НОД Развитие речи на примере сказки "Лиса и Журавль"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Задачи:

Образовательные: расширять словарный запас, уточнить смысл пословиц и поговорок «Не солоно хлебавши», «Как аукнется, так и откликнется».

Развивающая: развивать связную монологическую речь

Воспитательная: воспитывать дружелюбие, умение выслушать мнение других детей.

Материалы: изображения Лисы и Журавля, глиняный кувшин, деревянная тарелка, стеклянный чайник, фарфоровые чашки и блюдца, пластиковый поднос.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_lisa_i_zhuravl.docx17.41 КБ

Предварительный просмотр:

НОД Развитие речи на примере сказки «Лиса и Журавль» в средней группе.

Задачи:

Образовательные: расширять словарный запас, уточнить смысл пословиц и поговорок «Не солоно хлебавши», «Как аукнется, так и откликнется».

Развивающая: развивать связную монологическую речь

Воспитательная: воспитывать дружелюбие, умение выслушать мнение других детей.

Материалы: изображения Лисы и Журавля, глиняный кувшин, деревянная тарелка, стеклянный чайник, фарфоровые чашки и блюдца, пластиковый поднос.

Ход ОД

Мы сегодня с вами поговорим об одной русской народной сказке, а о какой, это вы мне сейчас сами скажете.

Отгадайте сказку нашу:
Она его кормила кашей,
Он ни капельки не съел,
На болото улетел.
Угощал её окрошкой,
Не отведала ни крошки
И ушла к себе в леса.

Ответы детей

Верно! Это сказка называется «Лиса и журавль»

Давайте посмотрим на главных героев и попробуем их описать.

Посмотрите на лисичку, какая она?

(Рыжая, пушистая, красивая, изящная, хитренькая.)

А журавль какой?

( серый, длинноносый, длинноногий, высокий, строгий)

Давайте вспомним, с чего начинается эта сказка? Что произошло?

Ответы детей

Чем же угощала Лиса Журавля?

Ответы детей

А каша ребята, тогда бывала не в каждом доме, и считалась хорошим угощением. И предложила лиса Журавлю поесть вежливо. Кто помнит, что говорила Лиса, когда угощала Журавля?

Ответы детей

Все, вроде бы, Лисонька сделала правильно, только вот в чем подала свое угощение, удобно ли было журавлю есть? Почему?

Ответы детей (У журавля длинный тонкий клюв, ему неудобно клевать кашу из плоской тарелки).

Конечно, Журавлю неудобно было есть и Лиса съела все сама. Что же произошло в сказке дальше?

Ответы детей (Журавль пригласил Лису к себе в гости)

Чем же угощал Лисоньку Журавль и как подал ей угощение?

Ответы детей ( Угощал окрошкой в кувшине)

Как вы думаете, удобно ли было Лисе кушать? Почему?

Ответы детей ( Нет, неудобно, морда в кувшин не пролезала)

Конечно, ушла наша хитрая Лисонька «несолоно хлебавши», значит – голодная, никакого угощения и не получила.

 Посмотрите внимательно на это кувшин. Горлышко у него неширокое, никак лисья морда туда не пролезет. В кувшинах обычно хранят молоко, масло а есть оттуда неудобно.

А вы, ребята, хотите увидеть настоящий кувшин? Сейчас я его из своей волшебной корзинки достану…ой! Хотела вам кувшин и тарелочку показать из которых Лиса и Журавль ели, а они по дороге разбились…Поможете собрать?

Игра «Собери из частей».

После того как дети собрали изображения воспитатель достает настоящие кувшин и тарелочку.

Посмотрите ребята, кувшин какой?

Ответы детей (коричневый, блестящий, гладкий, прохладный)

Он сделан из глины, значит он какой?

 - Глиняный

А тарелочка какая?

Ответы детей ( красивая, яркая, черная, красная, гладкая, легкая)

Тарелочка сделана из дерева, она какая?

 - Деревянная.

Вот Лиса и Журавль кормили друг друга кашей да окрошкой. Мы обычно приглашаем друзей на чай, поэтому давайте, ребята вспомним что нужно приготовить для чаепития.

Ответы детей

Верно, ребята! И у нас здесь приготовлена посуда для чаепития, посмотрите. Давайте посмотрим из чего же она сделана.

Если посуда сделана из дерева, как эта тарелка, то она какая? (Деревянная)

А если из стекла как этот чайник, то какая? (Стеклянная)

А если из пластмассы, как поднос, то какая? (Пластмассовая)

А если из глины, как кувшин у журавля, то какая?

Молодцы! Вы, наверное, устали, давайте немного разомнемся

Физминутка «Накрываем на стол»

Вот большой стеклянный чайник

Очень важный как начальник!

Вот фарфоровые чашки –

Очень хрупкие, бедняжки

Вот фарфоровые блюдца –

Только стукни – разобьются!

Вот серебряные ложки –

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос –

Он посуду нам принес

Надуваем животик, одна рука на поясе,

другая как носик чайника.

Приседаем, одна рука на поясе.

Руками изображаем круг, кружимся

Руки кольцом над головой

Приседаем.

Вытянуть руки над головой

Кистями как будто держим мяч.

Вытянули руки перед собой

Покачали вверх, вниз

Молодцы ребята! Но давайте подумаем, почему журавль так поступил? Заставил Лису помучатся с кувшином?

Ответы детей ( Он обиделся, потому, что и Лиса плохо поступила)

Посмотрите-ка, ребята, получается, что плохой поступок хитрой Лисы заставили Журавля схитрить и поступить не очень красиво. Не зря сказано: «Как аукнется, так и откликнется» Что означает эта пословица, ребята?

Как вы думаете, были ли Лиса и Журавль настоящими друзьями?

Ответы детей.

Как должны были поступить настоящие друзья?

Ответы детей

Конечно, настоящие друзья не хитрят и не стараются все заполучить сами, а всегда стремятся сделать друг для друга что-нибудь приятное.

Подведение итогов занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль словесных игр в развитии речи на примере лексической темы "Посуда"

Закрепить понятие «Посуда»Активизировать словарь детей за счёт названия посуды и различных материалов в образовании прилагательных и существительных.Развивать связную речь, закреплять умение пользоват...

Конспект занятия по развитию речи "Пересказ сказки "Лиса и Журавль"

Цель:     1. Учить детей выразительно рассказывать сказку               2.Закреплять умение детей пересказыват...

Воспитание добрых чувств и положительных эмоций на занятии по развитию речи (на примере сказки Шарля Перро «Красная Шапочка»)

Презентация к занятию "Воспитание добрых чувств и положительных эмоций на занятии по развитию речи" (на примере сказки Шарля Перро «Красная Шапочка»)...

Разработка конспекта занятия по развитию речи по теме "Лиса и журавль" с использованием сюжетны картинок

Занятие для детей старшей группы.Цель: учить детей пересказывать:  сказку с помощью серии сюжетных картин.Задачи:- продолжать учить детей связности, полноте, логичности и непрерывности пересказа,...

Основные методические приемы аппликации в развитии речи (на примере сказки «Репка»)

Основные методические приемы аппликации в развитии речи (на примере сказки «Репка») с учащимися МБОУ МУК пгт Кавалерово по профессии «Помощник воспитателя»...

Основные методические приемы аппликации в развитии речи (на примере сказки «Репка»)

Основные методические приемы аппликации в развитии речи (на примере сказки «Репка») с учащимися МБОУ МУК пгт Кавалерово по профессии «Помощник воспитателя»...

Основные методические приемы аппликации в развитии речи (на примере сказки «Репка») с учащимися МБОУ МУК пгт Кавалерово по профессии «Помощник воспитателя»

Основные методические приемы аппликации в развитии речи (на примере сказки «Репка») с учащимися МБОУ МУК пгт Кавалерово по профессии «Помощник воспитателя» на базе МБДОУ № 22 п...