Конспект занятия в старшей группе "Путешествие в страну загадок"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Галина Веретенникова

Актуализировать знания об особенностях диких животных;продолжать учить детей дослушивать загадку до конца;закреплять умение выделять характерные признаки в загадках, сравнивать, анализировасовершенствовать грамматический строй и звуковую культуру речи;стимулировать мыслительную и речевую активность детей, развивать логическое мышление.воспитывать интерес к окружающему миру;воспитывать желание помогать животным.воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть сообща;развивать стремление детей выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые  средства.развивать умение поддерживать беседу;поощрять попытки высказывать свою точку зрения.работа с активным словарем

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе на тему «Путешествие в страну загадок»

Форма проведения: игровая

Возраст детей: старшая группа

Задачи приоритетной образовательной области:

Познавательное развитие.

Обучающие:

- актуализировать знания об особенностях диких животных;

- продолжать учить детей дослушивать загадку до конца;

- закреплять умение выделять характерные признаки в загадках, сравнивать, анализировать.

Развивающие:

- совершенствовать грамматический строй и звуковую культуру речи;

-стимулировать мыслительную и речевую активность детей, развивать логическое мышление.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к окружающему миру;

-воспитывать желание помогать животным.

Задачи ОО в интеграции:

Социально- коммуникативное развитие:

-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть сообща;

-развивать стремление детей выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые  средства.

Речевое развитие:

-развивать умение поддерживать беседу;

-поощрять попытки высказывать свою точку зрения.

Словарь:   работа с активным словарем

Предварительная работа: отгадывание загадок различного типа (описательные, метафорические, с отрицательным сравнением), беседы о диких животных, рассматривание фотографий и иллюстраций с животными, чтение художественной литературы о жизни диких животных, разучивание физкультминуток, пальчиковых гимнастик, стихотворений.

Материалы к оборудованию: аудиозаписи (видео полёта над лесом, видео животных в лесу, голос за кадром),  проектор, презентация к конспекту, распечатанные лабиринты, раскраски, простые карандаши, мяч.

        

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1.Введение в проблемную ситуацию

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Воспитатель: Дети, давайте друг другу улыбнёмся, пожелаем хорошего настроения.

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?

Воспитатель: Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы попробуйте догадаться, в какое путешествие мы с вами отправимся, готовы?

Воспитатель:

 Собрались мы с вами в круг,

Улыбнулись всем вокруг,

Дверь волшебную откроем,

Путешествие освоим.

А идём в страну такую,

Очень даже не простую

На любой вопрос там есть отгадка

Называется эта страна- страна

(Если дети не ответили, продолжает педагог)                             - Загадка !

Воспитатель: Молодцы!

(дети проходят в группу, здороваются с гостями)

Дети: Здравствуйте.

(садятся на стульчики)

Дети улыбаются, желают друг другу хорошего настроения

Дети: Да!

Дети: Да!

Дети все вместе: загадка.

2. Актуализация знаний, умений.

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем путешествовать в стране Загадок.

А что же такое Загадка?

Воспитатель: Правильно.

Воспитатель: Загадка - это страна смекалки и воображения. Здесь надо быть находчивым, внимательным и активным. Ребята, вы любите загадки?

Воспитатель: А на чём же мы отправимся в страну Загадок?

Воспитатель: Я согласна с  (имя ребёнка)   полететь на ковре, а вы согласны?

Воспитатель: Но, как, же наш ковёр полетит?

Воспитатель: Давайте мы с вами сильно- сильно подуем.

(Воспитатель включает  видео полёта над лесом)

Воспитатель: Посмотрите- мы летим над лесом, поднимаемся и снова опускаемся.

Раз, два, три

Страна Загадок двери отвори.

(Включает слайд-картинка зимнего леса.)

Воспитатель: Посмотрите, куда же мы с вами попали?

Воспитатель: Правильно в зимний лес.   Как здесь красиво, представьте  воздух, какой здесь свежий, морозный. А какой же он зимний лес?

Воспитатель: Какие красивые слова вы знаете!

Давайте посмотрим, кто же живет в зимнем лесу? (воспитатель включает на слайде диких животных)

Дети: Загадка – это то, что надо отгадывать, …

Дети: Да.

ответы детей

Дети: Да.

Ответы детей

Дети дуют.

Дети: В лес, на полянку, в зимний лес

Предполагаемые ответы детей (белый, белоснежный, загадочный, красивый и др.)

3. Затруднение в игровой ситуации

(Воспитатель включает Слайд 2)

Экран чернеет,

Звучит аудиозапись:

Срочно нам вы помогите

Нас волшебник напугал

Нас он всех заколдовал

Мы, забыли, кто мы есть?

Что нам пить и что нам есть

Вы загадки отгадайте

И нас срочно выручайте.

Воспитатель: Ребята, что же такое случилось?

Что же будем делать?

Воспитатель: Правильно, надо помочь им вспомним, где они живут и чем они питаются зимой.

Воспитатель: Отгадайте загадку:

(Воспитатель читает загадку)

1.Всех зверей она хитрей

Шубка рыжая на ней

Пышный хвост- её краса,

А зовут её…

Воспитатель: (Имя ребёнка, из тех, кто правильно ответил), почему ты думаешь, что это лиса?

А ты  (имя ребенка?)

Воспитатель:  Вы правы, это лиса

(По щелчку появляется видео лисы).

Посмотрите, как она умеет красться. Давайте мы с вами встанем с ковра и  тоже попробуем так же походить.

Молодцы, садимся на коврик.

Воспитатель: Животные просили, чтобы мы им помогли вспомнить, где они живут и чем питаются.

Помогите мне составить рассказ о лисе. Я буду рассказывать, а вы мне помогайте.

Воспитатель:

В одном лесу дремучем  жила Лиса (Какая?).

Родились у неё однажды маленькие, кто?

Лисята были  очень похожи на маму Лису. Они были  (какие?)

Кормила лиса своих маленьких детей. (чем?) …..

А когда они немного подросли стала ловить для них  (кого?)…..

Лиса очень заботится о своём потомстве, потому что знает, что скоро они  станут взрослыми и будут уже не лисята, а взрослые…(кто?)

Воспитатель: здорово у нас получилось. Мне кажется, лиса осталась очень рада.

Воспитатель: Как вы уже знаете зимой в лесу  очень холодно и нам с вами пора согреться. Согласны?

Воспитатель:

Ну-ка взялись все за уши:

Повертели, повертели

Вот и уши отогрели!

По коленкам постучали,

По плечам похлопали,

Ножками потопали- играем  2раза

Воспитатель: А у нас следующая загадка. Слушаем внимательно загадку до конца. Кто знает правильный ответ, поднимает руку.

(Воспитатель читает следующую загадку)

2.Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы

Воспитатель: (имя Ребёнка),  докажи нам, что твоя отгадка верна.

Воспитатель: Совершенно верно (по щелчку появляется видео белки)

Посмотрите, что такое делает белочка?

Воспитатель: Наша белочка очень любит играть со своими друзьями. Поиграем вместе с ними?

Воспитатель: приготовьте ваши ручки и повторяйте за мной.

Раз, два, три ,четыре,  пять

Пришли белки поиграть.

Одна куда- то подевалась,

Четыре белочки осталось.

А теперь скорей смотри

Их осталось уже три.

Ну и ну какая жалость

Только две у нас осталось

Эта новость так грустна-

Осталась белочка одна.

А пока мы их считали

Белочки от нас сбежали.

Воспитатель: читает 3 загадку

На овчарку он похож:

Что ни зуб- то острый нож!

Он бежит оскалив пасть,

На овцу готов попасть

Воспитатель: Имя ребенка, объясни, какие слова тебе помогли отгадать эту загадку?

Воспитатель: Имя ребенка,  как можно доказать, что это именно волк?

Воспитатель: Угадали. ( По щелчку появляется видео волков). Что можно сказать про них? Какие они?

Правильно, они быстрые, страшные, голодные.

Воспитатель: Воспитатель

Что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной.

И стоит среди травы

Уши больше головы.

Воспитатель: Имя ребёнка, как ты  догадался, что это заяц?

Воспитатель: правильно!

(по щелчку появляется видео зайца)

Какой зимой заяц?

Воспитатель: В лесу, особенно зимой, когда еды становится меньше, одни животные начинают гоняться за другими . Так и у зайцев появляется много врагов. Каких врагов зайца вы знаете?

Воспитатель: Давайте спасём вот этого зайчика от волка  (воспитатель показывает лабиринт на листе А4) , зайцу необходимо выбраться из лабиринта, чтобы не попасть в лапы волку.

Воспитатель: Ребята, садитесь на свои места за столом, у каждого есть листочек с лабиринтом и простой карандаш, кто выполнит задание, возвращайтесь обратно к нам на полянку.

Воспитатель напоминает детям, как правильно сидеть за столом, как держать карандаш.  Хвалит за выполненное задание.

Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием. И спасли маленького зайчишку.

Воспитатель: Послушайте следующую загадку:

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой.

Спит в избушке снеговой

Воспитатель: Имя ребёнка, расскажи,  какие слова тебе подсказали, что это медведь? Как ты догадался?

Воспитатель: Умница!

(по щелчку появляется видео берлоги медведя)

Воспитатель: Медведя и, правда, считают хозяином леса. А вы хотите побыть на время медведем? Тогда давайте снова встанем с ковра и походим как он.

А ещё про него очень любили писать сказки. Давайте поиграем. Я буду кидать вам мяч, а вы, мне обратно, кидая мяч, называете сказку, в которой есть герой – медведь.

Воспитатель: Спасибо за игру. Вы знаете много сказок, молодцы!!!

Воспитатель: Замечательно!

Нас ждут следующие испытания:

На суку таится кошка,

Но она совсем не крошка

И нельзя сказать ей: «Брысь!»

Потому что это…

Воспитатель: Имя ребёнка, объясни свою точку зрения.

Воспитатель: Согласна с тобой, это действительно рысь

(по щелчку появляется видео-рысь)

Воспитатель: Послушайте стихотворение Метелёва М. про этого красивого  зверя.

Рысь немногим больше кошки,

Грациозна и стройна,

В сумерках глухого леса

Словно тень скользит она,

Пробирается бесшумно

Потаённою тропой,

Ушки с кисточками чутко

Слышат каждый звук лесной.

 

Воспитатель: какие слова, характерные для рыси использовал автор?

4. Воспроизведение нового в типовой ситуации

Воспитатель:

Посмотрите, какой зверёк ещё зимует в лесу? Кто же это? (появляется видео мышки)

Воспитатель:  Не нашлось загадки про мышку. Что же сделать?

Я знаю, как здорово вы умеете сочинять загадки.  Попробуйте придумать свою загадку

(если дети не затрудняются, тогда работаем все вместе:

  1. Какая мышь? (серая, пушистая, с длинным хвостом, маленькая, трусливая, ….)
  2. Что любит делать?(грызть, делать норку, делать запасы)
  3. Кто похож на мышь?

Серый- заяц, волк, …

Пушистый - белка, лиса, шапка, варежки…..

С длинным хвостом- ящерица, змея, землеройка, ….

Маленький-  лягушонок, крот, …

Трусливые- заяц, ..

  1. Составление загадки:

Шкура серая, но не волк,

Пушистая, но не лиса,

Трусливая, а не заяц,

С длинным хвостом, а не змея,

Любит грызть, но не белка

Воспитатель: Какие вы все молодцы!!!

Дети сидят на ковре и слушают

Дети: Жителям леса нужна помощь

Ответы детей:  помогать,

надо их расколдовать, отгадать загадки

Дети: Лиса

Предполагаемый ответ ребёнка:

из диких зверей рыжая шубка и пышный хвост у лисы и белки, а хитрая- лиса.

Ребёнок: свой вариант, либо я согласен с ….

Дети подражают лисе.

Дети: большая, рыжая, пушистая

Дети: лисята.

Дети: маленькие, рыжие, пушистые, игривые

Дети: молоком

Дети: зайчиков, петухов, кур, мышей

Дети: Лисы, лисицы

Дети: Да!

Дети повторяют слова и делают движения в соответствии с текстом

Дети (поднимая руку):  Белка

Ребёнок: По деревьям могут лазить кошки, белки, но кошка в отличии от белки не грызёт орехи и не живёт в дупле. Значит это белка.

Ответы детей

Дети:  Да!

Дети по одному разгибают пальцы,

Прячут руки за спину

Показывают 4 пальца

Прячут руки за спину

Показывают три пальца

Прячут за спину

Показывают два пальца

Прячут за спину

Показывают один палец

Спрятали руки за спину.

Дети (поднимают руку) : Волк

Ребёнок:  похож на овчарку, острые зубы, как ножи, есть пасть, нападает на овец

Ребёнок:  острые зубы есть у льва, тигра, волка. На овчарку похож волк и он охотится на овец.

Ответы детей

Дети (выборочно): Заяц.

Ребёнок: как столбик может стоять на задних лапах: белка, мышь, заяц. Но уши больше головы  у зайца и у осла.

Осёл - не лесное животное и столбиком стоять не может, значит это заяц.

Ответы детей

Дети: волки, лисы, охотники….

Дети садятся за столы, выполняют задание на листочках формата  А5.

После выполнения возвращаются на свои места, листочек отдают воспитателю.

Дети (поднимают руку): Медведь

Ребёнок: спят зимой и просыпаются весной: ёж, насекомые, медведь, но хозяин леса- только медведь.

Ответы детей.

Дети играют. Ответы: Колобок, Вершки и корешки, Теремок, Маша и медведь, Три медведя,

Дети садятся на ковёр

Дети : Рысь

Ребёнок: таиться или красться может кошка, рысь, лиса. Лиса не лазит по деревьям. Остались кошка и рысь. Кошка, небольшая, значит это рысь – она большая.

Рассказывает Фёдорова Соня

Дети: немного больше кошки, стройна, грациозна, живёт в лесу глухом, бесшумно ходит, ушки с кисточкой, хорошо слышит

Ответы детей

Дети: самим придумать.

 (придумывают вместе)

5. Итог образовательной деятельности (рефлексия)

Воспитатель: Мы справились со всеми  загадками?

Животных мы расколдовали, теперь они вспомнили кто они такие

Мы молодцы!

Но нам пора отправляться обратно в детский сад.

Воспитатель: Давайте мы с вами снова сильно подуем.

(Воспитатель включает  видео )

Воспитатель: Раз, два, три

Детский сад двери отвори.

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? А в какое путешествие мы с вами летали? А кому мы с вами помогли?

Воспитатель: Спасибо вам всем большое.

Дети: да!

Дети дуют.

Дети: Да! В путешествие загадок

Дети перечисляют.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе "В мире загадок"

В конспекте отражается роль дифференцированного воспитания мальчиков и девочек, с учётом их интересов....

Конспект занятия в старшей речевой группе "Страна вежливости"

Обучать культуре поведения, доброму, уважительному отношению друг к другу....

Конспект занятия по математике" Путешествие в страну загадок с Будильником"

Программное содержание:  - Выявить  знания о числах и цифрах от 0 до 10, -закрепить умение устанавливать соответствие между числом и цифрой;-Закреплять умение понимать отношения  между ...

Конспект занятия в старшей группе "В мире загадок"

                             В МИРЕ ЗАГАДОК  Задачи: 1. Развитие логического мышления, смекалки, п...

Конспект занятия в старшей группе "В стране Здоровья"

Конспект занятия в старшей группе "В стране Здоровья"...

Конспект занятия для старшей группы "В стране Рисовандии"

Конспектнепосредственно образовательной деятельности для старшей группыОбразовательная область«Художественное творчество»Тема:«В стране Рисовандии»...

Конспект занятия в старшей группе «В стране Здоровья»

Цель: - Формировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни....