Коммуникативная деятельность "Игра – сказка «Как коза избушку построила».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Тема: Игра – сказка «Как коза избушку построила».
Вид деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.
Возраст: 5-6 лет.
Цель: Развитие познавательно - речевых способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством поэтапного введения дидактических задач, облеченных в игровую образную форму; создание игровых мотивов, определяющих отношение у дошкольников к познавательно-речевой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игра – сказка «Как коза избушку построила». | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 18 п. Разумное
Белгородского района Белгородской области»
Сценарий непосредственно образовательной деятельности
Автор: Олейник О. А., воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида №18 п.Разумное Белгородского района Белгородской области».
Тема: Игра – сказка «Как коза избушку построила».
Вид деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.
Возраст: 5-6 лет.
Цель: Развитие познавательно - речевых способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством поэтапного введения дидактических задач, облеченных в игровую образную форму; создание игровых мотивов, определяющих отношение у дошкольников к познавательно-речевой деятельности.
Задачи:
- Обучающие:
- Формирование желания действовать с разнообразными дидактическими играми.
- Формирование представления о равенстве: уравнивание разного количества предметов путем или добавления, или отнимания.
- Уточнение знаний детей известных геометрических фигур, их элементов.
- Закрепление умения объединять предметы (растения, яблоки) по общим признакам.
- Закрепление умения соотносить цифру с количеством предметов (яблок).
- Закрепление представления о деревьях и кустарниках.
- Совершенствование умения считать в прямом и обратном порядке в пределах 10.
- Совершенствование умения составлять простые и сложные предложения.
- Упражнение в сохранении равновесия.
- Упражнение в образовании однокоренных слов (коза – козленок – козочка – козлята).
- Упражнять в образовании прилагательных от существительных (дуб – дубовый лист, осина – осиновый лист, ель – елочная иголка).
- Развивающие:
- Развитие в играх памяти, внимания, воображения, мышления, речи.
- Развитие умения детей составлять фигуру (дом) в соответствии с предлагаемой схемой.
- Развитие мелкой моторики пальцев рук.
- Развитие у детей геометрической зоркости: умение анализировать предметы по форме (дома из палочек).
- Развитие умения поддерживать беседу.
- Профилактика плоскостопия.
- Воспитательные:
- Формирование таких качеств, как дружелюбие, дисциплинированность.
- Формирование эмоционально-положительного отношения к предстоящей познавательной и речевой деятельности дошкольников.
- Воспитание умения работать в коллективе, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребенка.
- Воспитание у детей к процессу познания, культуре умственного труда.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа:
- чтение сказки «Как коза избушку построила»;
- рассматривание иллюстраций к сказке;
- словесно-дидактические игры: «Назови ласково», «Угадай слово»;
- беседа «Откуда дом пришел»;
- экспериментальная деятельность «Что прочнее».
Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика «Здравствуй, солнце золотое», физическая минутка «К нашей елочке мы вышли», профилактика плоскостопия «Ходьба по канату».
Материалы и оборудование: колокольчик, книга со сказкой «Как коза избушку построила», иллюстрация к сказке, мяч, канат, настольный театр, цифры, деревья (яблоня, осина, дуб, ель), куст шиповника, картинки корзин (красная, желтая), яблоки красные и желтые, листья растений, счётные палочки по количеству детей, схемы домов, магнитофон, аудиозапись, мольберт, мяч.
Ход непосредственно образовательной деятельности
I. Начало группового сбора
Привлечение внимания детей колокольчиком. Сбор детей в центре групповой комнаты на ковре.
- Приглашаю всех ребят на полянку.
II. Приветствие
- Все ли вы нашли для себя местечко?
- Все ли удобно устроились? Посмотрите друг на друга.
- У всех ли приветливые лица?
- Здравствуйте, я очень рада вас видеть. Давайте познакомимся. Меня зовут Ольга Алексеевна, а вы положите свои ладошки на мои и назовите каждый своё имя (дети называют свои имена). Вот мы и познакомились.
III. Пальчиковая игра
(Поочередный массаж пальцев рук по тексту стихотворения сначала одной руки, затем – второй руки)
- Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, указательный!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в родном краю -
Всех я вас приветствую!
IV. Планирование. Выбор темы. Мотивация
- Кто из вас оказался самым внимательным и заметил, что у нас в группе появилось что-то новое? (Ответы детей).
- Посмотрите, я приготовила для вас на столах разные игры, чтобы с вами позаниматься и поиграть.
- А ещё у меня для вас есть новость. Утром, когда я собиралась к вам, решила навести порядок на книжной полке и нашла книгу со сказкой. Кто сможет прочитать название сказки? Как называется сказка? (дети читают).
- И если вы не против, мы с вами поиграем сегодня с этой сказкой.
V. Играем со сказкой
«Жила когда-то старуха - говоруха, и была у неё коза с козлятками» - на стол выставляются фигурки по тексту сказки.
Д/и «Где чья тень?»
Задание: Узнайте и назовите где, чья тень: старуха, коза, козленок, козочка.
Образование слов: коза – козленок – козочка - козлята
«Утром люди встанут, за работу примутся, а старуха всё полёживает. Только к обеду подымется, поест, попьёт и давай говорить».
Д/ игра «Съедобное-несъедобное».
Задание: Поймайте мяч, если это съедобное и старуха может съесть на завтрак (арбуз, мяч, бутерброд, машина, сосиски, чай, кукла, пряник, варенье, шарик).
«А коза с козлятками в хлеву заперты - ни травинки им пощипать, ни водицы попить, ни побегать» (показ картинки, где козлятки заперты в хлеву).
- Как вы думаете, это хорошо или плохо? Почему? (Ответы детей)
«Вот как-то раз и говорит коза козляткам: Козлятушки - детушки, не житьё нам у старухи - говорухи! Пойдёмте - ка в лес, построим избу себе и будем в ней жить. Как выпустила старуха - говоруха козу с козлятками из хлева - они и побежали. Только старуха их и видела!»
- Давайте и мы с вами отправимся вместе с козой и козлятами в лес.
Ходьба по канату - (Педагог вместе с детьми идет к столу, где стоит яблонька)
«Подошла коза к лесной яблоньке: Яблонька, можно мне под твоими ветками избушку построить?
- Не строй подо мною избушку, яблоки с меня упадут - твоих козляток ушибут. Ступай ещё куда - нибудь».
Д/игра «Соберём и посчитаем яблоки»
Задание: Соберём рассыпанные яблоки по корзинам (соответствующие цвету яблок).
- Сосчитайте, сколько яблок в красной корзине? в жёлтой? (Ответы детей).
- Перед вами цифры, составьте числовой ряд. Вместе хором считаем прямой счет. А теперь посчитайте в обратном порядке.
- Выберете нужную цифру и соотнесите с количеством яблок.
- В какой корзине больше? меньше? (Ответы детей).
- А как сделать, чтобы стало поровну? (Ответы детей).
«Подошла коза к ёлке»
Физминутка
К нашей ёлочке мы вышли, поднимая ноги выше
Через кустики и кочки, через ветви и пенёчки
Кто высоко так шагал, не споткнулся, не упал.
Ветер тихо ель качает, влево, вправо наклоняет.
«Ёлка, можно мне под тобой избушку построить?
- Не строй подо мною избушку, шишки с меня упадут - твоих козляток ушибут. Найди место получше».
«Увидела коза дуб: Дуб, можно мне под тобой избушку построить?
- Не строй подо мною избушку, по осени жёлуди с меня упадут - твоих козляток ушибут. Сама горевать будешь!
Пошла коза к осине: Осинка, можно мне под тобой избушку построить?
- Мои листики и днём и ночью шумят - твоим деткам спать не дадут. Найди место получше!
Пришла коза к шиповнику: Шиповник, можно мне под тобой избушку построить?
- Что ты, коза! Вон на мне какие колючки острые! Будут твои козлятки прыгать - скакать - всю шёрстку себе повыдерут. Ступай, коза, дальше, найди место получше!».
Д/и «Классификация растений»
Задание: Подумайте, по какому признаку можно разделить эти растения на 2 группы. (Деревья и кустарники. Колючие и неколючие).
Д/и «С какого дерева листок?»
Задание: Определите, с какого растения упал лист (дуб, ель, осина, шиповник).
Образование слов: дуб – дубовый лист, осина – осиновый лист, ель – еловые иголки.
Педагог вместе с детьми отправляется к березе.
«Пошла коза к берёзе: Берёзка, можно мне под тобой избушку построить? Качнула берёзка веточками, сказала:
- Я твоих козляток от зноя уберегу, от дождика спрячу, от ветра укрою. Строй подо мной избушку. Обрадовалась коза. Построила под берёзкой избушку и стала жить в ней со своими козлятами».
- Предлагаю вам помочь козе построить избушку.
Д/и «Построй домик по схеме»
Задание: Подумайте, с кем вы в паре будете работать. Вместе выберите схему дома, который вам наиболее понравился, и постройте его из счётных палочек.
(Звучит фонограмма, дети строят дома).
- Посмотрите, какие замечательные дома у вас получились для козы с козлятами.
- На какую геометрическую фигуру похож дом? крыша? окно? (Ответы детей). Сколько квадратов? Сколько треугольников? Почему крыша похожа на треугольник? (три стороны, три угла). Почему стены похожи на квадрат? и т.д.
VI. Анализ деятельности (звучит колокольчик - сбор на ковре)
- Приглашаю вас всех на нашу полянку.
- Давайте с вами вспомним, у каких деревьев и кустарников коза просила строить избу? (У яблони, у ёлки, у дуба, у осины, у шиповника, у берёзы).
- Из чего строят избы?
- А что вам удалось сделать сегодня?
- Какие материалы можно ещё использовать для строительства в условиях нашей группы?
- Каждому из вас я подарю вот такую козочку. Вы можете изготовить избу для нее и ее козлят, используя другие материалы, и придумать продолжение нашей сказке: «Как жили коза с козлятами в новой избушке?»
VII. Рефлексия.
- Тем из вас, кому понравилось, то, как мы сегодня играли со сказкой, громко поаплодируйте себе.
Планируемый результат: активное участие воспитанников в игровой деятельности, доброжелательное взаимодействие с воспитателем и сверстниками в решении игровых и познавательных задач, реализация воспитанниками следующих компетенций: право самостоятельно принять решение об участии (неучастии) в общей деятельности, право выбора места среди других детей и выбора партнера по деятельности, право быть услышанным, вести диалог, выразить свою точку зрения, право самостоятельно распределять обязанности в общем деле (при «строительстве» дома), право принять (или не принять) помощь взрослого, право прекратить работу раньше, чем будем получен результат, право самостоятельно оценить достигнутый результат.
Список литературы:
- Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду.[Текст] Пособие для воспитателя дет.сада. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с., ил.
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников.[Текст] Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика - Синтез, 2014. - 64 с. - ISBN 978-5-4315-0505-8
- Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещение, 1981. – 80с.
- Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром[Текст]: Для занятий с детьми 4 - 7 лет. - М.: Мозаика - Синтез, 2014. - 80 с. - ISBN 978-5 4315-0413-6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе по мотивам русской народной сказки "Как коза избушку построила"
Данное занятие можно использовать в качестве развлечения, мы же таким необычным способом познакомили детей с новым произведением устного народного творчества - сказкой "Как коза избушку построила"....
Презентация проекта по сказке "Как коза избушку построила"
Презентация проекта по сказке "Как коза избушку построила". Тип проекта: информационно-исследовательский, долгосрочный. Продолжительность: 2 месяца....
Игра драматизация по сказке "Как коза избушку построила"
Игра драматизация по сказке "Как коза избушку построила"...
Чтение художественной литературы. Сказка. «Как коза избушку построила»
учить детей внимательно слушать воспитателя, внимательно рассматривать иллюстрации к тексту, воспитывать любовь к литературе....
СЦЕНАРИЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПОСТАНОВКИ ПО МОТИВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «КАК КОЗА ИЗБУШКУ ПОСТРОИЛА».
СЦЕНАРИЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПОСТАНОВКИПО МОТИВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ«КАК КОЗА ИЗБУШКУ ПОСТРОИЛА»....
Экономь-ка. Экономические сказки "Как коза избушку построила" (18.05-22.05)
Занимательная экономика в формате # сидим дома с пользой...