Методическая разработка на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности».
методическая разработка (младшая группа)
Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Такие формы познания как – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Так, как в основе сенсорного развития лежит восприятие, то я определила содержание развития восприятия у детей раннего возраста, которые определяются характером воспринимаемых свойств, предметов и явлений действительности. Каждый вид восприятия ребенок начинает осваивать в определенном возрасте с опорой на предыдущий опыт.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 36 ПУШКИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Методическая разработка на тему:
«Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности».
Выполнил воспитатель:
Прокопенкова Ирина Сергеевна
Санкт-Петербург 2022 год
Методическая разработка
«Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности».
Актуальность
Период раннего детства является сензитивным периодом для развития сенсорного опыта ребенка. И что, если не игра, является необходимым подспорьем для решения вопросов сенсорного развития малыша.
Существует множество игр для формирования и развития представлений об особенностях внешнего мира. Это игры на ознакомление с цветом, формой, величиной предметов, с многообразием звуков, вкусов, тактильных ощущений, мышечного чувства, различение звучания речи. В течении всего дошкольного периода игра является движущей силой интеллектуального развития ребенка, наиболее ярким эмоциональным переживанием, открывающим широкие возможности для исследования внешнего мира.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.д.
Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. Она оказывает особое воздействие на его познавательное развитие. Исследования детской психологии показали, что ключом к развитию познавательных способностей ребенка является его личный опыт в первые три года жизни – все зависит от стимуляции в решающие годы жизни. Главное – расширить для ребенка мир познания, помочь ему реализовать все его сегодняшние возможности и создать условия для развития последующих.
С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.
Задачи:
- Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
- Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (в цвете, форме, величине, количестве).
- Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.)
Направления работы:
- Формирование представлений о сенсорных эталонах (свойствах предметов)
- Обучение способам обследования предметов
- Развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет, форма, величина)
Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Такие формы познания как – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Так, как в основе сенсорного развития лежит восприятие, то я определила содержание развития восприятия у детей раннего возраста, которые определяются характером воспринимаемых свойств, предметов и явлений действительности. Каждый вид восприятия ребенок начинает осваивать в определенном возрасте с опорой на предыдущий опыт.
Виды восприятия и новообразования в возрасте от 1-го до 3-х лет:
- восприятие формы – первый вид восприятия, доступный ребенку в младенческом возрасте до 1 года, он учится различать предметы прежде всего по форме;
- восприятие цвета,
- восприятие величины – наиболее трудное для освоения свойство, поскольку каждый раз эталоном является другой предмет;
- восприятие пространства – формируется на основе опыта через движение, по мере развития двигательной сферы и речи (в словах закрепляются пространственные понятия);
- восприятие времени – формируется на основе опыта, полученного через действия, эмоциональные переживания происходящих жизненных событий, внешние признаки изменения окружающей обстановки и предметов; восприятие движений – складывается из ощущений позы тела, конечностей, движений и закрепляется в целостный динамичный образ;
- восприятие особых свойств предметов и явлений – объединение ощущений от разных органов чувств: зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных и двигательных, слуховых, которые дают более правильное и разностороннее представление о любом предмете или явлении;
- восприятие целостных предметов – главная задача восприятия, которая осуществляется благодаря комплексному объединению информации от всех видов восприятия;
- восприятие сложных явлений действительности – осуществляется в согласованной работе с интеллектуальными процессами мышления, речи, памяти и воображения.
Начинается в раннем возрасте вместе с развитием речи: взрослые обучают ребенка восприятию изображений предметов на рисунках, затем восприятию иллюстраций, восприятию действий и музыки.
(По материалам статьи Т.В. Башаевой "Как ребенок воспринимает окружающее")
Принципы организации работы:
- Посильность требований
- Постепенность усложнений
- Последовательность
Методы и приемы:
Наглядный
Сравнения
Практический
Сопоставления
Словесный
Приложения
Эмоциональная
Установка взрослого
Наложения
Привлечение внимания.
Наблюдение за действиями взрослого и сверстников
Показ и объяснение
Словесная инструкция
Следует уделять большое внимание обогащению и накоплению сенсорного опыта детей через игры с дидактическим материалом. После отбора необходимого содержания из дошкольных методик, нужно составить примерный перспективный план игр-занятий с дидактическим материалом, который охватывает все программные требования по сенсорному развитию детей.
Примерный перспективный план по предметно-игровой деятельности, куда входят игры и упражнения по сенсорному воспитанию.
Данная работа проводится по подгруппам 1 раз в неделю, по 10-15 минут. Само слово «игра» используется условно как характеристика времени, отведенного на специальную работу с детьми. За время такой игры часто происходит смена форм и видов деятельности, которые связаны сюжетной линией или действующим персонажем, что позволяет удерживать внимание детей. В игру входит 2-3 игровых упражнения.
Принципы:
Принцип дифференцированного подхода
Я помню о том, что ребенок – уникальная личность. Стараюсь ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать.
После диагностирования знаний, умений и навыков вновь прибывшего ребенка, подбираю задания в соответствии с его умениями и навыками. Давать задание на соотношение цветов, например, «Подбери пару для варежки», то Славе даю задание на их различение: «Найди такую же, как у меня». И учить обозначить результат словами «такая», «не такая». Это касается и других свойств предметов – формы, размера.
Принцип сотрудничества
Даю понять ребенку, что я всегда готова оказать ему личную поддержку и прийти на помощь.
Если ребенок не справляется, с каким то заданием, предложить например: «Давай, я тебе помогу», «Давай попробуем вместе», «У нас с тобой все получится», «Ты конечно, же справишься». Робкие и застенчивые дети неуверенно выполняют задания, им можно предложить. Например, собрать пирамидку по принципу уменьшения колец, тогда я предлагаю: «Давай вместе со мной соберем пирамидку. Сначала я выберу самое большое кольцо из всех и одену его на стержень, теперь ты, посмотри и выбери самое большое кольцо из всех оставшихся» и ребенок с удовольствием выбирал кольца и выполнил задание.
Принцип психологического комфорта каждого ребенка
Проявляю понимание, деликатность, терпимость и такт при воспитании детей, восхищаюсь его инициативой и мельчайшей самостоятельностью – это способствует формированию у ребенка уверенности в себе и в своих возможностях.
В этом возрасте очень важно создать ситуацию успеха, чтобы предлагаемое задание было выполнено всеми детьми, независимо от того, делал ли он самостоятельно или с моей помощью. Важно поддержать не только действием, но и словами: «Какой ты молодец!», «Здорово у тебя получилось!», «Замечательно!», «Я очень горжусь
тобой!», «Великолепно!», «Я знаю, ты сможешь!», «Большое тебе спасибо!» и др.
Принцип вариативности
Работу вне «занятий» или необходимой индивидуальной работы или в самостоятельной деятельности детей, а также для поддержания интереса, стараюсь использовать варианты заданий близким по целям, но предполагающих действия с разными предметами. Например: по ознакомлению с цветом - «Постройка башни из кубиков», «Разложи в коробочки», «Подбери попугаю колечки», «Собери цветок», «Грибочки по местам», «Спрячь мышку», «Найди пару» и др. В повседневной жизни я обращаю внимание на цвет одежды, цвет, размер, форму и количество предметов в групповой комнате, на прогулке.
Можно провести консультации для родителей «Как ребенок познает мир», «Малыш и его игрушки», «12 игр на цвет», которые оформлены в виде папок и предоставлены для изучения родителям. Родительское собрание на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста», организовала выставку дидактических игр и пособий по предметно - игровой деятельности, которые можно не только приобрести в магазине, но и сделать своими руками. Например: «Разложи по цвету», «Посади бабочку на цветок», «Подбери пару», «Собери бусы», «Большие и маленькие», «Прищепки» и др., также были продемонстрированы видеозаписи занятий «К нам приехал паровозик» (по предметно-игровой деятельности), «Степашка в гостях у детей» (игра-занятие с дидактическим материалом), «Играем с машиной и мишкой» (по развитию сенсорных способностей).
Самое главное, чтобы у каждого ребенка создалось ощущение своей значимости, необходимости.
Привлекая внимание детей к сенсорной дидактической игре, у детей появились такие качества, как интерес и любознательность. У них выработались активность, сдержанность, целеустремленность, а достижение результата вызывает чувство радости и хорошего настроения. Эта радость является залогом успешного развития детей и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.
Список литературы:
- Л.А. Венгер и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка. Кн.для воспитателей дет.сада- М.: Просвещение,1988г.
- Л.Н. Павлова и др. Ранее детство: познавательное развитие. Методическое пособие.- М.: Мозайка -Синтез, 2000г.
- Л.Н. Павлова. Знакомим малыша с окружающим миром. Раздел: «Воспитание познавательной активности в процессе действий с предметами».-М.: Просвещение,1987г.
- О.В. Полищук. Использование развивающих игр в работе с детьми раннего возраста. - Снежногорск, ГМК, 2004г.
- К.Л. Печора и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн.для воспитателя дет.сада.-М.:Просвещение,1986.
- Э.Г.Пилюгина. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателя детского сада, М., 1983 г.
- В. Сотникова. Самые маленькие в детском саду. Из опыта работы московских педагогов.- М.: «Линка-Пресс», 2005г.
- И.П. Афанасьева. Маленькими шагами в большой мир знаний. Учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ. -СПб.:»ДЕТСТВО-ПРЕС», 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.д....
"Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно - игровой деятельности"
Презентация по самообразованию в ясельной группе...
Методическая разработка «Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности».
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве....
Методическая разработка на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности».
В данном материале говорится о самом главном для малышей восприятии в маленьком мире. Сенсорное развитие является очень восприимчивым периодом для малышей. В течении всег дошкольного периода является ...
Методическая разработка «Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности».
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.д.Ведущим видом деяте...
«Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности».
Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. Она оказывает особое воздействие на его познавательное развитие. Исследования детской психологии показали, ч...
Отчёт по самообразованию. «Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно – игровой деятельности»
Отчёт по самообразованию. «Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно – игровой деятельности»...