Роль взрослого в овладении речью.
статья (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Роль взрослого в овладении речью.
В практике работы с детьми раннего возраста выработались многочисленные приемы, при помощи которых взрослые помогают ребенку быстрее и совершеннее овладеть речью, обогатить словарный запас, развить правильную речь.
Обязательный разговор с ребенком с самых первых дней его жизни является первым и наиболее важным условием и способом развития речи.
Всякое общение с ребенком или действие должно сопровождаться речью.
В семье малышу, естественным образом, обеспечен индивидуальный подход, так как большей частью он бывает один и на него обращено внимание всей семьи. Особенное же значение имеет речь мамы.
Мама для ребенка - источник жизни, любви, ласки, положительных эмоциональных и сугубо интимных переживаний. Речь из уст мамы, в связи с этим, воспринимается как особо действенная.
Но наиболее благоприятные условия восприятия и развития речи детей раннего возраста создаются при сочетании семейного и социального воспитания.
Пребывание ребенка в детском коллективе, в группе своеобразно влияет на развитие речи детей. Ребенок на занятиях общается с детьми, делится с ними своими впечатлениями и находит у них соответствующее понимание его речи, сочувствие его интересам, содействие его активности. Все это мобилизует ребенка на дальнейшее развитие его речи. Влияние детского коллектива на развитие речи можно отнести к тому, что называется самообучением языку.
Видеть лицо говорящего. Для успешного развития речи детей надо воздействовать не только на слух, но и на зрение, и на осязание. Ребенок должен не только слышать взрослого, но и видеть лицо говорящего. Дети как бы считывают с лица речь и, подражая взрослым, начинают сами произносить слова.
Для развития понимания желательно, чтобы ребенок не только видел предмет, о котором идет речь, но и получил его в руки.
Рассказывание - один из приемов развития детской речи, он очень нравится детям. Рассказывают детям небольшие произведения, простые и доступные для понимания, рассказывают и сказки, читают стихотворения.
Стихи, рассказы и сказки для лучшего восприятия их детьми рекомендуется говорить наизусть. Необходим, чтобы дети, слушая рассказчика, удобно сидели вокруг него и хорошо видели его лицо. Да и сам рассказывающий должен видеть детей, наблюдать за впечатлением от рассказа, за реакцией детей. Ничто не должно мешать детям слушать.
Рассматривание картинок - хороший прием развития речи, так как речь при этом делается наглядной и более доступной для понимания. Вот почему рассказ хорошо сопровождать показом картинок, беседой по картинке.
Игра - одно из лучших средств развития речи и мышления детей. Игра доставляет ребенку удовольствие, радость, а эти чувства являются сильным средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую активность.
Интересно, что, играя даже в одиночку, младшие дети нередко говорят, высказывая вслух свои мысли, которые у детей более старших возрастов протекают молча, про себя.
Обыгрывание игрушек - очень помогает развитию речи и мышления маленьких детей, когда им не только даются игрушки для самостоятельной игры, но и показывается, как в них играть. Такие организованные игры, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли, так занимающие детей и так много дающие для их развития.
Многократное повторение речевого материала. Дети, со слов взрослых, способны запомнить и воспроизвести наизусть слышимое ими. Для этого необходимо многократное повторение речевого материала.
Декламация и пение, сопровождаемые музыкой, также важный способ развития детской речи. Особенно успешно они запоминают стихи и песенки, которые потом декламируют, поют.
Чтение детям книжек, также является средством развития речи и мышления детей. Это увлекает детей, нравится им, и довольно рано, подражая взрослым, дети сами начинают рассматривать книгу, «читать» ее, пересказывая часто наизусть то, что им было прочитано. Интересную книжку дети иногда запоминают наизусть целиком.
Ознакомление детей с окружающим миром - также способствует развитию речи и мышления детей. Важно обращать внимание малышей на предметы и окружающую их жизнь, беседовать с ними об этом.
Роль семьи в развитии речи детей.
Иногда умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще это бывает у ослабленных постоянными болезнями ребят. Такие дети, как правило, нуждаются в дополнительной работе над звукопроизношением, общим речевым развитием. Своевременное формирование правильного произношения имеет важное значение для общей культуры речи и, следовательно, для нормального речевого общения со сверстниками и взрослыми, для успешного овладения грамотой, а при поступлении в школу - для успешного усвоения школьной программы.
Произносительная сторона речи в основном формируется в дошкольном детстве. На занятиях и в повседневном общении логопед и воспитатель упражняют детей в четком произнесении слов, правильном использовании интонационных средств выразительности. Учат их говорить достаточно громко, не спеша, развивают фонематический и речевой слух. Однако нельзя забывать и о том, что ребенок много времени находится вне стен детского сада: в кругу семьи, со сверстниками и т. д. Овладение ребенком речью успешнее идет тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Знание родителями того, чему учат ребенка в детском саду, правильное понимание задач воспитания и обучения в целях подготовки дошкольника к следующей ступени детства- к школе, несомненно поможет родителям организовать речевые занятия и дома и в условиях семьи.
Родители должны помнить, что недостатки произношения могут быть результатом нарушения в строении артикуляционного аппарата, отклонение в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и т. д. Чтобы предупредить дефекты речи, важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.
Чтобы научиться четко и правильно произносить звуки, слова, ребенок должен прежде всего услышать их. Слуху принадлежит важная роль в овладении речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Поэтому родителям необходимо оберегать слух от постоянных сильных звуковых воздействий, а при заболеваниях органов слуха своевременно лечить их. Родителям также следует беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка: не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк.
Родители должны знать, что речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, чтобы говорили с ним не торопясь, четко произносили все звуки и слова спокойным, приветливым тоном. Неряшливая, торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребенка, он может также невнимательно относиться к речи, не заботиться о том, как его воспринимают окружающие. Если дома постоянно говорят громко, торопливо, раздраженным тоном, то и речь малыша будет такой же.
Не редко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестер, товарищей, с которыми малыш часто общается.
Нельзя ругать малыша за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это не приводит к положительному результату, а иногда ведет к тому, что малыш старается не употреблять его, заменяя другим, порой неудачным или вообще отказывается говорить. Исправлять ошибку надо в тактичной, доброжелательной форме. По возможности не надо повторять неправильное произношение. Лучше дать правильный образец его произношения.
Если родители будут выполнять предложенные рекомендации, то поставленные звуки быстрее будут входить в речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль взрослых в развитии речи ребёнка.
Воспитание правильной и чистой речи у ребенка — одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку....
Роль взрослого в овладении речью ребенком
В практике работы с детьми раннего возраста выработались многочисленные приемы, при помощи которых взрослые помогают ребенку быстрее и совершеннее овладеть речью, обогатить словарный запас, развить пр...
Роль взрослого в развитии речи ребенка.
Статья адресована родителям.В ней раскрываются причины недостатков произносительной стороны речи у детей.Даются краткие рекомендации....
Роль взрослого в развитии речи детей
Статья о роли взрослого в развитии речи детей...
«Роль взрослых в развитии речи ребенка».
Консультация для родителей....
Роль взрослых в развитии речи ребенка.
Роль взрослых в развитии речи ребенка....
Методическое пособие «Роль взрослого в овладении детьми дошкольного возраста конструктивными способами выражения эмоций»
Методическое пособие «Роль взрослого в овладении детьми дошкольного возраста конструктивными способами выражения эмоций» разработано на основе методологических трудов кандидата педагогичес...