Дидактическое пособие "Весёлый паровозик"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Пичугина Анна Владимировна

Часто не только  логопеды, но и педагоги дошкольных учреждений остро нуждаются в дидактических и игровых пособиях, так как многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребёнка, но и взрослого. А от повторений никуда не деться, особенно на этапе автоматизации звука, который может затянуться на несколько месяцев. И тогда педагогу приходится придумывать, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый материал не наскучил ребёнку, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведёт впоследствии к желаемому результату

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дидактическое пособие21.14 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическое игровое пособие «Паровозик»

Актуальность

Известно, что ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться на первых порах к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно направленность переходит в познавательную активность, когда у него проявляется интерес в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.

Нельзя забывать, что ведущим видом деятельности в детском саду является игра. Знания, которые даются в занимательной форме, в процессе игры, усваиваются детьми быстрее и легче. Поэтому мы стараемся использовать игру и игровые упражнения для развития интеллектуальных качеств детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.

Одно из игровых дидактических пособий - "Паровозик ", которое представлено в виде наборного полотна в форме паровозика и тематических карточек, выполненных из  картона, наклеенного на него из цветного картона паровозика и вагончиков-кармашков.  Тематические карточки вставляются в вагончики. Сами же карточки хранятся в объёмном конвертике. Данное пособие является самой доступной формой деятельности. Во время игры у детей формируются такие навыки как: познание, стимулируется развитие мышления, упражняется воля. Пособие можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях с детьми разных возрастных категорий.

 Цель:

 При помощи наглядных средств сформировать интерес к занятию, создать положительную мотивацию у детей.

Задачи.

1.Формировать представления об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве и др.

2. Развивать восприятие, внимание, память, способность анализировать, сравнивать.

3. Способствовать развитию активной речи ребенка, умения представить собственное решение и свою точку зрения.

4.Активизировать словарный запас у детей.

5.Создавать хорошее настроение, благоприятный эмоциональный настрой не только во время непосредственно-образовательной деятельности, но и в любой совместной деятельности взрослого и ребёнка.

Пособие МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ, его использование зависит от задач воспитателя на конкретном занятии. Согласно возрастной категории, задачи могут усложняться на усмотрение воспитателя.

Варианты игр:

1. «Подбери овощи».

2. «Подбери фрукты».

3. «Подбери ягоды».

4. «Найди по цвету».

5. «Найди по форме».

6. «Найди героев сказки».

7. «Один-много».

6. «Птицы».

7. «Дикие животные».

8. «Домашние животные».

9. «Когда это бывает?» (времена года, ориентировка во времени)

10. «Классификация» (одежда, посуда, мебель и др.)

11.»Весёлая арифметика».

Варианты игр могут периодически пополняться различными темами по необходимости.

Правила игры: ведущий выкладывает основную картинку - логотип на первый вагончик и предлагает детям «посадить» в следующий вагон только те тематические картинки, которые соответствуют поставленной цели, например, только овощи или только фрукты, согласно картинке-логотипу. Задачи можно усложнить, например, выстроить логическую цепочку «дерево –яблоко-лейка»  Для более старших детей можно предложить следующие варианты игр:

1. По дифференциации звуков в слове.

2. Соотношение по количеству.

3. Специальные машины.

4. Дни недели.

5. Профессия-инструменты

6. Одежда по сезонам и др.

«Ласковые слова».

      Цель: активизация ласкательных существительных

       Ход игры:  взрослый кладёт в вагончик  картинку с изображением любого предмета и просит ребёнка назвать этот предмет ласково: например, солнце – солнышко,  в другой вагон – другая  картинка (кот – кошечка, мяч – мячик, снег – снежок и т. д.)

       «Кто как кричит?»

      Цель: развивать у детей способность образовывать глаголы от звукоподражательных слов.

      Наглядный материал: предметные картинки с изображением кошки, поросят, лягушки, кур и т. д.

       Ход игры:

  • Вспомните, как подает голос поросенок?
  • Хрю – хрю.
  • Что он делает?
  • Хрюкает
  • Как подает голос котенок?
  • Мяу – мяу.
  • Что он делает?
  • Мяукает и т. д.

Можно использовать стихотворение Чуковского «Путаница».

Четвертый лишний».

     Цель: развивать внимание, сообразительность, доказательную речь у детей.

       Ход игры: по вагонам расставлены по одной картинке. Одна из них лишняя, а какая, дети должны догадаться сами и доказать, почему она лишняя.

 - тарелка, стакан, корова, чашка;

- чашка, стакан, тарелка, кружка; и т. д.

   «Что сначала, что  потом».

    Цель: формировать у детей умения составлять логическую цепочку действий во времени, закреплять понятия «сначала» - «потом». Развивать у детей речь и память.

    Правила игры:

Эта игра помогает закрепить последовательность времен года, частей суток, дней недели и т. п. Игра усложняется с учётом возраста детей.  Карточки расставляются по вагонам.

-  Сначала зима, а потом?

-  Весна.

-  А что  потом идёт?

-  Лето.

-  А потом?

- Осень.

- Сначала утро, а потом?

-  День.

- Что идёт после дня?

- Вечер.

- А потом?

- Ночь.

- Сначала завтрак, а потом?

- Обед. И т. д.

«Что бывает круглым?»

    Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных; развития воображения, памяти, ловкости.

    Ход игры:  педагог предлагает разместить по вагончикам картинки.

- В первом вагончике поедут всё то, что бывает круглым.

- Мяч, шина, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко и т. д.

- Во втором – что бывает длинным.

- Карандаш, змея, лента, дорога и т. д.

- В третьем вагоне – что бывает высоким.

- Дерево, человек, дом, шкаф, жираф и т. д.

- В четвёртом – что бывает тяжёлым.

- Слон, шкаф, жираф  и т.д.  

- В пятом – что бывает колючим.

- Ёж, кактус, роза, иголки, ёлка и т. д.

    «Расставь цифры».

    Цель: знакомить детей с числами от 1-го до 5-ти. Учить обратному и порядковому счёту, соотнесению числа и количества. Знакомить детей с 5-тью основными геометрическими фигурами, а также с некоторыми цветами радужного спектра.  

    Ход игры:   предложить детям посадить в первый вагончик один из предложенных геометрических фигур (круг, треугольник, овал, квадрат, прямоугольник).

    «Найди недостающую цифру».

    Цель: развивать у детей способность видеть недостающую цифру в числовом ряду до пяти.

    Наглядный материал:  на фланелеграфе  паровоз с пятью вагончиками.

Карточки с цифрами до пяти.

    Ход игры:

Воспитатель расставляет цифры по вагонам,  но один вагон без цифры. Воспитатель спрашивает детей.  

-  Какая цифра стоит перед цифрой 2?

- Один. – отвечают дети и один из детей ставит цифру «один» в соответствующий вагон.

-  Какая цифра потерялась после двух?

-  Три.

-  Какой цифры не хватает между цифрами «три» и «пять»?

-  Четыре (ребёнок ставит цифру в соответствующий вагончик) и т. д.

Ребенок должен найти цифру и назвать ее.

Эту игру можно усложнить до десяти, учитывая возраст детей.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра «Весёлый паровозик» (для старшей и подготовительной к школе группе)

Пояснительная записка:Деление слов на слоги является одной из основ обучения ребенка чтению. Именно этот навык позволяет не только сочетать буквы между собой, но и обрести понимание того, как из...

Дидактическая игра «Весёлый паровозик»

Дидактическая игра «Весёлый паровозик»Для детей дошкольного возраста игра является самой доступной формой деятельности. Во время игры у детей формируются такие навыки как: познание, стимулируется разв...

Многофункциональная дидактическая игра "Весёлый паровозик"

Деление слов на слоги является одной из основ обучения ребенка чтению. Именно этот навык позволяет не только сочетать буквы между собой, но и обрести понимание того, как из букв получаются слова. Не в...

Дидактическое пособие "Весёлый паровозик"

Цель: при помощи наглядных средств повысить эффективность логопедического воздействия, сформировать интерес к занятиям, создать положительную мотивацию у детей....

Дидактическое пособие "Весёлый паровозик"

Цель: при помощи наглядных средств повысить эффективность логопедического воздействия, сформировать интерес к занятиям, создать положительную мотивацию у детей. ...

Дидактическая игра "Весёлый паровозик"

Материал предназначен для старшего возраста(5-7лет). Дидактическая игра  «Весёлый паровозик» даёт возможность ребёнку думать, размышлять, обосновывать, классифицировать. С помощь...

Дидактическое пособие «Весёлые паровозики» для решения задач образовательной области «Речевое развитие.

Дидактическое пособие «Весёлые паровозики» для решения задач образовательной области «Речевое развитие.Предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие «Весёлые паровозики...