Дидактическое пособие "Весёлый паровозик"
методическая разработка по логопедии на тему

Капаева Елена Александровна

Цель: при помощи наглядных средств повысить эффективность логопедического воздействия, сформировать интерес к занятиям, создать положительную мотивацию у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskoe_posobie._vesyolyy_parovozik.docx41.77 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие: «Весёлый паровозик»

(средний дошкольный возраст)

Актуальность дидактического пособия          

        Исследованиями учёных доказано, что в настоящее время увеличивается число детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в речевом развитии. Изменения показателей происходят как в количественном, так и качественном плане: с каждым годом дефекты речи становятся сложнее.

Дети с задержкой в речевом развитии нуждаются, порой,  в длительном логопедическом воздействии.

Часто не только  логопеды, но и педагоги дошкольных учреждений остро нуждаются в дидактических и игровых пособиях, так как многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребёнка, но и взрослого. А от повторений никуда не деться, особенно на этапе автоматизации звука, который может затянуться на несколько месяцев. И тогда педагогу приходится придумывать, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый материал не наскучил ребёнку, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведёт впоследствии к желаемому результату.

Очень важно так же не перегрузить ребёнка многообразием игр и пособий. Так как внимание дошкольников непроизвольное, и дети часто отвлекаются, необходимо продумать каждое пособие на предмет многофункциональности, чтобы при работе ребёнок привык к какому-либо пособию, но не потерял интерес к работе с ним.

В последнее время выпускается всё больше наглядных пособий для занятий с дошкольниками. К сожалению, не все детские образовательные учреждения имеют возможность их приобрести. Педагоги дошкольных учреждений самостоятельно изготавливают дидактические пособия, используя доступный материал и фантазию.

Одним из пособий, которое может помочь развитию и совершенствованию звуковой культуре речи,  считаю «Весёлый паровозик». Данное пособие является самой доступной формой деятельности. Во время игры у детей формируются такие навыки как: познание, стимулируется развитие мышления, упражняется воля. Пособие можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях с детьми разных возрастных категорий.

Цель: при помощи наглядных средств повысить эффективность логопедического воздействия, сформировать интерес к занятиям, создать положительную мотивацию у детей.

Задачи:

  1. Способствовать совершенствованию у детей коммуникативных навыков и звуковой культуры речи.
  2. Развивать фонематические процессы.
  3. Развивать слуховое внимание, связную речь детей.
  4. Активизировать словарь детей.
  5. Создавать бодрое настроение, благоприятный эмоциональный настрой не только во время непосредственно-образовательной деятельности, но и в любой совместной деятельности взрослого с детьми.

        Пособие многофункциональное, его использование зависит от задач воспитателя на конкретном занятии.

Технология изготовления пособия.

       Поезд изготовлен из цветного картона.  Детали поезда склеивала. Кармашки сделаны из пластика. Они нужны для карточек. Кармашки  прикреплены к каждому поезду с помощью двухстороннего скотча. Каждый вагон прикрепляется к  фланелеграфу с помощью липучки, которая приклеена сзади к вагону.  Этим паровозиком можно играть и на столе, и на фланелеграфе. Это экономит пространство в группе и позволяет пользоваться игрой в любой момент.

      Для работы потребуются картинки. При проведении игр можно использовать один вагончик, можно два, а можно и все три, и даже  больше. Всё зависит от игры, от задания.

      Варианты игр для детей среднего дошкольного возраст

      «Веселая семейка».

       Цель игры: побуждать детей классифицировать предметы.

       Картинный материал: картинки с животными, насекомыми, цветами, птицами, овощами и т.д.

       Ход игры: воспитатель предлагает детям помочь разместить картинки по вагончикам так, чтобы в одном вагоне находились картинки из одной «семейки», например, «семейка» домашних животных,  во втором – из другой «семейки» (насекомые), а в третьем – из третьей и т. д.

        «Найди братцев».

        Цель:  учить детей дифференцировать звуки.

      Предметные картинки.  

      Ход игры: воспитатель предлагает детям найти среди картинок те, в которых есть заданные звуки, и разместить их в соответствующий вагончик (например, в одном вагончике будут те картинки,  в названии которых есть звук [с], а в другом – звук [з], а в третьем – звук [ш] )  и т.д.

      «Определи место звука в слове».        

       Цель:  побуждать детей  определять место заданного звука в слове (начало, конец), опираясь на громкое проговаривание.

      Картинный материал: картинки с изображением предметов.

      Ход игры:  На крыше вагончика находится схема из двух квадратиков: в первом вагончике закрашен первый квадратик, во втором – второй. Детям нужно поместить картинки в соответствующие вагончики. Если заданный звук находится в начале слова, то   картинку помещают в первый вагон. Если заданный звук – в конце слова, то картинку кладут во второй вагончик.

      «Пассажиры».

          Цель: автоматизация отрабатываемого звука.

      Ход игры: воспитатель заранее размещает картинки по вагончикам и предлагает детям назвать пассажиров.

      «Зайцы».

        Цель: побуждать детей  определять наличие заданного звука в слове.

      Ход игры: воспитатель размещает в вагоны картинки с заданным звуком в начале слова, но одна картинка заданного звука не имеет. Ребенок должен превратиться в контролёра и найти «зайца», т.е. лишнюю картинку. Например: воспитатель раскладывает в вагоны картинки, в которых слышится  в начале слова звук (ш), и одну картинку – со звуком (ж). Ребёнок должен определить лишнюю картинку (шапка, шина, шарф, жираф).

      «Кто больше слов скажет».

      Цель: упражнять детей называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.

      Ход игры: взрослый кладёт картинку в вагончик – например, белочку – и предлагает сказать о ней, какая она, что умеет делать, какая она по характеру, тем самым давая простор для подбора слов разных частей речи и называя не только внешние черты персонажа: белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая; она карабкается на сосну, собирает грибы, запасает шишки.

Аналогично даётся задание и про других зверят: зайчик – маленький, пушистый, пугливый, трусливый, дрожит от страха; мышонок – с длинным хвостом, любопытный и т. д.

      «Ласковые слова».

      Цель: активизация ласкательных существительных

       Ход игры: взрослый кладёт в вагончик картинку с изображением любого предмета и просит ребёнка назвать этот предмет ласково: например, зима – зимушка,  в другой вагон – другая картинка (шуба – шубка, шапка – шапочка, снег – снежок и т. д.)

       «Кто как кричит?»

      Цель: развивать у детей способность образовывать глаголы от звукоподражательных слов.

      Наглядный материал: предметные картинки с изображением кошки, поросят, лягушки, кур и т. д.

       Ход игры:

  • Вспомните, как подает голос поросенок?
  • Хрю – хрю.
  • Что он делает?
  • Хрюкает
  • Как подает голос котенок?
  • Мяу – мяу.
  • Что он делает?
  • Мяукает и т. д.

Можно использовать стихотворение Чуковского «Путаница».

     «Кто с кем едет?»

     Цель: активизировать в речи детей наименование детёнышей животных.

     Наглядный материал: предметные картинки – взрослые животные и их детеныши

     Ход игры: по мере выставления картинок воспитатель предлагает ответить на вопрос: «Кто с кем поехал в одном вагоне?» (лиса с лисенком, зайчиха с зайчонком и т. д.)

     «Четвертый лишний».

     Цель: развивать внимание, сообразительность, доказательную речь у детей.

       Ход игры: по вагонам расставлены по одной картинке. Одна из них лишняя, а какая, дети должны догадаться сами и доказать, почему она лишняя.

 - тарелка, стакан, корова, чашка;

- чашка, стакан, тарелка, кружка; и т. д.

     «Назови одним словом».

    Цель: учить детей обобщать предметы одним словом, обогащать словарный запас детей.

     Материал: картинки с изображением  пианино, скрипки, барабана, пилы, топора, рубанка, швейной машинки, ножниц, иголки и т.д.

     Ход игры: сгруппируйте эти предметы по вагончикам.

Вопросы:

Как эти предметы можно назвать одним словом?

Почему так можно сгруппировать?

Придумай для любой группы свое условное обозначение.

     

    «Что сначала, что  потом».

    Цель: формировать у детей умения составлять логическую цепочку действий во времени, закреплять понятия «сначала» - «потом». Развивать у детей речь и память.

    Правила игры:

Эта игра помогает закрепить последовательность времен года, частей суток, дней недели и т. п. Игра усложняется с учётом возраста детей.  Карточки расставляются по вагонам.

-  Сначала зима, а потом?

-  Весна.

-  А что  потом идёт?

-  Лето.

-  А потом?

- Осень.

- Сначала утро, а потом?

-  День.

- Что идёт после дня?

- Вечер.

- А потом?

- Ночь.

- Сначала завтрак, а потом?

- Обед. И т. д.

     «Где что лежит?»

    Цель: развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шёпотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение. Упражнять детей порядковому счёту.

    Наглядный материал: картинки с изображением хлебницы, сахарницы, мыльницы, салатницы, конфетницы, супницы.          

     Ход игры:

- Ребята! Мама принесла из магазина хлеб и положила его … Куда?

- В хлебницу - отвечают дети и ищут среди картинок хлебницу.

- Давайте, ребята,  положим картинку с изображением хлебницы в первый вагончик. Кто это сделает?

Один из детей подходит к фланелеграфу и помещает картинку с изображением хлебницы в первый вагон.

- А теперь, - говорит воспитатель, - я буду спрашивать, а вы будете отвечать, куда можно положить предметы, а потом вы ищите картинку и кладёте её в вагончик.

Воспитатель: Маша насыпала сахар ... Куда?

Дети: В сахарницу.

Воспитатель: Ребята, а в какой вагон поместим сахарницу?

Дети: Во второй.

Воспитатель: Вова вымыл руки и положил мыло ... Куда?

Дети: В мыльницу.

Воспитатель: В каком вагончике поедет мыльница?

Дети: В третьем.

Воспитатель: Бабушка сделала вкусный салат и положила его ... Куда?

Дети: В салатницу.

Воспитатель: Хорошо. А салатница будет в каком вагоне?

Дети: В четвёртом.

Воспитатель: Папа принес конфеты и высыпал их ... Куда?

Дети: В конфетницу.

Воспитатель: В какой вагон поместим конфетницу?

Дети: В пятом.

Воспитатель: Повар приготовил суп и перелил его из кастрюли во … Что?

 Дети: В супницу.

Воспитатель добивается, чтобы все дети правильно произносили звук ц в словах. Обращает внимание на образование слов.

    «Что бывает круглым?»

    Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных; развития воображения, памяти, ловкости.

    Ход игры:  педагог предлагает разместить по вагончикам картинки.

- В первом вагончике поедут всё то, что бывает круглым.

- Мяч, шина, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко и т. д.

- Во втором – что бывает длинным.

- Карандаш, змея, лента, дорога и т. д.

- В третьем вагоне – что бывает высоким.

- Дерево, человек, дом, шкаф, жираф и т. д.

- В четвёртом – что бывает тяжёлым.

- Слон, шкаф, жираф  и т.д.  

- В пятом – что бывает колючим.

- Ёж, кактус, роза, иголки, ёлка и т. д.

«Что из чего сделано?» 

Цель: активизировать произношение прилагательных, согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе.  

Ход игры: Стакан из стекла – стеклянный, нож из железа – железный, чашка из фарфора – фарфоровая,  ваза из хрусталя – хрустальная. Ложка из дерева - деревянная. И т.д.  Воспитатель предлагает детям разложить каждый предмет по вагончикам. В первом вагоне поедут только деревянные предметы, а во втором – железные и т. д.                                                                                  

    Дидактическое пособие «Весёлый паровозик» можно использовать   не только   для развития речи у детей среднего дошкольного возраста, но и для развития математических способностей. Отсюда вытекают последующие задачи:

  • Развитие памяти, внимания и речи детей.
  • Способствовать развитию наглядно – образного и словесно – логического мышления.
  • Развивать у детей умение анализировать, сравнивать, классифицировать и выделять связи между предметами и явлениями.

    «Весёлый паровозик».

    Цель: знакомить детей с числами от 1-го до 5-ти. Учить обратному и порядковому счёту, соотнесению числа и количества. Знакомить детей с 5-тью основными геометрическими фигурами, а также с некоторыми цветами радужного спектра.  

    Ход игры:   предложить детям посадить в первый вагончик один из предложенных геометрических фигур (круг, треугольник, овал, квадрат, прямоугольник).

    «Найди недостающую цифру».

    Цель: развивать у детей способность видеть недостающую цифру в числовом ряду до пяти.

    Наглядный материал:  на фланелеграфе  паровоз с пятью вагончиками.

Карточки с цифрами до пяти.

    Ход игры:

Воспитатель расставляет цифры по вагонам,  но один вагон без цифры. Воспитатель спрашивает детей.  

-  Какая цифра стоит перед цифрой 2?

- Один. – отвечают дети и один из детей ставит цифру «один» в соответствующий вагон.

-  Какая цифра потерялась после двух?

-  Три.

-  Какой цифры не хватает между цифрами «три» и «пять»?

-  Четыре (ребёнок ставит цифру в соответствующий вагончик) и т. д.

Ребенок должен найти цифру и назвать ее.

Эту игру можно усложнить до десяти, учитывая возраст детей.

    «Страна геометрических фигур».

    Игра-путешествие для детей среднего дошкольного возраста.

    Цель: закрепление у детей представлений о геометрических фигурах, их отличительных свойствах, а также   умения раскладывать предметы в порядке возрастания и убывания;  развивать зрительное внимание и память. Упражнять детей порядковому счёту.

    Оборудование:

Фланелеграф, поезд  с вагончиками на липучках, карточки с изображением  пяти видов геометрических фигур (пять карточек с квадратами, пять карточек с овалами, пять – с треугольниками, пять – с кругами, пять – с прямоугольниками).

    Ход игры:

Сегодня мы отправляемся в путешествие по Стране Геометрических фигур на паровозике.

Давайте разложим по вагонам 5 овалов разного размера по возрастанию.

Один из детей выходит и раскладывает овалы по возрастанию, начиная с самого большого и заканчивая самым маленьким. Воспитатель следит за тем, чтобы ребёнок правильно раскладывал и проговаривал вслух свои действия.

Например: самый большой овал поедет в первом вагоне, во втором – чуть поменьше, в третьем - средний, в четвёртом – маленький, а в пятом – самый маленький.

Тоже самое можно проделать со всеми геометрическими фигурами,  как по возрастанию,  так и на убавление.

                                              

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ -ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА "ПАРОВОЗИК"

Задачи:1Формирование понятий «Много «один». 2  Активизация внимания .3 Учить запоминать цвета...

Дидактическая игра "Паровозик"

1 часть игры по звукопроизношению...

Дидактическая игра "Паровозик"2

2 часть игры по звукопроизношению...

Дидактическая игра «Паровозик из Ромашкина»

Цель: учить находить картинку по заданному звуку; закрепить состав числа, закрепить знания порядкового расположения чисел.Ход: 1 вариант: на столе расположен паровозик, что – бы отправиться в путешест...

Многофункциональная дидактическая игра "Паровозик"

Деление слов на слоги является одной из основ обучения ребенка чтению. Именно этот навык позволяет не только сочетать буквы между собой, но и обрести понимание того, как из букв получаются слова. Не в...

Дидактическая игра "Паровозик"

Игра на формирование элементарных математических способностей. Закрепление порядкового и количественного счета. Формирование пространственных отношений. Упражнении детей в составлении задач....

Дидактическое пособие "Паровозик из Ромашкова"

В процессе игры с пособием ребёнок учиться сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов по их признакам – качеству материала, цвету, форме, величине. Действуя с предметами, он приобретает н...