Проект "Крылатые выражения"
проект по развитию речи (старшая группа)

Колосова Юлия Викторовна

Паспорт детстко-исследовательского проекта о знакомстве детей с крылатыми выражениями и их употреблении в разговорной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krylatye_vyrazheniya.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №9 «Солнышко»

Паспорт детско-исследовательского проекта

 «Крылатые выражения»

Авторы проекта: дети старшей группы

Руководители: Рыжкова В.В., Колосова Ю.В.

Время проведения: декабрь 2018 – январь 2019года.

Место проведения: МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №9  «Солнышко»

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.

Вид проекта:

-по количеству участников: групповой

- по приоритету метода: исследовательский

-по продолжительности: краткосрочный

-возраст детей: 5-6 лет.

Г.Никольск, 2019 г.

1 этап «Проблема»

На первом этапе нашего проекта мы с детьми сформулировали проблему по следующему алгоритму и поставили цель:

Имеем: интерес к необычным  - «крылатым» выражениям.

Хотим: узнать как они появились и что они обозначают.

Мешает: недостаток информации и опыта.

Мы как педагоги тоже поставили перед собой проблему и цель:

Имеем: заинтересованность детьми «крылатыми» выражениями.

Хотим: через систему приёмов ОТСМ - ТРИЗ раскрыть сущность понятия «крылатые» выражения, обогатить словарный запас ребёнка.

Мешает: у детей мало опыта в исследовательской деятельности, недостаточно информации о крылатых выражениях, маленький словарный запас.

Цель проекта: обогащать активный и пассивный словарный запас детей крылатыми выражениями, учить понимать переносное значение таких фраз и выражений и употреблять их в собственной речи в соответствии со смыслом.

Задачи проекта:

для детей:

  • развивать языковую компетентность детей, интерес к родному языку, желание пользоваться разнообразными лексическими средствами в собственной речи;
  • развивать память, словесно-логическое мышление при понимании переносного значения устойчивого словосочетания;  
  • учить оперировать полученными знаниями, осуществлять перенос усвоенных знаний в новую ситуацию;
  • учить принимать учебную задачу, осуществлять самостоятельную поисковую деятельность;
  • развивать творческие способности через вовлечение в различные виды деятельности;
  • создать ситуацию успеха для воспитанников группы, формировать чувство собственной значимости.
  • Формировать навыки исследовательской деятельности;
  • Научить «самостоятельно»  работать с различной литературой и словарями (с родителями);

для родителей:

  • формировать интерес к жизни детей в ДОУ;
  • продолжать формировать родительскую компетентность в вопросах общего речевого и интеллектуального развития детей;
  • раскрыть творческие способности родителей, вовлечь их в продуктивную деятельность.

2 этап «Копилка»

На данном этапе мы провели следующую работу:

- НОД «В стране крылатых выражений»

- беседы «В мире крылатых выражений», «Что означает крылатое выражение «Считать ворон».

- презентации: «Крылатые выражения». «Почему мы так говорим?», «Как бирюлечки милы, просто дивной красоты!»

- чтение художественной и научной литературы:

  • русские народные сказки «Сивка-бурка», «Мужик и медведь», «Лиса и волк», «Сказка о сером козлике», «Гуси-лебеди», «Кот, петух и лиса», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка.
  • басни И.С. Крылова «Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица», «Кот и повар» и другие.
  • А.Векслер «Шуточные рассказы в картинках»
  • А.Усачев стихи из книги «Крылатые слова»
  • А.В.Власина «Не считай ворон»

- Рассматривали иллюстрации, соответствующие смыслу крылатого выражения.

- Знакомились с историей возникновения крылатого выражения (картотека)

- Опытно-практическая деятельность «Почему у гуся перья не мокнут»

- дидактические игры:

  •  «Крылатый зоопарк
  •  «Назови крылатое выражение»
  • «Аукцион»
  • «Крылатое выражение в профессиях»

- кодирование веселых стихотворений с крылатыми выражениями

- зарисовки по теме проекта для альбома «Чтобы это значило»

- консультация для родителей «Расширение словаря детей как средство развития речи», «Знакомство старших дошкольников с устойчивыми фразами и выражениями».

- семинар-практикум для родителей - игра «Что? Где? Когда?»

Работая над этапом «Копилка», мы обращались за помощью к воспитателям, родителям, изучали художественную и научную (словарь А.Усачёва «Великий могучий русский язык») литературу, смотрели мультфильмы, пользовались ресурсами сети интернет.

3 этап «Картотека»

На этапе картотеки мы обработали некоторые выражения, нашли у них сходства и различия, выяснили значение каждого выражения, узнали откуда появилось и где можно применить данное выражение. Результат поиска мы занесли в удобную таблицу.

Крылатое выражение

Значение выражения

Откуда появилось

Похожие выражения

Противополож-ные выражения

Где можно применить

4 этап «Модель»

На основе нашей таблицы мы создали модель рассказа о крылатом выражении «Зарубить на носу»

5 этап «Продукт»

  1. Картотека «В мире крылатых выражений»
  2. Альбом «Что бы это значило?»
  3. «Мини-музей крылатых выражений».

6 этап «Презентация»

О своих исследованиях мы рассказали детям подготовительной группы, приглашали в свой «Мини-музей крылатых выражений», участвовали в фестивале «Юный гений», который проходил на уровне нашего детского сада.

7 этап «Постановка новой проблемы»

Работая над проектом, мы задались вопросом: «Зачем нужны крылатые выражения в русской речи?»

Крылатые выражения  широко употребляются в русской речи,  обогащают нашу речь, делают её яркой, эмоциональной, красочной.  Чем богаче словарный запас человека, тем интереснее он выражает свои мысли. Крылатые выражения украшают нашу речь, делают её выразительной и образной. Крылатые выражения – это устойчивые словосочетания, их нельзя оставить самостоятельно, их нужно только запомнить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы выражения агрессии у детей в младшем школьном возрасте

Презентация к родительскому собранию в подготовительной к школе группе...

Конспект занятия с детьми 6-7 лет, имеющих ярко выраженные интеллектуальные способности «А что, если…»

Способствовать развитию:мышления и речи (расширение и активизация словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи);оригинальности и осмысленности воображения;логическ...

"Изящные выражения в детском лексиконе"

С расширением круга общения, с поступлением в детский сад, посещением разнообразных кружков ребенок начинает приобретать много нового. И не всегда это новое – хорошее. Один из таких далеко нерад...

Педагогическая диагностика уровня развития детей с выраженной умственной отсталостью дошкольного возраста, находящихся на индивидуально-дифференцированном обучении.

Эти параметры составляют качественную оценку результатов обследования детей. Количественная оценка выражается в балльной оценке познавательного развития ребёнка. Такой подход к оценке действий ребёнка...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПО ПРОЕКТУ "Крылатые выражения"....

Информация для инструкторов по физической культуре на тему "Положительное и отрицательное влияние различных физических упражнений на организм занимающихся с выраженными патологическими отклонениями".

Речь идёт о  положительно влияющих на организм ребёнка и проивопоказанных упражнениях при патологиях сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, нервно-психической сферы, желудочно-кишечного тр...

Буклет "Подборка крылатых выражений, пословиц и поговорок о здоровье и здоровом образе жизни"

Интересные высказывания знаменитых людей о здоровье, пословицы и поговорки о здоровье и здоровом образе жизни...