"В гости к бабушке Матрёне".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №40»
Конспект непосредственной образовательной деятельности
в старшей группе по теме:
«В ГОСТИ К БАБУШКЕ МАТРЁНЕ».
Воспитатель - Зенина Елена Владимировна
Воронеж
2019год
Цели:
- приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами;
- знакомить с элементами русского народного быта;
- обогащать словарный запас детей (познакомить со словами изба, горница, горшок, ухват).
- побуждать детей к обыгрыванию сюжетов, включать в импровизацию.
Материалы к занятию: декорации русской горницы, горшок, ухват, игрушечный кот, театр в картинках (два цыпленка, петушок, курочка, селезень, утка, корова), карточки – пазлы для игры – ассоциации.
Предварительная работа: подготовить декорации – горницу (комнату, украшенную в русском народном стиле), костюм бабушки Матрены.
Ход занятия.
Воспитатель.
Ребята, кто из вас бывал в деревенском доме? Сегодня мы с вами отправимся в гости к бабушке Матрене в ее деревенскую избу (показ картинки с изображением избы). Заглянем к ней в горницу – так называется горница в русской избе.
Поиграем вместе с ней.
Готовы? Тогда в путь!
Динамическая пауза.
Еду, еду
К бабе, деду Дети имитируют скачку на лошади.
На лошадке
В красной шапке
По ровной дорожке.
На одной ножке,
В старом лапоточке,
По рытвинам, Подпрыгивают, будто едут по кочкам.
По кочкам,
Все прямо и прямо,
А потом вдруг…в яму Все приседают.
Бух!
Воспитатель встречает детей в роли хозяйки Матрены и проводит их в горницу – комнату, украшенную в русском народном стиле.
Матрена.
Проходите, ребятушки малые, в мою горницу. Буду с вами в игры играть, сказки рассказывать, покажу свои игрушки, накормлю оладушками, напою чаем.
Есть у меня печка – матушка. Она всем в доме правит: и накормит, и обогреет. Если голоден, щами угостит или кашей с маслом. (Показывает горшок с кашей. Берет ухватом горшок и ставит в печь).
В печке моей очень вкусные оладушки пекутся.
Дети встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши.
Ладушки – ладушки,
Пекла бабушка оладушки,
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Даше два, Паше два,
Ване два, Тане два,
Хороши оладушки
У нашей бабушки!
Матрена.
Печка моя еще и согреть умеет, прислонись к ней – будто жарко. Любит на печке мой любимый кот Тимофей погреться. (Показывает игрушечного кота). Давайте его разбудим и поиграем.
Игра «Кот на печку пошел».
Дети идут в хороводе, в центре кот (ребенок).
Кот на печку пошел,
Горшок каши нашел.
Горшок каши горяч,
Не дается хоть плачь.
(Дети останавливаются.)
(«Кот варит» - выполняет круговые движения рукой).
Уж я кашу люблю,
С медом, маслом варю,
Каша сладкая, пшеничная.
И на вкус она отличная.
(Дети идут в центр круга и обратно, притопывая).
На печи калачи,
Как огонь горячи.
Пряники пекутся,
Коту в лапки не даются.
(Кот перекладывает из руки в руку « горячие
пряники»).
Уж я пряники люблю,
Уж я пряники стужу,
Остужу – угощу,
Вас отведать приглашу.
(Присаживается на корточки – «спит».)
(Дети крадутся, «берут прянички – хлопают в ладоши,
будят кота – убегают, кот их ловит).
Мыши раз про то узнали,
Мигом пряники забрали.
Кот проснулся - в самом деле! –
Мыши пряники все съели!
Матрена.
Во всем мне помогают помощники. (Показывет руки). Они и воды принесут, и печь затопят, и кашу сварят, и в доме чистоту наведут. А ваши руки вам помогают? Вот у меня – пальчики – помощники.
Матрена проводит с детьми пальчиковую гимнастику по мотивам русской народной потешки.
Пальчиковая гимнастика: «Пальчики – помощники»
(Матрена, обращаясь к своему пальчику).
Пальчик – мальчик, где ты был? (Поочередно «кланяется» другими пальцами).
- С этим братцем – в лес ходил,
С этим братцем – щи варил,
С этим братцем – кашу ел,
С этим братцем – песни пел!
Дети (сжимают и разжимают пальцы).
Пальчик – мальчик, где бывал?
(Подражают называемым движениям.)
- У пенечка поскакал,
Топал по пригорку,
Покатился с горки.
Меня дождик испугал,
Под крышу убежал.
Матрена приносит свою дочку Аленку и сообщает, что к ней пришли гости. Читает русскую народную потешку «У Аленки в гостях».
У Аленки в гостях
Два цыпленка в лаптях,
Петушок в сапожках,
Курочка в сережках,
Селезень в кафтане,
Утка в сарафане,
А корова в юбке,
В теплом полушубке.
Воспитатель читает потешку и поочередно показывает гостей Аленки – героев театра картинок.
Матрена: А теперь, гости дорогие, приглашаю вас к столу.
У Матрены стол накрыт,
Медный самовар стоит,
Чай по чашкам разолью,
Всех гостей я напою
Чаем ароматным,
Сладким, вкусным, мятным.
С медом и калиной,
С ягодой малиной.
Пейте, не спешите,
Чаще в гости приходите!
Дети пьют чай в гостях у Матрены.
В заключении проводится игра на развитие ассоциативного мышления: дети подбирают карточки – пазлы, которые подходят по ассоциации к карточке с изображением русской печи (каравай, дрова, горшок, ухват).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная область "Коммуникация"В гости к бабушке Матрёны (конспект)
НОД для детей второй младшей группы. Знакомить с элементами русского народного быта....
Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста "В гости к бабушке Матрёне".
Конспект, составленный в соответствии с требованиями ФГТ, для проведения непосредственно образовательной деятельности в средней группе в рамках тематической недели "Домашние животные". Учтены требован...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» для детей среднего дошкольного возраста «В гости к бабушке Матрёне» с использованием игрового макета.
Программное содержание: - Расширить и обобщить знания детей о домашних животных в деревне.-Закрепить названия домашних животных и их детёнышей.- Формировать знания о пользе домашних животных для ...
Развлечение "В гости к бабушке Матрёне"
Развлечение для детей 2-3 лет...
В гостях у бабушки Матрёны.
Методическая разработка по познавательному развитию( домашние животные), приобщение к народному творчеству,фольклору....
Праздник ПАСХИ в детском саду «В гостях у бабушки Матрёны»
Пасха – праздник самый светлый,Самый лучший и большой!Долгожданный и желанный,Самый добрый и родной!...
конспект занятия в гости к бабушке Матрёне
Программное содержаниеУчить детей соотносить план комнаты с реальной комнатой.Формировать умение двигаться в направлении, указанном стрелкой.Учить детей использовать заданные заместители предметов и р...