Овладение речью,как сокровищница всех знаний.
статья по развитию речи (средняя группа)

Ивахненко Наталья Александровна
Овладение речью перестраивает всю психику малыша,позволяя воспринимать явления более осознанно и произвольно.Необходимо заботиться о своевременном развитии речи ,уделять внимание ее чистоте и правильности.Чем богаче и правильнее речь ребенка,тем легче ему высказывать свои мысли,тем шире его возможности в познании действительности,содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми,тем активнее происходит его психическое развитие.Дети,плохо говорящие,начиная осознавать свой недостаток,становятся молчаливыми,застенчивыми,нерешительными.Особенно важное значение имеет правильное,чистое произношение ребенком звуков и слов в период обучения грамоте,так как письменная речь формируется на основе устной,и недостатки речи могут привести к неуспеваемости. Правильное звукопроизношение формируется у ребенка в основном к 5-6 годам.Поэтому восприятие правильного произношения всех звуков родного языка должно быть закончено в дошкольном возрасте.Словарь и грамматический строй развиваются и совершенствуются постоянно.Речь не является врожденной способностью.Для нормального становления необходимо,чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости и органы чувств ребенка: слух,зрение,обоняние ,осязание- были так же достаточно развиты.Особенно важно развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов.Отрицательное влияние на формирование речи оказывают различные заболевания- диспепсии,хронические пневмонии,тонзиллит,аденоиды и т.д .Они ослабляют организм ребенка ,снижают его психическую активность,могут привести к психофизическому инфантелизму и астенизации. Речь развивается по подражанию,поэтому большую роль в формировании ее играет четкая ,неторопливая речь взрослых,окружающих ребенка.Предметы нужно называть правильно ,не искажая слова,не имитируя речь детей.Необходимо в первые месяцы формировать пассивный словарь ,на его основе развивается активный словарь.Далее формируется фразовая речь.К пяти годам активный словарь увеличивается до 2500-3000 слов.Фраза удлиняется и усложняется ,улучшается произношение.Также спонтанно корректируются физиологические нарушения звукопроизношения.К семи годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка,имеет достаточно активный словарь и практически овладевает грамматически правильной речью.Воспитателю необходимо знать закономерности нормального развития детской речи,активно и правильно руководить этим процессом.Основными компонентами произносительной стороны речи являются ритмико-мелодическая сторона речи( интонация) и звуки речи( система фонем).Под интонацией понимается совокупность произносительных средств,которыми выражаются смысловые отношения и эмоциональные оттенки речи.Интонация включает ритм,темп,тембр и мелодику речи.Мелодика речи- повышение или понижение голоса для выражения утверждения,вопроса,восклицания во фразе.Ритм речи- равномерное чередование ударных и безударных слогов,различных по длительности и силе голоса.Темп- скорость произнесения речи .В детской речи часто наблюдаются паузы ,связанные с несформированностью речевого дыхания ,с неумением ребенка распределить речнвой выдох,в соответствии с длиной высказывания.Тембр,логическое ударение,речевой слух- все зависит от восприятия речи.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности периода раннего детства и его значение в овладении речью

Статья содержит анализ литературы по проблемам речевого развития детей раннего возраста. Рассмотрены периоды лексического развития ребенка. Дан список литературы по данной теме....

Овладение речью - основной фактор развития ребенка.

Овладение речью – основной фактор развития ребенка. Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, счастливым, общительным. Ребёнок рождается, не умея говорить. В процессе своего развития ...

Роль взрослого в овладении речью.

Роль семьи в развитии речи детей....

Роль взрослого в овладении речью ребенком

В практике работы с детьми раннего возраста выработались многочисленные приемы, при помощи которых взрослые помогают ребенку быстрее и совершеннее овладеть речью, обогатить словарный запас, развить пр...

Беседа с родителями на тему: Дети с недостатками развития испытывают значительные трудности при овладение речи.

Беседа с родителями на тему:  Дети с недостатками развития испытывают значительные трудности при овладение речи.I. Трудности в освоении у речи у ребенка с недостатками развития могут быть вызваны...

Овладение речью как средством общения и культуры. Обогащение активного словаря старших дошкольников с использованием интерактивных технологий

Данная электронная презентация познакомит педагогов с современными образовательными интерактивными технологиями, направленными на речевое развитие детей.Используя интерактивные технологии в работе с д...

Овладение речью как средством общения и культуры. Обогащение активного словаря старших дошкольников с использованием интерактивных технологий. Сопроводительный текстовой материал.

Овладение речью как средством общения и культуры. Обогащение активного словаря старших дошкольников с использованием интерактивных технологий....