Коммуникативная деятельность "Игра – сказка «Как коза избушку построила».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Тема: Игра – сказка «Как коза избушку построила».
Вид деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.
Возраст: 5-6 лет.
Цель: Развитие познавательно - речевых способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством поэтапного введения дидактических задач, облеченных в игровую образную форму; создание игровых мотивов, определяющих отношение у дошкольников к познавательно-речевой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 18 п. Разумное
Белгородского района Белгородской области»
Сценарий непосредственно образовательной деятельности
Автор: Олейник О. А., воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида №18 п.Разумное Белгородского района Белгородской области».
Тема: Игра – сказка «Как коза избушку построила».
Вид деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.
Возраст: 5-6 лет.
Цель: Развитие познавательно - речевых способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством поэтапного введения дидактических задач, облеченных в игровую образную форму; создание игровых мотивов, определяющих отношение у дошкольников к познавательно-речевой деятельности.
Задачи:
- Обучающие:
- Формирование желания действовать с разнообразными дидактическими играми.
- Формирование представления о равенстве: уравнивание разного количества предметов путем или добавления, или отнимания.
- Уточнение знаний детей известных геометрических фигур, их элементов.
- Закрепление умения объединять предметы (растения, яблоки) по общим признакам.
- Закрепление умения соотносить цифру с количеством предметов (яблок).
- Закрепление представления о деревьях и кустарниках.
- Совершенствование умения считать в прямом и обратном порядке в пределах 10.
- Совершенствование умения составлять простые и сложные предложения.
- Упражнение в сохранении равновесия.
- Упражнение в образовании однокоренных слов (коза – козленок – козочка – козлята).
- Упражнять в образовании прилагательных от существительных (дуб – дубовый лист, осина – осиновый лист, ель – елочная иголка).
- Развивающие:
- Развитие в играх памяти, внимания, воображения, мышления, речи.
- Развитие умения детей составлять фигуру (дом) в соответствии с предлагаемой схемой.
- Развитие мелкой моторики пальцев рук.
- Развитие у детей геометрической зоркости: умение анализировать предметы по форме (дома из палочек).
- Развитие умения поддерживать беседу.
- Профилактика плоскостопия.
- Воспитательные:
- Формирование таких качеств, как дружелюбие, дисциплинированность.
- Формирование эмоционально-положительного отношения к предстоящей познавательной и речевой деятельности дошкольников.
- Воспитание умения работать в коллективе, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребенка.
- Воспитание у детей к процессу познания, культуре умственного труда.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа:
- чтение сказки «Как коза избушку построила»;
- рассматривание иллюстраций к сказке;
- словесно-дидактические игры: «Назови ласково», «Угадай слово»;
- беседа «Откуда дом пришел»;
- экспериментальная деятельность «Что прочнее».
Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика «Здравствуй, солнце золотое», физическая минутка «К нашей елочке мы вышли», профилактика плоскостопия «Ходьба по канату».
Материалы и оборудование: колокольчик, книга со сказкой «Как коза избушку построила», иллюстрация к сказке, мяч, канат, настольный театр, цифры, деревья (яблоня, осина, дуб, ель), куст шиповника, картинки корзин (красная, желтая), яблоки красные и желтые, листья растений, счётные палочки по количеству детей, схемы домов, магнитофон, аудиозапись, мольберт, мяч.
Ход непосредственно образовательной деятельности
I. Начало группового сбора
Привлечение внимания детей колокольчиком. Сбор детей в центре групповой комнаты на ковре.
- Приглашаю всех ребят на полянку.
II. Приветствие
- Все ли вы нашли для себя местечко?
- Все ли удобно устроились? Посмотрите друг на друга.
- У всех ли приветливые лица?
- Здравствуйте, я очень рада вас видеть. Давайте познакомимся. Меня зовут Ольга Алексеевна, а вы положите свои ладошки на мои и назовите каждый своё имя (дети называют свои имена). Вот мы и познакомились.
III. Пальчиковая игра
(Поочередный массаж пальцев рук по тексту стихотворения сначала одной руки, затем – второй руки)
- Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, указательный!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в родном краю -
Всех я вас приветствую!
IV. Планирование. Выбор темы. Мотивация
- Кто из вас оказался самым внимательным и заметил, что у нас в группе появилось что-то новое? (Ответы детей).
- Посмотрите, я приготовила для вас на столах разные игры, чтобы с вами позаниматься и поиграть.
- А ещё у меня для вас есть новость. Утром, когда я собиралась к вам, решила навести порядок на книжной полке и нашла книгу со сказкой. Кто сможет прочитать название сказки? Как называется сказка? (дети читают).
- И если вы не против, мы с вами поиграем сегодня с этой сказкой.
V. Играем со сказкой
«Жила когда-то старуха - говоруха, и была у неё коза с козлятками» - на стол выставляются фигурки по тексту сказки.
Д/и «Где чья тень?»
Задание: Узнайте и назовите где, чья тень: старуха, коза, козленок, козочка.
Образование слов: коза – козленок – козочка - козлята
«Утром люди встанут, за работу примутся, а старуха всё полёживает. Только к обеду подымется, поест, попьёт и давай говорить».
Д/ игра «Съедобное-несъедобное».
Задание: Поймайте мяч, если это съедобное и старуха может съесть на завтрак (арбуз, мяч, бутерброд, машина, сосиски, чай, кукла, пряник, варенье, шарик).
«А коза с козлятками в хлеву заперты - ни травинки им пощипать, ни водицы попить, ни побегать» (показ картинки, где козлятки заперты в хлеву).
- Как вы думаете, это хорошо или плохо? Почему? (Ответы детей)
«Вот как-то раз и говорит коза козляткам: Козлятушки - детушки, не житьё нам у старухи - говорухи! Пойдёмте - ка в лес, построим избу себе и будем в ней жить. Как выпустила старуха - говоруха козу с козлятками из хлева - они и побежали. Только старуха их и видела!»
- Давайте и мы с вами отправимся вместе с козой и козлятами в лес.
Ходьба по канату - (Педагог вместе с детьми идет к столу, где стоит яблонька)
«Подошла коза к лесной яблоньке: Яблонька, можно мне под твоими ветками избушку построить?
- Не строй подо мною избушку, яблоки с меня упадут - твоих козляток ушибут. Ступай ещё куда - нибудь».
Д/игра «Соберём и посчитаем яблоки»
Задание: Соберём рассыпанные яблоки по корзинам (соответствующие цвету яблок).
- Сосчитайте, сколько яблок в красной корзине? в жёлтой? (Ответы детей).
- Перед вами цифры, составьте числовой ряд. Вместе хором считаем прямой счет. А теперь посчитайте в обратном порядке.
- Выберете нужную цифру и соотнесите с количеством яблок.
- В какой корзине больше? меньше? (Ответы детей).
- А как сделать, чтобы стало поровну? (Ответы детей).
«Подошла коза к ёлке»
Физминутка
К нашей ёлочке мы вышли, поднимая ноги выше
Через кустики и кочки, через ветви и пенёчки
Кто высоко так шагал, не споткнулся, не упал.
Ветер тихо ель качает, влево, вправо наклоняет.
«Ёлка, можно мне под тобой избушку построить?
- Не строй подо мною избушку, шишки с меня упадут - твоих козляток ушибут. Найди место получше».
«Увидела коза дуб: Дуб, можно мне под тобой избушку построить?
- Не строй подо мною избушку, по осени жёлуди с меня упадут - твоих козляток ушибут. Сама горевать будешь!
Пошла коза к осине: Осинка, можно мне под тобой избушку построить?
- Мои листики и днём и ночью шумят - твоим деткам спать не дадут. Найди место получше!
Пришла коза к шиповнику: Шиповник, можно мне под тобой избушку построить?
- Что ты, коза! Вон на мне какие колючки острые! Будут твои козлятки прыгать - скакать - всю шёрстку себе повыдерут. Ступай, коза, дальше, найди место получше!».
Д/и «Классификация растений»
Задание: Подумайте, по какому признаку можно разделить эти растения на 2 группы. (Деревья и кустарники. Колючие и неколючие).
Д/и «С какого дерева листок?»
Задание: Определите, с какого растения упал лист (дуб, ель, осина, шиповник).
Образование слов: дуб – дубовый лист, осина – осиновый лист, ель – еловые иголки.
Педагог вместе с детьми отправляется к березе.
«Пошла коза к берёзе: Берёзка, можно мне под тобой избушку построить? Качнула берёзка веточками, сказала:
- Я твоих козляток от зноя уберегу, от дождика спрячу, от ветра укрою. Строй подо мной избушку. Обрадовалась коза. Построила под берёзкой избушку и стала жить в ней со своими козлятами».
- Предлагаю вам помочь козе построить избушку.
Д/и «Построй домик по схеме»
Задание: Подумайте, с кем вы в паре будете работать. Вместе выберите схему дома, который вам наиболее понравился, и постройте его из счётных палочек.
(Звучит фонограмма, дети строят дома).
- Посмотрите, какие замечательные дома у вас получились для козы с козлятами.
- На какую геометрическую фигуру похож дом? крыша? окно? (Ответы детей). Сколько квадратов? Сколько треугольников? Почему крыша похожа на треугольник? (три стороны, три угла). Почему стены похожи на квадрат? и т.д.
VI. Анализ деятельности (звучит колокольчик - сбор на ковре)
- Приглашаю вас всех на нашу полянку.
- Давайте с вами вспомним, у каких деревьев и кустарников коза просила строить избу? (У яблони, у ёлки, у дуба, у осины, у шиповника, у берёзы).
- Из чего строят избы?
- А что вам удалось сделать сегодня?
- Какие материалы можно ещё использовать для строительства в условиях нашей группы?
- Каждому из вас я подарю вот такую козочку. Вы можете изготовить избу для нее и ее козлят, используя другие материалы, и придумать продолжение нашей сказке: «Как жили коза с козлятами в новой избушке?»
VII. Рефлексия.
- Тем из вас, кому понравилось, то, как мы сегодня играли со сказкой, громко поаплодируйте себе.
Планируемый результат: активное участие воспитанников в игровой деятельности, доброжелательное взаимодействие с воспитателем и сверстниками в решении игровых и познавательных задач, реализация воспитанниками следующих компетенций: право самостоятельно принять решение об участии (неучастии) в общей деятельности, право выбора места среди других детей и выбора партнера по деятельности, право быть услышанным, вести диалог, выразить свою точку зрения, право самостоятельно распределять обязанности в общем деле (при «строительстве» дома), право принять (или не принять) помощь взрослого, право прекратить работу раньше, чем будем получен результат, право самостоятельно оценить достигнутый результат.
Список литературы:
- Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду.[Текст] Пособие для воспитателя дет.сада. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с., ил.
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников.[Текст] Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика - Синтез, 2014. - 64 с. - ISBN 978-5-4315-0505-8
- Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещение, 1981. – 80с.
- Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром[Текст]: Для занятий с детьми 4 - 7 лет. - М.: Мозаика - Синтез, 2014. - 80 с. - ISBN 978-5 4315-0413-6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/10/picture-40562.jpg)
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе по мотивам русской народной сказки "Как коза избушку построила"
Данное занятие можно использовать в качестве развлечения, мы же таким необычным способом познакомили детей с новым произведением устного народного творчества - сказкой "Как коза избушку построила"....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/26/picture-837700-1477484499.jpg)
Презентация проекта по сказке "Как коза избушку построила"
Презентация проекта по сказке "Как коза избушку построила". Тип проекта: информационно-исследовательский, долгосрочный. Продолжительность: 2 месяца....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/25/picture-235442-1395752931.jpg)
Игра драматизация по сказке "Как коза избушку построила"
Игра драматизация по сказке "Как коза избушку построила"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/15/picture-1055317-1536989730.jpg)
Чтение художественной литературы. Сказка. «Как коза избушку построила»
учить детей внимательно слушать воспитателя, внимательно рассматривать иллюстрации к тексту, воспитывать любовь к литературе....
СЦЕНАРИЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПОСТАНОВКИ ПО МОТИВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «КАК КОЗА ИЗБУШКУ ПОСТРОИЛА».
СЦЕНАРИЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПОСТАНОВКИПО МОТИВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ«КАК КОЗА ИЗБУШКУ ПОСТРОИЛА»....
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/08/picture-1237295-1586372751.jpg)
Экономь-ка. Экономические сказки "Как коза избушку построила" (18.05-22.05)
Занимательная экономика в формате # сидим дома с пользой...