Занятие по развитию речи на тему «Игра - путешествие "Спешим на помощь Колобку"».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Садыхова Гюнель Нематовна

В данной методической разработке представлено занятие (технологиечскася карта) по развитию речи в средней группы детского сада на тему  «Игра - путешествие "Спешим на помощь Колобку"».

Занятие направленно на: 

- закрепление знаний о таком жанре художественной литературы, как русская народная сказка;

- развитие логического мышление при решении проблемной ситуации;

- формирование грамматического строя речи путём составления предложения по картинке, рассказывания сказки;

На занятии использовались здоровьесберегающие технологии (организационная гимнастика, гимнастика для глаз, динамическая пауза).

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_sadyhova_g.n.docx96.96 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №544

с углублённым изучением английского языка

Московского района

Санкт-Петербурга

Отделение дошкольного образования

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Тема занятия:

«Игра - путешествие "Спешим на помощь Колобку"»

                                             

    Разработала:

                                                                             Садыхова Гюнель Нематовна

Санкт-Петербург

2021

Технологическая карта изучения темы занятия

Тема

«Игра - путешествие "Спешим на помощь Колобку"»

Цель занятия

Создавать благоприятные условия для своевременного возникновения и развития познавательного общения; привлекать детей к обсуждению вопросов познавательного характера, способствовать развитию речи воспитанников путем рассказывания и анализа русских народных сказок.

Задачи занятия

- закрепить знания о таком жанре художественной литературы, как русская народная сказка;

- упражнять в подборе антонимов;

- продолжать развивать логическое мышление при решении проблемной ситуации;

- способствовать формированию грамматического строя речи путём составления предложения по картинке, рассказывания сказки;

- применять здоровьесберегающие технологии (организационная гимнастика, гимнастика для глаз, динамическая пауза).

Тип занятия

Игра- путешествие

Форма занятия

Нетрадиционная

Продолжительность

20- 25 минут

Участники

Средняя группа

Возраст обучающихся

 (4-5 лет)

Оборудование и материалы

Ноутбук, проектор, презентация к занятию "Спешим на помощь Колобку"; раздаточный материал: карточки с заданием по составлению карты и выявлению закономерности, цветные карандаши; письмо с заданиями "от героев сказки"; мяч.

Предварительная подготовка

Чтение сказок, изучение животных и мест их обитания, упражнения в словообразовании, составлении связного высказывания по теме и по картинке, подборе антонимов, выявление закономерностей, отгадывание и составление загадок.

Методы и приёмы работы  с детьми

Рассказы и беседы воспитатель, моделирование ситуации сказки, рассматривание иллюстрации, сюжетных картин сказки, дидактические игры.

Ход занятия:

Этап занятия

Содержание

Время

Организация детей

Приветствие гостей.

- Добрый день!

(Дети выходят на ковер и встают в круг)

Для начала встанем в круг,

Сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Мы готовы поиграть,

Можно встречу начинать!

(Дети занимают свои места)

2

минуты

Основная часть

занятия

15-20

минут

1.Вводная

(Приложение 2- слайд №2)

Воспитатель: Дети, вы любите слушать сказки? (Да)

Воспитатель: За что вы любите сказки? (В них добро всегда побеждает зло...)

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Воспитатель: Сегодня мы с вами вспомнить одну сказку, сказка не простая, а волшебная.

Воспитатель: Хотите поскорее узнать, о какой волшебной сказке мы с ваши сегодня поговорим? (Да!)

Воспитатель: (Загадка)

На тарелочке лежал.

Как остыл, так убежал.

Встретил он зверей в лесу,

На беду свою – лису.

Ей попался на зубок

Круглый, вкусный …

Воспитатель: Молодцы, вы сразу угадали сказку!!!

(Приложение 3- слайд № 3)

(Предварительная диагностика, на владение сказкой).

Воспитатель: В этой сказке тоже все закончилось хорошо? Расскажите, что произошло в сказке?

Воспитатель: Скажите, вам не жалко Колобка?

(Приложение 4- слайд № 4) (Мотивация)

Воспитатель: А не хотели бы вы попасть в сказку и спасти нашего героя? Хорошо.

Тогда нам срочно нужно Колобка найти. Но ждут преграды нас на пути. Вы готовы?

Воспитатель: Чтобы попасть в сказку нужно закрыть глазки и произнести волшебные слова “ 1, 2, 3 обернись, в сказке окажись”. Открываем глаза.

2.Основная

(Приложение 5- слайд № 5)

Воспитатель: Итак, мы попали в сказку. Давайте оглядимся вокруг. (гимнастика для глаз)

«Видят глазки всё вокруг»

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано -

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

Составление плана движения Колобка.

(Приложение 6- слайд № 6)

Воспитатель: Как же мы сможем спасти Колобка? Он ведь такой непослушный и уже побежал по дорожке от бабушки и дедушки…

Воспитатель: Нарисуем план, дороги, по которой бежал Колобок:

Перед вами карандаши и бумага.

Приготовьтесь слушать задание и рисовать:

• в левом верхнем углу нарисуйте красный треугольник;

• в правом нижнем углу нарисуйте зеленый квадрат;

• в центре нарисуйте черный овал;

• в левом нижнем углу нарисуйте синий прямоугольник;

• в правом верхнем углу нарисуйте желтый круг.

Воспитатель: А сейчас проверим.

Кто справился? Молодцы!

(Приложение 7- слайд № 7)

Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним героев сказки, с которыми встречался Колобок.

(Приложение 8- слайд № 8)

Вернемся к нашей карте и посмотрим, как же бежал Колобок.

1. Из дома Колобок побежал вниз

по дорожке. Встретился с Зайцем.

2. Затем он побежал направо. Встретился с Волком.

3. От Волка побежал вверх и встретился с Медведем.

4. А от Медведя побежал по диагонали

вниз и попал в лапы к Лисе.

Как спасти Колобка, увести его от Лисы? (Повести его налево, по дорожке к дому.)

Ну что, спасли мы Колобка? (Да)

(Физминутка "Хомка")

 (Раздается стук в дверь. Воспитатель поднимает письмо у двери.)

Ой, ребята, посмотрите, нам наш друг Хомячок передал письмо от зверей, с которыми встретился Колобок.

Не хотят они так просто отпустить нас из сказки и дать спасти Колобка.

Карту мы с вами изменили, но надо еще и задания наших волшебных героев выполнить. Только тогда мы спасем Колобка.

Но мы устали... Нам надо немного отдохнуть вместе с нашим другом Хомячком.

Хомка, Хомка, хомячок, (хлопки в ладоши)

Полосатенький бочок. (поглаживания по животу)

Хомка рано встает, (потягивание)

Лапки моет, спинку трет. (перетирание ладоней, поглаживание по спине)

Подметает Хомка хатку (приседания)

И выходит на зарядку. (бег на месте)

Раз, два, три, четыре, пять, (ходьба на месте)

Хочет Хомка сильным стать. (показывают кулачки)

Воспитатель: Ребята, вы настоящие молодцы! Садитесь!

(Подбор антонимов)

(Приложение 9- Слайд № 9)

Воспитатель: Напомните мне пожалуйста, кого первого встретил Колобок на своем пути? (Зайчика)

Итак, задания от Зайчика.

Игра "Кот наоборот"

(Воспитатель бросает мячик по очереди детям, а они подбирают антоним к названному слову.)

Скажи наоборот.

День-ночь. Зима-… Холод-… Много-… Начало-… Добро-… Радость-… Далеко-… Большой-… Высокий-… Широкий-…. Быстрый… Белый… Горячий… Первый…Маленький -... Старый - ... Умный - ...

(Приложение 10- Слайд № 10)

Воспитатель: Какие вы молодцы! Справились с заданиями зайца!

Воспитатель: А кого вторым встретил на пути Колобок? (Волка)

Воспитатель: Значит, теперь мы выполняем задание от Волка.

Воспитатель: В какое время года происходило действие в сказке? (летом).

А летом цветут цветы, стрекочут кузнечики, летают бабочки…

А где встречаются все наши герои? (В лесу)

Итак, задание:

Найдите, кто из животных спрятался в лесу.

hello_html_m50ce91ee.jpg

Воспитатель: Какие это животные? Расскажите о них. (Дикие, живут в лесу, лиса и волк - хищники, белка и заяц - травоядные, в дупле спряталась белка, за кустом - лиса, из-за дерева выглядывает волк, над кустом торчат уши зайца...).

Воспитатель: От кого ждут нас следующие задания?

Правильно, от медведя.

(Приложение 11- Слайд №11)

Воспитатель: слушайте внимательно, задание от Медведя.

"Я случайно порвал ковер, который одолжил у Лисы на праздник.

Почините его и тогда я замолвлю перед Лисой словечко за Колобка…

(Дети получают карточки с изображением ковра и раскрашивают в нужный цвет пропущенные ячейки.)

Давайте проверим, правильно ли мы починили ковер?

Воспитатель: Почему надо было раскрашивать эти ячейки именно этим цветом? (В третьей строчке после синего прямоугольника должен идти зеленый, а после красного - желтый. А в четвертой строке между красным и синим прямоугольниками должен быть желтый.)

(Приложение 12- Слайд № 12)

Воспитатель: Молодцы! Справились мы с заданиями.

Воспитатель: Осталось самое сложное – договориться с Лисой, чтобы она не тронула нашего Колобка, и он убежал домой.

"Но я так просто не отдам Колобка. Вы должны отгадать мои мудрёные загадки. Ребята, вы умеете отгадывать загадки? Посмотрим!!! Проверим, знаете ли вы народные сказки!"

1. Дед и баба вместе жили,

Дочку из снежка слепили,

Но костра горячий жар

Превратил девчурку в пар.

Дед и бабушка в печали.

Как же их дочурку звали?

Воспитатель: Молодцы, правильно, Снегурочка!

2. Что за сказка: кошка, внучка,

Мышь, ещё собака Жучка

Деду с бабой помогали,

Корнеплоды собирали?

Воспитатель: Правильно, Репка!

3. Отвечайте на вопрос.

Кто в корзине Машу нёс,

Кто садился на пенёк

И хотел съесть пирожок?

Сказочку ты знаешь ведь?

Кто же это был? …

Воспитатель: Правильно, Маша и Медведь!

4. Стрела молодца угодила в болото,

Ну где же невеста? Жениться охота!

А вот и невеста, глаза на макушке.

Невесту зовут …

Воспитатель: Правильно, Царевна Лягушка!

(Приложение 13- Слайд № 13)

Молодцы, ребята!

Справились мы с заданиями героев сказки? (Да.)

3.Заключительная

А из какой сказки пришли к нам эти герои? (Колобок)

Теперь Лиса сможет съесть Колобка? (Нет)

Почему? (Мы выполнили все задания)

Ребята, перед вами лежит картинка всех героев сказки. Ваша задача, обвести в зелёный круг хорошего героя сказки и раскрасить его, а злых герое обвести в красный круг, и не раскрашивать.

Я буду назвать героя сказки, если он хороший- хлопать в ладоши, если плохой- закрывать глазки ладонями, так мы узнаем, каким цветом обводить героем.

А что нам помогло выполнить все задания? (Знания о животных, знание сказок, умение ориентироваться в пространстве, дружная работа на занятии...)

Окончание занятия

Понравилось вам, как вы работали на занятии?

Какое задание было для вас самым интересным?

Что было самым трудным?

Чему вы научились на занятии?

Если да, похлопайте себе!

Пора возвращаться из сказки домой.

Закройте глазки и произнесите волшебные слова “ 1, 2, 3 обернись, дома окажись”.

Понравилось вам наше приключение?

Значит, наша команда еще не раз отправится на помощь сказочным героям. Согласны, ребята? (Да).

Сейчас мы оценим нашу работу на занятии. Перед вами лежит колобок, если вы хорошо работали на занятии- прикрепите к домику весёлого колобка, а если вы немного работали на занятии, то грустного колобка.

Ребята, вы молодцы, наш дом украшен весёлым колобком и не одним, потому что вы все сегодня очень хорошо работали!

Молодцы!!!

Спасибо вам!

3-5

минут

Литература:

1. Н.Е. Вераксы: Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

2. Русская народная сказка "Колобок".

3. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. – М.: Академия, 2006.

Электронные ресурсы:

1. https://deti-online.com/zagadki/zagadki-pro-skazochnyh-geroev/

2. https://yandex.ru/images/search?text=иллюстрации к сказке колобок

3. https://yandex.ru/images/search?text=найди спрятавшихся в лесу животных


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи на тему: "Помощь Гном Гномычу"

Образовательные задачи:закреплять представления детей о бытовых приборах и инструментах;совершенствовать грамматический строй речи:упражнять в образовании и употреблении существительных в форме множес...

НОД по развитию речи во второй младшей группе «На помощь Колобку»

Цель: способствовать развитию речи детей через театрализованную деятельность.Задачи:-обогащать словарь детей прилагательными;-активизировать словарь детей;-учить детей соотносить слова со своими ...

Конспект открытого занятия по развитию речи для детей раннего возраста группы №1 «Колобки». Тема: «В гостях у сказки».

Цель: развивать и активизировать речь детей через рассказывание знакомой сказки.Образовательные задачи:- продолжать учить рассказывать знакомую сказку вместе с педагогом;- учить слушать и слышать восп...

Конспект занятия по развитию речи. На тему « По следам Колобка»

Образовательные: Закрепить знания детей о русской народной сказке «Колобок»; -формировать ( развивать) умение слышать и понимать заданные вопросы по сюжету сказки, отвечать на них;-об...