Конспект интегрированной ООД в подготовительной группе "Берёза-русская краса"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности в подготовительной группе "Берёза-русская краса". Целью этого занятия является: формирование у детей культуры общения с природой и эстетическое отношение к ней, стремление любоваться красотой русской березы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspektbereza_2.docx | 571.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Ромашка»
Конспект
интегрированной
организованной образовательной деятельности
Тема: «Береза – русская краса»
подготовительная группа
Подготовила:
воспитатель Рындина А.П.
с. Молчаново 2020 г.
Цель:
Формировать у детей культуру общения с природой и эстетическое отношение к ней, стремление любоваться красотой русской березы.
Задачи:
* Расширять представления детей о самом почитаемом дереве в России – березе, ее значении в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном.
*Развивать у детей познавательную активность, активизировать и обогащать словарь детей.
*Учить сочетать разные изобразительные техники для передачи особенностей кроны и стройного ствола березы.
*Приобщать к русской природе, воспитывать любовь к русской березке, к Родине.
Оборудование и материалы: ноутбук, слайды о березах, иллюстрации березы, картины русских художников с изображением природы в разное время года, береста, лупы, березовый веник, деготь, дегтярное мыло, березовые почки, предметы, сделанные из бересты, фонограмма песни «Во поле березонька стояла..», лист бумаги (голубой фон), клей, салфетки, карандаш простой, стружка от карандашей.
Интегративные области: социализация, коммуникация, физическая культура, художественное творчество, познание, безопасность и здоровье, чтение художественной литературы, музыка.
Предшествующая работа: наблюдения за березой в разное время года, рассматривание картин художников, иллюстраций, оформление альбома «Белоствольная красавица»; рисование, лепка и аппликация березы, экскурсия в музей «Истории села Молчаново»; чтение рассказов В. Бианки «Волшебная береза», И. Соколов-Микитов «Береза»; пересказ русской народной сказки «Как коза избушку построила»; заучивание стихотворений; знакомство с пословицами и загадками о березе; слушание песен о березе, игры, хороводы.
Словарная работа: бетулин, чечевички, дёготь, лучина.
Ход ООД
Воспитатель:
Однажды в лесу деревья устроили такой шум. А всё из-за того,
кто из них красивей, да человеку нужней?
- Дуб сказал: «Конечно, это я. Я большой, могучий, у меня древесина крепка.
- Сосна: «Я самая высокая, у меня есть смола, из меня можно дом построить.
- Ель: «А меня на Новый год гирляндами украшают…»
Спорили и шумели и другие деревья, и только одно дерево скромно молчало.
Отгадайте загадку и узнаете, какое это дерево.
«По всему свету славится
Русская красавица:
Белые одёжки, золото-серёжки,
С расплетенною косой,
Умывается росой»
Дети: Береза.
Воспитатель: Отчего же березка не вступила в разговор, ей что, сказать было нечего о своих достоинствах? Сегодня мы с вами поговорим об этом удивительном дереве. И давайте докажем другим деревьям, что березу по праву считают символом России.
Воспитатель: - Ребята, берёза – это живой или не живой объект природы?
Дети: Береза – это живая природа.
Воспитатель: - А почему вы так решили?
Дети: Потому что березы растут, дышат, питаются, размножаются, умирают.
Воспитатель: Вы все правильно сказали. А как вы думаете, какие условия необходимы для роста дерева?
Дети: Тепло, свет, вода, почва.
Воспитатель: - Ребята, а где можно встретить, увидеть берёзу?
Дети: В лесу, на поляне, около дома, в парке, около дороги.
Воспитатель: Каждый день, когда мы выходим участок на прогулку, нас тоже встречают красавицы-березки.
- Как называется лес, где растут одни берёзы?
Дети: Берёзовая роща, березняк.
Воспитатель: Как приятно, радостно ходить в берёзовом лесу в грибную пору. Какие грибы растут в березняке?
Дети: Подберезовики. (Сыроежки, волнушки, белый гриб).
Воспитатель: Береза издавна считается символом нашей Родины – России.
В народе говорят: «Где береза вырастает, там русский человек приживается»
Слайды: 1, 2, 3, 4.
Березонька хороша в любое время года: в зеленой накидке весны, в легком ситцевом платье лета, в цветном сарафане осени, в пышном парчовом уборе зимы.
Нет дерева в России, которому так бы повезло в музыке, поэзии, живописи, как березе. Какие стихи, воспевающие березу вы знаете?
Дети читают стихи. А. Прокофьев «Люблю березку русскую…»
С. Есенин «Береза»
Воспитатель: Восхищала своей красотой береза и художников. Русскую красавицу запечатлели на своих полотнах художники: Пластов, Левитан, Куинджи, Саврасов, Бакшеев и др.
Слайды 5, 6, 7, 8, 9
Воспитатель: Вот вы полюбовались березами, а скажите, какая она береза?
Дети: стройная, красивая, белоствольная, ветвистая, высокая, развесистая, серебряная, пушистая, золотистая, русская, молодая, родная, грустная, кудрявая.
Воспитатель: Почему березу называют белоствольной красавицей?
Правильно, за цвет коры. Как называют белую кору березы?
Дети: Береста.
Воспитатель: Береза – единственное дерево в мире белой корой. А окрашивает кору в белый цвет такое особое вещество, которое называется бетулин. Давайте повторим все вместе – бетулин. Плохо пришлось бы березке без этого вещества, кора у неё тонкая, нежная и дерево могло бы получить солнечный ожог, а с белой корой ствол и в жаркий день остаётся прохладный. (Белый цвет отталкивает солнечные лучи).
А как называются на березе темные пятна-черточки.
Дети: Чечевички.
Воспитатель: А зачем они берёзе?
Дети: Через них они дышат.
Воспитатель: А как называют кору березы?
Дети: Береста.
Рассматривание коры.
Слайд 10, 11
Воспитатель: В древние времена, когда ещё не было бумаги, береста помогала людям передавать информацию. Во многих музеях хранятся берестяные грамоты. Буквы на бересте процарапывали специальными костяными писалами
Давайте и мы с вами попробуем.
Исследовательская деятельность «Письмо на бересте»
Воспитатель: Ребята, а что люди делали раньше и что делают сейчас из бересты?
Дети: Из бересты плели корзины, делали коробочки и большие короба.
Дополняю: Жители Сибири использовали бересту для изготовления лодок, которые называли «берестянками» (напомнить, мы такую видели в музее). Такая лодка выдерживала 2 человек. Из бересты до сих пор изготавливают туески для сбора грибов и ягод. Этот прочный материал: не промокает, не гниёт, долгое время сохраняет их свежими. В старину из нее делали ёмкости для хранения воды, молока, кваса, солений. Солдаты в войну в сырую погоду клали тонкую кору березы в сапоги. Ноги тогда не промокали.
Воспитатель: А как люди используют древесину березы?
Дети: Из древесины березы делают мебель, посуду, фанеру, лыжи.
(Дополняю: бочки, украшения, массажёры)
В золе березовой древесины содержится много полезных веществ, поэтому она считается хорошим удобрением. Ваши родители тоже ее используют.
Воспитатель: Мы с вами знаем, что березы растут на солнечных местах.
Давайте представим, что мы с вами березки.
Физминутка
Наступило утро, солнышко проснулось (Руки вверх, встать на носочки)
И берёзки белые к солнцу потянулись.
Поздоровались друг с дружкой
Наклонившись в стороны (Повороты в стороны)
С солнцем поздоровались,
Радуясь дню новому (Руки вверх, помахать ими).
Воспитатель: А теперь давайте немного поиграем :
Словесно-дидактическая игра «Какая? Какое? Какой?»
- короб из бересты: какой он? (берестяной)
- ложка из берёзы (березовая)
- сок от березы (березовый)
- корзина из бересты (берестяная)
- веник из веток березы (березовый)
- лукошко из бересты (берестяное)
- полено из березы (березовое)
- почки березы (березовые)
- грамоты из бересты (берестяные).
Воспитатель: Береза – щедрое и доброе дерево. Люди издавна знали цену этому дереву и сложили по ее достоинства поговорку. Она хранит секреты этого дерева.
В старину в народе говорили о березе «Как о дереве четырех угодий»
Как вы это понимаете?
Подсказка: на подносе – лучина, березовые почки, береста, банный веник, деготь.
1 дело – мир освещать ( показывает березовую лучину) Не все знают, что основным светильником в давние времена в деревенской избе была березовая лучина. Лучина – это тонкая длинная щепка, полученная из полена. А делали такие лучины из березы, потому что березовая лучина горела ярко. Не коптила и долго не сгорала. Ставили такую лучину в специальную подставку, которая называлась светец. Светец – это железный поддон, сбоку закреплена пружинистая проволока, в верхний сгиб вставляется лучина, наклонно вниз.
При ее свете люди в долгие зимние вечера коротали время: девушки пряли, вязали, слушали сказки взрослых, мужчины плели из березовой бересты лапти, корзины, делали шкатулки, туеса.
2 дело – крик утешать (Давала деготь - колеса телег смазывать, чтобы не скрипели)
3 дело - больных исцелять (Березовым веником парятся в бане. Им хлещут себя, чтобы из тела все хвори выгнать да душу порадовать. Корой – лечат язвы. А настоем листьев – ожоги. (Воспитатель показывает древесный уголь). Березовый уголь – принимают при отравлении, а почки березы, чагу используют, как противовоспалительное средство.
4 дело – чистоту соблюдать ( вениками и метлами обеспечивала крестьянскую санитарию и гигиену).
Какие вы знаете пословицы и поговорки о березе?
Пословицы:
* Береза, не угроза, где стоит, там и шумит.
*Клён да береза – чем не дрова, хлеб да вода – чем не еда.
*Бела береста – да деготь чёрен.
Приметы, связанные с березой:
*Из березы весной течет много сока – к дождливому лету.
*Осенью листья берез начнут желтеть с верхушки – весна ранняя, зажелтеют снизу – поздняя.
*Зацвела береза – начинай сажать картофель.
*Сей овес – когда березовый лист распускается.
*Береза, рядом с домом посаженная, зло отпугивает и от молнии оберегает.
Воспитатель: Сажали березку у калитки, чтобы во двор не вошла беда, и ставили возле неё скамейку, чтобы в нужную пору можно было посидеть и «поговорить» с деревом, попросить у неё силы и помощи.
Воспитатель: С кем на Руси сравнивали красавицу - березку? (С девушкой).
Слайд 12, 13
В июне месяце на Руси справляли праздник «Русской березки». Утром яркая красочная толпа направлялась к березовой роще. Девушки выбирали одну из березок и украшали её, привязывали к ветвям цветные лоскутки, ленточки, подвешивали пряники, конфеты. Вокруг водили хороводы, плясали, пели песни.
Воспитатель: А почему говорят, что береза – людям колодец? Разве дерево может быть колодцем? (ответы детей).
Правильно, весной появляется сок, начинается сокодвижение.
А кто из вас хоть раз пробовал березовый сок? Вкусный, полезный для детей и взрослых, но надо собирать его с умом, чтобы не погубить дерево, обязательно заделывать после себя надрез (глиной, землей, перевязать).
А что еще появляется у березы весной?
Дети: Весной появляются сережки. Это цветы березы. В сережках созревают семена, похожие на крошечные самолетики. ветер и птицы разносят их, и там, где они упадут на землю, вырастут новые березки.
Дополнения воспитателя: Они падают на землю, прорастают. Березы любят свет и простор, не боятся морозов и живут более150 лет.
- Ребята, а вы любите получать подарки? А сами любите дарить? Давайте мы подарим березке свои подарки. (Девочка в костюме березки)
Дети: 1. - Я дарю тебе солнышко, пусть оно светит ярко, ярко, согревает тебя.
2. - Я дарю тебе капельку воды, пусть она напоит и умоет тебя.
3.- Я дарю тебе птицу. Она будет тебе другом и спасет от гусениц.
4.- Я дарю тебе зеленые листочки, пусть их у тебя вырастет много-много, они будут шуметь, а я приду послушать шум и спрячусь под ними от яркого летнего солнца.
5. - Я дарю тебе землю – почву, чтобы ты лучше росла, пусть она кормит и поит тебя.
На участках нашего садика растут березки, они каждый день встречают нас, радуют в разное время года. Береза создает ощущение уюта, успокаивает. Достаточно подойти к ней, прислониться спиной к стволу, или обнять её. Я знаю, многие очень бережно к ним относятся.
Бережное отношение к березе – это проявление заботливого отношения к своей малой родине.
Как мы можем заботиться о красивейшем дереве – березе?
- Не ломать зря ветки.
- Засыпать снегом корни березы, чтобы не вымерзли зимой в сильные холода.
- Не обрывать почки и листья в больших количествах.
- Напоминать взрослым, что нужно правильно собирать березовый сок, не причиняя березе вреда.
- Сажать саженцы весной. В мае мы с вами посадим березку на память о себе, о нашем пребывании в нем, о нашем садовском детстве. А когда вы подрастете, увидите результат своего доброго дела. Березка будет радовать других ребятишек и их родителей.
- Ребята, давайте сделаем сегодня аллею березок. Мы уже делали аппликации из бумаги, ткани, а сегодня крону березу мы изобразим, используя стружку от карандашей.
Показываю процесс выполнения работы. Ствол дерева вырезать из белой бумаги в форме тонкого конуса. Рисуем простым карандашом крону. И постепенно наносим клей на крону, приклеиваем сразу стружки, прижимаем салфеткой.
Пальчиковая гимнастика
«Березки (пальцы рук) расправили нежные листочки, потянули тонкие веточки к солнышку.
Улыбнулись березки солнышку. Вдруг налетел шаловливый ветерок и предложил березкам поиграть с ним. Удивились березки, но согласились. Закачали своими тонкими веточками, сначала тихонько, потом все сильнее и сильнее. Каждый листочек-пальчик поздоровался со своим соседом, но шалун ветер принес с собой тучки, которые закрыли солнце. Огорчились березки, обняли себя листочками, чтобы согреться. Тут и дождик закапал. Повисли веточки у березы, как плети. Испугался ветер, что березки заболеют, и разогнал тучи. Выглянуло солнышко, и березки весело заморгали глазками, замерли, на солнышко глядя»
Самостоятельная деятельность детей.
Итог:
Воспитатель: Сегодня мы убедились, что береза самое красивое и почитаемое дерево России.
«Я в России родился
Я в России живу!
Потому и березку
От души и люблю!»
«Будем березку любить, охранять,
Будем взрослым во всем помогать.
Реки, поля и леса сбережем
Помним о том, что природа наш дом»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Здравствуй,зимушка-зима."Конспект интегрированного познавательного занятия. Подготовительная группа.
«ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА-ЗИМА"Конспект интегрированного познавательног...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе "Кошки"
Материалы из конспекта можно использовать на занятиях по окружающему миру, в опытнической деятельности, экологии, математике....
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе тема "Белая книга зимы"
Занятие проводилось с детьми подготовительной группы в рамках районно-городского семинар-практикума музыкальных руководителей ДОУ....
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе "Космонавты"
Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе по ФЭМП и ознакомлению с окружающим миром. В работе использовала Слайды о космосе, палочки Кюизенера, кубики ЛЕГО....
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе в соответствии с ФГТ Тема: "Весеннее настроение"
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе в соответсвии с фгт...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Формирование представлений детей подготовительной группы об осенних изменениях в природе».
создание условий для закрепления знаний детей об изменениях в природе осенью....
Конспект интегрированного занятия в средней группе «Лиса-краса» Провела воспитатель Лапина Л.В.
Интегрированное занятие в средней группе по развитию речи, математике, аппликации...