Методическая разработка для родителей и педагогов на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Гордиевская Елена Викторовна
 
Методическая разработка для родителей и педагогов на тему:
«Сенсорное развитие детей раннего возраста»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_o_sensorike.docx603.35 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДС №6 «БУРАТИНО»

Методическая разработка для родителей и педагогов на тему:

«Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Разработала воспитатель

Гордиевская Е.В.

Мегион 2020г.

«Ранний возраст – золотая пора сенсорного воспитания»

Н.М. Щеловановhttps://ds05.infourok.ru/uploads/ex/104b/0009d44a-c9b3bbb5/hello_html_m6eca7778.jpg

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплению представлений об окружающем мире.

Приоритетными задачами по сенсорному развитию детей раннего возраста являются:

•        Обогащать непосредственный чувственный опыт детей в разных видах деятельности. Обследовать предметы, выделяя при этом их цвет, форму, величину;

•        Побуждать включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т.д.;

•        Находить и устанавливать сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название

•        Выделять свойства предметов;

•        Накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (квартиры, дома и т.п.);

Важно понимать, что сенсорное воспитание ребенка должно учитывать его возрастные особенности. От года до трех ребенок приобретает основные знания о признаках окружающих его вещей. Именно в этом возрасте у него формируются понятия о форме, цвете, величине, вкусах и запахах.

Для сбора информации об окружающем мире дети используют доступные им средства: тактильные ощущения, сведения о вкусе, зрение, обоняние. Сенсорное развитие детей раннего возраста – один из самых важных элементов воспитательного процесса. В раннем детстве восприятие остается несовершенным. Ребенок не может последовательно осмотреть предмет и выделить разные его стороны. Он выхватывает какой-то наиболее яркий признак и, реагируя на него, узнает предмет. Он одинаково хорошо опознает окрашенные и контурные объекты, раскрашенные в необычные цвета. То есть цвет не стал еще для ребенка важным признаком, характеризующим предмет.

Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ставит ребенка перед необходимостью выделять и учитывать в действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые имеют практическую значимость для выполнения действий. Форма и величина предметов, выполнение практических действий при необходимости. Наладить восприятие мира и дать о нем знания можно при помощи игр или заданий, которые ребенок с интересом будет выполнять. С самого раннего возраста малыш пытается познать мир при помощи органов чувств, важно помочь ему в этом. Благодаря сенсорному восприятию мира развивается мышление, малютка делает первые логические заключения. Несмотря на то, что дети самостоятельно делают первые шаги в получении сенсорных навыков, родителям нужно помогать им в этом деле. Самостоятельно малыши лишь учатся понимать форму предмета и делать примитивные сравнения. С помощью родителей они начинают выстраивать логические цепочки к 2-3 годам.

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста разделяется на этапы, исходя из количества прожитых ими лет. Степень обучаемости ребенка зависит от успеха прохождения каждой стадии. Умение делать выводы, сформированное в раннем возрасте развивает  интеллект, помогает сформировать аналитическое мышление. Для первого года жизни характерно получение знаний посредством ощущений.  Малыш занимается наблюдением за объектами разного цвета и формы, попавшими в его поле зрения. Допустимо использовать движущиеся игрушки. Вне зависимости от пола ребенка, приобретите машинки. Толкая их, ребенок  начинает понимать связь между своими действиями и происходящим  эффектом  от них.

Возраст 2-3 года подходит для изучения основных форм предметов, сравнения их величины. Расскажите малышу  об основных цветах, научите различать их, называть.  Для закрепления этих  знаний поможет  конструктор. Из него можно строить, а также сортировать его элементы по цветам, размерам. Попросите ребенка принести вам большой или маленький зеленый кубик, красный брусок, синий мяч и т.д.

Младший дошкольный возраст – лучшее время для развития, так как у малышей  отлично развита память. Любую информацию они схватывают на лету. Возраст 2-3 года является пиком сенсорного развития. К трем годам ребенок должен с легкостью называть базовые цвета, находить их среди множества предметов, знать простейшие формы и уметь различать их, понимать отличия в размерах (большой – маленький), выбирать предмет, опираясь на его описание (цвет, форма, размер), уметь описывать предмет по ощущению (мягкий, гладкий, шершавый), строить башню из простых кубиков.Усвоить сенсорный эталон - значит не просто уметь правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и т. д.

Включенные в обследование предмета движения руки организуют зрительное и кинестетическое (двигательное),  восприятие детей, способствуют уточнению зрительных представлений о форме предмета и его конфигурации, качестве поверхности. Ознакомление с формой, величиной, пространственными и иными характеристиками предметов невозможно без интеграции движений рук и глаз.

Игра – один из самых эффективных методов обучения детей раннего  возраста. Родителям важно научить ребенка подходить к игрушкам творчески – использовать их в ролевых играх, выполнять разные задания. Важно давать им образцы, подражая которым кроха будет качать кукол, укладывать их спать или строить гараж для машины, башню... В занятия стоит добавить и неосязаемые образы – читать детскую литературу, слушать музыкальные произведения и аудио сказки. Заучивайте с ребенком короткие детские стишки, потешки, песенки. Проговаривайте вместе фразы из любимых сказок и стихов.  Эти занятия будут дополнительно развивать речь малыша, пополнять его словарный запас.

Если некоторые задания из списка выше ребенок не может выполнить к трем годам, не нужно расстраиваться. Достаточно в течение нескольких недель большую часть времени заниматься ими, чтобы «подтянуть» знания. Часто достаточно правильно поднести информацию малышу, чтобы он запомнил цвета или формы. С одними детьми обучение происходит легко, если в пример брать кубики или конструктор, а другие запоминают цвета с помощью карандашей или красок. Некоторые знания могут быть получены очень легко, в таком случае стоит углубить их. Если малютка легко отличает большое от маленького, то можно добавить в сравнение средние по размеру объекты. Для этого возраста наиболее подходит прием демонстрации. Используйте для него:  кубики, кукол, резиновые игрушки, машины. Развитие в этом возрасте может быть осложнено нежеланием малыша разговаривать или проблемами с произношением определенных звуков. Если вы чувствуете, что ребенок сейчас не может произнести нужное название, проговаривайте его чаще для запоминания. Занятия, в ходе которых не раз называются цвета и формы, откладываются в памяти ребенка. Позже он продемонстрирует свои знания.

Пополняйте речь малыша  прилагательными. С их помощью он будет описывать разные объекты. Рассказ о предмете должен стать более красочным, он должен содержать информацию о свойствах предмета, способах его использования. Еще один важный сенсорный навык этого периода – умение делить предметы на группы. Для этого возраста не важен цвет объектов, распределение по группам происходит по признакам или способам использования. Занятия можно проводить с тематическими карточками или реальными примерами. Соберите в доме игрушки, посуду, одежду по 3-4 вещи из каждой группы. Попросите малыша разложить их по кучкам. Если задание вызвало затруднения, сократите количество групп до 2.

Закрепить навыки поможет игра «Найди лишнее». Возьмите для нее 6 вещей, 5 из которых будут иметь общее предназначение, а последняя станет лишней. Разложите их перед ребенком, попросите убрать вещь, которая не может входить в эту группу. Вне зависимости от правильности выполнения, попросите ребенка объяснить свое решение.  Рассуждая, он сможет построить логическую цепочку, научится делать выводы.

Какие игры можно использовать для развития дошкольников? Кроме описанных выше игр, во время развивающих занятий можно использовать и другиеформы и методы работы по сенсорному развитию

 Дети очень любят экспериментировать. Самым оптимальным вариантом детских экспериментов являются такие материалы как песок и вода.

Игры с водой одно из любимых детских занятий.      Необходимо научить малыша правильному, аккуратному обращению с ней: не плескать через край, не делать резких движений. Вначале дети просто опускают руки в воду, шевелят пальчиками. Затем детей раннего возраста учат ловить игрушки сачком, пускать кораблики, лодочки, разноцветные шарики, переливать воду из ведра в ведро, наливать в ситечко и наблюдать, как вода течет через отверстия. Нужно обращать внимание на то, что вода может переливаться, журчать, бурлить, быть светлой, прозрачной, мутной.https://i.ytimg.com/vi/3HkGzkryc8M/maxresdefault.jpg

Пуская с детьми кораблики, наблюдать, как они плавают, через определенное время тонут. Почему? Бумага намокла. Так в процессе появилась игра «Тонет – не тонет». Когда у детей пропадает интерес к корабликам, опускайте другие предметы. Также в процессе игры обучайте детей не только аккуратно переливать воду, но и для поддержания интереса, окрасьте воду в разные цвета. Предлагайте детям самостоятельно налить в кружки воды для кукол. На закрепление цвета играйте в «Разноцветную воду»- в баночку добавляйте несколько капель краски и наблюдайте, как окрашивается вода. В процессе игры необходимо постоянно поддерживать интерес.

Второй материал, позволяющий лучше узнать окружающий мир это песок. Предложите малышу самостоятельно изучить свойства универсального строительного материала, которым является песок. Любому ребенку игры с песком доставляют огромное удовольствие.

Песочная терапия успокаивает возбудимых детей, помогает снять зажимы у пассивных детей, снимает тревожность, насыщает радостью.

В играх предлагайте полить песок водой, когда он сырой, с ним хорошо играть. Во время полива песка задавайте вопросы: «Почему не видно в песке воды?», «Куда она делась?», «Что можно сделать из мокрого песка?». Обращайте внимание на то, что песок может быть сухим и мокрым. Сухой песок рассыпается – из него ничего нельзя построить, зато его можно пересыпать тонкой струйкой и просеивать через сито. На песке можно рисовать палочкой, оставить следы, из мокрого песка можно построить башни, дороги. Обыграйте постройки вместе с малышом.

Игры с песком очень актуальны  в работе с детьми раннего возраста, так как развивается тактильно – кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук, а также происходит развитие мыслительных операций.

Наблюдения и подвижные игры:

Во время наблюдений в природе дети получают множество впечатлений. Знакомя детей с  деревьями,  обратите их внимание на то, что стволы некоторых – гладкие (берёза), а у других (ель, сосна) – всегда шероховатые. Для того чтобы понять смысл этих слов детям нужно всего лишь дотронуться рукой, погладить ствол.

Большое значение в жизни детей имеют подвижные игры. Во время игры (при изучении понятий «высокий»- «низкий»), после объяснений правил игры, говорится: «Раз, два, три к высокой берёзе беги!», или «Раз, два, три, к низкой берёзе беги!»,  дети определяют дерево высокое или низкое.  Такая игра очень нравится детям, она развивает их мышление, сенсорные способности, даёт возможность поупражнять их в беге и создаёт положительный эмоциональный настрой. Для того,чтобы заинтересовать малышей, иногда нужно брать на прогулку игрушки: куклу, мишку и т. д. Тогда можно использовать такие игровые упражнения: «Покажи зайке красный, (желтый, зелёный) листочек», «Принеси мишутке один большой и один маленький камешек». «Покажем кукле Кате, где растут широкие (узкие),листочки». «Выбери для Кати красный (жёлтый) цветок».

Работая на дачном участке, обратите  внимание детей на цвет земли, предложите потрогать её рукой – если она сухая, значит, саженцы нужно полить. При этом не только закрепляются навыки обследования, но и воспитывается заботливое отношение к растениям.

Дидактические игры:

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и другими свойствами предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное развитие – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

Дидактические игры являются для малышей наиболее подходящей формой обучения сенсорным эталонам. Прежде чем начать игру, нужно вызвать у ребенка  интерес к ней, желание играть. Этого можно достичь различными приемами, используя потешки, дидактические игрушки.

Для правильного формирования у детей представлений о цвете работу нужно проводить поэтапно:

-на первом этапе детей ориентируют в двух контрастных цветах, формируют умение подбирать к образцу однородные парные предметы. Для этого с детьми проводят следующие дидактические игры:  «Принеси такой же мячик»;  «Подбери птичке перышко»,  «Найди пару» (варежки, сапожки).

- на втором этапе детей ориентируют в четырех контрастных цветах: красный, синий, желтый и зеленый. Этому способствует подбор по образцу различных предметов (полоски, кубики). На этом этапе детям нравятся такие дидактические игры, как «Привяжи ниточки к шарикам»; «Поставь букет цветов в вазу»;  «Разложи по цвету».

- на третьем этапе – подбор игрушек, природного материала к слову, обозначающему цвет предмета (4-6 цветов). Дети играют и выполняют следующие задания: «Найдите предметы только желтого, красного, синего и зеленого цвета» (кубик, мяч, тарелочка, флажок).

 Для тех же детей, кому сложно даются названия цветов, достаточно того, что малыши могут показать предметы того цвета, который ему называют.

Для формирования представлений о форме предметов необходимо осуществлять такие практические действия, как наложение фигур, прикладывание, переворачивание, обведение пальцами контура, ощупывание. После освоения практических действий ребенку легче узнать фигуры, которые необходимо знать в раннем возрасте.

Для правильного определения величины у детей формируют следующие представления:

-подбор одинаковых величин по образцу;

-различия между предметами по величине путем прикладывания и наложения;

-закрепление названий за предметами разной величины: большой –маленький. Короткий -  длинный, узкий - широкий, высокий – низкий.

В играх на определение величины используйте игрушки разных размеров: мягкие кубики, мячики, коробки. Игры: «Какой мяч больше», «Большие и маленькие куклы», «Сбор фруктов», «Пирамидки», «Найди кубик (большой или маленький)» способствуют развитию таких психических процессов как внимание, мышление. У детей закрепляются навыки о величине предметов.

Для развития тактильных ощущений используйте такие игры как, «Платочек для куклы», «Узнай фигуру», «Чудесный мешочек».

Канцелярские магазины продают по доступной цене счетные палочки, обязательно приобретите их для дома. Хорошо, если они будут иметь разные цвета. Палочки можно пересчитывать, выкладывать ими разные фигуры, сортировать по цветам. Старайтесь комментировать все действия. Хвалите за правильно выполненное задание, не ругайте ребенка за ошибки.

Наводящими вопросами правильно направляйте его.

 Для следующей игры из картона вырежьте несколько цветков и бабочек, чтобы они образовывали пары одного оттенка. Используйте только базовые цвета. Попросите ребенка составить пары из хаотично разложенных растений, бабочек. Ищите пары среди игрушек. Вырежьте из картона простые формы: квадрат, треугольник овал, круг. Попросите к каждой фигуре найти похожую на нее игрушку. Это всего лишь несколько примеров, которые можно осуществить для обучения детей раннего возраста дома. Материалы для занятий можно встретить на полках многих книжных или детских магазинов. Обязательно пользуйтесь карточками, окружающими вещами, подручными материалами. Знания закрепить можно с помощью практических творческих заданий – выполнения аппликаций, лепки, рисования.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

 Привлекая внимание детей, возбуждая их интерес,  закладываются первые начала в развитии такого важного качества, как любознательность.

И в заключении,  сенсорное развитие ребенка при правильном подходе не только формирует его сознание и способности к оценке происходящих событий. Занимаясь с малышом и приобщая его к сенсорной культуре, вы открываете перед ним неограниченные возможности для проявления потенциальных талантов, а также самореализации на этапе взрослой жизни. Кроме этого, раннее воспитание сенсорной культуры ребенка, является основой для закрепления у малыша навыков поведения в обществе, корни которых находятся в общении с родителями.

http://900igr.net/up/datai/96458/0013-012-.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Пояснительная запискаРаннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без к...

Методическая разработка на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности».

В данном материале говорится о самом главном для малышей восприятии в маленьком мире. Сенсорное развитие является очень восприимчивым периодом для малышей. В течении всег дошкольного периода является ...

Мастер-класс для педагогов по теме: «Сенсорное развитие детей раннего возраста».

Мастер-класс для педагогов по теме: «Сенсорное развитие детей раннего возраста»....

Методическая разработка на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности».

Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности. С восприятия предметов и явлений начинается позна...

Консультация для педагогов на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник рисования».

АктуальностьЗначение сенсорного развития в раннем детстве заключается в том, что именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об...

Консультация для педагогов на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник рисования».

Значение сенсорного развития в раннем детстве заключается в том, что именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем ...