Конспект занятия в старшей группе "Путешествие в страну загадок"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Актуализировать знания об особенностях диких животных;продолжать учить детей дослушивать загадку до конца;закреплять умение выделять характерные признаки в загадках, сравнивать, анализировасовершенствовать грамматический строй и звуковую культуру речи;стимулировать мыслительную и речевую активность детей, развивать логическое мышление.воспитывать интерес к окружающему миру;воспитывать желание помогать животным.воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть сообща;развивать стремление детей выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.развивать умение поддерживать беседу;поощрять попытки высказывать свою точку зрения.работа с активным словарем
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_v_starshey_gruppe_na_temu_puteshestvie_v_stranu_zagadok.docx | 38.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе на тему «Путешествие в страну загадок»
Форма проведения: игровая
Возраст детей: старшая группа
Задачи приоритетной образовательной области:
Познавательное развитие.
Обучающие:
- актуализировать знания об особенностях диких животных;
- продолжать учить детей дослушивать загадку до конца;
- закреплять умение выделять характерные признаки в загадках, сравнивать, анализировать.
Развивающие:
- совершенствовать грамматический строй и звуковую культуру речи;
-стимулировать мыслительную и речевую активность детей, развивать логическое мышление.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к окружающему миру;
-воспитывать желание помогать животным.
Задачи ОО в интеграции:
Социально- коммуникативное развитие:
-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть сообща;
-развивать стремление детей выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.
Речевое развитие:
-развивать умение поддерживать беседу;
-поощрять попытки высказывать свою точку зрения.
Словарь: работа с активным словарем
Предварительная работа: отгадывание загадок различного типа (описательные, метафорические, с отрицательным сравнением), беседы о диких животных, рассматривание фотографий и иллюстраций с животными, чтение художественной литературы о жизни диких животных, разучивание физкультминуток, пальчиковых гимнастик, стихотворений.
Материалы к оборудованию: аудиозаписи (видео полёта над лесом, видео животных в лесу, голос за кадром), проектор, презентация к конспекту, распечатанные лабиринты, раскраски, простые карандаши, мяч.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
1.Введение в проблемную ситуацию | |
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Воспитатель: Дети, давайте друг другу улыбнёмся, пожелаем хорошего настроения. Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? Воспитатель: Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы попробуйте догадаться, в какое путешествие мы с вами отправимся, готовы? Воспитатель: Собрались мы с вами в круг, Улыбнулись всем вокруг, Дверь волшебную откроем, Путешествие освоим. А идём в страну такую, Очень даже не простую На любой вопрос там есть отгадка Называется эта страна- страна (Если дети не ответили, продолжает педагог) - Загадка ! Воспитатель: Молодцы! | (дети проходят в группу, здороваются с гостями) Дети: Здравствуйте. (садятся на стульчики) Дети улыбаются, желают друг другу хорошего настроения Дети: Да! Дети: Да! Дети все вместе: загадка. |
2. Актуализация знаний, умений. | |
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем путешествовать в стране Загадок. А что же такое Загадка? Воспитатель: Правильно. Воспитатель: Загадка - это страна смекалки и воображения. Здесь надо быть находчивым, внимательным и активным. Ребята, вы любите загадки? Воспитатель: А на чём же мы отправимся в страну Загадок? Воспитатель: Я согласна с (имя ребёнка) полететь на ковре, а вы согласны? Воспитатель: Но, как, же наш ковёр полетит? Воспитатель: Давайте мы с вами сильно- сильно подуем. (Воспитатель включает видео полёта над лесом) Воспитатель: Посмотрите- мы летим над лесом, поднимаемся и снова опускаемся. Раз, два, три Страна Загадок двери отвори. (Включает слайд-картинка зимнего леса.) Воспитатель: Посмотрите, куда же мы с вами попали? Воспитатель: Правильно в зимний лес. Как здесь красиво, представьте воздух, какой здесь свежий, морозный. А какой же он зимний лес? Воспитатель: Какие красивые слова вы знаете! Давайте посмотрим, кто же живет в зимнем лесу? (воспитатель включает на слайде диких животных) | Дети: Загадка – это то, что надо отгадывать, … Дети: Да. ответы детей Дети: Да. Ответы детей Дети дуют. Дети: В лес, на полянку, в зимний лес Предполагаемые ответы детей (белый, белоснежный, загадочный, красивый и др.) |
3. Затруднение в игровой ситуации | |
(Воспитатель включает Слайд 2) Экран чернеет, Звучит аудиозапись: Срочно нам вы помогите Нас волшебник напугал Нас он всех заколдовал Мы, забыли, кто мы есть? Что нам пить и что нам есть Вы загадки отгадайте И нас срочно выручайте. Воспитатель: Ребята, что же такое случилось? Что же будем делать? Воспитатель: Правильно, надо помочь им вспомним, где они живут и чем они питаются зимой. Воспитатель: Отгадайте загадку: (Воспитатель читает загадку) 1.Всех зверей она хитрей Шубка рыжая на ней Пышный хвост- её краса, А зовут её… Воспитатель: (Имя ребёнка, из тех, кто правильно ответил), почему ты думаешь, что это лиса? А ты (имя ребенка?) Воспитатель: Вы правы, это лиса (По щелчку появляется видео лисы). Посмотрите, как она умеет красться. Давайте мы с вами встанем с ковра и тоже попробуем так же походить. Молодцы, садимся на коврик. Воспитатель: Животные просили, чтобы мы им помогли вспомнить, где они живут и чем питаются. Помогите мне составить рассказ о лисе. Я буду рассказывать, а вы мне помогайте. Воспитатель: В одном лесу дремучем жила Лиса (Какая?). Родились у неё однажды маленькие, кто? Лисята были очень похожи на маму Лису. Они были (какие?) Кормила лиса своих маленьких детей. (чем?) ….. А когда они немного подросли стала ловить для них (кого?)….. Лиса очень заботится о своём потомстве, потому что знает, что скоро они станут взрослыми и будут уже не лисята, а взрослые…(кто?) Воспитатель: здорово у нас получилось. Мне кажется, лиса осталась очень рада. Воспитатель: Как вы уже знаете зимой в лесу очень холодно и нам с вами пора согреться. Согласны? Воспитатель: Ну-ка взялись все за уши: Повертели, повертели Вот и уши отогрели! По коленкам постучали, По плечам похлопали, Ножками потопали- играем 2раза Воспитатель: А у нас следующая загадка. Слушаем внимательно загадку до конца. Кто знает правильный ответ, поднимает руку. (Воспитатель читает следующую загадку) 2.Кто по ёлкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы Воспитатель: (имя Ребёнка), докажи нам, что твоя отгадка верна. Воспитатель: Совершенно верно (по щелчку появляется видео белки) Посмотрите, что такое делает белочка? Воспитатель: Наша белочка очень любит играть со своими друзьями. Поиграем вместе с ними? Воспитатель: приготовьте ваши ручки и повторяйте за мной. Раз, два, три ,четыре, пять Пришли белки поиграть. Одна куда- то подевалась, Четыре белочки осталось. А теперь скорей смотри Их осталось уже три. Ну и ну какая жалость Только две у нас осталось Эта новость так грустна- Осталась белочка одна. А пока мы их считали Белочки от нас сбежали. Воспитатель: читает 3 загадку На овчарку он похож: Что ни зуб- то острый нож! Он бежит оскалив пасть, На овцу готов попасть Воспитатель: Имя ребенка, объясни, какие слова тебе помогли отгадать эту загадку? Воспитатель: Имя ребенка, как можно доказать, что это именно волк? Воспитатель: Угадали. ( По щелчку появляется видео волков). Что можно сказать про них? Какие они? Правильно, они быстрые, страшные, голодные. Воспитатель: Воспитатель Что за зверь лесной Встал, как столбик под сосной. И стоит среди травы Уши больше головы. Воспитатель: Имя ребёнка, как ты догадался, что это заяц? Воспитатель: правильно! (по щелчку появляется видео зайца) Какой зимой заяц? Воспитатель: В лесу, особенно зимой, когда еды становится меньше, одни животные начинают гоняться за другими . Так и у зайцев появляется много врагов. Каких врагов зайца вы знаете? Воспитатель: Давайте спасём вот этого зайчика от волка (воспитатель показывает лабиринт на листе А4) , зайцу необходимо выбраться из лабиринта, чтобы не попасть в лапы волку. Воспитатель: Ребята, садитесь на свои места за столом, у каждого есть листочек с лабиринтом и простой карандаш, кто выполнит задание, возвращайтесь обратно к нам на полянку. Воспитатель напоминает детям, как правильно сидеть за столом, как держать карандаш. Хвалит за выполненное задание. Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием. И спасли маленького зайчишку. Воспитатель: Послушайте следующую загадку: Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой, под вьюжный вой. Спит в избушке снеговой Воспитатель: Имя ребёнка, расскажи, какие слова тебе подсказали, что это медведь? Как ты догадался? Воспитатель: Умница! (по щелчку появляется видео берлоги медведя) Воспитатель: Медведя и, правда, считают хозяином леса. А вы хотите побыть на время медведем? Тогда давайте снова встанем с ковра и походим как он. А ещё про него очень любили писать сказки. Давайте поиграем. Я буду кидать вам мяч, а вы, мне обратно, кидая мяч, называете сказку, в которой есть герой – медведь. Воспитатель: Спасибо за игру. Вы знаете много сказок, молодцы!!! Воспитатель: Замечательно! Нас ждут следующие испытания: На суку таится кошка, Но она совсем не крошка И нельзя сказать ей: «Брысь!» Потому что это… Воспитатель: Имя ребёнка, объясни свою точку зрения. Воспитатель: Согласна с тобой, это действительно рысь (по щелчку появляется видео-рысь) Воспитатель: Послушайте стихотворение Метелёва М. про этого красивого зверя. Рысь немногим больше кошки, Грациозна и стройна, В сумерках глухого леса Словно тень скользит она, Пробирается бесшумно Потаённою тропой, Ушки с кисточками чутко Слышат каждый звук лесной.
Воспитатель: какие слова, характерные для рыси использовал автор? 4. Воспроизведение нового в типовой ситуации Воспитатель: Посмотрите, какой зверёк ещё зимует в лесу? Кто же это? (появляется видео мышки) Воспитатель: Не нашлось загадки про мышку. Что же сделать? Я знаю, как здорово вы умеете сочинять загадки. Попробуйте придумать свою загадку (если дети не затрудняются, тогда работаем все вместе:
Серый- заяц, волк, … Пушистый - белка, лиса, шапка, варежки….. С длинным хвостом- ящерица, змея, землеройка, …. Маленький- лягушонок, крот, … Трусливые- заяц, ..
Шкура серая, но не волк, Пушистая, но не лиса, Трусливая, а не заяц, С длинным хвостом, а не змея, Любит грызть, но не белка Воспитатель: Какие вы все молодцы!!! | Дети сидят на ковре и слушают Дети: Жителям леса нужна помощь Ответы детей: помогать, надо их расколдовать, отгадать загадки Дети: Лиса Предполагаемый ответ ребёнка: из диких зверей рыжая шубка и пышный хвост у лисы и белки, а хитрая- лиса. Ребёнок: свой вариант, либо я согласен с …. Дети подражают лисе. Дети: большая, рыжая, пушистая Дети: лисята. Дети: маленькие, рыжие, пушистые, игривые Дети: молоком Дети: зайчиков, петухов, кур, мышей Дети: Лисы, лисицы Дети: Да! Дети повторяют слова и делают движения в соответствии с текстом Дети (поднимая руку): Белка Ребёнок: По деревьям могут лазить кошки, белки, но кошка в отличии от белки не грызёт орехи и не живёт в дупле. Значит это белка. Ответы детей Дети: Да! Дети по одному разгибают пальцы, Прячут руки за спину Показывают 4 пальца Прячут руки за спину Показывают три пальца Прячут за спину Показывают два пальца Прячут за спину Показывают один палец Спрятали руки за спину. Дети (поднимают руку) : Волк Ребёнок: похож на овчарку, острые зубы, как ножи, есть пасть, нападает на овец Ребёнок: острые зубы есть у льва, тигра, волка. На овчарку похож волк и он охотится на овец. Ответы детей Дети (выборочно): Заяц. Ребёнок: как столбик может стоять на задних лапах: белка, мышь, заяц. Но уши больше головы у зайца и у осла. Осёл - не лесное животное и столбиком стоять не может, значит это заяц. Ответы детей Дети: волки, лисы, охотники…. Дети садятся за столы, выполняют задание на листочках формата А5. После выполнения возвращаются на свои места, листочек отдают воспитателю. Дети (поднимают руку): Медведь Ребёнок: спят зимой и просыпаются весной: ёж, насекомые, медведь, но хозяин леса- только медведь. Ответы детей. Дети играют. Ответы: Колобок, Вершки и корешки, Теремок, Маша и медведь, Три медведя, Дети садятся на ковёр Дети : Рысь Ребёнок: таиться или красться может кошка, рысь, лиса. Лиса не лазит по деревьям. Остались кошка и рысь. Кошка, небольшая, значит это рысь – она большая. Рассказывает Фёдорова Соня Дети: немного больше кошки, стройна, грациозна, живёт в лесу глухом, бесшумно ходит, ушки с кисточкой, хорошо слышит Ответы детей Дети: самим придумать. (придумывают вместе) |
5. Итог образовательной деятельности (рефлексия) | |
Воспитатель: Мы справились со всеми загадками? Животных мы расколдовали, теперь они вспомнили кто они такие Мы молодцы! Но нам пора отправляться обратно в детский сад. Воспитатель: Давайте мы с вами снова сильно подуем. (Воспитатель включает видео ) Воспитатель: Раз, два, три Детский сад двери отвори. Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? А в какое путешествие мы с вами летали? А кому мы с вами помогли? Воспитатель: Спасибо вам всем большое. | Дети: да! Дети дуют. Дети: Да! В путешествие загадок Дети перечисляют. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе "В мире загадок"
В конспекте отражается роль дифференцированного воспитания мальчиков и девочек, с учётом их интересов....
Конспект занятия в старшей речевой группе "Страна вежливости"
Обучать культуре поведения, доброму, уважительному отношению друг к другу....
Конспект занятия по математике" Путешествие в страну загадок с Будильником"
Программное содержание: - Выявить знания о числах и цифрах от 0 до 10, -закрепить умение устанавливать соответствие между числом и цифрой;-Закреплять умение понимать отношения между ...
Конспект занятия в старшей группе "В мире загадок"
В МИРЕ ЗАГАДОК Задачи: 1. Развитие логического мышления, смекалки, п...
Конспект занятия в старшей группе "В стране Здоровья"
Конспект занятия в старшей группе "В стране Здоровья"...
Конспект занятия для старшей группы "В стране Рисовандии"
Конспектнепосредственно образовательной деятельности для старшей группыОбразовательная область«Художественное творчество»Тема:«В стране Рисовандии»...
Конспект занятия в старшей группе «В стране Здоровья»
Цель: - Формировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни....