Познавательно - исследовательский проект «Крылатые выражения» (2023г.)
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Бебенина Ольга Павловна

                                           Аннотация

На современном этапе развития общества большое значение имеют вопросы совершенствования речевой культуры. Воспитание речевой культуры подразумевает умение грамматически правильно и связно строить высказывания, а также умение владеть богатством родного языка, его выразительными средствами. Главным стимулом развития речи, на мой взгляд, является создание условий для проявления речевой активности, которые я постаралась создать в группе. Проект выполнен в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования с интеграцией пяти образовательных областей. Образовательная область «Речевое развитие» выдвинута в Программе на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности. Дети знакомятся с фразеологическими оборотами, благодаря которым речь дошкольников становится более выразительной, образной, яркой. Дети повышают уровень своих знаний, обогащают свой словарный запас, узнают тайны истории и происхождения слов, через игру. Изучение фразеологизмов помогает привить ребёнку интерес к слову, к истории родного языка. Веселые и занимательные материалы, предлагаемые в проекте, помогут детям в игровой форме научиться находить, распознавать и запоминать фразеологизмы, уместно употреблять в речи крылатые выражения, обогатить свой словарный запас, выработать у них умение логично и последовательно излагать свои мысли. Следовательно, дети начинают, более внимательно относится к своей речи и окружающих людей, интересоваться родным языком. Кроме того, упражнения с фразеологизмами способствуют совершенствованию мышления ребенка, поскольку понимание детьми переносного значения фразеологизмов требует достаточно высокого уровня развития логического мышления.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_krylatye_vyrazheniya.docx41.79 КБ

Предварительный просмотр:

                          Познавательно - исследовательский проект

Подготовительная группа

Тема: «Крылатые выражения»

Образовательная область: «Речевое  развитие»

Выполнила:  Воспитатель первой квалификационной

категории:   Бебенина Ольга Павловна                                                                                                                                        

(2020г)                                                                                                                                                                                                                              

                                           Паспорт проекта

                    Тип проекта: познавательно-исследовательский.

  1.  Актуальность проекта.

 Фразеологизмы в русском языке в нашей повседневной речи употребляются сплошь и рядом. Порой мы даже не замечаем, что произносим эти устойчивые выражения – насколько они привычны и удобны. Можно произнести целую триаду, что-нибудь вроде «мы занимаемся бессмысленным и малоэффективным делом». Силы затрачиваем большие, а результат будет ничтожным. А можно обронить короткое - артель «напрасный труд»,-и всем все станет понятно. Впрочем, фразеологизмы бывают и длиннее. «Невидно ни зги» - это тоже самое, что «темно». Однако, фразеологизм энергичнее, эмоциональнее, то есть, прибегая к нему человек помимо прочего, сообщает ещё и о своём отношении к событию, предмету или собеседнику.

По характеристике:

Характеризующие действие человека на основе его взаимоотношения и взаимосвязи с окружающей средой, коллективом:

    1. «Ходить, стоять на задних лапах» – угодничать, прислуживаться;

    2. «Мылить голову» - сильно бранить кого-то.

Характеризующие манеру речевого общения:

  1. «Точить лясы» - заниматься пустой болтовней.
  2.  «Вертеть крутить вола» - говорить, болтать ерунду.

Характеризующие отношение человека к работе и делу:

  1. «Засучить рукава» - усердно, старательно делать что-то.
  2. «Бить баклуши» - праздно проводить время, бездельничать.

Характеризующие психическое состояние человека, которое проявляется внешне, в его манере поведения:

  1. «Надувать губы» - сердиться, обижаться.
  2. «Как осиновый лист» - дрожать, трястись от страха.

Просмотрев информацию по классификации фразеологизмов  можно выделить основные группы:

 1.Фразеалогизмы русского происхождения;

 2.Заимствованные фразеологизмы.

Таким образом, узнав о фразеологизмах, которые существуют в русской речи, я решила познакомить ребят с фразеологизмами в совместной деятельности. Для этого спланировала свою работу так следующим образом.  

              Сроки реализации: краткосрочный проект – 1 неделя.

                                1.2 Цель и задачи проекта.

Цель: Дать понятие о фразеологизмах в русской речи.

Задачи проекта: 

1.Проявлять инициативу с целью получения новых знаний.

2.Подвести детей к пониманию: что фразеологизмы делают нашу речь яркой, образной, красочной.

3.Совершенствовать и обогащать речь детей как средство общения.

                        1.3  Принципы и подходы, осуществляемые

                                в процессе реализации проекта. 

Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках проекта стали:

1.Деятельный подход, где развитие ребенка происходит в деятельности:

-принцип определения зоны ближайшего развития и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых;

-принцип амплификации (обогащения) детского развития за счет оптимального использования  специфических детских видов деятельности, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности.

2.Личностный подход, где создаются условия для развития личностных функций, субъектов образовательного процесса

-принцип индивидуальности: создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными индивидуальными особенностями и склонностями;

-принцип доверия и поддержки: содействие и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми. Культурой и окружающим миром.

Участники проекта: Воспитатель группы, логопед, родители, дети.

                                     

                                         1.4 Целевые ориентиры.

-Ребёнок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу в познавательно – исследовательской деятельности, способен выбирать себе участников по совместной деятельности;

-открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания;

-достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

                                       1.5 Результаты проекта.

В результате исследования, мы пришли к выводу: что фразеологизмы широко употребляются в жизни, обогащают нашу речь, делают её яркой, эмоциональной, красочной. Устойчивые словосочетания называются фразеологизмами.

                                         1.6 Ресурсы проекта.

Использование ИКТ; видео презентация «Крылатые выражения»; материалы  логопункта.

                                         1.7 Средства реализации

Чтение отрывков из художественной литературы с «крылатыми выражениями»; творческие работы «Крылатые выражения»; беседы с родителями; беседы-рассуждения с воспитанниками.

                                                      1.8 Этапы проекта

Подготовительный

1.Опрос воспитанников по теме.

2. Беседа – рассуждение с детьми «Что такое «крылатые выражения»»  (свободное общение).

3.Беседа с родителями «Фразеологизмы в нашей речи»

Воспитатель

Практическая реализация проекта

1.Проведение НОД по речевому развитию «Красивые, яркие выражения в нашей речи»

2. Практическая творческая работа по подготовке к выставке.

Логопед

Воспитатель

Родители

дети

Обобщающий

1.Презентация проекта: НОД по речевому развитию «Письмо первоклассника» (с ИКТ)

2.Выставка-конкурс художественных работ  «Крылатые выражения»

Воспитатель

Родители и дети

                     

                        1.9 Формы проведения итогов реализации проекта:

                          Оформление альбома «Крылатые выражения»

                                 Используемая литература:

1.Волина В.В- Весёлая грамматика,-М. :издание 1995г.

2.Волина В.В.-Учимся играя, - М.: Новая школа, 1994г.

3.Зуева Т.В.-Русский фольклёр Издательство Просвящение, 2002г.

4.Ставская Г.М. –Учись понимать образные выражения: Фразеологический словарик – М.: Дрофа 2002г.

5.Усачова А.В. – Весёлый фразеологический словарь для детей, - М.,2007г.

6.Шорыгина Т.В. – Крылатые слова,- М.,Книголюб, 2008г.

Интернет-ресурсы:

7. Научная библиотека Кибер Ленинка:

http:// cyberleninka.ru\article\n\detskya-rech-rebenok-zadumyvaetsya-o-proishozhdenii-slova-i-o-eqo-znacheniiskya-rech-rebenok-zadumyvaetsya-o-proishozhdenii-slova-i-o-eqo-znachenii#ixzz2980FTRHF.

Приложение

№ 1Образовательная деятельность с детьми по лексическому развитию речи в подготовительной группе

Тема: «Красивые, яркие выражения в нашей речи».

Возрастная группа: подготовительная  группа.

Форма совместной деятельности: интегрированная НОД.

Форма организации: групповая

Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие»,

Интеграция областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие» «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Предварительная работа: Опрос воспитанников по теме. Беседа – рассуждение с детьми «Что такое «крылатые выражения»»  (свободное общение).

Оборудование: Цветные карандаши, мелки, фломастеры, бумага. Альбом; Презентация, экран.

Цель: Дать понятие о фразеологических оборотах. 

Задачи:

  • Познакомить с происхождением фразеологизмов, их значением.
  • Помочь детям в игровой форме распознавать и запоминать фразеологизмы. Уместно употреблять в своей речи  «крылатые выражения».
  • Развивать  интересы детей, любознательность и познавательную  мотивацию.
  • Развивать воображение, наблюдательность, мышление, речь и творческую активность.
  • Воспитывать уважительное отношение  детей друг другу.

Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников:

  • Сопоставлять факты и выводы из рассуждений.
  • Последовательно излагать свои мысли.

Ход занятия:

Психологический настрой: Отгадайте загадку:

У кого большая шляпа?

Кто бездельник и растяпа?

Кто хвастун, болтун, зазнайка?

Знают все, малыш ... (НЕЗНАЙКА).

Воспитатель: –Кажется с Незнайкой опять что то случилось и ему нужна наша помощь…

Мотивационно - побудительный этап: слайд - Незнайка:

 -Ребята, я вчера читал стихотворение в своей любимой книжке и не смог понять значения выражений. Помогите мне разобраться.

Чтоб увидеть эту птицу, нужно ехать за границу.

Но сегодня Пеликан сам приплыл из дальних стран

Пеликан разинул рот: из-под ног уходит плот!

Я-знаток морской науки, взять себя обязан в руки!

Плот, пожалуй не спасти ты, приятель не грусти.

Не останешься в беде, ни в лесу, ни на воде.

Я-бывалый капиан! -восклицает Пеликан

И не то со мной бывало, но не бросил  я штурвала,

Попадая в передряги, не терял своей отваги.

Даже, глядя на акул, не кричал я «Караул»

Воспитатель: Дети, как вы думаете, какие выражения не смог понять Незнайка? (общение с детьми)

«Разинув рот» -ничего не понимая, удивляться, прийти в изумление. Этот фразеологизм мы уже записали в наш альбом «Крылатые выражения». Но вы не заметили ещё одно интересное выражение: «Взять себя в руки». Почему же Незнайка не смог понять его. Да, правильно, это выражение тоже является фразеологизмом. Кто знает, что обозначает и как появилось в нашем русском языке? (варианты ответов, предположения)

Актуализация: слайд с изображением данного фразеологизма.

А вы знаете, что существует множество фразеологизмов со словами «Рука»? В русском языке слово «рука» входит 200 фразеологизмов. Это связано с тем, что ещё с древнейших времен «рука»была орудием труда человека,средством общения людей. Наши предки осознавали понятие «иметь» прежде всего, как то, что находится в руках. В дальнейшем это проявилось в выражениях связанных со значением «иметь»: брать в свои руки, держать в руках, прибрать к рукам, не выпуская из рук. Ещё в 19 веке одно из значений слова «рука» символизировала «власть». Отсюда возникли фразеологизмы, дошедшие до наших дней. Выражение «Держать себя в руках» - это не значит, что взять себя руками, а означает сохранять самообладание, сдерживать себя от проявления волнения и гнева – подчинять их своей воле. Владеть собой. Такие фразы делают нашу речь образной и красивой.

Динамическая пауза:

Руки ставим мы в разлёт (руки в стороны)   появился самолёт («летят»)

Мах крылом туда-сюда (наклоны) делай «раз» и делай «два» (повороты)

Раз и два, раз и два (хлопки руками)

Руки в стороны держите (руки в стороны)

Друг на друга посмотрите (повороты влево - вправо), раз и два (прыжки)

Опустили руки вниз (опустили руки)

И на место все садитесь (садятся).

Совместная практическая деятельность (Восприятие и усвоение нового):

Воспитатель: А теперь внимание! Кто больше составит предложений с фразеологизмом «Держать себя в руках». ( дети составляют предложения)

Самостоятельная практическая деятельность.

Воспитатель: Молодцы, я записала все ваши предложения и предлагаю отправить  это письмо Незнайке, а также нарисовать рисунки к новому фразеологизму.

Рефлексия: Свободное общение, высказывание своего мнения по теме и т.д.

Рассматривание рисунков, занесение фразеологизма в альбом.

№ 2 Образовательная деятельность с детьми по  развитию речи в подготовительной группе

Тема: «Письмо от первоклассника».

Возрастная группа: подготовительная  группа.

Форма совместной деятельности: интегрированное НОД.

Форма организации: групповая

Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие»,

Интеграция областей: «Познавательное развитие» «Социально – коммуникативное развитие».

Предварительная работа: Опрос воспитанников по теме. Беседа – рассуждение с детьми «Что такое «крылатые выражения»»  (свободное общение);                 нод «Красивые, яркие выражения в нашей речи», просмотр презентаций. Оборудование: Клубок ниток, конверт с письмом, игрушечный жук в коробке, коробочка с предметными картинками, мультимедийное оборудование.

Цель: Показать, что фразеологизмы широко употребляются в жизни, обогащают нашу речь, делают её яркой, эмоциональной, красочной.

Задачи:

  • Совершенствовать представления детей о фразеологизмах, понимать их значение и использовать образные выражения в собственной речи.
  • Активизировать в речи детей употребление предлогов и прилагательных, характеризирующих личностные качества человека.
  • Закрепить умение работать по сюжетным картинам, давать полные ответы на вопросы педагога и составлять рассказ по картине, пользуясь планом.
  • Продолжать дифференцировать звуки и находить их местоположение в словах.
  • Воспитывать уважительное отношение  детей друг другу.

Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников:

  • Обобщать и  делать определенные выводы по теме.
  • Давать полные ответы на вопросы.

Ход занятия:

Психологический настрой: Игра-приветствие «Волшебный клубочек»Дети сидят по кругу. Педагог передаёт по кругу клубок ниток ребёнку, тот наматывает нить на палец и при этом называет своё имя и прилагательное, которое его характеризует. (Я- Оля, Я- весёлая). Затем передаёт клубок следующему ребёнку, пока не дойдёт очередь до взрослого.

Мотивационно - побудительный этап:

Воспитатель: - Ребята, нам пришло новое письмо. Но это письмо не от Незнайки, а из школы. Его написал ученик Петя Васечкин. Давайте его прочитаем: 

Дорогие ребята из детского сада!

Вы уже ходите в подготовительную группу, и, наверное. Очень хотите пойти в школу. Поэтому я решил вам написать письмо, что бы  отговорить вас от этой глупой затеи. Ничего хорошего и интересного в школе нет. Послушайте, как тяжело мне приходится:

«Просыпаюсь я каждый день ни свет, ни заря и сломя голову бегу в школу. Всю дорогу бегу ни чуя ног под собой, сметая все на своём пути. Спешу так, потому что опаздывать нельзя, а школа за тридевять земель находится. В школе я чувствую себя, как не в своей тарелке. Там надо работать не покладая рук, а не гонять лодыря, и чесать языки. А ещё домашних заданий задают выше крыши .Так что у меня забот полон рот. Мой вам совет – не спешите становиться первоклассниками.

                                                                                                        Петя Васечкин.

Актуализация: Работа с фразеологизмами (по тексту и слайдами)

Воспитатель: -В своём письме Петя написал очень много непонятных для нас выражений. Как их называют? Почему? Сейчас мы постараемся это понять. Как вы понимаете выражения: «Бежать, сломя голову»; «Не в своей тарелке»; «Гонять лодыря»; «Чесать языки»; «Выше крыши»; «Забот полон рот»??? (мнения детей).

Объяснение педагогом значение фразеологизмов в сопровождении с показом слайдов.

Вывод: Образные выражения-фразеологизмы, которые не всегда объясняются буквально. Они украшают нашу речь, делают её интереснее, богаче, Часто имеют шутливый оттенок.

Совместная практическая деятельность: Рассматривание картины «Урок в школе». Составление рассказа по картине.

Воспитатель: -Как вы думаете, почему Пете не понравилось в школе? А вы знаете, чем занимаются ученики в школе? Как называются занятия в школе? Что делает учитель на картине? А дети.  Давайте соединим все наши ответы и, что у нас получится? (рассказ). Кто хочет попробовать нам его рассказать? (выслушивается 2-3 варианта). Хорошо, молодцы! Скажите, а как понять, что урок закончился? А что наступает после звонка? Я предлагаю сделать и у нас переменку(звенит звонок-колокольчик)

Динамическая пауза: Игра «Потерявшийся звук» (дифференциация звуков)

Воспитатель называет детям звук, который «потерялся». Дети вытаскивают из коробки карточку. Далее они называют предмет, изображенный на картинке, и определяют, есть ли в этом слове данный звук и где он находится (в начале, середине, конце слова).

Звук (З) - слова: зонт, ваза, замок, коза. Глаз.

Звук (Р) – слова: крот, торт, мышь, трактор, топор, доктор, танк.

Звук (ЛЬ) – слова: лягушка, тюльпан, калач, рука, лес, соль, коляска.

Воспитатель обращает внимание на ещё одну коробку

-Интересно, какой звук спрятался в этой коробке? (заглядывает). А В ней спрятался звук (Ж). давайте произнесем его ЖЖЖЖЖ. Кто издаёт этот звук? (жук) (достает игрушку-жука). Ему скучно сидеть в коробке, и он тоже хочет с вами поиграть.

Игра «Прятки» (употребление предлога)

Жук «летает» возле коробки. Дети должны отгадать, где он находится относительно коробки(в, на, под, над, у, слева, справо,.)

  Заключительный этап:

-Так как вы считаете, прав ли ученик Петя Васечкин? Надо ли ходить в школу? Почему вы так думаете? (ответы детей)

Воспитатель: - Да, ребята! Школа-это такое место, куда обязательно должны ходить дети и вы в том числе. Там вы узнаете очень много нового, научитесь писать, читать, считать, решать задачи и многое другое. Всё это вам пригодиться в жизни. Поэтому, я думаю, что Петя не напугал вас своим письмом, и вы всё также хотите пойти в школу, стать настоящими учениками?

А Вероника даже выучила стихотворение о том, что ждёт её в школе:

Рефлексия - итог творческой деятельности:    Чтение стихов о школе.

                        Диагностика развития речи дошкольников

                           Макарова В.Н., Ставцева Е.А, Едакова М. Н.

                                                           (17детей)

Задание: Понимание значений многозначных слов и фразеологизмов.

Воспитатель: - О чем или о ком можно сказать «идет»? (человек, время, дождь). О чем, или о ком можно сказать «сильный»? (Человек, ветер). Какая бывает игла? (швейная, хвойная). По кого говорят «мастер на все руки»? «Мастер на все руки» - это какой мастер? «Встаёт ни свет, ни заря» - это значит когда? Если ребенок не отвечает самостоятельно, воспитатель предлагает слово или фразеологизм в контексте. Пример: Сегодня на улице дует сильный…(ветер). Про кого ещё можно сказать «сильный»?

1ряд: Высокий уровень: Ребёнок правильно, самостоятельно объясняет значения всех предлагаемых воспитателем слов и фразеологизмов.

2ряд: Средний уровень: Ребёнок правильно, но с помощью воспитателя в контексте объясняет значения некоторых предлагаемых воспитателем многозначных слов и фразеологизмов.

3ряд: Низкий уровень: Ребенок не понимает значений, предлагаемых воспитателем многозначных слов и фразеологизмов, молчит, отказывается отвечать.

До проведения проекта:                       После проведения проекта:

Высокий уровень-3                                 Высокий уровень-9

Средний уровень-8                                 Средний уровень-5

Низкийуровень-6                                    Низкий уровень-3

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект с использованием ИКТ для детей подготовительной группы «Крылатые выражения».

Познавательно-исследовательский проект с использованием ИКТ для детей подготовительной группы "Крылатые выражения"....

Познавательно - исследовательский проект «Формирование опытно-исследовательской активности дошкольников в совместной деятельности с семьёй»

Создание условий для развития экспериментальной деятельности детей во взаимодействии с семьёй....

Познавательно-исследовательский проект: «Что за чудо эти перья?» Исследовательские свойства пера

Актуальность: Исследовательская деятельность по данной теме позволит расширить знания и  представления   детей о птицах;  о строении и типах пера; значении перьев в жизни птиц.Цель...

МИРЗОЯН Ж.М. ПРОЕКТ "Развитие познавательных способностей детей путём создания мини-музея: «Моя лошадка» (познавательно-исследовательский проект)"

         Музейная педагогика - одно из новых и актуальных направлений современной дошкольной педагогики. Значение музея в воспитании ребёнка нельзя переоценить. Работа ...

Проект "Крылатые выражения"

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для развития навыков речевого общения детей, осознания себя и окружающего мира. С помощью родного языка дети приобщаются к материальной и духов...

Научно-практическая конференция. Исследовательский проект "Занимательная математика" 2023г

Весной 2023года воспитанник старшей группы Тюлькин Тагир принял участие в научно-практической конференции для дошкольников "Старт в будущее" с исследовательским проектом по математике "...