режимные моменты в соответствии с циклограммой.

Для развития речевого аппарата ежедневно проводим артикулляционную гимнастику, например «Лягушка», « Слон», « Рыбка», «Часики», « Качели», « Лопаточка», и другие, игры по ЗКР на дифференциацию звуков, развитие фонематического слуха, на развитие слухового внимания. Например, «Волшебный кубик», «Кто больше слов придумает», «Кто внимательнее», «Кто что слышит», « Найди игрушку» и другие.

Заучиваем с детьми скороговорки и чистоговорки,в группе имеется картотека скороговорок и чистоговорок.

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

В дошкольном возрасте-игра является ведущим видом деятельности ребенка, эффективным методом и одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей.

Игры со словом и звуком для детей является не только привлекательными, но и полезными. Речевые игры направлены на развитие речи у детей, уточнения и закрепления словарь, на формирование правильного звукопроизношения. Одновременно они являются основой для активизации познавательной деятельности, развития умственных способностей. У дошкольников формируется умение высказывать свое мнение, делать выводы, применять новые знания в различных жизненных ситуациях.

Речевые игры имеют большое значение для развития речи и мышления детей; они активизируют, обогащают их словарный запас, улучшают фонематический слух у детей, прививают интерес и любовь к языку.

ИГРЫ–ДРАМАТИЗАЦИИ: Стараюсь в повседневной жизни развивать диалогическую речь детей, этому способствуют ежедневные беседы на темы интересные детям. Также развитию диалогической речи способствуют игры-драматизации, в которых дети учатся говорить с разной силой голоса, использовать интонационную выразительность, стараются при помощи речи передать характер героя.

СЮЖЕТНО- РОЛЕВАЯ игра является одной из форм деятельности, наиболее адекватной детскому возрасту. В игре развиваются коммуникативные навыки ребенка, совершенствуется диалогическая речь. Ежедневно, согласно циклограмме совместной деятельности планируются сюжетно-ролевые игры. (« Школа», « Магазин игрушек», «Парикмахерская», « Больница», и другие.)

В своей работе использую целевые прогулки, например, в библиотеку, где дети знакомятся не только с книгами, но ещё воспитывается любовь  и интерес к художественной литературе. Действует клуб юных читателей «Барбарики». Многие дети уже стали постоянными посетителями клуба.

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: Формированию речевой культуры способствует художественное слово, а именно чтение художественной литературы, чтение сказок. В последнее время появилось много произведений, которые переделаны на новый лад, я стараюсь придерживаться литературной дошкольной  классики  ( Л.Н. Толстой, К. Ушинский) , оригинальной народной сказки, которые не подвергались литературной обработке. В группе имеется полочка умных книг, книжный уголок.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. Провожу с теми детьми, которые малоактивны на НОД, а также с теми, которые показали низкий уровень по результатам диагностики.

Важную роль в развитии самостоятельной деятельности играет правильно организованная предметно-пространственная среда. Она строится с учётом требований программы Т.Н. Дороновой «Радуга». Большое значение отводится дидактическому наглядному материалу. В группе имеются картотеки речевых игр, уголок по ЗКР, настольно-печатные игры, буквенный фриз, наборы картинок для составления сюжетных рассказов, опорные схемы, предметные картинки.

С РОДИТЕЛЯМИ: Конечно, без тесного сотрудничества с родителями не было бы успешной работы по речевому развитию детей.  Я использовала как традиционные, так и инновационные формы работы.

 Игротека. Успешной формой работы стало использование игротеки речевых игр, которые можно организовать в домашних условиях. «Только весёлые слова», « Волшебная цепочка», « Подбери слово», « Слова мячики» и другие.

В информационный уголок для родителей размещала информацию. Например: «Как сделать речь ребёнка грамотной», «Как лучше учить стихи», «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления с книгой». Использовались папки-передвижки на следующие темы: «Подготовка к школе», «Воспитываем самостоятельность»

Очень нравятся детям традиция «Встречи с интересными людьми». Каждый год приглашаем наших ветеранов. В этом году в связи с Олимпийскими  играми в Сочи была проведена встреча с нашими спортсменами. Все встречи проходят в дружеской и тёплой обстановке.

День открытых дверей.

Традиционно проводится в ноябре и марте. Родители могут посетить любое мероприятие, в том числе и речевого развития. К сожалению, посещаемость не очень высокая.

А сейчас подробно хочу остановиться на семейном проекте «Происхождение моей фамилии». Цель проекта: исследование происхождения и значения фамилий, своей родословной. Способствовать закреплению интереса к истории своей фамилии, семьи.                         

Задачи:        

-создавать условия для формирования у детей представлений о понятиях: “фамилия”, “родители”, “родословная”, “семья”, “род”, “близкие”;

- содействовать развитию  познавательных способностей у детей,      активно включать их в творческо-поисковую деятельность;

- способствовать расширению  кругозора и обогащению словарного запаса детей , умения использовать в речи сложносочиненные предложения;

-создавать условия для совместной  деятельности родителей и детей;

          -воспитывать уважение и любовь к близким людям, желание помочь,

          сопереживать.

Проект проходил в течении 3 месяцев.

В процессе работы дети и родители искали информацию о происхождении фамилии, а также составляли рассказ. На заключительном этапе была проведена презентация проекта, где дети рассказали о своей семье, о происхождении фамилии. Оформлен стенд.

 

С ПЕДАГОГАМИ: Использовала следующие формы работы:

Мастер-класс. В марте  проведён мастер-класс для воспитателей по теме «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Семинар. Приняла участие в семинаре-практикуме «Задачи речевого развития детей дошкольного возраста ».

Консультации. Проведена консультация «Какая должна быть речь педагога».

Обобщение опыта. На учрежденческом уровне обобщила педагогический опыт по теме «Формирование речевой культуры детей дошкольного возраста. 

В мае 2013 года я провела диагностику, которая показала следующие результаты: у 30% - высший уровень, у 65% - средний, и 5% - низкий. Таким образом, отмечается выраженная положительная динамика.

В ходе проделанной работы были достигнуты следующие результаты:

  1. Возрос познавательно- речевой интерес;
  2. Расширился словарный запас;
  3. Улучшилась звуковая культура речи;
  4. Выразительность, образность речи;
  5. Стала более насыщенной монологическая и диалогическая речь детей.

В дальнейшем я планирую продолжить работу по формированию речевой культуры дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Педагогические условия формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста

В данной работе рассматриваются теоретические основы экологической культуры детей дошкльного возраста,  а также пути и условия реализации экологического образования в дошкольных учреждении....

Наблюдение как метод формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста

Наблюдение как метод формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста...

«Формирование речевой культуры у детей дошкольного возраста»

Презентация по Формирование речевой культуры у детей дошкольного возраста.  Из опыта работы....

«Использование малых форм фольклора в воспитании речевой культуры у детей дошкольного возраста.»

Фольклор – одно из действенных ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию речи, пополнению...

Формирование речевой культуры у детей дошкольного возраста

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуетс...

Формирование речевой культуры у детей дошкольного возраста

  Культура речи – явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, соо...