НОД по речевому развитию в старшей группе Сказка «Морозко».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Корнеева-Зоненко Юлия Юрьевна

предворительное занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_morozko.docx16.83 КБ

Предварительный просмотр:

НОД  по речевому развитию в старшей группе

Сказка «Морозко».

                         

Тема: Сказка «Морозко»

Задачи:

Формировать умение  различать жанры художественной литературы.

Развивать способность рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа.

Формировать умение моделировать сказку с помощью геометрических фигур, пересказывать ее, используя алгоритм.

Развивать фонематическое восприятие, формировать грамматический строй речи.

Развивать внимание, память, логическое мышление, умение отстаивать свое мнение в обсуждении, мелкую моторику.

1.Организационный момент

Воспитатель:

Где можешь ты увидеть чудеса?

Везде! Ты в лес войди, взгляни на небеса.

Природа дарит тайны нам свои.

Лишь внимательно вокруг ты посмотри.

А где животные, как люди, говорят?

И добрые волшебники там чудеса творят? 

Ты ответишь без подсказки.

Ну, конечно, это … (Сказки)

2. Отгадывание загадок.

- Как вы уже догадались, сегодня мы будем говорить о сказке, а как она называется, вам помогут понять загадки.

Без рук рисует,

Без зубов кусает (мороз)

Не огонь, а жжётся (мороз)

Чтобы осень не промокла,

Не раскисла от воды,

Превратил он лужи в стёкла,

Сделал снежными сады (мороз)

Кто без брёвен мосты строит? (мороз)

– Вы правильно угадали, что ответ у всех этих загадок один – Мороз. Скажите ласково. (Морозко). И сказка наша называется «Морозко».

Ранее Деда Мороза называли Морозко, хотя Морозко и поныне существует в наших сказках. Это — суровый мужичок с длиной бородой, настоящий хозяин зимы. Он представлялся в виде невысокого старичка с длинной седой бородой, который бегает по полям и вызывает стуком трескучие морозы. Образ Мороза нашёл своё отражение в русских пословицах, поговорках:
«Мороз не велик, да стоять не велит»
«Заковал мороз реки, да не навеки»
«Мороз, то мороз, береги свой нос!»
И в сказках: «Мороз Иванович», «Морозко», «Два Мороза», в волшебных сказках Мороз предстаёт в виде волшебного помощника (выступая под именами Студенец, Трескунец), или дарителя при правильном поведении сказочного героя (Морозко). Морозы в представлении славянина-земледельца связывались с будущим урожаем. О наличии будущего урожая можно было судить по наличию рождественских или крещенских морозов. Еда для мороза оставлялась на окне или на крыльце. Мороз просят не приходить летом и не портить урожай. А для нас Дед Мороз появился в фильмах и мультиках с мешком подарков. Родиной является не далекий Север, как считают многие, а Великий Устюг в России. 
18 ноября, в свой День Рождения, Дед Мороз принимает не только многочисленных друзей и гостей, но и своих родственников. К нему на праздник приезжают финский Йоулупукки, английский и американский Санта-Клаус, якутский Дед Чисхан, Паккайне из Карелии, Микулаш из Чехии и многие другие. 

Чтение сказки Морозко

3. Беседа по сказке (Воспитатель)

- Почему это произведение относится к жанру сказка? (Сказка начинается словами жили-были. Как во всех русских народных сказках. Потому что в ней есть сказочные персонажи: Морозко, говорящая собачка, волшебная дорога).

– Сравним падчерицу и родную дочку из сказки. Их отношение к другим людям, к работе, их ум и скромность.

– Назовите качества, присущие падчерице? (Добрая, трудолюбивая, скромная, с уважением относится к старшим) .

– А родной дочке бабы? (Ленивая, злая, проявляет неуважение к старшим) .

– На кого бы вы хотели быть похожими? И почему? (На Настеньку)

– Кто из героев вам больше всего понравился и почему?

– Как жилось дочке старика? И почему? (Плохо)

– Почему старик повез свою дочь в лес? (Мачеха приказала)

– Почему Морозко пожалел Настеньку? (Потому что она добрая, скромная и отнеслась к нему с уважением) .

– Почему старуха отправила свою дочь в лес? (Из жадности, она хотела, что бы Морозко ее дочери тоже дал сундук серебра) .

– Чему же учит нас сказка? (Сказка учит нас доброте, находчивости, уважению к старшим, трудолюбию. Высмеивает плохие черты характера. Учит нас не судить о человеке по внешнему виду, смотреть глубже, оценивать людей по их душевным достоинствам, их делам.)

- Ребята, а сейчас я вам предлагаю немного поиграть, вы согласны?

4.Физминутка

По дорожке, по дорожке,

Скачем мы на правой ножке,

А по этой по дорожке,

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим. 

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп. Немножко отдохнем

Сказку продолжать пойдем. (Выполняют движения по тексту) .

Рефлексия (Воспитатель)

Вы старались, мастерили, трудно было не устать! Потрудились от души, все ребята хороши!

- Какую сказку сегодня вспомнили?

- Что было самым запоминающимся в этой сказке?

- Чему же нас учат нас русские народные сказки? (Доброте, находчивости, уважению к старшим, трудолюбию, не судить о человеке по внешнему виду, смотреть глубже, оценивать людей по их душевным достоинствам, их делам)

- Ребята, подумайте и оцените себя, а лично вам нужно чему ни будь научиться из этой сказки? Если да то возьмите желтый кружок, если нет, то розовый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по «Речевому развитию» в старшей группе детского сада на тему: «Русская народная сказка «Сивка-бурка» (рассказывание). А.Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный…» (заучивание)».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе детского сада на тему: "Русская народная сказка "Сивка-бурка" (рассказывание ). А. Пушкин "У Лукоморья дуб з...

НОД по речевому развитию в старшей группе «КВН в гостях у Сказки»

НОД по речевому развитию в старшей группе «КВН в гостях у Сказки» Программные задачи:1.     Закрепить знание детьми народных  сказок.2.     Учить...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию детей старшей группы на тему: « Путешествие по сказкам»

Цель: Углублять и расширять знания детей о сказках, Формирование речевого развития детей через игровую деятельность....

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Чтение сказки №2 «Волшебница вода. История одной капли». Адлер В.Н. «Экологические сказки Фиолетового леса. Формирование экологического сознания дошкольников»

Практическое использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» по технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» и методической рекомендации " Экологические сказки Фио...

Конспект по речевому развитию в старшей группе сказки Андерсена

Конспект по речевому развитию в старшей группе сказки Андерсена...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе "Пересказ сказки "Морозко""

располагается перед детьми.На столе стоит посылкаВоспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у вас занятие проведу я. Скажите мне пожалуйста какое время годя сейчас и как вы это узнали?Воспитатель...